Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдром поражения гипоталамо-диэнцифальной области мозга




Это область относится к первому блоку мозга, которая обеспечивает мозг энергией, процессы активации этого блока зависят (сон-бодрстование). Также возникает нарушение сознания, эмоций, внимания и памяти и в небольших количествах мышления.

Вышеперечисленные расстройства имеют место при поражении любых структур, включённых в первый блок мозга, но качественные нарушения всё же зависят от локализации патологического процесса.

 

Основные механизмы, которые формируют перечисленные нарушения, в частности формируют синдром мнестических расстройств, является достаточно устойчивыми, но различные характеристики этих механизмов могут быть разными, и от них зависят какие виды памяти нарушаются.

 

При поражении гипоталамо-диэнцифальной области на фоне зрительных и эндокринно-обменных расстройств чаще всего формируется амнестический синдром, который имеет модально-неспецифический характер и различную степень выраженности (от лёгкой до сложной – выраженный Корсаковский синдром). Независимо от глубины мнестического дефекта у больных сохраняется установка на запоминание, а также они контролируют свою мнестическую деятельность (наблюдается нарушения как произвольной регуляции запоминания и воспроизведения, так и непроизвольной).

 

Нельзя сказать, что память нарушена полностью, потому что больные выполняют методику 10 слов и как результат процесс заучивания растянут во времени, нет 100% запоминания и максимальная продуктивность 7-8 слов. Больной понимает инструкцию к заданию и само выполнение задания им контролируется.

 

У больных с локализацией нарушений гипоталамо-диэнцефальной области наблюдается относительная сохранность непосредственного воспроизведения (соответствует нижней границе нормы 5-6 слов).

 

Что касается непосредственного запоминания, то можно сказать, что не обнаруживается патологических признаков, которые говорят о выраженном амнестическом синдроме.

 

Если пауза у таких больных ничем не заполнена, то чаще всего материал они воспроизводят сразу же, непосредственно и практически в полной мере. Информация из кратковременной памяти в таких условиях переходит в долговременную. Если такую паузу увеличить больше 3 минут, то это приводит к снижению продуктивности воспроизведения (то есть меньше вспоминают слов и словосочетаний).

 

Если же у больных наблюдается амнестический синдром в развёрнутой форме, то здесь имеет место механизм, состоящий из 3 блоков:

1. Нарушение функции следообразования

2. Тормозимость воспроизведения сформированных следов интерферирующими воздействиями

3. Нарушение избирательности воспроизведения, который был рассмотрен в связи с нарушением памяти в медиально-лобных отделах и в основе его лежит выраженная повышенная тормозимость следов

В данном синдроме существенную роль играет уровень смысловой организации запоминаемого материала (материал для запоминания может быть связан между собой по смыслу, а может быть не связан).

 

Степень выраженности синдрома мнестических расстройств при поражении этой области определяется следующими показателями:

· Действует ли только механизм патологической тормозимости следов – (наблюдается лёгкая и средняя степень нарушения) или же к нему присоединяются другие механизмы (массивные амнестические синдромы)

· Компенсируется ли мнестический дефект за счёт смысловой организации материала. Если компенсируется – наблюдается лёгкая и средняя степень; если патологическое забывание проявляется независимо от характеристики запоминаемого материала, то это говорит о глубоком нарушении памяти

· Снижение продуктивности памяти может зависеть от интерферирующей задачи. Если интерферирующая задача гомогенная, то это говорит о лёгкой степени нарушения мнестической деятельность; если гетерогенная – средняя или грубая степень нарушения.

· Снижает ли интерференция продуктивность воспроизведения – это говорит о лёгкой и средне степени. Если наблюдается полное забывание содержания стимульного материала – средняя и грубая степень нарушения.

 

Снижение уровня активации проявляется и в эмоциональной сфере и наблюдается в виде уплощения аффектов: монотонность, вялость, сужение поля эмоционально значимых стимулов. На более поздних стадиях патологического процесса также можно увидеть апатию.

 

Нарушение сознания можно наблюдать в форме просоночных состояний, к ним присоединяются массивные нарушения памяти и как итог больной дезориентирован в месте, времени и в собственной жизни.

 

Внимание снижено как произвольное, так и непроизвольное. Также характеризуются нестойкостью и улучшается при его стимуляции.

 

24.04.14. Синдром «расщеплённого мозга» при поражении мозолистого тела

Известно, что работа полушарий ГМ обеспечивается спаечными волокнами, среди которых ведущая роль принадлежит мозолистому телу. При его перерезке каждое полушарие начинает работать как изолированный орган и интеграция деятельности полушарий существенно нарушается. Основным симптомом при перерезке мозолистого тела является нарушение реципрокной координации рук.

Благодаря развитию нейрофизиологии, нейрохирургии и нейропсихологии функции мозолистого тела стали доступны для более дифференцированного его изучения.

 

В настоящее время описаны 2 основных варианта синдромов, обусловленных нарушением межполушарного взаимодействия, существенным признаком которых является односторонний характер.

 

1.Синдром аномии. Он проявляется в нарушении названия стимулов, поступающих в правое полушарие мозга. Если больной ощупывает предметы левой рукой или получает информацию только в левое полуполье зрения, то информация поступает в теменные или затылочные отделы правого полушария мозга (если межполушарные связи не нарушены, то обычно информация переносится в левое полушарие, где находятся речевые зоны – человек может назвать предъявленный стимул). Но после комиссуротомии такого переноса не наблюдается и предъявленные стимулы не называются больными. В этом же синдроме наблюдается афазия, в рамках афазии тоже просматривается синдром аномии, который состоит в том, что при предъявлении стимулов в левое полушарие (ощупывание предмета правой рукой и предъявление стимулов правому глазу, в правое поле зрения). В таком случае предъявленные стимулы могут быть названы. Но, так как в основе аномии не лежат расстройства гнозиса (больные могут на ощупь узнать предмет либо выделить его из группы предъявленных предметов). Описанные феномен касается называния не только предметов, но и букв.

 

2.Синдром дископии и дисграфии. Он проявляется в том, что больному полностью недоступно письмо левой рукой и невозможность рисования правой. Диагностическим критерием, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении задания. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой рукой, а выполнение рисунка – левой. Описанные синдромы нарушения психических функций при поражении мозолистого тела и методики, позволяющей их обнаружить, позволяют решить вопросы топической диагностики, а также решить вопросы дисфункции межполушарных связей в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.