Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностический процесс и его основные этапы




1. На подготовительном этапе происходит необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение, подбор литературы,.формулировка задач, также происходит определение объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы и подбор методов и методик.

2. На втором этапе– этапе сбора информации, этапе исследований происходит сбор фактических данных с помощью разных методов. Проводятся различные этапы из серии исследований.

3. На этапе обработке данныхисследований происходит количественный и качественный анализ исследования, а также статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.

4. На этапе интерпретации данных происходит во-первых, установление правильности, либо ошибочности гипотезы исследования, а во-вторых, соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями.

5. Этап принятия решения. На данном этапе экспериментатор принимает решение либо согласится с полученными результатами или вернуться заново к проведению повторного исследования с целью получения достоверных данных по данной проблеме

 

 

16. Основные принципы и типы классификации психодиагностических методик.

В качестве основания для практичной типологии тестов, предлагаемой читателю, выбран принцип, описанный В. В. Столиным и А. Г. Шмелевым. Он основан на различии методических приемов, лежащих в основе тестов. Так, могут быть выделены следующие типы методик:

· Объективные тесты. Наиболее часто используются тесты интеллекта. При их выполнении испытуемый должен решать логические, арифметические, пространственные задачи.

· Стандартизованные самоотчеты. 1) Тесты-опросники более часто используются в кадровой работе. Опросники (одномерные и многомерные/многофакторные) позволяют оценить сразу несколько психологических черт. 2) Открытые опросники представляют собой анкеты, списки вопросов или неоконченных предложений, для которых предусмотрена особая форма обработки — контент-анализ (т.е. отнесение ответов к определенным стандартным категориям). Это биографические опросники, направленные на изучение психобиографии испытуемого. 3) Шкальные техники. В некоторых опросниках испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам.

· Проективные методики. Эти методики задействуют в испытуемом процессы воображения. Инструкции проективных тестов предлагают человеку «спроецировать» себя в заданную стимульную ситуацию и создать на ее основе некоторый индивидуальный продукт в виде текста, рисунка, рассказа, эмоционального состояния и пр. Анализ и интерпретация результатов проективных методик требуют определенного опыта и подготовки.

· Аппаратурные методики. Предполагают использование специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психологических особенностей испытуемого. Как правило, с помощью аппаратурных методик оцениваются особенности высшей нервной деятельности (скорость реакции, динамические характеристики нервной системы) и высшие психические функции (особенности памяти, внимания, восприятия).

· Диалогические методики. Предполагают непосредственный контакт психодиагноста и испытуемого. Эти техники требуют высокой коммуникативной компетентности.

 

7. Понятие о репрезентативности тестовых норм. Порядок работы по проверке репрезентативности полученных результатов

Репрезентативность означает, что с некоторой определенной статистически погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых психических свойств соостветствует их реальному распределению. Она свидетельствует о возможности использования тестовых норм, выработанных на выборке стандартизации при разработке теста, для всей генеральной совокупности испытуемых, для которых данный тест предназначен.

Для оценки репрезентативности проводится анализ распределения тестовых баллов, полученных при пилотажном тестировании на выборке стандартизации.

Обычно при получении кривой нормального распределения делается вывод о том, что тестовые обладают репрезентативностью. Для проверки нормальности распределения используются различные статистические критерии, например критерий Колмогорова-Смирнова.

 

2. Цель, объект, предмет и задачи современной психологической диагностики

Психодиагностика – наука о конструировании методов измерения, классификации психических и психофизиологических особенностей человека, а так же об использовании этих методов в целях измерения, оценки и анализа психики человека.

Цель современной психологической диагностики в ее наиболее распространенных формах (тесты, проективные методики, психофизиологические методики, вопросники) заключается в том, чтобы фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам.

Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др.

Предмет психологической диагностики – это психическое своеобразие конкретного человека, т.е. индивидуальность как выражение целостности и неповторимости человека.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.