Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автоматизированная речь




СПОНТАННАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

I. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Исследование экспрессивной речи начинается уже на этапе
предварительной беседы, целью которой является установление
продуктивного контакта с больным, знакомство его с задачами
исследования. Создание «психотерапевтической» атмосферы в
процессе совместной работы и позитивной мотивации для ис-
пытуемого на период довольно длительного и нередко утоми-
тельного исследования. Убедившись в том, что необходимый
для работы контакт с испытуемым возможен и установлен,
приступают к собственно экспериментальному исследованию.

Речевую продукцию больных необходимо по возможности
полно фиксировать в виде магнитофонных записей, протокола
или в специальной схеме для последующего тщательного ка-
чественного анализа и оценки степени выраженности дефектов,
а также для сравнительного анализа в динамике восстанови-
тельного лечения и реабилитации.

Оценка экспрессивной речи производится по особенностям
выполнения субтестов-заданий: спонтанная и диалогическая
речь, повествовательная (монологическая), автоматизирован-
ная и отраженная речь (повторение), называние. В этот же
блок входят задания на слухоречевую память.

При анализе экспрессивной речи учитываются также и осо-
бенности чтения вслух.

*1. Больному предъявляется ряд вопросов1, на которые он
должен ответить. Одни вопросы предусматривают короткий,
односложный ответ типа «да», «нет», «хорошо», «плохо» и т. д.,
другие — более развернутый.

1 Здесь и далее звездочка перед № субтеста обозначает то, что эта
проба входит в сенсибилизированный и укороченный вариант набора
нейропсихологических методик (см. инструкций)).


Как вы себя чувствуете?... У Вас болит голова?... Когда Вы
заболели?...

Расскажите немного о своей семье... Расскажите о своей ра-
боте и т. д.

При анализе полученных ответов учитывается способность
больного понимать обращенные к нему вопросы, поддерживать
диалог. Отмечаются характер мимики, жестов, ответов: их од-
носложность или развернутость, особенности произноситель-
ной стороны речи, наличие эхолалии, быстрота, с которой да-
ются ответы, различия в ответах на эмоционально значимые
и индифферентные для больного вопросы и др.

2. Перечисление числового ряда:

от 1 до 6; от 7 до 12; от 15 до 20

3. Перечисление месяцев в году:

сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль

Кроме этих проб больному может быть предложено произ-
нести короткие, но хорошо знакомые с детства стихотворения
или пропеть куплет хорошо знакомой песни.

Учитываются: возможность плавного перечисления авто-
матизированных рядов, пропуски составляющих элементов
или их замены, искажение порядка следования элементов,
персеверации, парафазии.

*4. Повествовательная (монологическая) речь
 Пересказ коротких рассказов, прочитанных эксперимента-
тором вслух1.

«У одной хозяйки мыши съели в погребе сало.
Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка
съела и сало, и мясо, и молоко».

** *

«Хотела галка пить. Во дворе стоял кувшин с водой,
но воды в нем было мало, только на дне.
Тогда галка стала бросать в кувшин камешки,
вода поднялась и галка смогла напиться».

5. Составление предложений (короткого рассказа) по любой
сюжетной картинке (см. рис. Приложения) или рисункам, обоз-
начающим действия, например рис. 2а, 26, 2в, 2г, последов.

1 Кроме приведенных коротких рассказов при обследовании больных
могут использовался любые другие рассказы, аналогичные по величине
и сложности текста.



При анализе повествователыюй речи обращается внимание
на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы
текста, сохранена ли нужная последовательность повествова-
ния, близость пересказа к тексту, понимание смысла рассказа.
Отмечаются также возможность самостоятельного воспроизве-
дения рассказа без наводящих вопросов, активность, разверну-
тость, плавность или отрывистость речи, поиски слов, аграм-
матизм, преобладание в речи глаголов, вводных слов, или су-
ществительных, характер парафазий, их лабильность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.