Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пятифакторная модель личности




Введение

Лаконичное, и в то же время полное описание личности - цель, к кото-рой постоянно стремится психологическая наука. Анализ зарубежных публи-каций, посвященных исследованию личности за последнее время, свиде-тельствует о том, что современные персонологи склонны считать, что в рам-ках пятифакторной модели личности можно в полной мере охарактеризовать личность.

Ведущие теоретики личности Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р.МакКрэй, П. Коста и другие рассматривают личность как некую иерархическую структуру типа пирамиды, в основании которой лежат много-численные, связанные между собой поведенческие проявления - черты, группирующиеся на основе психолингвистического, а затем статистического метода факторного анализа в обобщенные характеристики - факторы, являю-щиеся общими особенностями в структуре личности. Количество таких ос-новных характеристик личности, получаемых в различных независимых ис-следованиях, колеблется от трех до девяти, но чаще всего выделяются пять факторов.


 

В факторных теориях личность рассматривается как состоящая из ста-бильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные разли-чия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг и многие другие.

Создание пятифактороной модели, как и работы упомянутых авторов, ба-зировалось на лексическом подходе. Сначала происходило выделение крите-риев для описания личности из анализа естественного языка и последующей научной таксономизации. Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивидуальные различия в поведении. Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, ЕС-тественности и классифицируются по категориям личностных качеств. Для получения окончательной таксономической структуры проводится фактор-ный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.

В результате тщательной работы были выделены пять факторов, обнару-живших устойчивость на разных выборках, в разных социокультурных усло-виях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структу-ра личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих личностных факторов (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

 Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, ак-тивный)

 Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий)

 Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный)

 Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавлен-ный)

 Открытость (интеллектуальный, блестящий, независимо мыслящий)

В качестве критического замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением об-суждения отдельных лонгитюдинальных исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках). По содержанию Пятифакторная модель личности – структура индивидуальных различий, а не структура лич-ности, которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения является наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллекта, качеств личности.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.