Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий




В современной нейропсихологии под афазиями понимаются нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляют собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата. В соответствии с классификацией А.Р. Лурии существует 7 форм афазии, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.

 

1. Сенсорная афази я. В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слова. Такие больные не понимают обращенную к ним речь, вызывает трудности восприятие слов с оппозиционными фонемами т. к. звуки [г] – [к] – [х], [c] – [з] они не различают. Дефект понимания устной речи является центральным в этом заболевании. Речевое высказывание заменяется «словесной окрошкой», одни звуки заменяются другими – «литеральные парафазии». У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, потому что им неясен смысл образца, подлежащий написанию.

2. Акустико-мнестическая афазия - фонематический слух сохранен, понимается обращенная речь, однако больные не способны запомнить даже небольшой речевой материал вследствие нарушения слухоречевой памяти. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу, возникает вторичное – из-за слабости слухоречевых следов – непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависит и от запоминания речевого.

3. Оптико-мнестическая афазия В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений. При этой форме афазии распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, нарушается связь между зрительным образом слов и их наименованием. В устной речи это проявляется в том, что больные не могут назвать предметы и пытаются дать им словесное описание («ну это то, чем пишут», «это такое, ну, чтобы дверь запирать»).

4. Афферентная моторная афазия связана с выпадением (ослаблением) кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей) – 40-го поля и примыкающего к нему 22-го поля. В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афференция (речевые кинестезии), т.е. возможность проявления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта.

5. Семантическая афазия - в этих случаях страдает понимание грамматических конструкций, т.е. когда для понимания какого-либо выражения, слов требуется одновременное представление нескольких явлений. Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные отношения: сравнительные отношения. Не понимают предложения типа «Ручка длиннее карандаша», «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них самый темный?»;

6. Моторная эфферентная афазия. Центральным дефектом этой формы афазии являются трудности переключения с одного движения на другое, трудности выполнения серийных двигательных навыков. При попытках произнести слово больные не могут переключиться от одного слога к другому, возникают речевые персеверации. Трудности в плавности протекания активной устной речи, в нарушении ее автоматизации приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности – письма, чтения и даже понимания речи.

7. Динамическая афазия Больные самостоятельно почти ничего не высказывают, часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у них отсутствуют нарушения речевой моторики, понимания устной речи. В основе этой формы афазии лежат нарушения организации речевого высказывания, т.е. страдает способность дать развернутое речевое высказывание (устное или письменное).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.