Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И тематических карт




Задание 1. Проанализируйте содержание обзорных общегеографических карт на примере:

а) физической карты Пермского края в масштабе 1:2 500 000;

б) физической карты России в масштабе 1:25000000.

 

Указания к выполнению задания

 

1. Выписать полное название карты, номер изучаемого листа или страницы атласа и год издания.

2. Определить назначение карты и характер ее использования (настольная, настенная).

3. Проанализировать и описать содержание карт по элементам согласно следующему плану:

а) гидрографическая сеть (реки, озера и другие водные объекты). Принципы классификации: режим (постоянные, пересыхающие), состав воды (пресные, соленые), хозяйственное использование (судоходные, несудоходные, сплавные);

б) рельеф. Принципы классификации: способы изображения; возможность определения высот, углов наклона; отображение резких нарушений рельефа и микроформ; характер рельефа территории (горный, равнинный и т. д.);

в) растительность и грунты: классификация элементов, способы изображения; виды и типы растительности;

г) населенные пункты. Принципы классификации: тип поселений (городские, сельские), количество жителей, политико-административное значение; способы картографического изображения;

д) пути сообщения. Принципы классификации: способы передвижения (железные и автомобильные дороги, водные и воздушные пути; при этом железные дороги классифицируются по ширине колеи, виду тяги и т. п., автомобильные – по значению и др.), способы картографического изображения.

4. Результаты работы должны быть представлены в виде описания карт.

 

Пример выполнения задания

 

1. Карта «Кавказ», масштаб 1:2 500 000, из Атласа мира научно-справочного типа (М., ГУГК, 1984. С. 46 – 47).

2. По назначению – карта научно-справочная, по характеру использования – настольная.

3. Содержание карты: на карте показаны водные объекты, рельеф, элементы растительности, населенные пункты, пути сообщения, политико-административные границы.

Водные объекты: Черное и Каспийское моря с довольно подробной характеристикой береговой линии (особыми знаками выделены участки с изменяющейся береговой линией, заболоченные берега, отмели и т. п.); по режиму реки подразделяются на постоянные (обозначены сплошной линией) и пересыхающие (пунктирной); по составу воды озера подразделяются на пресные (голубого цвета) и соленые (бледно-голубого), по режиму – на постоянные (обозначены сплошным контуром) и пересыхающие (пунктирным контуром).

Рельеф суши показан отметками высот и горизонталями (изогипсами), рельеф моря – отметками глубин и изобатами. Применена послойная окраска по ступеням высот и глубин. Специальными условными знаками выделены вечные снега, ледники, пещеры, пески.

Растительность и грунты показаны ареалами с использованием площадных знаков внутреннего заполнения – изображение болот и солончаков.

Населенные пункты подразделяются по количеству жителей:

более 1 000 000, 1 000 000–300 000; 300 000–100 000; 100 000–50 000; 50 000–10 000; менее 10 000 жителей (значки даны в условной ступенчатой шкале). Города с населением 1 000 000 человек обозначают контуром, отражающим конфигурацию города. Административное значение населенных пунктов показано типами и размерами шрифтов. Государственные, республиканские и районные границы, а также границы заповедников показаны линейными знаками разного рисунка.

Пути сообщения подразделяются: 1. по способу передвижения – железные и автомобильные дороги (показаны линейными знаками красного и черного цвета); 2. по значению – магистральные и прочие (значение показано толщиной знака).

Содержание карты хорошо читается. Карта может быть использована как обзорная для получения справочных данных.

 

 

Задание 2. Изучите одну из тематических карт по элементам и составьте ее описание. Тематика карт предлагается по выбору (группе ф/г – одна из карт природных явлений; группе э/г – одна из карт общественных явлений; группе прп – одна из экологических карт).

 

Указания к выполнению задания

 

Для анализа карты рекомендуется следующий порядок:

а) просмотр карты с целью получения общего представления о ней;

б) детальное ознакомление с каждым элементом карты;

в) составление описания карты по плану.

 

План описания карты

 

1. Название карты, тематика, назначение, картографируемая территория, выходные данные (где, кем и когда составлена, издана и др.).

2. Математическая основа карты: картографическая проекция (найти с помощью определителей) и характер искажений; масштаб (главный), виды масштабов, применяемых при построении; элементы компоновки карты; форма и размеры рамок, виды рамок, оцифровка картографической сетки, долгота среднего меридиана; размещение элементов карты.

3. Содержание, оформление географической основы карты (объекты и явления, изображаемые на карте) и тематического содержания карты, их элементы; способы картографического изображения (линейные знаки, значки и
т. д.), изобразительные средства (цвет, форма, размер, надписи и др.).

4. Вспомогательное оснащение карты (легенда, графики и др.).

5. Дополнительные данные карты (врезки, диаграммы, тексты и др.).

6. Результаты работы представить в виде описания карты.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.