Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10 Социальное поведение личности




 

10.1. Понятие «социальное поведение».

10.2. Регуляция социального поведения личности.

10.1. Понятие «социальное поведение»

Социальное поведение - форма общественных и межличностных отношений. Признаки социального поведения: - сознательность, коллективность, созидательность. Сознательность – это определение цели и направления деятельности человека. Коллективность – совместная, социальная, групповая деятельность, общественные отношения. Созидательность – это способность строить, создавать, творить, открывать новое в пользу общества.

Структура социального поведения включает: поведенческий акт, социальное действие, поступок, деяние.

Поведенческий акт - процесс формирования программы действия (отражение действительности) и принятие решения.

Социальное действие - реализация программы поведения. Сопоставление полученного результата с результатом желаемым. В случае, если желаемый результат совпал с полученным, действие прекращено.В случае, если результат желаемый с полученным не совпал, формируется новая программы поведения.

Поступок – индивидуальная форма поведения (белая ворона). Структура поступка: мотив (потребность) действия, цель (предмет) поступка, средства (словесные, практические, наглядные; прямые, косвенные и др.), процесс (собственно поступок), результат (изменения; при этом то, каким будет результат, можно только предполагать), оценка (для того чтобы оценить поступок, необходимо знать его мотивы).

Поступок, не имеющий результат, по существу является неосознанным. Формы поступков: отношение, тон, речь, слово, жест, взгляд, бездействие. Деяние как часть структуры социального поведения – это совокупность поступков.

Модели поведения человека в группе.

Трансакция - модель поведения личности в группе и дома: Родитель, Взрослый и Ребёнок. В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

Девиантное поведение – это отклонение от социальных норм. В широком смысле девиант – любой человек, отклонившийся от нормы. К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, суицид.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются также отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются противоправными. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное (конфликт), но и положительное начало.

Реакция социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Девиация способствует совершенствованию социальных норм.

Но в любом обществе всегда есть люди, поведение которых опережает существующие стандарты. Девиантное поведение свойственно обществу во времена различных социальных изменений. Главным источником девиаций выступает социальное неравенство как неравные возможности в удовлетворении потребностей.

Социальный контроль' выступает механизмом поддержания социального порядка. Социальный контроль не «ликвидирует» девиантность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.