Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Сознание и самосознание




Лекция 9

Сознание – высшая форма отражения действительности, продукт деятельности головного мозга.

Для формирования сознания необходимо человеческое окружение, наличие человеческого общества.

Сознательная деятельность – это такая деятельность, которая осуществляется со знанием объективного значения ее задач, с учетом всех особенностей ситуации и последствий деятельности, как для индивидуума, так и для общества.

Автоматизированный акт – способность человека осуществлять, не осознавая, упрочившееся действие. Эта способность вырабатывается в процессе исторического развития человека и является целесообразной. В основе акта автоматизации лежат следы нервных процессов, возникшие в процессе тренировки.

Под бессознательной деятельностью понимают, с одной стороны, такие ее формы, когда человек недостаточно осознает цель, задачи и последствия своей деятельности. С другой стороны, бессознательными могут быть названы такие действия, которые на определенном этапе их формирования, были осознаваемыми, а затем сделались автоматизированными, непроизвольными. В процессе обучения ряд навыков и действий становится автоматизированным и в последующем выполняется механически, без обдумывания.

Этапы формирования сознания:

1. до 1 года – бодрствующее сознание. Характеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом появляются первые реакции на окружающую среду – первые элементы сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у матери или засыпать при покачивании.

2. от 1 года до 3 лет – предметное сознание. На этом этапе главную роль играют впечатления действительности. Сознание ребенка обогащается представлениями о предметах и явлениях, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На втором этапе ребенок еще не улавливает взаимосвязь событий и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок не выделяет еще себя из окружающего мира, в его речи пока отсутствует местоимение «Я».

3. от 3 до 9 лет – индивидуальное сознание. На этом этапе появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделения себя из окружающей среды, отдифференцирование от других предметов действительности. Сознание собственного «Я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется.

4. от 9 до 16 лет – коллективное сознание. Для этого этапа характерно появление более дифференцированных представлений о предметах действительности, о себе, о простейших взаимоотношениях в коллективе. В этом периоде становится отчетливым представление об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящим. Появляется общественное и социальное сознание.

5. от 16 до 22 лет – рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание. На пятом этапе формирования сознания состояние подростка приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и последствий их. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста к 20-22 годам.

Признаки нарушенного сознания:

- отрешенность от окружающего мира – это утрата способности воспринимать происходящие события, анализировать, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, т.е. нарушение анализа и синтеза происходящих событий. При всех психических нарушениях происходит изменение восприятия окружающего, особенно в случаях галлюцинаторных и бредовых расстройств. Однако для состояния нарушенного сознания более характерны нарушения восприятия, характеризующиеся неточностью, фрагментарностью, беспорядочностью и бессвязностью происходящих событий.

- дезориентировка – это нарушение ориентировки в окружающем, во времени и по отношению к собственной личности. Дезориентировка, особенно во времени и месте, наблюдается при синдроме Корсакова. Однако наряду с грубой дезориентировкой во времени такие больные могут обнаружить способности тонко анализировать ситуацию, использовать запасы прошлых сведений и делать правильные выводы. Так, больной с синдромом Корсакова и грубыми расстройствами памяти на текущие события, дезориентировкой во времени на вопрос: «Какое время года?», подойдя к окну, правильно ответил: «Конец мая». Далее он объяснил: «Листва полностью распустилась, но она еще свежая, так бывает в конце мая». При грубой дезориентировке во времени и месте, у больного сохранена способность воспринимать происходящее, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, т.е. анализ и синтез не нарушены.

- амнезия на период нарушенного сознания. Амнезия может быть тотальной и может касаться только определенных ситуаций, например больной не может вспомнить реальные события, но помнит некоторые болезненные переживания, как это наблюдается при делирии.

Для того, чтобы говорить о нарушенном сознании, необходимо у больного выявить все три признака. Например, больной, находящийся в кататоническом ступоре, как бы отрешен от окружающего мира, не реагирует на происходящие события, не вступает в контакт, не отвечает на вопросы. Однако после выхода из болезненного состояния такой больной может рассказать о событиях, которые происходили вокруг, обнаруживая способность не только воспринимать, запоминать, но и анализировать происходящее. Это говорит о том, что сознание не было нарушено, несмотря на отрешенность от окружающего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.