Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапов динамики боя полка 2 страница




Психологическое сопровождение предполагает также всемерное укрепление психологического единства военнослужащих, выполняющих задачи воинской дея­тельности со своим народом. Оно преследует цель поддерживать жизненный тонус воинов, их душевный комфорт на уровне повседневных армейских будней, чтобы они не чувствовали себя изолированными, забытыми.

Важнейшим элементом психологического сопровождения боевых действий войск является психологическая помощь (самопомощь), представляющая собой комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, на­правленных на обеспечение успешного преодоления военнослужащими психо­травмирующих обстоятельств боевой обстановки, сохранение их психического здоровья и боеспособности.

Психологическая помощь включает два компонента, различающихся субъек­тами, объектами и содержанием проводимых мероприятий:

а) психологическую поддержку;

б) психологическую реабилитацию.



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


1. Психологическая поддержка направляется на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя.

Она в профилактическом плане (в целях предупреждения развития отрица­тельных психологических явлений) оказывается всем военнослужащим, а в каче­стве средства психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психогенных реакций. Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу, накопленный в нашей армии и армиях других государств, позволяет выделить основные способы и средства психологической поддержки:

• коммуникативные;

• организационные;

• медикаментозные;

• аутогенные (по мотивам: Захарик С. В., 1989).

К коммуникативным способам относятся: вербальные — доведение до военно­служащих мобилизующей информации; убеждение по типу: «Мы справлялись и не с такими задачами, справимся и с этой»; внушение по типу: «Ты справишься с этим!»; подкрепление по типу: «Молодец!», «Орел!», «Герой!»; психологическое заражение настроением по типу: «Мужики мы или нет?»; шутки, приказы, угрозы и др.; визуальные — контакт глазами, одобряющая пантомимика и др.; тактиль­ные — прикосновения, пожатие руки, похлопывание по плечу, «встряхивание» и др.; эмоциональные — нахождение рядом с подчиненным в трудную минуту, со­переживание, дружеская улыбка и др.; деятельностные — личный пример актив­ных и решительных действий, поддержка действиями и огнем, угощение сигаре­той, водой и др.

Организационные способы: вывод военнослужащего в безопасное место; ликви­дация или блокирование источников травматизации; предупреждение контактов военнослужащих с лицами, подвергшимися деморализации; твердое управление действиями подчиненных; постановка четких задач на продолжение боевых дей­ствий по типу: «Рядовой Петров! Противник справа, за горящим автобусом. Уничтожить!» или «Петров! Посмотри на Сидорова. Он делает правильно. Делай как Сидоров!»; организация целесообразного чередования напряженной деятель­ности, отдыха, сна, своевременного приема пищи и т. п.

Фармакологические способы состоят в усилении и коррекции психологического ресурса участника боевых событий за счет применения лекарственных препаратов, витаминов, лечебных трав и иных препаратов, имеющих психотропный эффект.

Опыт боевых событий в Афганистане, Чечне, Вьетнаме, в зоне Персидского залива и в других регионах мира показывает, что фармакологические средства могут быть использованы в следующих целях:

• повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления (препараты группы психостимуляторов);

• снятия чрезмерной психической напряженности (релаксаторы);

• ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным услови­ям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдель­ных психических функций и др.


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _______________ 237

Проверенным средством регуляции психической деятельности в обстановке действия психотравмирующих факторов являюся поливитамины «Аснитин», «Аэровит», «Гексавит», «Декамивит», «Ревит», «Рибовит», а также психотроп­ные травы: валериана, пустырник, синюха голубая, пион уклоняющийся, ме­лисса, душица обыкновенная, хмель обыкновенный, вахта трехлистная, фиал­ка трехцветная, полынь обыкновенная, мята перечная.

Аутогенные способы психологической поддержки (самопомощь) на сегодняш­ний день являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным сред­ством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание; расслабление мышц по контрасту; элементарные формулы самоубеждения, самовнушения, само­приказа, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционпые комплексы (ауто­генная тренировка; самогипноз; медитация; нервно-мышечная релаксация и др.).

2. Психологическая реабилитация представляет собой комплекс психофизио­логических, психотерапевтических, организационных и медицинских мероприя­тий, направленных на восстановление нарушенных (утраченных) психических функций и коррекцию социального статуса военнослужащих, получивших боевую психическую травму. Психологическая реабилитация проводится в тесном един­стве с медицинской, профессиональной, социальной реабилитацией и нацеливает­ся на восстановление психического здоровья военнослужащих. В зависимости от глубины психических расстройств военнослужащих, она может осуществляться как непосредственно в боевой обстановке, так и в стационарных медицинских уч­реждениях страны.

Основными задачами психологической реабилитации являются:

• выявление и диагностика психических расстройств у военнослужащих;

• эвакуация военнослужащих, подвергшихся психотравматизации, с поля боя;

• восстановление нарушенных (утраченных) психических функций;

• коррекция самосознания, самооценки и самочувствия военнослужащих, по­лучивших психические расстройства, физические увечья;

• оказание помощи военнослужащим в подготовке к хирургическим операци­ям, в купировании болевых ощущений у раненых;

• формирование у лиц, подвергшихся боевому стрессу, эффективных моделей поведения в различных ситуациях, навыков саморегуляции психических со­стояний и др.

Опыт организации психологической реабилитации в армиях России, США, Ве­ликобритании, Франции, Израиля позволяет сформулировать основные принци­пы этой работы. Важнейшими из них являются принципы: неотложности; прибли­жения места реабилитации к линии фронта; системности, координации усилий командиров, органов воспитательной работы, военных медиков в интересах реаби­литации; дифференцированности и этапности в оказании психологической помо­щи, эшелонирования рубежей психологической реабилитации и др.

Наиболее широкое применение в практике психологической реабилитации военнослужащих нашей и многих зарубежных армий находят следующие спо­собы:



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


1) физиологические (глубокий сон, отдых, качественная пища, обильное пи­тье, душ, полевая баня);

2) аутогенные (выполнение приемов психической саморегуляции, аутотренинг, медитация и др.);

3) медикаментозные (седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессан­ты, ноотропы, актопротекторы, психостимуляторы, фитотерапия, витамино­терапия и др.);

4) организационные (установление четкого режима работы и отдыха, вовлече­ние военнослужащих в активную боевую учебу, несение службы, сохране­ние военной формы одежды);

5) психотерапевтические (индивидуальная и групповая рациональная психо­терапия, музыко-, библио-, имаго-, арт-, натуротерапия).

Таким образом, психологическое сопровождение боевых действий войск пред­ставляет собой процесс непрерывного мониторинга (отслеживания, выявления, анализа и оценки) психологических условий выполнения боевых задач, осуще­ствления психологической поддержки военнослужащих и проведения психоло­гической реабилитации с лицами, подвергшимися травмирующему воздействию психогенных факторов боя.

5.3. Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий

Участие людей в деятельности, протекающей в опасных, экстремальных условиях, способно в значительной мере изменять их внутреннюю картину мира, жизненные смыслы, трансформировать ранее сложившуюся систему ценностей, актуализиро­вать комплекс специфических потребностей. Остро проявляются потребности быть выслушанным, понятым, оцененным, психологически защищенным и др. Психика участников боевых событий как бы обнажается, становится особенно чувствитель­ной к фальши, лжи, несправедливости, легко ранимой. Если перечисленные тенден­ции и особенности психической жизни ветеранов войны не будут учтены в работе с ними, то это чревато возникновением сложных психологических и социальных по­следствий.

Вместе с отчаянием, фрустрацией, апатией у военнослужащих могут развивать­ся личностные трансформации, складываться искаженная, патологическая кар­тина мира, формироваться агрессивное, конфликтное поведение.

Непосредственное и неподготовленное столкновение людей, обладающих «вое­низированной» психикой, с реалиями мирной жизни может нанести им глубокую психическую травму. Вот почему требуется некоторая коррекция ценностно-мо-тивационной структуры личности, психических состояний военнослужащих, участвовавших в экстремальной деятельности. Отдельные из них оказываются неспособными самостоятельно вернуться в ритм и атмосферу мирной жизни и нуждаются в профессиональной психологической помощи.

Социально-психологическая реадаптация (переприспособление) предполагает органи-

зованное психологическое «возвращение» военнослужащих в обычные условия жизнедея-

тельности после выполнения специальных, сложных задач воинской деятельности, сопро-

вождающейся травматизацией их психики.


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению.,. _______________ 239

Целью такой деятельности командиров, штабов, органов воспитательной рабо­ты является достижение плавного, бескризисного, нетравмирующего «вращива-ния» участников экстремальной деятельности в систему повседневных связей и отношений, восстановление и укрепление их личностного и социального статуса.

Социально-психологическая реадаптация включает решение двух основных задач:

а) реконструкцию ценностно-ориентационной системы самих участников бое­
вых действий;

б) создание вокруг них реадаптирующей социальной среды.

Первая задачав основном решается в процессе специально организован­ного и пролонгированного во времени периода между окончанием участия воен­нослужащих в боевых действиях и вступлением в полнокровную мирную жизнь, называемого периодом «психологического карантина», или «психологической де­зинфекции». Целью деятельности командиров, заместителей по воспитательной работе, военных психологов и медиков на этом этапе является удовлетворение основных стремлений военнослужащих в понимании, признании, престиже, сня­тие психической напряженности и психологическая подготовка к мирным усло­виям жизнедеятельности.

Практика показывает, что наиболее целесообразными мероприятиями данно­го периода являются: тщательный разбор боевых действий военнослужащих, пре­имущественная положительная оценка вклада каждого из них в решение боевых задач подразделения, части; встречи военнослужащих с политиками, представи­телями трудовых коллективов, родственниками военнослужащих, деятелями ис­кусства и культуры, утверждающими уверенность воинов в высокой социальной значимости сделанного ими; жесткая селекция поступающих периодических из­даний, радио- и телепередач, прибывающих эмиссаров от различных политиче­ских партий и движений; парциальный, постепенный пропуск к военнослужащим информации, отрицательно оценивающей те или иные стороны боевых событий; вовлечение военнослужащих в динамичную, не скучную и не сложную деятель­ность, недопущение безделья и праздности; специальная психологическая подго­товка к встрече с людьми с «мирной» психологией; выявление военнослужащих, получивших боевые психические травмы, и оказание им психологической по­мощи.

Вторая задача — создание реадаптирующей социальной среды, предпола­гает следующее: независимо от того, вернулся ли солдат домой победителем или побежденным, его должны достойно встретить страна, сослуживцы, члены семьи, знакомые. Желательно, чтобы встречающие хорошо понимали специфические проявления психики и поведения ветеранов, были обучены элементарным при­емам оказания психологической поддержки. Однако ни в коем случае нельзя до­пустить того, чтобы участники событий воспринимались как «ненормальные», «психи», «травматики». Отношение к ним командиров, сослуживцев, членов се­мей должно всемерно способствовать разрядке накопившихся психических на­пряжений, предупреждению дополнительной психотравматизации.



Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


но подготовленными к долготерпению, к настойчивому восстановлению контак­тов военнослужащего с его прежними друзьями, вовлечению его в активную жизнь воинской части, гарнизона, в культурно-досуговые мероприятия. Мораль­но-психологическое состояние вернувшихся из районов боевых действий необ­ходимо постоянно отслеживать и своевременно корректировать.

Таким образом, социально-психологическая реадаптация представляет собой процесс восстановления у участников боевых действий психологического ресур­са, необходимого для полноценной жизни и активного социального функциони­рования в условиях мирной жизни.

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что психологическая работа в боевой обстановке предполагает построение всей системы подготовки и боевого применения частей и подразделений с учетом закономерностей проявления психи­ки военнослужащих и психологии воинских коллективов в экстремальных услови­ях боя. Она есть единый процесс непрерывного изучения, прогнозирования, анали­за, оценки и оптимизации психологических обстоятельств решения боевых задач.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этапы психологического обеспечения боя.

2. Что такое психологическая подготовка боевых действий?

3. Какие существуют виды психологической подготовки военнослужащих?

4. Какие виды факторов боевой обстановки учитываются в процессе психоло­гической подготовки?

5. В чем сущность психологического сопровождения боевых действий войск?

6. Что представляет собой психологическая реабилитация военнослужащих?

7. В чем суть социально-психологической реадаптации участников боевых дей­ствий?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Калинчук Л. В., Караяни А. Г., Логинов И. П. Технологии морально-психологи­ческого обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. — М., 1997.

2. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного соста­ва частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.

3. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности. В кн.: Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая­ни, П. А. Корчемного. В 2-х кн. - М, 1998.

4. Попов В. Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экст­ремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, меж­национального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дисс... канд. психол. наук. — М., 1992.

5. Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. - М. 1972.

6. Шумков Г. Е. Психика бойцов во время сражений. — СПб., 1905. Вып. 1

7. Шумков Г. Е. Чувство тревоги как доминирующая иллюзия в период ожида­ния боя // Военный сборник. 1913. № 11.


Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПРОТИВНИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ

Современные концепции военного искусства указывают на тот факт, что войны ведутся политическими, экономическими, дипломатическими, военными и ин­формационно-психологическими средствами. При этом роль последних на про­тяжении столетий неуклонно возрастает. Это обусловлено тем, что войны по сво­ему содержанию становятся явлениями все более психологическими.

Во многом психологическими являются цели войны. Основными объектами поражения становятся моральный дух армии, реальное морально-психологическое состояние частей и подразделений, отдельных военнослужащих. Среди средств воздействия на противника все большее значение приобретают психологические средства.

Все это указывает на то, что противоборство в информационно-психологической сфере становится действительно значимым явлений в современных войнах. От того, насколько квалифицированной и целенаправленной будет деятельность ко­мандиров, штабов, психологов по защите войск от информационно-психологиче­ского воздействия, в значительной мере будет зависеть ход и исход боевых действий.

6.1. Психологические операции противника: сущность, содержание, силы и средства

История развития теории и практики информационно-психологического воздей­ствия на противника, осуществляемого в целях его запугивания, введения в заб­луждение, порождения паники, недоверия к своему руководству, неверия в соб­ственные силы, отчаяния и т. п., насчитывает тысячелетия.

В древние времена для этого использовались: устрашающая боевая раскраска воинов, свирепые боевые кличи, специальные шумовые (удары копьями или ме­чами о щиты и др.) и визуальные (использование огненных валов и др.) эффекты, слухи, распространяемые лазутчиками, листовки и т. п.

Первоначально своеобразное искусство управления психическими состояния­ми, мыслями и поступками людей совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, шаманами, военачальниками. Затем оно постепенно «враста­ло» в военное искусство наиболее талантливых полководцев. Имена Кира, Ксер­кса, Чингисхана, Святослава, Наполеона, А. В. Суворова и др. во многом потому и вписаны в историю, что они на практике владели способами понижения психи­ческих сил неприятеля и укрепления морального духа своих войск.


242 ______ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

На рубеже XIX — XX вв. практика информационно-психологического воз­действия на противника приобретает новое качество. Если прежде оно было сек­ретным оружием, тайным искусством войны, то теперь, впервые, подверглось научному анализу, обобщению, норматизации. Создаются специальные органы психологических операций (в США — комитет общественной информации, в Ве­ликобритании — служба пропаганды среди войск и населения противника, в Гер­мании — специальный отдел Генерального штаба, во Франции — служба пропаган­ды и т. п.), осуществляются первые изыскания в этой области, разрабатываются средства влияния на сознание, волю, настроение и поведение людей. Опыт дея­тельности органов психологических операций, приобретенный в годы Первой мировой войны, обобщен в таких работах, как «Техника пропаганды в мировой войне» (США), «Тайны дома Крю» (Великобритания), «Feldherpsychologs» (Гер­мания) [180].

В 1920 г. появляется термин «психологическая война», который быстро рас­пространяется в США и Великобритании.

В годы Второй мировой войны теория и практика подрывных действий приоб­ретают широкий размах, проявляются во всех сферах политики, экономики, в воен­ном деле.

Десятки тысяч людей в воюющих странах были задействованы в системе пси­хологического воздействия на противника. С этой же целью использовались сот­ни самолетов, артиллерийских батарей, автомобилей. О действительном размахе этой работы свидетельствуют такие данные: только для производства печатной продукции, предназначенной для распространения среди войск фашистской Гер­мании и ее сателлитов, были задействованы 80% полиграфических мощностей Великобритании. Это позволило органам психологической войны этой страны и США подготовить для солдат противника около 14 млрд листовок.

В настоящее время весь комплекс мероприятий, направленных на достижение военно-политических целей информационно-психологическими средствами, обо­значается в странах НАТО термином «психологические операции» (ПсО).

Несмотря на разнообразие организационных форм и специфику национальных традиций в осуществлении ПсО в разных странах, здесь имеется немало общего. Своеобразный «тон» в определении общих ориентации, масштабов, интенсивно­сти, форм и методов осуществления информационных и психологических акций в рамках ПсО задают США. Американская система, во-первых, впитывает в себя все, что наработано в этой области в других странах, и, во-вторых, сама выступает для них неким «эталоном» в организации ПсО. Поэтому целесообразно именно ее рассмотреть здесь более подробно.

Деятельность должностных лиц, организующих и осуществляющих ПсО, в ар­мии США определяется положениями Полевого устава «Психологические опе­рации», который регулярно содержательно обновляется.

В нем записано, что психологические операции — это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей США.


Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им _ 243

Используя критерии масштабности целей, продолжительности информацион­но-психологического воздействия, размаха обеспечиваемых военных событий, выделяют три уровня ПсО: стратегический, оперативный и тактический. ПсО всех уровней, при их одновременном осуществлении, составляют единый, целос­тный комплекс взаимосвязанных мероприятий, из которого сложно вычленить тот или иной уровень.

Задачами тактических ПсО, как записано в Уставе, являются:

1) создание обстановки неуверенности и беспокойства, снижение морально-боевого духа и боевой эффективности личного состава противника, убежде­ние военнослужащих противника сдаваться в плен; повышение эффектив­ности применения тяжелой артиллерии и массированного огня;

2) оказание содействия войскам в захвате в кратчайшие сроки населенных пунк­тов противника путем предъявления ультиматумов и передачи призывов к капитуляции;

3) оказание содействия проведению стратегических ПсО путем своевременно­го доклада подробной информации об имеющихся уязвимых местах против­ника; доклад информации и рекомендаций лицам и группам, действующим в зоне боевых действий противника;

4) создание доброжелательного отношения к руководству и личному составу своих войск и войск стран-союзниц со стороны местного населения; оказа­ние помощи в контроле за враждебно настроенным и дружеским населением в зоне боевых действий;

5) обеспечение поддержки населением мероприятий по достижению кратко­временных и долгосрочных целей;

6) борьба с пропагандой противника и сохранение инициативы в проведении ПсО;

7) оказание содействия войскам в обороне тыловых районов;

8) поддержка мероприятий по введению противника в заблуждение и по мас­кировке войск на тактическом уровне.

Выполнение этих задач возложено на специальные части и подразделения ПсО (группа, батальон, рота), находящиеся в непосредственном подчинении командо­вания специальных операций сухопутных войск США (Форт-Брэгг), которое, в свою очередь, входит в состав объединенного командования специальных опера­ций ВС США.

Основной потенциал ПсО сосредоточен в сухопутных войсках. Его ядро со­ставляет 4-я группа ПсО, состоящая из 4 батальонов ПсО (1, 6, 8 и 9-й) и баталь­она подготовки и выпуска пропагандистских материалов. Батальоны ПсО ориен­тированы на определенные регионы мира (1-й — на зону Атлантического океана, Центральную и Южную Америку, 6-й — на Европу и Африку, 8-й — на Тихоокеан­ский регион).

Одновременно в организованном резерве находятся еще 3 штаба групп ПсО (2-й, 5-й, 7-й), 9 батальонов, 22 отдельные роты ПсО и около 40 батальонов по работе с гражданским населением.



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


В военное время в сухопутных войсках действуют группы ПсО общей и непос­редственной поддержки. Группы общей поддержки состоят из батальона общей поддержки, батальона по работе с военнопленными, батальона консолидирующей пропаганды.

Батальон общей поддержки осуществляет ПсО стратегического уровня на ТВД. Он состоит из подразделений: разведки; разработки информационно-психологи­ческих материалов; тяжелой, средней и легкой типографии; радиостанций; звуко-вещательных станций. Возможности батальона позволяют издавать до 28 млн лис­товок в сутки, вести радиовещание на СВ и КВ-диапазонах в радиусе до 150 км.

Батальон консолидирующей пропаганды — включает радио- и телевизионную редакции, подразделения эксплуатации местных стационарных радиостанций, телестанций, типографий, кинотеатров.

Группа непосредственной поддержки предназначена для обеспечения такти­ческих и оперативных задач, решаемых войсками.

В распоряжении органов ПсО находятся разнообразные средства информаци­онно-психологического воздействия, позволяющие целенаправленно влиять на общественное мнение, сознание, подсознание, поступки и действия людей, на их психические состояния и чувства.

К числу основных средств ПсО можно отнести следующие.

1. Печатные средства — листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные
бюллетени и др., средства их производства (полиграфическая база) и доставки.

Американцы считают листовки одним из наиболее действенных средств про­паганды.

О значении, которое придают листовкам специалисты ПсО, говорят следу­ющие факты: во Вьетнаме для распространения листовок привлекалось по 10 самолетов в 4 тактических зонах. Нередко для этих целей использовались даже самолеты В-52 и С-141. Во время военных событий в зоне Персидского залива (1991 г.) на иракские войска и население региона американцами было сброшено более 30 млн листовок. Десятки тысяч листовок было сброшено на иракские войска в войне 2003 г.

Листовки издаются разных форматов и на различном материале. Для их распрост­ранения используются артиллерия (105-155 мм снаряды, 81 мм мины, агитаци­онный реактивный снаряд); авиация (вразброс через двери и люки самолетов и вертолетов; свертки или коробки с вытяжными тросами; специальные пластмас­совые бомбы М129 Е 1; беспилотная управляемая ракета, доставляющая на цель до 500 кг груза; самораскрывающиеся авиационные пакеты (до 5000 листовок), авиаконтейнеры (до 50 кг листовок); воздушные баллоны ДЖ-100 (вмещающие 1300 листовок и доставляющие их на расстояние до 2400 км); воздушные шары (высота полета — до 24 км, дальность полета до 9600 км, полезная нагрузка — до 200 кг, сброс груза на высоте — 9600 м); плавающие водонепроницаемые контей­неры из дерева, бамбука, пластика, стекла, целлофана для применения на океа­нах, морях, озерах, реках, каналах; агенты, диверсионные группы и др. Листовки могут также оставляться отступающими войсками на местности.

2. Важными средствами ПсО являются радио и телевидение. Сюда относятся
стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио-


Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им _________ 245

и телецентры, как штатные, так и захваченные у противника, с соответствующи­ми программами вещания. Роль этого средства ПсО особенно возрастает в регио­нах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малогра­мотное население.

Так, например, при проведении ПсО по подготовке вторжения на Гаити (1994 г.) эти средства информационно-психологического воздействия явились основ­ными. Тогда в течение короткого времени в Вашингтон с военной базы Форт-Брэгг была переброшена команда военно-информационной поддержки, уком­плектования специалистами 4-й группы ПсО и гражданскими специалистами по креольскому языку. Через 5 часов после прибытия эта группа, во взаимо­действии с находящимся в изгнании президентом Гаити Ж. Б. Аристидом, на­чала подготовку радиопрограмм и листовок. Для организации вещания были созданы «Радио и телевидение "Демократия"» и «Радио "Средние волны 940"», которые начали работать по 10 часов в сутки за 2 месяца до начала военной операции. Экс-президент Аристид ежедневно обращался к народу. Для расши­рения возможностей психологического влияния среди населения Гаити было распространено около 10 000 транзисторных приемников с фиксированной ча­стотой, настроенной на радиопередатчик ПсО.

В ходе операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» (1990-1991 гг.) на лич­ный состав иракской армии только в прифронтовой зоне круглосуточно вели передачи 6 широковещательных станций. В целях увеличения потенциальной аудитории среди военнослужащих и населения региона с помощью кочевни­ков и авиации было распространено около 150 000 малогабаритных радиопри­емников с фиксированной частотой.

Одновременно с радио и телевидением в интересах ПсО применяются сред­ства РЭБ, подавляющие системы радио и телевидения противника. К примеру, государственная радиостанция Ирака «Голос Багдада» по существу была парали­зована в течение всей кампании многонациональных сил против этой страны.

В последних боевых событиях органами ПсО широко используются средства вхождения в боевые радиосети противника с целью сбора информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов и настроений. Так, напри­мер, специалисты подрывных акций Чечни иногда оперировали в своей пропа­ганде фамилиями наших военнослужащих, подробностями из жизни воинских частей и подразделений, а порой дезинформировали руководителей российских войск именно благодаря эффективному применению средств радиоперехвата, ра­диопередачи и РЭБ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.