Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика боевого стресса и боевой психической травмы 2 страница





Глава 9, Психологические последствия участия в боевых действиях



Наблюдение за поведением ветеранов локальных военных конфликтов и бесе­ды с ними показывают, что сформировавшийся у них в боевой обстановке ком­плекс личностных изменений порой трансформируется в своеобразный комп­лекс «военизированной психики», для которого характерны специфические феномены в потребностной сфере, в области ценностных ориентации и соци­ального взаимодействия военнослужащих. Так, вследствие имеющего место упрощения когнитивной сферы участников экстремальной деятельности, у них отмечается усиление жестокости, бескомпромиссности и ригидности нравствен­ных ориентиров. Нередко проявляется стремление переделать гражданскую жизнь но негласным законам человеческих отношений военного времени.

При возвращении в мирную обстановку у ветеранов боевых действий актуали­зируется целый ряд потребностей. Эти потребности носят универсальный ха­рактер, однако, в данном случае, они имеют чрезвычайную степень выражен­ности.

Во-первых, у большинства участников боевых действий отмечается ярко выраженное желание быть понятым. Они хотят иметь в контакте с окружающи­ми такую обратную связь, которая бы явно подтверждала, что они сражались за правое дело, что их участие в жестоком насилии нравственно оправданно и соци­ально полезно. По существу речь идет о действии такого механизма психологиче­ской защиты человека, как рационализация, позволяющего военнослужащему пре­одолеть комплекс вины, оправдаться перед самим собой, своей совестью, сделать воспоминания об агрессивных и жестоких поступках менее травмирующими.

Во-вторых, в психологической картине переживаний участников боевых действий отмечается потребность быть социально признанными. Естественное желание человека быть личностью, получить высокую оценку своих личных уси­лий, действий у людей, возвращающихся в мирную жизнь, приобретает особое значение. При этом справедливо считается, что достойными общественного при­знания являются не только героические поступки, но и внутренние победы чело­века над собой, уже само то, что военнослужащий не струсил, не дезертировал, не симулировал и т. д. Наблюдается желание, чтобы факт положительной оценки стал известен широкому кругу людей, сослуживцам, членам семьи.

В-третьих, важной тенденцией, характеризующей психическое состояние участников боевых событий, является стремление быть принятым в систему со­циальных связей и отношений мирной жизни с более высоким, чем прежде, соци­альным статусом. Это объяснятся тем, что дело, которое они делали «там», соци­ально более значимо, чем то, которым занимались военнослужащие, оставшиеся в местах постоянной дислокации частей. На основании этого участники боевых действий ожидают особого отношения к себе со стороны окружающих. В против­ном случае возникают различного рода синдромы по типу «чеченского», когда со стороны участников боевых действий проявляется агрессивное отношение к со­служивцам, не получившим боевого опыта.

В-четвертых, нередко у людей, возвращающихся из зоны боевых действий локального венного конфликта, наблюдается своеобразное <<ошеломление» при столкновениях с реальностями мирной жизни. Им трудно свыкнуться с мыслью, что в то время, когда они рисковали жизнью, в стране, в армии ничего не измени-


288 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

лось, общество вообще не заметило их отсутствия. Более того, оказывается, не все люди разделяют их взгляды на цели, характер и способы ведения войны. Это мо­жет вызвать состояние психического шока, привести к серьезным психическим расстройствам у ветеранов войны, сформировать у них ощущение враждебности социального окружения.

В-пятых, существенной психологической характеристикой участников ло­кальных военных конфликтов является снижение порогов чувствительности к со­циальным воздействиям. С психологической точки зрения, они становятся как бы особенно обнаженными, ранимыми.

В том случае, если перечисленные тенденции и особенности психической жиз­ни ветеранов войны не учитываются в работе с ними, создаются предпосылки для возникновения сложных психологических и социальных последствий. Вместе с отчаянием, фрустрацией, апатией у военнослужащих могут развиваться личност­ные трансформации, складываться искаженная, патологическая картина мира, формироваться агрессивное, конфликтное поведение. Неподготовленное, стихий­ное столкновение участников локальных военных конфликтов с реалиями мир­ной жизни чревато усилением их психотравматизации и манифестаций посттрав­матических стрессовых расстройств.

 

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — отсроченная по времени пси­хопатологическая комплексная реакция на психотравматическое событие, оформившаяся в целостный синдром.

Относительно необходимости выделения целостного синдрома, его симтомо-комплексов и симптомов на протяжении длительного времени идут научные спо­ры между представителями различных специальностей (медики, психологи, со­циальные работники и др.) и между различными научными школами в самой психологии. Однако в последнее время ПТСР описаны как синдром и отдельная психодиагностическая категория в ряде авторитетных классификаторов болез­ней, что дает основания для рассмотрения его в качестве целостного, комплекс­ного образования.

Впервые официально вопрос о необходимости выделения целостного синдрома, называемого «посттравматическое стрессовое расстройство», был поставлен в США в 1980 г. Именно тогда в публикацию третьего издания американского классификационного стандарта, подготовленного Американской психиатриче­ской ассоциацией, DSM-III {Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) был внесен раздел, содержащий описание критериев для диагностики наруше­ний и расстройств, вызванных психотравмирующими обстоятельствами, выхо­дящими за рамки обычного человеческого общества. Этот раздел уточнен и со­хранен в новой редакции стандарта DSM-IV (код F43.1) в 1994 г. В этом же году аналогичный раздел появился и в Международном классификаторе болезней МКБ -10 (код. 309.81). Несмотря на то, что ПТСР формально является психи­ческим заболеванием, его изучение, диагностика и психотерапия относятся к компетенции клинического психолога.

Принятие решений об официальной фиксации данного синдрома в междуна­родных и национальных классификаторах заболеваний обусловлено широким распространением ПТСР. В различных источниках приводятся данные, что на


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



протяжении жизни ПТСР страдают около 1% населения, а до 15% людей после тяжелых травм могут испытывать отдельные симптомы этого заболевания.

В целом ряде исследований констатируется, что посттравматические стрессо­вые расстройства составляют от 10 до 50% всех медицинских последствий бое­вых событий. Ими по сей день страдают 29-45% ветеранов Второй мировой войны, 25-30% американских ветеранов вьетнамской войны. Среди лиц, полу­чивших ранения, ПТСР достигают 42% [158, с. 1].

18,6% участников боевых действий в Афганистане испытывают на себе дей­ствие этого синдрома. Из них хронически больными являются 41,7 %, инвали­дами 56,2% [137].

По оценкам Корчемного П. А. [85], в течение ближайших лет более 10 000 уча­стников боевых действий в Чечне будут иметь явные проблемы с психикой.

По данным исследования американских ветеранов войны во Вьетнаме, про­веденного в 1988 году, у 15,2% из них наблюдались выраженные ПТСР, а еще у 11,1% отмечались отдельные симптомы таких расстройств. Среди этих лиц в 5 раз возрастал риск остаться безработными, около 70% из них хотя бы один раз развелись с супругами, у 35% отмечены родительские проблемы, у 47,3% — крайние формы изоляции от людей, у 40% — выраженная враждебность к ок­ружающим, 36,8% представителей этой социальной группы совершают более 6 актов насилия в год, 50% были арестованы и посажены в тюрьму (в том числе 34,2% — более одного раза) [204].

По другим данным, примерно у 25% американских ветеранов Вьетнама отме­чается развитие неблагоприятных личностных изменений после полученной психотравмы. К началу 1990-х гг. около 100 000 ветеранов этой войны покон­чили жизнь самоубийством. 40 000 ведут замкнутый, почти аутичный, образ жизни. Среди раненых и инвалидов войны процент лиц с ПТСР превышает 42%, тогда как среди физически здоровых ветеранов войны их 10-20%. 56% людей, переживших тяжелые боевые события, умирали или были больны в воз­расте до 65 лет [176, с. 21].

Менее драматичная, но весьма схожая картина наблюдается в социальном функ­ционировании ветеранов военных конфликтов в нашей стране.

Важнейшими клиническими симптомами ПТСР, согласно DSM-IV, являются следующие.

I. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним (или несколькими) из следующих способов:

1) повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные пере­живания1;

2) повторяющиеся тяжелые сны о событии;

3) тяжелые действия или ощущения, как если бы травматическое событие пере­живалось вновь (включает ощущения «оживления» опыта, иллюзии, галлю-

1 Ряд специалистов объединяют этот симптомокомплекс термином «интрузия» (внедре­ние).



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


цинации и диссоциативные эпизоды — «флэшбэк-эффекты», включая те, ко­торые появляются в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии);

'4) интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или сим­волизирующей их;

5) физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события.

II. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и numbing-блокиров-
ка эмоциональных реакций, оцепенение (не наблюдалось до травмы). Определя­
ется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже особенностей:

1) усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой;

2) усилия по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают вос­поминания о травме;

3) неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная амнезия);

4) заметно сниженный интерес или неучастие в ранее значимых видах деятель­ности;

5) чувство отстраненности или отделенности от остальных людей;

6) сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству любви);

7) чувство отсутствия перспективы в будущем (например, отсутствие ожида­ний по поводу карьеры, женитьбы, детей или пожелания долгой жизни).

III. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюда­
лись до травмы). Определяются по наличию по крайней мере двух из нижепере­
численных симптомов.

1) трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения);

2) раздражительность или вспышки гнева;

3) затруднения с сосредоточением внимания;

4) повышенный уровень тревожности, гипербдительность, состояние постоян­ного ожидания угрозы;

5) гипертрофированная реакция испуга.

Обязательным условием для диагностики ПТСР является установление дли­тельности протекания расстройства. ПТСР диагностируется лишь в том случае, когда продолжительность проявления описанных выше симптомов составляет не менее 1 месяца.

Не менее важным условием для вынесения диагноза является то обстоятель­ство, что расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.

Сегодня имеются различные подходы к выделению типов ПТСР.

Пушкарев А. Л., Доморацикий В. А., Гордеева Е. Г. дают следующую классифи­кацию ПТСР:

острое — симптомы сохраняются менее 3 месяцев;

хроническое — симптомы сохраняются 3 и более месяца;


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



отсроченное — симптомы возникают, по меньшей мере, через 6 месяцев пос­
ле психотравматизации.

В отдельных случаях ПТСР протекают в течение многих лет и переходят в хро­ническое изменение личности [137, с. 10].

Нечипоренко В. В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В., Маликов Ю. К., Салама-тов В. Е. выделяют виды ПТСР:

острые — симптомы возникают в пределах 6 месяцев после травмы и сохра­няются не более 6 месяцев;

хронические — симптомы проявляются после 6 месяцев и продолжаются бо­лее б месяцев;

отсроченные — проявляются после скрытого периода (месяцы, годы) и про­должаются более 6 месяцев [111].

Кроме этого некоторые авторы выделяют так называемые вторичные признаки ПТСР. К ним относят: алкогольную, медикаментозную или наркотическую зави­симость; склонность к суицидальным мыслям и попыткам; депрессия; заболева­ния сердечно-сосудистой системы; боли различной этиологии, сексуальные дис­функции, девиантное поведение и др.

В. А. Гиляровский обосновал положение о провоцирующем влиянии травм, ра­нений, медицинских операций, инфекций на отсроченное появление психотравми-рующих переживаний, связанных с боевыми действиями. По его мнению, страх, вызванный боевой обстановкой, подавляется ценой большого нервного напряже­ния. Достигнутое равновесие нарушается дополнительным воздействием, как пра­вило, соматического характер.

Ранение и инвалидность являются мощными факторами психической травма-тизации. Они оказывают существенное влияние на изменение Я-концепции лич­ности и, в первую очередь, физического «Я» человека и «Я» реального. Повреж­денный орган человека до конца жизни будет напоминать ему об одном из самых трагических событий в жизни. О такой травме невозможно забыть, даже если ис­пользовать самые эффективные психотехники. Существенной трансформации у инвалидов подвергается «Я» идеальное. Оно как бы уменьшается в разме­рах, вмещает гораздо меньший временной отрезок, чем он был до травмы. Су­щественно меняется содержание «Я» зеркального. Человеку кажется, что все «сверлят» глазами травмированную часть тела, рассматривают его исключитель­но как калеку, сторонятся, брезгуют. В результате может иметь место снижение самоценности личности, психологический уход человека в прошлое, утрата ощу­щения настоящего и девальвация ценности будущего. Эта тенденция отмечалась у 70% инвалидов войны, обследованных в процессе социально-психологического тренинга в рамках реабилитационной акции «Память и милосердие» в Центре медицинской реабилитации «Русь» в ноябре 2002 г. (рис. 2.8).

Из рисунка видно, что по масштабам прошлое ветерана многократно превосхо­дит настоящее и будущее вместе взятые. Именно в прошлом произошли наиболее важные жизненные события (поступление на военную службу, женитьба, боевая травма, покупка автомобиля). Настоящее — лишено значимых событий. Будущее не прогнозируется даже в фантазиях. Так видит свой жизненный путь инвалид войны (ампутация ног) в свои 26 лет.


292 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Не менее драматична «линия жизни» другого ветерана войны, дважды прини­мавшего участие в боевых действиях, получившего ранение в ногу и контузию (рис. 2.9).

Глядя на рисунок, создается впечатление, что жизнь ветерана в его 28 лет осталась в далеком прошлом, что им не прогнозируются простые жизненные события будущего (образование детей, повышение собственной квалификации, интересные поездки, продвижение по службе, улучшение жилищных условий и др.).

Раненые и инвалиды неохотно вступают в контакт с окружающими до тех пор, пока не перестают чувствовать себя «не такими как все». Однако образ жизне­деятельности физически здоровых людей практически на каждом шагу содержит своеобразные «закладки», указывающие на «нетаковость» инвалидов: лифты, не вмещающие инвалидные коляски; отсутствие аппарелей для входа в помеще­ния и транспорт; нехватка транспортных средств для самостоятельного пере­движения; отсутствие приборов и устройств для облегчения жизнеобеспечения в квартире и др.).

Особенно психотравматогенным обстоятельством является отсутствие у боль­шинства инвалидов возможности достойно трудиться и материально обеспечи­вать свое существование.

У ветеранов, имеющих боевые ранения, также на всю жизнь остается своеоб­разный «якорь» (след раны), случайная актуализация которого психологически возвращает его в травмирующую ситуацию.

Все это накладывает специфический отпечаток на проявление психологиче­ских последствий у инвалидов войны и раненых.


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях _________________ 293

Таким образом, психологические последствия участия в боевых действиях многообразны по содержанию, форме и динамике проявления. Закрепляясь в лич­ностных структурах и поведении ветеранов, они определяют их поведение много лет спустя после окончания участия в военных событиях. Негативные послед­ствия психотравмы, интегрйруясь в целостный симптом, образуют клиническую картину посттравматического стрессового расстройства — патологического пси­хического расстройства.

9.3. Диагностика последствий участия в боевых действиях

Психодиагностика боевых психических расстройств представляет собой совокуп­ность взаимосвязанных процедур по выявлению фактов наличия психотравм, их идентификации и оценке, принятию решения, по объему, срокам, средствам, спо­собам психокорректирующего воздействия на военнослужащих в целях их быст­рого возвращения в строй или в мирные условия жизнедеятельности. \

Целью психодиагностики выступает выявление степени психического здоро­вья и боеспособности конкретного военнослужащего.

Основными средствами выявления и оценки психических расстройств в бое­вой обстановке являются методы визуальной психодиагностики и психодиагнос­тическая беседа. После эвакуации психотравмированных воинов из угрожающей обстановки могут проводиться дополнительные психодиагностические меропри-



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


ятия с использованием различных тестовых методик. В процессе визуальной пси­ходиагностики и беседы с пострадавшим фиксируются и оцениваются показате­ли типов отрицательных психических реакций, описанных выше.

Экспресс-диагностика позволяет выявить военнослужащих, симулирующих психическую травму, определить воинов с непатологическими и патологически­ми психогенными реакциями (данные группы военнослужащих после краткого психокорректирующего воздействия направляются в свои части для дальнейше­го участия в боевых действиях), выявить людей с невротическими состояниями, они направляются в батальонные (полковые) медицинские пункты или в места нахождения специальных команд психологической помощи, определить и пред­ставить к эвакуации в дивизионные пункты психологической помощи воинов с психотическими расстройствами.

Диагностическая экспресс-беседа заключается в постановке перед военнослу­жащим, демонстрирующим неадекватное боевой ситуации поведение, вопросов, позволяющих оценить степень его ориентированности в пространственно-вре­менных и тактических элементах боевой обстановки и в собственной личности. Как правило, задаются простые, краткие, доступные для понимания в экстремаль­ной обстановке вопросы:

Кто вы?

Как ваши фамилия, имя, отчество?

Из какого вы подразделения?

Какую задачу выполняете?

Как долго вы здесь находитесь?

Где находятся командир и личный состав подразделения?

Где противник?

Что собираетесь делать дальше? и т. д.

В ходе беседы фиксируются: наличие ответов, их адекватность, время, затрачи­ваемое опрашиваемым на обдумывание ответа, невербальные проявления и т. д.

Визуальная экспресс-диагностика состоит в наблюдении за внешними прояв­лениями военнослужащего по специальной схеме (карте), фиксации определен­ных паттернов и последующей интерпретации полученной психологической ин­формации.

Своеобразной схемой и одновременно ключом для визуальной диагностики может стать описанная выше градация психических расстройств, предложенная Ю. А. Александровским [5].

В соответствии с ней к непатологическим (физиологическим) невротическим явлениям относятся реакции на боевой стресс (адаптационные реакции). Они проявляются в повышенной эмоциональной напряженности и психомоторных изменениях, вызванных страхом (множество нецелесообразных движений; бес­порядочное, бесцельное метание; ступорозное обездвижение; отрывистая, несвяз­ная речь). К названным симптомам прибавляются такие вегетативные реакции, как учащенное мочеиспускание, дисфункция желудка и кишечника; тошнота, го­ловокружение, ознобоподобный тремор; изменение пигментации кожных покро­вов; ощущение нехватки воздуха, чувство удушья; ощущение сильной физиче­ской слабости, жара или холода и др.


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях _________________ 295

Психогенные патологические реакции проявляются в симптомах астеническо­го, депрессивного, истерического и других синдромов. Основным показателем того, что наблюдаемая симптоматика отражает непсихотический уровень травматизации военнослужащего, является сохранение им в достаточной степени критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности.

Для грубой визуальной психодиагностики психологических реакций и состо­яний военнослужащих в боевой обстановке можно использовать своеобразную «Карту симптомов реактивных состояний и психозов», составленную нами по описанию симптомов психических проявлений у участников, содержащихся в работе Е. В. Снедкова (табл. 2.7).

Таблица 2.7 Карта симптомов реактивных состояний и психозов

 

 

 

 

    Коррекционно-
Симптомы Диагноз профилактические мероприятия
Кратковременные реакции страха, тревоги, Адаптивные Потребность в специальной
внутренней напряженности или расслабления, психологиче- психотерапевтической
истероформные эмоционально-экспрессивные ские реакции. и психокоррекционной
проявления, реакции боевой экзальтации Норма работе отсутствует.
(непсихотические яркие психологические пере-   Профилактика — повседнев-
живания), ситуативно обусловленные   ная работа по формирова-
отклонения в поведении; нарушения сна, утом-   нию психологической устой-
ляемость, раздражительность, вспыльчивость,   чивости и готовности к бою
легкие вегетативные проявления боевого стрес-    
са (пигментация, потение, тремор, частота ды-    
хания и сердцебиения и др.)    
Состояния кратковременного крайнего эмоцио- Острые Временная изоляция, удале-
нального напряжения, обусловленные БПТ, аф- аффективно- ние с поля боя в П (Ц) ПП и
фективная суженность сознания, резкие нару- шоковые Р. Оружие изымается, форма
шения поведения, «однонаправленное» проте- реакции одежды сохраняется, исто-
кание аффекта; непроизвольные пантомимиче-   рии болезни не оформляют-
ские, вегетативные, экспрессивные проявления.   ся, регистрация — по журна-
Вслед за фазой аффективного взрыва нередко   лу. Отдых, сон, полноценное
следует фаза истощения. Воин плохо управляет   питание, горячее питье. При
своим поведением и не дает достаточного отче-   необходимости - психокор-
та о его последствиях. Однако ориентировка   рекционное и психотерапев-
в окружающем не страдает, последующей амне-   тическое вмешательство
зии не наблюдается.    
Интрапунитивные (самоповреждения, суицид).    
Экстрапунитивные (злоба, агрессия, гнев,    
побои)    
Демонстративные реакции (уединение, члено-
вредительство, кражи, мародерство, суицид).    
Продолжительность — от нескольких минут    
до нескольких часов, постепенно сглаживаются    
на фоне лечения или без него, заканчиваются    
выздоровлением    
Менее острое длительное психическое напря- Преневротиче-
жение с вышеперечисленными симптомами ские  
  состояния  

296 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Продолжение табл. 2.7

 

 

    Коррекционно-
Симптомы Диагноз профилактические мероприятия
Кратковременные, парциальные, Патологические Понимание, дружественный
без формирования целостной клинической психогенные вербальный и физический
картины реакции. реакции контакт, апелляция к разуму,
Психосоматические нарушения,   побуждение к малым действиям
вегетативная неустойчивость, двигатель-   (выпить глоток воды, одеться,
ная и эмоциональная чрезмерность.   заправиться, привести оружие
Поведение в целом адекватно   к бою и др.), привлечь
обстановке   к привычной деятельности, фиксировать, убрать из поля зрения травмирующую картину
• Тревожность, тоскливо подавленное Депрессивные Убрать из зоны боевых
настроение, боязливость реакции действий в психиатрическое учреждение, утешение, позитивное информирование, активизирующая деятельность
• Заметного снижения психического тонуса Астенические Ободрение, призыв к сознатель-
  реакции ности, четкие приказы, возложение простых задач и небольшой ответственности, сочувствие, тепло, теплое питье, пища, медикаменты не показаны
• Истероформные проявления Истерические Контакт наедине, внушение
  реакции о быстром выздоровлении, эвакуация из подразделения, стимулировать вербализацию страха, занять работой, предотвратить уход в болезнь В отдельных случаях —
Стремление любым способом уйти Патохарактеро-
из стрессорной ситуации, добиться логические лечение на госпитальном этапе
направления в госпиталь, перевода реакции ТВД (в строй, в тыл, демобилиза-
в тыл или увольнения из армии, легко- неустойчивого ция)
мысленность, беспечность, наивность, типа (неустойчи-  
узость интересов, низкий уровень общей вый и шизоидно-  
осведомленности, неряшливость, низкая неустойчивый  
трудоспособность, низкая выносливость, типы)  
СОЧ    
Оппозиционно-вызывающее поведение, Патохарактеро- Воспитание, общественное
аффективная взрывчатость, агрессив- логические мнение,контроль, снятие
ность (с тяжелыми последствиями), реакции напряженности, психотерапия
открытое неподчинение, стремление аффективно-  
поступать «назло» окружающим, выме- эксплозивного  
щать на них злобу, обиду; развязность, типа (эпилепто-  
бестактность, аффективная гиперактив- идно-истероид-  
ность в конфликтах, застреваемость ный, эпилипто-  
переживаний, изменчивость идно-неустойчи-  
настроений вый типы)  

Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях _________________ 297




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.