Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихологических методик) 3 страница




Обнаруживались отчетливые дефекты речевой регуляции
движений. Больные могли упрощать или искажать структуру
предлагаемых заданий. В серийных двигательных пробах
встречались персевераций, в основном в виде персевераций от-
дельных звеньев программы из-за дефектов контроля. Наблю-
далась тенденция к беспорядочному отстукиванию ритмиче-
ских структур, одинаковая сила ударов в акцентированных
ритмах. Эти затруднения корригировались с помощью органи-
зации внимания, введения речевых команд. Выполнение гра-
фических проб и конфликтных инструкций сохранялось.

В структуру синдрома входили также модальностно-неспе-
цифические нарушения кратковременной памяти. Расстройства
вербальной памяти носили смешанный по своим механизмам


характер, включая повышенную тормозимость следов, дсфект
избирательного воспроизведения и патологическую инертность
мнестических следов. Структура нарушений зрительной крат-
ковременной памяти, как и в предыдущей группе, могла быть
различной, но в целом, первая и вторая группы существенно
не отличались по показателям зрительной кратковременной
памяти.

В целом, данную нейропсихологическую картину можно
было связывать с дисфункцией лобных (в первую очередь пре-
фронтальных конвекситальных) отделов и системы их корко-
во-подкорковых связей.

III группа. Здесь наблюдался более широкий спектр рас-
стройств. Нарушения высших форм регуляции были достаточ-
но выраженными и стабильными. Особенности поведения
больных, в целом, (выражснная инактивность, некритичность,
эмоциональная уплощенность) свидетельствовали о нарушений
его целесообразного характера.

В интеллектуальной сфере страдала не только способность
к самостоятельной выработке плана действий по выполнению
тестового задания, но и осуществление готовых программ. На-
пример, в пробах на серийное отсчитывание наблюдалась тен-
денция к упрощению, либо к деформации инструкций, в том
числе вследствие формирования инертного стереотипа. При
решении арифметических задач, помимо симптомов, описан-
ных выше, отмечалась выраженная адинамия, либо повышен-
ная отвлекаемость на побочные ассоциации, иногда хаотичные,
бездумные манипуляции с числами. В большей степени, чем
в предыдугцих группах, нарушалось выполнение заданий на
конструктивное мышление. В ряде случаев выполнение мыс-
лительных заданий было недоступно больным даже в условиях
поэтапного программирования их деятельности.

Были характерны отчетливые симптомы регуляторной апрак-
сий. Часто выявлялись системные двигательные персевераций в
системных пробах, в том числе в виде персевераций отдельных
программ. Наблюдалась утрата топологической схемы в конце
графического ряда, эхопраксии на истощении в «конфликтных»
пробах.

В данной группе более широко выступали симптомы пато-
логической инертности — при выполнении больными менее
произвольных (имитационных) форм деятельности. Регулятор-
ные расстройства носили, в целом, генсрализованный харак-
тер, однако наиболее отчетливо проявлялись в тех сферах де-
ятельности, где отмечались признаки патологического ослаб-
ления определенных психических функций.

8• 227



Более выражение», чем в предыдущих группах, страдала
мнестическая деятельность, причем в большинстве случаев де-
фект памяти распространялся и на смысловой уровень орга-
низации материала. Отмечались контаминации или конфабу-
ляторные включения при воспроизведении рассказов, более
грубо была нарушена зрительная память, особенно на певер-
бализуемые геометрические фигуры, что можно было связы-
вать с существенным сниженисм у этих больных «зрительно-
пространственного» фактора.

В целом, нарушения памяти нельзя было связывать с ка-
ким-либо одним фактором, они носили смешанный по своим
механизмам характер.

Обобщая полученные данные, необходимо отметить следу-
ющее.

Проведенное исследование показало, что у больных шизоф-
ренией с дефицитарными проявлениями могут наблюдаться
достаточно сложные по своей структуре, многофакторные син-
дромы. Несмотря на различие конкретных нейропсихологиче-
ских картин, во всех из них присутствует общий радикал в
виде преимущественного снижения регуляторных и активаци-
онных аспектов психической деятельности. Нарушения вы-
сших форм регуляции могут иметь различную степень выра-
женности и различный удельный вес в общей структуре
расстройств. Обнаруживается отчетливая зависимость выра-
женности регуляторных симптомов от уровня общей нейроди-
намики и сохранности операционных компонентов деятельно-
сти. Так, наиболее выраженные и стойкие регуляторные
расстройства наблюдались в случае наличия диффузной энце-
фалопатии (III группа).

Своеобразие выявленных синдромов заключается в диффуз-
ном характере симптоматики, отсутствии строго локальных рас-
стройств ВПФ. В известной мере их можно было соотносить с
синдромами очагового поражения медиобазальных структур пе-
редних отделов мозга (первый вариант) и преимущественно кон-
векситальных префронтальных образований (второй и третий ва-
рианты). Однако, наблюдался ряд существенных отличий. У
больных шизофренией не отмечалось выраженной истощаемо-
сти, проявлений загруженности, снижения уровня бодрствования,
нарушений сознания, что характерно для поражения глубоких
структур мозга на уровне ствола. Отсутствовала отчетливая дис-
социация произвольных и непроизвольных форм внимания и
памяти. Не были характерны выраженные проявления растормо-
женности, отвлекаемости. Симптомы аспонтанности выступали
не изолированно, а в сочетании с инактивностью, симптомами


адинамии. Расстройства мнестических, интеллектуальных, дви-
гательных функций носили смешанный характер и не уклады-
вались ни в один из вариантов лобных синдромов. Таким об-
разом, недостаточность регионарных, «передних» факторов (ак-
тивности, спонтанности, пластичности и др.) выступала не
изолированно, а на фоне общих расстройств мозговой деятель-
ности.

В целом, результаты исследования позволяют предполагать,
что при шизофрении с дефицитарными проявлениями имеет-
ся структурно-функциональная неполноценность головного
мозга, которая носит не локальный, а комплексный характер
и может захватывать несколько регионов — в первую очередь,
лобные отделы с системой их корково-подкорковых связей,
возможно на нескольких анатомических уровнях одновременно
(медиобазальном и конвекситальном), а также глубокие струк-
туры (диэнцефальные образования и подкорковые двигатель-
ные узлы) и конвекситальные теменно-затылочные и височные
образования. Есть основания думать, что дисфункция темен-
но-затылочных и височных отделов коры может быть как пер-
вичной, так и вторичной, в последнем случае она обусловли-
вается недостаточностью активационных влияний со стороны
соответствующих глубоких структур.

Значительный интерес представляло сопоставление нейро-
психологических результатов с данными клиники и КТ. Вы-
деленные группы существенно не отличались по показателю
возраста пациентов и длителъности заболевания. В то же время
было обнаружено статистически значимое различие при срав-
нении больных I и III и II и III групп по оценке степени
тяжести дефекта по шкалс ВНЦПЗ1, а также I и III групп по
степени выраженности психических нарушений по гакале

BPRS.

Данные о соотношений результатов КТ-обследования у
больных с различными вариантами синдромов показали, что
у 17 больных (68%) обнаружена патология на 3-х анатомиче-
ских уровнях. Отклонения на КТ, затрагивающие нижний
уровень, были представлены расгаирением мозговых цистерн,
сильвиевой ямки и борозд базальных отделов. Патология сред-
него уровня включала увеличение желудочков мозга и ретро-
пинеального пространства. Среди изменений на верхнем уров-
не наблюдались расширения борозд конвекситальной поверх-

1 Представленный раздел является фрагментом более обширной и
детальной работы А. В. Бочарова (1996), в которой использована адап-
тированная русскоязычная версия«шкалы исследования негативной сим-
птоматики» (SANS).



ности мозга. Существенных различий между данными группа-
ми получено не было. Однако обращает на себя внимание,
что больные 3 группы имели более грубые изменения на КТ.
У них обнаруживалась комплексная патология, включающая
несколько анатомических уровней, чаще наблюдались атрофи-
ческие изменения конвскситалыгой поверхности полуша-
рий. Примечательно, что у этих пациентов в анамнезе отме-
чались пре-, пере- и постнатальные вредности, тяжелые сома-
тические заболевания до 12 лет. Различия по данному признаку
между группами (I, II, III) статистически достоверны.

В заключение необходимо отметить следующее. Примене-
ние синдромного нейропсихологического анализа позволяет
существенно уточнить характер расстройств психической дея-
тельности у больных шизофренией с дефицитарными прояв-
лениями. Полученные данные свидетельствуют о нсдостаточ-
ности целого комплекса ВПФ у этих больных и позволяют
выделить основной механизм нарушений в виде ослабления
высших форм психической регуляции, что находит отражение
в специальной литературе (Kemali D. et. al., 1987). Результаты
исследования позволяют говорить о прямой зависимости вы-
раженности регуляторных расстройств от уровня общей ней-
родинамики и сохранности исполнительных компонентов дея-
тельности, недостаточность которых может приводить ко вто-
ричным затруднениям процесса программирования.

Кроме того, применение синдромного анализа позволяет
дополнить существующие представления о характере мозговых
нарушений, лежащих в основе шизофренического дефекта. На-
стоящие данные позволяют думать об отсутствии каких-либо
строго локальных поражений. Они свидетельствуют о том, что
структурно-функциональная неполноценность головного мозга
у больных с дефицитарными расстройствами имеет достаточно
сложный комплексный характер и может охватывать сразу не-
сколько регионов — в первую очередь, лобные отделы и глубокие
образования, а также теменно-затылочные и височные структу-
ры. Это соответствует свсдениям литературы о наличии у та-
ких больных патологических отклонений в виде увеличения
мозговых желудочков и преимущественной локализации кор-
тикальной атрофии в лобных, теменных и височных отделах,
объективируемых с помощью контрастно-рентгенологических
методов исследования, а также данным о функционалыюй недо-
статочности конвекситальных прсфронтальпых образований, пол-
ученных с помощью регистрации скорости мозгового кровотока.
Результаты настоягцего исследования подтверждают обсуж-
даемую в последнее время в литературе гипотезу «гипофрон-


тальности» (Andreasen N. et. al., 1982). Однако они свидетель-
ствуют: во-первых, о недостаточности не только конвекситаль-
ных, но и медиобазальных образований лобных долей у боль-
ных с дефицитарными расстройствами и, во-вторых, о прин-
ципиальной несводимости нейропсихологических нарушений у
этих больных исключительно к лобным синдромам.

Полученные данные не позволяют связать дефицитарные
расстройства преимущественно с одним из полушарий, так как
у больных с выраженными дефицитарными проявлениями об-
наруживались преимущественно двусторонние нарушения. Та-
ким образом, можно думать, что изучение нейробиологических
основ дефекта не должно ограничиваться рамками проблемы
функциональной асимметрии полушарий.

Анализируя соотношение нейропсихологических и клини-
ческих данных, следует отметить, что полученные результаты
соответствуют сведениям литературы о корреляциях между вы-
раженностью нейропсихологических нарушений и глубиной
шизофренического дефекта (Andreasen N. et. al., 1982; Kemali D.
et. al., 1987, и др.). Вместе с тем есть основания думать, что
различные психопатологические компоненты дефицитарных
расстройств могут быть связаны с различными нейропсихоЛо-
гическими факторами и соответственно с разными структур-
но-функциональными систсмами головного мозга (Bilder R. et.
al., 1985).

В целом, результаты проведенного исследования свидетель-
ствуют о перспективности и плодотворности нейропсихологи-
ческого подхода к изучению проблемы дефекта при шизофре-
нии.



Глава VI

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

Нейропсихологические методы исследования в практику
работы с детьми вошли несколько позже, чем у взрослых. К
настоящему времени стало очевидно, что сфера их примене-
ния весьма широка и разнообразна. В неврологии, нейрохи-
рургии, психиатрии, дефектологии подобные методы нашли
себе применение не только в топической диагностике очагов
поражения мозга, но и в сфере восстановительного обучения.
В последние годы нейропсихологические методы широко ис-
пользуются в решении задач школьной экспертизы, оценке
специальных способностей, выработке дифференцированных
рекомендаций при подготовке детей к школе, характеристике
обучаемости и так называемой «школьной зрелости». Кроме
того, особой сферой применения нейропсихологических мето-
дов является их использование для изучения церебралыюго
обеспечения психического онтогенеза и оценки вклада биоло-
гических и психосоциальных факторов в развитие ребенка, что
имеет и общетеоретическое значение.

В медико-психологической практике нейропсихологическое
исследование решает одну из двух категории задач: а) диагно-
стика острых повреждений мозга и связанных с этим выпадений
ранее сформированных высших психических функций (ВПФ), и
б) выяснение характера дизонтогенеза ВПФ, обусловленного ран-
ним очаговым повреждением мозга и хронической церебралыюй
недостаточностью. По сути дела это два разных направления в
нейропсихологии детского возраста, различающиеся не только по
объекту исследования, но и по методологии. В первом случае все
обнаруженные нейропсихологические синдромы и симптомы
правомерно интерпретировать как результат очагового поврежде-
ния определенных мозговых структур («эффект очага»), так как
предполагается, что до повреждения ребенок был здоров. Во вто-
ром случае приходится проводить дифференциацию «эффектов
очага» от «эффектов фона», то есть проявлений общей задержки
психического развития, нередко возникающих при раннем орга-
ническом поражений головного мозга (Лебединский В. В. с со-
авт., 1982, Марковская И. Ф., 1994).


Уже первые клинико-психологические описания специфики
очаговых поражений головного мозга у детей с очевидностью
показали, что симптоматика повреждений мозговых структур
существенно зависит от возраста, в котором произошло по-
вреждение. Так например, у детей младгае 10 лет при повреж-
дений речевых зон левого полушария клинические проявления
речевых нарушений выражены значительно слабее, чем у
взрослых, и обычно подвергаются быстрой редукции. С. С. Мну-
хин (1940, 1948) одним из первых обратил внимание на то,
что у детей нарушения психических функций при поврежде-
ниях субкортикальных структур проявляются значительно
тяжелее, чем при корковых деструкциях, и нередко по ряду
признаков схожи в симптоматике с корковыми синдромами
взрослых. Впоследствии эти клинико-психологические наблю-
дения были подтверждены экспериментально и другими ис-
следователями.

Систематическое изучение нарушений высших психических
функций, наступающих в результате мозговых повреждений у де-
тей, было начато в начале 60-х годов. Создателем первой нейро-
психологической батареи тестов для детей является R. Reitan, ко-
торый и считается одним из родоначальников детской нейропси-
хологии за рубежом1. В нашей стране нейропсихологические
методы исследования детей с нервно-психическими расстройства-
ми применялись в исследованиях Н. Н. Трауготт, (1959),
Д. Н. Исаева (1982), Ю. Г. Демьянова (1976), Э. Г. Симер-
ницкой (1985, 1988), А. Н. Корнева (1991, 1995), И. Ф. Мар-
ковской (1987, 1994). В исследованиях Э. Г. Симерницкой (1985)
с помощью адаптированной нейропсихологической методики
А. Р. Лурия (1969) изучались последствия острых очаговых
повреждений головного мозга у детей 4 лет л старше, опери-
рованных преимущественно по поводу опухолей головного
мозга. Впоследствии автором в соавторстве была описана уп-
рощенная версия такой методики, предназначенная для дет-
ских невропатологов (1988). Данная методика включает 67 за-
даний, адресованных к основным функциональным системам
мозга. Результаты обследования оцениваются качественно (по
характеру ошибок) и топически интерпретируются с помощью
приведенной таблицы. Позже Э. Г. Симерницкой (1991) была

1 Отметим, что нейропсихологические исследования за рубежом, в
частности в США, являются в сущности весьма похожими на то, что
точнее можно было бы назвать нейро-психиатрией или патопсихологией,
так как основным их содержанием является применение психологических
проб и заданий для оценки состояния психических функций вне связи
с топикой очага поражения.

9-1559 233



опубликована методика нейропсихологической экспресс-диаг-
ностики «Лурия-90», представляющая собой несколько расши-
ренный фрагмент вышеназваиной методики. Он включает 4
задания на кратковременное и долговременное запоминание
вербального и невербального материала, на основе которых со-
зданы 10 серии заданий. Результаты оцениваются количест-
венно по разработанной системе балльных оценок. Топико-ди-
агностической интерпретации полученных результатов не дается.
Вместо нее делаются выводы о состояний определенных пси-
хических процессов: слухоречевой памяти, тормозимости слу-
ховых следов, прочности слуховых следов, объема зрительной
памяти и т. п. Возрастные нормативы приведены для 6—7 лет.
Указанные особенности этого набора нейропсихологических
заданий д известной мере затрудняют его практическое при-
менение.

И. Ф. Марковская разработала иную версию нейропсихологи-
ческой методики А. Р. Лурия, адаптированную к детскому воз-
расту. Она включает 21 задание, выполнение которых оценива-
ется по качественно-количественному методу. По 5-балльной
шкале оцениваются следующие 3 параметра: нейродинамические
нарушения, нарушения высших форм регуляции и нарушения
отдельных корковых функций. Инструкция к проведению иссле-
дования предполагает оказание разных видов помощи и даже
включение элементов обучающего эксперимента. Попытка полу-
чить максимум информации о состояний когнитивпых процес-
сов ребенка в этом случае затрудпяет дифференциацию обще-
мозговых и фокальных эффектов. Возрастных нормативов для
интерпретации полученных оценок автор не приводит. Опыт ди-
агностического использования своих разработок автор приводит
в монографии (Марковская И Ф., 1994).

Ю. В. Микадзе и Н. К. Корсакова (1994) разработали и
опубликовали нейропсихологическую методику «ДИАКОР»,
предназначенную для анализа причин школьной неусневаемо-
сти. Методика включает 4 блока заданий, каждый из которых
состоит из нескольких субтестов: I. Исследование слухоречевой
памяти. II. Исследование зрительной памяти. III. Исследова-
ние двигательной памяти и IV. Исследование латералышх
признаков. Результаты оцениваются качественно и количест-
венно. Приводятся возрастные нормативы для 7—10 лет. Нель-
зя не отметить, что несмотря на то, что методика названа ав-
торами нейропсихологической, в ней не содержится каких-ли-
бо материалов для топико-диагностических заключении. По
содержанию она скорее может быть названа патопсихологиче-
ской.


Кроме вышеперечисленных методик следует назвать стандар-
тизованный набор диагностических нейропсихологических мето-
дик, предназначенный для взрослых больных и детей 14 лет и
старше, разработанный Л. И. Васссрманом, С. А. Дорофеевой,
Я. А. Меерсоном и Н. Н. Трауготт (1987). Многие задания из
этого набора, как показывает опыт, несомненно, могут быть
использованы и у детей более младшего возраста. Методика
снабжена подробными, хорошо разработанными наглядными
материалами. Ее важным достоинством является возмож-
ность количественной оценки дефицита высших корковых
функций.

Анализ существующих методик показывает, что целый ряд
проблем нейропсихологической диагностики резидуальных эн-
цефалопатий у детей остается пока нерешенным. Среди них в
первую очередь нужно назвать следующие: а) разработка ней-
ропсихологических проб и заданий, адекватных для определен-
ных возрастных групп детей, пригодных для квалификации
различных нарушений высших психических функций мозга,
б) проведение стандартизации используемых методик для каж-
дой возрастной группы, в) создание экспериментально обос-
нованного базиса для топико-диагностической интерпретации
результатов, полученных при исследований с учетом критериев
возрастной физиологии и психологии.

Полученные в вышеперечисленных исследованиях резуль-
таты позволяют описать некоторые закономерности проявле-
ния нейропсихологических синдромов и симптомов при
ранних очаговых органических поражениях головного мозга.
1) У детей младше 10 лет, особенно в дошколыюм возрасте,
клинико-психологические проявления очаговых поражений го-
ловного мозга слабо выражены, а нередко вообще могут от-
сутствовать. В раннем возрасте встречаются случаи, когда даже
довольно обширные повреждения мозговой ткани не вызывают
серьезной дезорганизации поведения и не сопровождаются вы-
раженной неврологической симптоматикой. 2) Возникшие на-
рушения психической деятельности обычно в сравнительно ко-
роткие сроки подвергаются обратному развитию. В наиболь-
шей мере это характерно для острых повреждений головного
мозга, например при черепно-моэговой травме. При хрониче-
ской органической патологии мозга компенсаторные пере-
стройки реализуются значительно слабее (как, например, при
нейроинфекциях и т. п.). 3) Стертость и атипичность клини-
ческих проявлений очаговых поражений головного мозга у де-
тей в разной степени выражены в зависимости от локализации
повреждения. При корковых и левополушарных очагах (у пра-

9• 235



воруких) она больше, а при субкортикальных и правополушар-
ных — существенно меньше. В последних случаях клиническая
картина весьма близка к той, которая наблюдается у взрослых.

4) При некоторых локализациях поражений головного мозга
у детей наблюдается своеобразный отставленный эффект. При
повреждении корковых зон, поздно созревающих в онтогенезе
(лобных и теменных), последствия повреждения в полной мере
проявляются в том возрасте, когда у здоровых детей они на-
чинают активно участвовать в регуляции психических процес-
сов (обычно в младшем и старшем школьном возрасте).

5) Степень атипичности клиники очаговых синдромов суще-
ственно меняется с возрастом. Причем данная закономерность
имеет различный характер для левого и правого полушария.
В первом случае с уменынением возраста ребенка симптома-
тике становится все более стертой и атипичной. Во втором —
наоборот: чем младше ребенок, тем грубее симптоматика по-
ражения правого полушария.

Перечисленные закономерности выпадения и восстановле-
ния церебральных функций в детском возрасте вносят опреде-
ленную специфику в нейропсихологическую диагностику и
трактовку полученных данных. При острых мозговых повреж-
дениях (кровоизлияния, опухоли, травмы) вышееописанный
атипизм выражен слабее и позволяет опираться на те прин-
ципы и закономерности, которые выявлены экспериментально
на взрослых больных. Особый случаи представляют дети с ре-
зидуально-органическими заболеваниями ЦНС. При этом ран-
ние повреждения мозговой ткани приводят к дизонтогенезу
психических функций. Параллельно происходят компенсатор-
ные перестройки деятельности церебральных функциональных
систем. Нарушается развитие как психических функций, не-
посредственно связанных с поврежденным мозговым центром,
так и тех, которые с ними связаны опосредованно (так назы-
ваемые эффекты «вторичпого недоразвития»). Например, не-
сформированность фонематического восприятия, связанная у
взрослых с поражением височных отделов левого полушария,
у детей чаще наблюдается как следствие стойких дефектов
звукопроизношения и влияния дефектных артикуляторно-
кинестетических образов на сенсорное звено речевого анали-
затора.

Специфика нейропсихологической диагностики в детском
возрасте заключается еще в том, что оценка результатов вы-
полнения какого-либо задания требует знания возрастных нор-
мативов его выполнения. Кроме того, должна учитываться воз-
растная доступность самой процедуры тестирования. Обычно


чем младше ребенок, тем явственнее на результатах выполне-
ния задания сказываются общепсихологические факторы и, в
том числе, интеллектуальная зрелость. Это может привести к
смегаению «эффектов очага» и «эффектов фона».

Практический опыт и данные литературы позволяют сфор-
мулировать несколько основных принципов нейропсихологиче-
ского исследования детей с резидуально-органическими пора-
жениями ЦНС. 1) Исследование должно проводиться только
после клинической оценки психического развития ребенка, ибо
результаты выполнения нейропсихологических тестов могут
быть адекватно интерпретированы лишь в сопоставлении с его
общим психическим статусом. Только такой подход позволяет
понять, в чем причина затруднений ребенка: в общей интел-
лектуальном отсталости или в локальном нарушений опреде-
ленных форм гнозиса, праксиса или речи. Иначе говоря, речь
идет о дифференциации «эффектов очага» от «эффекта фона».
Если пренебречь этим правилом, то может произойти диагно-
стическая ошибка: невыполнение ребенком ряда заданий из-за
умственнои отсталости, снижения психической активности или
расстройства сознания может быть ошибочно расценено как
проявление локального мозгового повреждения. 2) Методики,
из которых состоит батареи, должны охватывать основные ка-
тегории высших психических функций, а их выполнение —
минимально зависеть от интеллектуальных возможностей ре-
бенка. При этом батарея должна быть достаточно краткой, что-
бы быть пригодной для массового использования. 3) В каждом
конкретном случае набор методик, включенных в батарею, дол-
жен соответствовать «умствешюму возрасту» ребенка. Целесо-
образно использовать те задания, которые доступны для выпол-
нения не менее чем 75% детей предыдущей (по отношению к
«умственному возрасту» обслсдуемого) возрастной группы. На-
пример, если с заданием справляются 75% детей 6 лет, то ис-
пользовать его уместно применительно к детям 7 лет и стар-
ше. 4) Собственный опыт и данные литературы дают основа-
ние полагать, что нейропсихологическое исследование детей
целесообразно проводить в 2 этапа. При этом на 1 этапе оп-
ределяется наличие или отсутствие выраженной неравномер-
ности в уровне сформированности высших психических фун-
кций (вербального и невербального гнозиса и праксиса, мне-
стических и др.) с выявлением группы функций, избирательно
отстающих в развитии. На втором этапе исследуются более
дифференцированные характеристики ведущих нейропсихоло-
гических синдромов, проводится их анализ, включающий оп-
ределение уровня (коркового или подкоркового) и системной



локализации поражения. Для решения задач второго этапа оп-
равданно выбирать наиболее специализированные (узконаправ-
ленные) методики, выполнение которых зависит от минималь-
ного числа сенсомоторных функций. 5) При составлении
нейропсихологического заключения следует данные экспери-
ментального исследования соотносить с результатами невроло-
гического и нейрофизиологического обследований. Это повы-
шает надежность заключения о нолушарной и уровневой ло-
кализации очага поражения.

С учетом вышеперечисленных принципов, а также в соот-
ветствии со спецификой задач исследования детей с резиду-
ально-органической церебралыюй патологией, опираясь на
собственный опыт подобных исследований (Корнев А. Н.,
1991, 1995) нами были отобраны методики, составившие спе-
циализированную батарею нейропсихологических тестов. В связи
со специфичностью и разнородностью заданий, вошедпшх в
нее, их оценивание производилось в единицах, наиболее адек-
ватно и объективно характеризующих компетентность ребенка
в каждой из поставленных задач. Кроме того, опыт показывает,
что дисперсия показателей в разных возрастных группах ока-
зывается разной. В связи с этим, например, отклонение от
среднего значения на одно и то же число единиц в одном
возрасте будет значимым, а в другом — нет. Помимо резуль-
татов, полученных ребенком в каждом из заданий, безуслов-
ный интерес представляет сопоставление оценок, полученных
в разных заданиях, что позволяет соотнести степень зрелости
разных психических функций, то есть получить нейропсихоло-
гический профиль. Это возможно лишь при единой размерно-
сти оценок. Для этого первичные («сырые») оценки, полученные
в каждом из заданий, далее переводятся в Z-шкальные оценки.
Z-шкальная оценка вычисляется по следующей формуле:

где К — шкальная оценка Z-шкалы, м — результат, получен-
ный в отдельном задании, М — средневозрастной показатель нор-
мы в данном задании, а —- среднеквадратическое отклонение.

Построенная таким образом батареи была апробирована
на широком клиническом контингенте детей (дети с оли-
гофренией, со спастическими правосторонпими и левосто-
ронними гемипарезами) и на группе здоровых детей. Боль-
шинство заданий, входящих в батарею, доступны для детей
старше 5 лет.


НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.