КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психофизическая модель инженера-строителя (раскрыть один из блоков модели)Психофизическая модель – совокупность профессионально важных психофизических качеств инженера. Три блока: (Раскрыть нужно один) 1) Психические возможности: - Интеллектуальные способности (вычислительные, пространственные, быстрота мышления, логические и т.д.) - Социально-психологические качества (нервно-эмоциональная устойчивость, исполнительность, организаторские способности) - Черты характера (коммуникабельность, лидерство, надежность) 2) Физические качества: Выносливость, сила, быстрота, равновесие, координация, моторика мелких движений 3)Психофизиологические резервы: - Зрение (острота, глазомер, периферийное зрение) - Зрительно- и слухо- моторная реакция - Устойчивость функциональных систем (вестибулярный аппарат, геоклиматическая устойчивость и т.д.) - Познавательные функции мозга (память, внимание) 8-4 Психофизическая модель инженера-строителя Психофизическая модель инженера-строителя представляет собой совокупность профессионально важных психофизических качеств инженера-, Строителя (ПВК) ранжированных по 10-балльной шкале. ПВК включают в Себя три блока качеств: психические возможности и характерологические Особенности личности, физические качества и психофизиологические резервы организма. Модель составлена по профессиограммам для строителей для четырех видов деятельности инженера-строителя. Профессиограммы содержат следующие: параметры: - типичные трудовые действия, операции; - типичные ошибки; - двигательная активность; - основные и вспомогательные рабочие движения; - физическая нагрузка и ее направленность; - рабочая поза; - характер психической и психофизической нагрузки; - метеорологические и санитарно-гигиенические условия, экологическая ситуация; ■ профессиональные вредности и заболевания; ■ профессионально важные физические качества; • ключевые профессионально важные психофизиологические функции; ■ профессионально важные двигательные умения и навыки; ■ профессионально важные психические качества и способности; ■ профессионально значимые деловые и личностные свойства. 8-5 Профессиональная психическая готовность.Осн. проф важные физ ….. Любую инженерную деятельность, как и деятельность инженера-строителя, можно представить в виде четырех-пяти направлений: практическ деятельность (работа на стройке прорабом, мастером, начальником участ и т.п., а также технологом на производстве); работа проектировщиком, конструктором в проектном бюро; работа по эксплуатации оборудования; научная деятельность; руководящая деятельность. Для этих видов деятельности рассмотрим условия работы и какими качествами и в каком объеме должен обладать инженер-строитель для тога чтобы качественно, эффективно работать на определенном участке деятельности, без потери трудоспособности.
Инженер-строитель практик. Условия работы близки к экстремальным: работа проводится на откры той местности, в любое время суток, на любых географических широт любых высотах, в любое время года, иногда при резкой смене температур Двигательный режим активный, т.е. большую часть рабочего времени чел век проводит на ногах, может подниматься на различные конструкции, спускаться в котлованы, проходить по шатким мостикам и конструкциям и т.д, Работа проводится в зоне повышенной опасности, т.к. на строительной площадке много движущейся строительной техники, работают подъемные краны, могут быть провода под напряжением, имеются разрытия, траншеи, котлованы. Эмоциональное и интеллектуальное напряжение выше допустимых норм, т.к. приходится решать сложные задачи в условиях дефицита времени с повышенной ответственностью, в том числе и за безопасность других. ПВК - по физическим качествам прораб должен быть хорошо подготовлен, основное требование - высокая динамическая выносливость - 10 баллов. Сила может быть в пределах 5-6 б. Хорошо должны быть развиты реакции: слухо-моторная, зрительно-моторная и тактильная. Т.е. что-то увидел, услышал, ощутил нештатное, должен быстро оценить ситуацию, а для ■лого должен обладать быстротой мышления, и отдать нужную команду подчиненным понятными словами; для этого должна быть хорошо развита логичность мышления, должен быть определенный запас слов. У прораба должен быть развит глазомер, желательно на 8-10 баллов, т.к. в работе нужно правильно оценивать расстояния до движущихся предметов (в зоне повышенной опасности), длины, высоты и т.д. Психофизиологические резервы должны иметь высокий уровень: 8-10 баллов. ССС, ЦНС. Дыхательная система, вестибулярный аппарат должны быть без патологий, т.е человек должен быть абсолютно здоровым. Вестибулярный аппарат должен быть тренированным, т.к. приходится подниматься на высоты и проходить мо мостикам на высоте. Должна быть высокая геоклиматическая устойчивость. Качество внимания (концентрация, переключение, объем) - в среднем 6-7 баллов. Память - особенно вербальная - 7 баллов. Психические качества: общий уровень интеллекта может быть невысоким, т.к. прорабу не приходится в процессе своей деятельности обрабатывать большой поток информации, в пределах 5 баллов. Но некоторые составляющие должны быть выше: пространственное мышление - 7-8 баллов, Т. к. приходится работать с чертежами. Прораб должен быть эмоционально устойчив - 8 баллов; это качество Важно для руководителя, т.к. от степени эмоциональной устойчивости руководителя зависит эмоциональный климат в коллективе. Нормативность, или следование нормам морали, тоже высокий уровень - 7 баллов. Организаторские способности - 7 баллов, т.к. он руководит коллективом. Очень важное качество - добросовестность. Для строителя оно является профессиональным, т.к. от добросовестности соблюдения всех требований и норм строительства зависит безопасность строений, сооружений и людей. В целом к прорабу предъявляются наиболее высокие требования по исем показателям. Инженер-конструктор, экономист. Условия работы: работает в помещении, в замкнутом пространстве, при недостатке освещения, воздуха, при наличии пыли от чертежей (бумаги), при проектировании с помощью ЭВМ - под влиянием электромагнитных излучений. Двигательный режим - пассивный, рабочая поза - вынужденная, постоянно сидя с наклоном, если работает, (чертит) сидя, или стоя за кульманом, совершает мелкие движения. Требования к уровню ПВК: по физическим качествам основное - статическая и общая выносливость, координация (для выполнения мелких движений). К остальным качествам требования пониженные. По психофизиологическим резервам: Основное - хорошее зрение и глазомер. Хорошая вербальная (на слова) и зрительная память, объем внимания. Самое главное требование в блоке психических возможностей: должно б ыть высокоразвито пространственное мышление и вычислительные способности. Человек должен быть исполнительным и самое главное как и для прораба добросовестным.
Инженер эксплуатационник. Условия работы примерно такие же, как у прораба, если работа связана с техническим осмотром зданий, сооружений, оборудования и т.д. Т.е. двигательный режим активный, но меньше, чем у прораба. Характер требований по ПВК такой же, как у прораба, но по уровню меньший. Особые требования предъявляются к инженеру, работающему с автома-: тезированными средствами управления различным оборудованием зданий,, сооружений. Это работа в машинных залах управления электростанций, теплолодстанций и т.п. Работа здесь связана с большим психоэмоциональным напряжением, необходимостью постоянно поддерживать большой объем внимания, концентрировать внимание, на показаниях различных приборов, переключать внимание с одного прибора на другой. Поэтому жесткие требование к ЦНС, она должна быть устойчивой к психоэмоциональной нагрузке. Научная деятельность. Научной деятельностью могут заниматься не все люди. Конечно, те, у кого большой объем знаний в выбранной области, но и обязательно те, у ко высокий интеллектуальный уровень, т.е. имеется большой объем знаний и других областях науки. К уровню здоровья и физической подготовленности особенных требований нет. Предъявляются повышенные требования к ПВ содержащимся в блоке психических возможностей. Во-первых, человек, занимающийся научной деятельностью должен иметь аналитический склад ума, т. е. способность к анализу событий, выявлению среди них главных, п ' иску связей между ними и т.д. Из черт характера - основное - это стремлении к достижению цели, без этого качества очень часто научная работа остается незаконченной. Стремление к достижению цели характеризуется умение ставить перед собой цель, искать пути к ее достижению, стремиться ее достичь. Это качество вырабатывается при занятиях теми видами спорта, в которых спортсмен добивается установления своих личных достижений: тяж лая атлетика, бег, лыжи и т.д. Эти качества переносятся им в жизнь.
Руководитель. Работа руководителя (организация строительства, строительного производства, руководство проектами) связана с большими как физическими, так и психоэмоциональными нагрузками, т.к. на руководителе лежит персональная ответственность за выполнение работы. Требования по физической подготовленности и здоровью такие же, как у прораба, а по особенностям мышления - как у научного работника. В чертах характера обязательно должно быть на высоком уровне такое качество, как лидерство. Руководитель должен быть ярко выраженный лидер. Лидер ->то тот, кто берет на себя ответственность в принятии решений; делает это гот, кто обладает уверенностью в себе, решительностью; эти качества имеет тот, у кого большой объем знаний.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |