Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические принципы физического воспитания 2 страница




4. Возвышение потребностей современного человека.

Если человек, как отмечалось выше, является «мотором» культуры, то в качестве его собственного «мотора» выступает система его потребностей, побуждающая его активность. В ряду многочисленных разновидностей материальных и социальных потребностей человека главенствующее положение занимают собственно человеческие потребности, а именно: идеальные, духовные. В принципе, данные потребности не ограничены в своем развитии, т.е. совершенствовать свои знания, нравственные, эстетические, эстетические и иные качества человек может бесконечно. Ведущий социальный механизм формирования духовных потребностей человека – система воспитания и образования. Значит, духовный прогресс немыслим без соответствующего подъема уровня образования и воспитания. Очень ярко данная закономерность проявляется при характеристике физкультурных потребностей, т.к. закономерности развития организма на протяжении человеческой жизни «заставляют» человека постоянно расширять фонд необходимых физкультурных знаний и умений, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, а также к изменениям во внутренней среде.

5. Возрастающая гуманизация и демократизация жизни. Гуманизация предполагает, что конечной целью любой сферы жизнедеятельности общества является сам человек, т.е. учет его интересов, создание условий для всестороннего развития его потенциальных сил, признание человека главной общественной ценностью. Таким образом, сердцевиной процесса гуманизации общества выступает раскрытие сущностных сил человека. А этот процесс не имеет предела, с одной стороны, и должен быть эффективным, т.е. направляемым социально, прежде всего, сферой образования и воспитания, с другой стороны. Процесс гуманизации немыслим без демократизации общественной жизни, без таких основополагающих устоев, как свобода. Равенство и правопорядок. В противном случае раскрытие сущностных сил человека будет носить ограниченный, т.е. антигуманный характер.

6. Интеллектуализация труда.

Образно говоря, интеллект есть главная сила современного индустриального общества, в котором основой основ выступает информация, его «нервная система». В то же время эта особенность производства чревата возникновением и распространением «информационных неврозов», перенапряжением психофизиологических возможностей человека. И вновь верный помощник в борьбе с этим «интеллектуальным» недугом физическая культура.

7. Быстрая смена техники и технологии.

В эпоху научно-технического прогресса появляется термин «моральный» износ техники, означающий, что еще надежные в физическом смысле машины и оборудование являются неэффективными, поскольку уже устарели в технологическом и ином смысле. Для того, чтобы удовлетворить постоянный рост многочисленных потребностей современного человека, необходимо непрерывно обновлять парк машин и оборудования, технологических линий и т.д. Все это требует новых знаний и умений, а зачастую и новых специальностей и профессий, как правило, высокоинтеллектуализированных.

Все вышеперечисленные причины вызывают необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Как обстоит дело с формированием непрерывной системы образования у нас в стране? Увы, приходится с великим сожалением констатировать, что в конце 80-х годов обозначилось, и достаточно четко, тенденция к замедлению развития сферы образования по сравнению с мировым уровнем (Япония, США, Германия и другие страны). Например, по такому показателю, как коэффициент интеллектуализации молодежи, наша страна в середине 60-х годов занимала третье место в мире, в 1985 – сорок пятое и в 1989 – начало пятого десятка. По индексу цитируемости советские ученые отстают от американских в

6-8 раз и дают не более 15% мировой научной продукции. Среди сдерживающих факторов развития системы непрерывного образования в нашей стране необходимо отметить следующие:

а) низкую социальную значимость высоких профессиональных качеств у занятых в общественном производстве;

б) неудовлетворительное состояние материально-технической базы учебных заведений

из-за незначительной доли национального дохода, направляемого на образование;

в) ограниченный диапазон форм и направлений обучения молодежи;

г) слабую преемственность в подготовке кадров между отдельными звеньями народного образования;

д) снижение требований при аттестации уровня знаний у выпускников учебных заведений в связи с повышенным вниманием к количественным показателям, характеризующим число завершивших обучение.

Таким образом, применительно к нашей стране требуется переосмысление целевых функций народного образования, место и роли образования как социального института в жизнедеятельности общества.

Сущность и содержание непрерывного образования

В понимании сущности непрерывного образования наметились следующие подходы, достаточно противоречивые:

а) отождествление непрерывного образования с непрерывным обучение, имея в виду соединение всех ступеней учебного процесса с целью устранения противоречий на стыках ступеней образования;

б) дополнение существующей системы образования новыми звеньями: кооперативными, частными, неформальными и т.д.

Видимо, истина в этой проблеме находится посередине, на стыке, слиянии данных подходов; важно не только соблюдение принципа непрерывного обучения, но и дополнение его принципом разнообразия организационных форм образования.

Главенствующей идеей непрерывного образования является идея постоянного развития человека. В этой связи вполне уместно высказывание Р. Роллана о том, что «добиться успеха раз и навсегда невозможно». Успех достигается ежедневно. Яркой моделью, отражающей идею постоянного развития человека, выступает спорт, требующий от спортсменов и тренеров ежедневного кропотливого т тяжелого труда по самосовершенствованию, благодаря которому покоряются очередные вершины на пути к достижению спортивного мастерства.

Идея постоянного развития человека немыслима без соединения ее с принципом развивающего обучения, т.е. такого обучения, которое способствует формированию человека как субъекта деятельности и общения. В свою очередь, данный принцип связан с ориентацией учебно-воспитательной деятельности не только на познание окружающего мира, но и на его преобразование. Иными словами, необходим переход от информационного к продуктивному обучению, от школы памяти к школе мысли, чувства и действия.

Отсюда целью непрерывного образования является развитие личности во все периоды ее жизненного пути, начиная от младенчества кончая старостью: в период ее созревания, затем развития и стабилизации и, наконец, в период инволюционного развития.

Для конкретного человека непрерывное образование является удовлетворением потребности в духовном развитии, средством раскрытия его задатков и способностей, сущностных сил и призвания, стержнем личностного развития и гарантией профессионального самоопределения, а следовательно, социального благополучия.

Для общества же непрерывное образование является сферой государственной политики по обеспечению необходимых условий для общего и профессионального развития каждого человека.

После всего вышесказанного есть смысл определить непрерывное образование как систему, как совокупность взаимосвязанных элементов. По определению Е.В. Калинина (1990), «целостную систему непрерывного образования следует рассматривать, во-первых, как предоставление постоянных возможностей каждому члену общества изучить общеобразовательные, естественно-научные и специальные дисциплины исходя из общественных и личных потребностей, во-вторых, как совокупность динамично развивающихся звеньев народного образования, органически связанных между собой и обеспечивающих преемственность в обучении, в-третьих, как комплекс рычагов и стимулов, способствующих постоянному увеличению реального квалифицированного потенциала народного хозяйства на основе экономической и социальной заинтересованности как отдельных граждан, так и общественного производства в

Структура непрерывного образования

Как следует из определения системы непрерывного образования, она включают в себя преемственность его звеньев. К их числу относятся (см. рис. 1):

- дошкольное образование,

- общее среднее образование (начальное общее образование, основное общее образование, полное общее образование),

- начальное профессиональное образование,

- среднее профессиональное образование,

- высшее образование (баколавриат, специалитет, магистратура),

- аспирантура и докторантура,

- повышение квалификации и переподготовка кадров.

Более точно данные звенья непрерывного образования следовало бы назвать его ступенями, ступенями на длинном пути к вершине общекультурного и профессионального мастерства. В свою очередь, перечисленные ступени образования подразделяются на:

основные формы образования, т.е. главные, ведущие. Например, на ступени общего среднего образования в качестве основной его формы выступает общеобразовательная школа;

дополнительные формы образования, позволяющие индивидуализировать на базе основного образования процесс развития человека, раскрывая тем самым полнее его потенциал. Например, в качестве дополнительной формы общего среднего образования можно отметить специализированные школы: музыкальные, спортивные, художественные и т.п. Вероятно к числу дополнительных форм образования следует отнести и такую его важную разновидность, как самообразование

Дошкольное
Общее среднее
Высшее профессиональное
Аспирантура и доктурантура
Среднее профессиональное
Начальное профессиональное
Повышение квалификации и переподготовка кадров

Рис. 1. Структура непрерывного образования:

- дополнительные формы образования
- основные формы образования

Рассмотрим более подробно структуру непрерывного образования в целом и физкультурного образования в частности.

1. Дошкольное образование. Назначение этой начальной ступени образования – закладка фундамента развития человека. По мнению многих ученых и специалистов, до 80% личностного развития ребенка формируется в этом возрасте. Поэтому данная ступень образования должна стать самой важной и главной: лучшие педагоги, большая часть средств должна вкладываться в воспитание дошкольника. Например, в Японии стараются следовать этому принципу, что, к великому сожалению, не наблюдается у нас.

К основным дошкольным учреждениям относятся детские ясли, детские сады, детские ясли-сады, дома ребенка, детские интернаты. Как ни в каком другом возрасте, в дошкольном возрасте физическая культура занимает одно из ведущих мест в программе воспитания детей. Дополнительные формы дошкольного воспитания служат для удовлетворения различных индивидуальных потребностей детей: музыкальные, хореографические, художественные и иные кружки и секции, в том числе и физкультурно-оздоровительные и спортивные (по фигурному катанию, гимнастике, оздоровительному плаванию и т.д.).

Особое место в воспитании детей занимает семья, точнее должна занимать, поскольку ничто не может заменить душевную, эмоциональную близость детей и родителей, при условии, конечно, педагогической грамотности последних. С этой целью для родителей организуются педагогический всеобуч, осуществляемый средствами массовой информации, факультетами педагогических знаний народных университетов, домами санитарного просвещения и т.п. С удовлетворением отметим, что в последнее время в пропаганде физкультурных знаний среди родителей лед тронулся.

2. Общее среднее образование. Оно обеспечивает разностороннее, гармоничное развитие личности, склонностей и способностей человека, является основным, базовым звеном системы непрерывного образования для последующей подготовки кадров.

Общеобразовательная школа состоит из трех ступеней.

а) Начальная школа (3-4года), которая призвана обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявить и развить его способности, формировать умения и желание учиться. На этой ступени обучения школьники обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения. В начальных классах у детей должна сформироваться и укрепиться потребность в физической культуре, ими должны быть усвоены элементы знаний по проведению физкультурных занятий и организации режима дня, а также должен подняться уровень их физической и двигательной подготовленности.

б) Основная школа (5 лет). Назначение этой ступени образования – закладка фундамента общеобразовательной подготовленности, необходимой выпускниками для продолжения образования, полноценного включения их в жизнь. Она обеспечивает дальнейшее развитие личности учащегося. В этом возрасте особое внимание должно быть уделено развитию их склонностей, а на этой основе формированию способности к самоопределению. Основная школа является обязательной. Выпускник основной школы имеет право на продолжение обучения в следующей ступени общеобразовательной школы, в средних профессиональных и специальных учебных заведениях, а также право начать трудовую деятельность. На этой ступени обучения учащиеся продолжают укреплять и обогащать потребность в оздоровительных упражнениях, формировать основы физкультурных знаний, определяются в своих склонностях к тем или иным видам физкультурной деятельности, повышают и в некоторых случаях стабилизируют элементы физической подготовленности.

в) Полная школа (2 или 3 года), в рамках которой завершается общеобразовательная подготовка учащихся на основе широкой дифференциации обучения, за счет введения на этой ступени одного или нескольких профилей обучения: общего, физико-математического, химико-биологического, технического, сельскохозяйственного и др.

Учащиеся на данной ступени образования должны усваивать основы знаний по здоровому образу жизни и месту и значению физической культуры в нем, подготовить себя в физическом отношении к предстоящей трудовой, оборонной деятельности и семейной жизни.

К основной форме общего среднего образования относится общеобразовательная школа различного типа: традиционная, гимназия, с более углубленной общеобразовательной подготовкой, общеобразовательные школы с продленным днем или группами продленного дня, с углубленным изучением отдельных учебных предметов, видов искусства, спорта и т.д., общеобразовательные школы-интернаты, детские дома.

Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, организуются общеобразовательные оздоровительные санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты, санаторные детские дома. Для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, созданы специальные общеобразовательные школы, школы-интернаты и детские дома. Специальные школы организованы для так называемых трудных подростков и детей, которым требуется особые условия для социальной реабилитации.

В целях углубления и учета разнообразных потребностей учащихся организованы дополнительные формы общего среднего образования: музыкальные, спортивные, художественные и другие школы, станции юных техников, биологов и т.п., народные университеты, лектории и т.д. Следует отметить, что учащимся предоставлены широкие возможности по удовлетворению своих физкультурных и спортивных потребностей вне рамок общеобразовательной школы: детско – юношеские спортивные школы как общие, так и специализированные, детско – юношеские клубы физической подготовки, кружки и секции по физической культуре и спорту при дворах и домах культуры, домах школьников и т.д.

г) Начальное профессиональное образование. Его целевое предназначение – получение рабочей профессии со средним образованием выпускниками основной школы в соответствии с их интересами и способностями.

Основной формой подготовки квалифицированных рабочих кадров является обучение в профессиональных училищах, а дополнительной – различные формы производственного обучения на предприятиях, обучение профессиям на курсах на базе основной школы без одновременного получения общего среднего образования; учебно-курсовые комбинаты.

Отличительной особенностью преподавания физической культуры как учебного предмета на этой ступени непрерывного образования является введение в программу раздела по профессионально-прикладной физической подготовке.

д) Среднее профессиональное образование. Данная ступень системы непрерывного образования направлена на подготовку специалистов среднего звена и представляет гражданам возможность получения специальности как с отрывом (очно), так и без отрыва (заочно) от производства в соответствии с их интересами и способностями. В качестве основных форм подготовки специалистов среднего звена выступают техникумы, политехникумы, различного типа училища: медицинские, художественные, педагогические и др. Рост интеллектуализации труда породил новую форму образования – высшие профессиональные училища, колледжи, направленные на подготовку специалистов для широкого спектра видов профессиональной деятельности: от рабочего для наукоемкого производства до младшего инженера. Подготовка специалистов осуществляется как на базе основной, так и старшей ступени общеобразовательной школы.

Дополнительными являются различные общественные, неформальные и инициативные формы профессионального образования.

С этой ступени начинается подготовка физкультурных кадров на отделениях физического воспитания в педагогических училищах, в техникумах физической культуры, училищах олимпийского резерва.

3. Высшее профессиональное образование. Оно представляет гражданам возможность удовлетворения их потребности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии и направлено на подготовку специалистов высшей квалификации. Основными формами подготовки данных специалистов являются университеты, как общие, так и специализированные (например, технический университет), академии, институты, заводы-втузы и другие высшие учебные заведения, которые осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов в единстве с научной деятельностью. Обучение в них ведется с отрывом и без отрыва от производства, а также путем их сочетания.

Дополнительными формами высшего образования выступают подготовительные отделения и курсы, различные структуры неформального образования. Лектории общества «Знание», студенческие научные общества и т.д.

Подготовку специалистов высшей квалификации по физической культуре и спорту осуществляют академии и институты физической культуры, а также а также факультеты физического воспитания педагогических институтов.

4. Аспирантура и докторантура. Данная ступень является высшей в системе непрерывного образования и обеспечивает удовлетворение личности в интеллектуальной деятельности и потребности общества в научных и научно-педагогических кадрах, способных решать научные проблемы, имеющие важное народно-хозяйственное и социально-хозяйственное и социально-культурное значение, а также использовать результаты научных исследований в учебно-воспитательном процессе.

Аспирантура и докторантура организуется при ведущих высших учебных заведениях, научных учреждениях и организациях, в том числе при ведущих физкультурных вузах и НИИ физической культуры.

5. Повышение квалификации и переподготовка кадров. Основная их направленность-предоставление гражданам возможности в углублении и приобретении новых знаний, профессий и специальностей, это особенно актуально в настоящее время, время перехода к новым, рыночным отношениям в экономике, что требует глубокого приспособления к меняющейся ситуации.

Повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляется в:

межотраслевых учебных заведениях;

учебных заведениях или подразделениях при вузах: ИПК, факультеты повышения квалификации (ФПК), курсы повышения квалификации (КПК), центры повышения квалификации (ЦПК) и т.д.;

ведомственных учебных заведениях (подразделениях): ведомственные ФПК и КПК для специалистов отдельных министерств, учебные курсы и центры повышения квалификации на предприятиях и в организациях и др.

Вышерассмотренная структура непрерывного образования позволяет, таким образом, получать образование не на всю жизнь, а через всю жизнь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.