Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 Прогнозирование и регулирование развития регионов и внешнеэкономических связей




Задача регулирования региональной экономики связана с локальной самостоятельностью обособленной территориально-хозяйственной единицы в рамках общей системы федеративного государства.

Субъекты Российской Федерации разрабатывают долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, среднесрочные программы, индикативные планы, целевые региональные программы исходя из соответствующих федеральных документов и законодательства субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации с участием ассоциаций межрегионального сотрудничества:

- разрабатывает рекомендации по прогнозированию, программированию и индикативному планированию в субъектах Российской Федерации;

- анализирует прогнозы, программы и индикативные планы, представленные субъектами Российской Федерации и осуществляет их координацию;

- вырабатывает рекомендации по преодолению региональных кризисных ситуаций и решению крупных межотраслевых проблем;

- намечает меры по преодолению территориальных диспропорций и улучшению положения депрессивных территорий;

- формирует территориальные разделы концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, индикативные планы, а также межрегиональные целевые программы федерального значения.

Вопросы регулирования касаются, прежде всего, социально-экономических аспектов развития. Поэтому регионы разрабатывают планы, прогнозы и программы развития, которые включают направления:

- создание благоприятных условий для эффективной работы предприятий, находящихся в регионе,

- внедрение мер по стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики,

- оздоровление финансового состояния действующих на территории фирм,

- обеспечение стабильного поступления налоговых сборов в бюджет,

- меры по приоритетному развитию местных товаров – производителей,

- проведение социально-ориентированной тарифной и ценовой политики,

- обеспечение защиты социально-экономических интересов региона на федеральном уровне.

Региональное планирование включает следующую последовательность разработки планов:

  1. Составление концепции развития
  2. Разработка программ развития и бизнес-планов, выявление оценки их эффективности
  3. Мониторинг реализации и использование механизмов обратной связи

Планы региональных и местных бюджетов являются составной частью бюджетной системы страны. Для регионального уровня в бюджетном планировании характерно использование следующих принципов:

- единства, то есть связи с бюджетной системой страны,

- самостоятельности, то есть возможности использования полученных доходов в соответствии с приоритетами территории.

Доходная часть бюджетного плана региона может состоять из собственных, заемных средств и средств бюджетного регулирования. Собственные средства территории образуются за счет региональных налогов, отчислений от регулирующих налогов и некоторых дополнительных источников, например, надбавок к федеральным и региональным налогам. Заемные средства регионального бюджета состоят из бюджетных ссуд, краткосрочных кредитов коммерческих банков и доходов от выпуска субфедеральных и муниципальных займов на инвестиционные цели. Средства бюджетного плана включают дотации, субсидии, трансферты из фонда финансовой поддержки регионов, средства по взаимным расчетам и ряда других фондов.

Основными расходами регионального бюджета выступают территориальные затраты на образование, социально-культурные мероприятия, здравоохранение и управление. В отличие от региональных местные бюджетные планы ставят целью обоснование суммы своих доходов и их использование для целей роста благосостояния отдельного муниципалитета (города, района).

Государство усиливает свою составляющую в регионах посредством косвенных методов регулирования, когда используются методы активной доходной и налоговой политик:

- федерально-региональное распределение финансовых средств,

- упорядочению региональных отношений по вопросам собственности,

- территориальной организации использования природных ресурсов, являющихся собственностью государства.

Новые тенденции в региональном планировании и прогнозировании:

- переход от краткосрочных и среднесрочных к долгосрочным планам и программам развития региона,

- формирование единой методологии разработки региональных планов с учетом стратегии развития территории,

- перерастание программ социально-экономического развития в общественные соглашения,

- выбор разработчиков региональных плановых документов.

Недостатки регионального планирования и прогнозирования:

1. Отсутствие четкости в стратегических планах, которые во многом пока еще напоминают общие декларации, а не документы управления

2. Недостаточное внимание вопросам долгосрочных планов и программ, что связано с отсутствием стабильного фона для прогнозирования и планирования

3. Слабая связь между долгосрочными и текущими планами

4. Неглубокий и некомплексный анализ имеющейся среды деятельности, выявления тенденций развития и имеющихся ресурсов

5. Отсутствие четкой формулировки и научного обоснования стратегического выбора

6. Отсутствие в стране системы территориального планирования

7. Обособленное обоснование показателей социально-экономического развития региона без должной увязки с другими уровнями управления

8. Отсутствие в планах механизма мониторинга

Частью региональной системы регулирования социально-экономических отношений территории является деятельность местных (муниципальных) властей. Экономическое предвидение местных властей затрагивает в основном такие сферы, как:

- определение экономического потенциала муниципального образования,

- состояние рынка труда,

- инвестиционный климат,

- состояние инфраструктуры,

- уровень жизни населения.

Основной целью воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. Генеральная целевая установка прямого и косвенного управления внешнеэкономической деятельностью со стороны государства состоит в достижении экономических выгод для страны на основе эффективного обмена и делового сотрудничества с другими странами, удовлетворения запросов, которые трудно обеспечить с помощью собственного производства и имеющихся у страны ресурсов.

Управление внешнеэкономической деятельностью позволяет решать следующие задачи:

- приобретать посредством импорта недостающие стране товары и услуги,

- использовать внешние рынки для продажи экспортируемых товаров и услуг,

- участвовать в мировых интеграционных экономических процессах,

- развивать научно-техническое и культурное сотрудничество,

- заимствовать передовой мировой опыт,

- пользоваться иностранными кредитами, инвестициями,

- поддерживать платежный баланс страны.

Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют следующие инструменты и способы воздействия: таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Существуют два основных направления внешнеэкономической политики правительства - протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Протекционизм – политика защиты собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

В качестве правовых институтов регулирования внешнеэкономической деятельности государство использует международные и страновые положения, соглашения, нормы, кодексы, законы и другие правовые акты, позволяющие воздействовать на экономические отношения между странами, экспортно-импортную деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.