Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды криминалистических моделей




Изучая объект, представленный в натуре, исследователь воспринимает его непосредственно. В подобной ситуации знание об объекте формируется на основе его осмотра, измерения, взвешивания и применения других методов непосредственного познания. Однако объект может быть познан и тогда, когда его непосредственное восприятие по какой-либо причине невозможно или нецелесообразно (например, в силу того, что он уничтожен). В этом случае исследователь может обратиться к аналогу объекта, замещающему оригинал. Такого рода аналоги называются моделями.

 

Модель - это материальный или мысленный (идеальный) аналог, заместитель объекта, который в данный момент субъектом познания непосредственно не ощущается.

Исследование объектов познания на их моделях называется моделированием. Изучение модели дает новую информацию об оригинале, которая иным способом не может быть получена, что и позволяет, в конечном счете, познать его.

Криминалистическая модель представляет собой искусственно созданную систему, воспроизводящую с определенной степенью сходства заменяемый ею объект, изучение и проверка которой позволяет получить новые знания об оригинале и использовать их для решения поисковых, познавательных, распознавательных, идентификационных и иных задач в процессе расследования и раскрытия преступлений, в уголовном процессе, а также в научных криминалистических исследованиях.

Криминалистические модели подразделяются на материальные и мысленные (идеальные). Отличительной особенностью моделей первого из числа упомянутых классов моделей является то, что они воспроизводят объекты в материально-фиксированном виде. К их числу относятся специально создаваемые уникальные криминалистические системы (конструкции, предметы и т. д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы-оригиналы выпускаемых в серийном варианте предметов.

Выделяются две группы материальных моделей:

1) пространственно-подобные (макеты, муляжи, слепки и т.д.) - воспроизводят в натуре пространственные свойства и отношения объектов (их соотношение с оригиналом характеризуется геометрическим подобием). В эту же группу входят так называемые криминалистические реконструкции - комплексные материальные воссоздания или воспроизведения каких-либо подсистем, сторон познаваемых событий (места происшествия, отдельных обстоятельств, фрагментов содеянного и т. д.) по их следам;

2) физически-подобные - характеризуются не только и не столько пространственными свойствами оригинала. В них, в первую очередь, отображаются динамика изучаемых процессов и явления, свойства, предполагающие одинаковость, сходство физической природы, тождественность законов движения.

Материальные модели используются для криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построения версий по результатам анализа, разработки программ по проверке версий. Они также используются при проведении отдельных следственных действий (например, путем предъявления для обозрения допрашиваемому), тех или иных комплексов следственных и иных действий.

Наиболее часто и продуктивно в поисково-познавательной деятельности используются мысленные модели. И это легко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежащих решению, будущих действиях, дальнейших шагах на пути познания, о том, что и каким образом должно быть сделано, являются только моделями. Данные модели предстают перед мысленным взором субъектов поисково-познавательной деятельности в качестве суждений, образов, картин объектов, давая пищу творческому воображению и целенаправленному проявлению внутренней и внешней активности.

Мысленная модель, как и материальная, является системой, но состоящей не из материально-фиксированных, а из мысленных компонентов. В познании она выполняет функцию отражения, интерпретации фактов, наглядного выражения представлений, опосредованного источника информации. Мысленная модель может быть материализована в виде схемы, рисунка, макета, формулы, чертежа, описания.

Важной особенностью мысленной модели, как формы мышления, является ее свойство быть аналогом еще непознанных событий, скрытых связей, невыявленных обстоятельств. По мере ее проверки она корректируется, уточняется, совершенствуется путем исключения одних элементов, включения ранее отсутствовавших частей, связей между компонентами.

Источником нового знания модели становятся потому, что в них накапливаются и связываются в систему фактические данные, собственный практический опыт субъекта поисково-познавательной деятельности, обобщенные данные практики (коллективный опыт). Практика также показывает, что чем полнее, содержательнее и точнее отражает модель объект, тем выше эффективность использования модели.

Мысленные модели могут классифицироваться по различным основаниям: а) по видам моделируемых объектов - модели событий и модели предметов;

б) по степени абстрактности - модели конкретных, единственных в своем роде объектов и типовые обобщенные модели определенных групп населения, фактов, событий и т.п.;

в) по объему отражения объекта - модели объекта в целом и модели каких-либо его частей, сторон, признаков;

г) по цели использования - модели поисковые, иллюстративные, дидактические, идентификационные и т. п.;

д) по сфере построения и использования - модели научные и практические;

е) по времени существования моделируемых объектов - модели предметов и событий прошлого, настоящего и будущего;

ж) по характеру знаний положенных в основу моделей - только положительное (достоверное) знание, только предположительное знание и положительное (о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках) знания;

и) по субъектам криминалистического моделирования - модели следователя, дознавателя, эксперта и др.;

к) по отношению к видам и этапам поисково-познавательной деятельности - модели предварительной проверки, модели предварительного расследования, модели первоначального этапа расследования и др.;

л) по криминалистическим ситуациям, категориям уголовных дел - мысленные модели по делам об убийствах, мысленные модели по делам об убийствах, совершенных в условиях неочевидности.

 

47. Классификация огнестрельного оружия.

Огнестрельное оружие принято классифицировать по следующим основаниям:

целевому назначению, степени автоматизации, характеру стрельбы, способу заряжания, конструктивным особенностям канала ствола, количеству стволов, калибру, длине ствола, количеству зарядов (патронов), способу изготовления, соответствию стандартам.

В баллистике существует следующая классификация огнестрельного оружия, в основе которой лежит его предназначение. В соответствии с данной классификацией выделяют боевое (пистолеты, револьверы, карабины, пистолеты-пулеметы и т.п.), гражданское (спортивное, спортивные пистолеты, винтовки), охотничье (карабины и др.), криминальное оружие, служебное (предназнач-ое для защиты граждан, сотрудников правоохранит органов и др.)

По целевому назначению: боевое; служебное; гражданское; охотничье; спортивное; криминальное.

По устройству канала ствола: нарезное; гладкоствольное.

По длине ствола: короткоствольное (до 20 см);среднествольное (от 20 до 40 см);длинноствольное (более 40 см).

По калибру:малокалиберное (до 6,5 мм включительно);нормального калибра (до 9 мм включительное);крупнокалиберное (свыше 9 мм).

По способу заряжания: дульнозарядное (шомпольное);казнозарядное.

По применяемым патронам: центрального боя;кольцевого воспламенения;бокового боя (шпилечные патроны Ле-Фоше).

По количеству стволов:одноствольное;двухствольное;многоствольное.

По количеству зарядов:однозарядное;многозарядное.

По действию механизма заряжания: неавтоматическое; автоматическое (самозарядное, самострельное, комбинированное).

По способу изготовления:заводское; самодельное;кустарное.

 

48. Понятие письма. Криминалистическое значение и классификация письменной речи.

Письмо – одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.

Письмо – средство общения, в котором посредством графических знаков и правил их сочетания запечатлены мысли человека.

В письме выделяются две стороны: смысловая (содержание, стиль, манера изложения, лексика и т. д.) и графическая (подчерк).

В формирования письма лежит обучение и практическая деятельность человека.

В общественной, научной и другой деятельности письменная речь располагает различной информацией. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, явлениях, идеях и т. д.

В задачу криминалистического исследования письменной речи входит определение особенностей письменно-речевых навыков.

Письменная речь – это содержание документа(понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается.

Выделяют следующие признаки письменной речи:

1) лексические, характеризующие общий словарный запас и особенности его лексики. К особенностям лексики относятся:

а) неологизмы – новые, не вошедшие в словарный фонд слова;

б) вульгаризмы – грубые, нелитературные выражения и слова;

в) архаизмы – старые, вышедшие из употребления выражения;

г) диалектизмы – слова из местного наречия;

д) профессиональныетермины и выражения;

е) жаргонные слова;

2) грамматические, в которых отражается владение исполнителем грамматическими правилами письма. Наличие повторяющихся орфографических, синтаксических, морфологических ошибок являются идентификационным признаком. В зависимости от частоты и характера встречающихся ошибок уровень грамотности подразделяется на: а) низкий; б средний; в)высокий;

3) стилистические, характеризующие манеру изложения мыслей, способность автора пользоваться многообразием средств письменной речи (официально-деловой, производственно-технический, разговорно-бытовой), а также композиционное построение рукописи. В текстах, встречающихся в следственной практике, о стиле изложения удается судить по составу слов и построению предложений;

4) топографические:

а) особенности размещения текста на бумаге;

б) конфигурация строк; положение линии письма относительно линии бумаги; направление строк;

в) способ переноса слов, расположение знаков переноса относительно линии строки;

г) особенности размещения подписи и даты;

д) особенности размещения текста адреса на конверте;

е) способ подчеркивания некоторых частей втексте;

ж) способ написания даты;

з) особенности внесения исправлений и дописки букв, слов, предложений в строку.

Привычки письма так же, как и мелкие признаки почерка, постоянны.

На указанных признаках письменной речи основана автороведческая экспертиза, предметом которой являются фактические данные о самом авторе и условиях составления этого документа. Иногда автор и исполнитель являются одним лицом, тогда здесь можно решить задачи диагностического и идентификационного характера.

На автороведческую экспертизу отправляют:

1 документы;

2 научные разработки;

3 статьи;

4 методические пособия;

5) рукописные и машинописные, полиграфические тексты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.