Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифы и символы как регуляторы боевого поведения




Значимыми механизмами регуляции поведения участников боевых действий яв­ляются мифы и символы.

Миф (от греч. mythos — предание, сказание) — повествование о богах, духах, обожеств­ленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В них переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действи­тельности состояния сознания, концепции, представления. С точки зрения ресурс­ного подхода к пониманию психологических возможностей участника боевых действий миф — это разновидность квазиресурса, позволяющего найти веру и мотивацию там, где ее на самом деле нет.


Глава 16. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов.,. ___________ 393

В боевой обстановке они могут возникать как спонтанно и передаваться по ка­налам неофициальной коммуникации («солдатский телеграф»), так и целенап­равленно формироваться органами психологического обеспечения.

В войсках порой складывается целая система мифов. Изучение показывает, что к числу наиболее популярных тем мифов на войне относятся следующие темы:

• о близком окончании войны («в стане противника зреет недовольство, кото­рое выльется в бунт, революцию»; «Генеральная ассамблея ООН примет ре­шение о...»);

• о скорой победе («в войну вступят... и тогда...»; «завершается разработка супероружия, которое...»; «теперь, когда командующим стал...» и т. д.);

• о разгроме крупных группировок противника;

• о беспримерных подвигах военнослужащих своей армии;

Мифы, свернутые в своем содержании, максимально обобщенные, возведен­ные в ранг общественной или групповой ценности, становятся символами.

 

Символ (греч. symbolon — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема) — знак, связанный с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет пред­ставлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.

В энциклопедической статье А. Л. Доброхотов обосновывает специфику сим­вола и его функции. Он подчеркивает, что в отличие от понятия, для которого однозначность является преимуществом (по сравнению, например, со словом ес­тественного языка), сила символа в его многозначности и динамике перехода от смысла к смыслу.

В отличие от аллегории и эмблемы, символ не является иносказанием, которое снимается подстановкой вместо него прямого смысла: смысл символа не имеет простого наличного существования, к которому можно было бы отослать ин­терпретирующее сознание. В(отличие от притчи и мифа, символ не предпола­гает развернутого повествования и может иметь сколь угодно сжатую форму экспрессии. В отличие от метафоры, символ может переносить свойства пред­метов и устанавливать те или иные их соответствия не для взаимоописания этих предметов, а для отсылки к «неописуемому». В отличие от знамения, сим­вол не является знаком временного или пространственного явления сверхпри-родной реальности, поскольку допускает наличие бесконечно большой дистан­ции между собой и своим интенциональным предметом [22].

Специфическими отличиями символа от всех упомянутых знаковых тропов являются следующие его функции:

1) способность символа к бесконечному раскрытию своего содержания в про­цессе соотнесения со своей предметностью при сохранении и «неотменимо-сти» данной символической формы;

2) способность символа, связанная с опытом его толкования, устанавливать ком­муникацию, которая, в свою очередь, создает (актуально или потенциально) сообщество «посвященных», т. е. субъектов, находящихся в поле действия и относительной понятности символов (например, церковь, направление в ис­кусстве, эзотерический кружок, культурный ритуал; армия, род войск); при


394 ______________________ Раздел И. Психологическая работа входе ведения боевых действий

этом эзотеричность символа уравновешивается его «демократичностью», по­скольку каждый может найти свой, доступный ему уровень понимания сим­вола, не впадая в профанацию;

3) устойчивое тяготение символа к восхождению от данных «частей» к дей­ствительному и предполагаемому «целому». Символ в этом случае является местом встречи того, что само по себе несоединимо.

Например, сегодня существует несколько своеобразных мифов о водружении в апреле 1945 г. Красного Знамени над рейхстагом в Берлине. Один из них гласит, что это сделали разведчики 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоров и М. В. Кан-тария. Действительно, в то время над рейхстагом было водружено несколько знамен и историки ломают голову над установлением того, кому отдать пальму первенства. Однако с помощью официальной пропаганды символом победы со­ветских войск над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечествен­ной войне 1941-1945 гг. стало Знамя Победы, водруженное именно Егоровым и Кантарией.

Таким образом, миф, повествующий о том, когда, где, кем и как конкретно ус­танавливалось Знамя, превратился в символ — «Знамя Победы».

Звезда Героя России мало что значит сама по себе, но, являясь отражением под­вига, она приобретает все свойства символа.

Символом на войне становятся подвиги сослуживцев, почетные звания, при­надлежность к определенной социальной группе (например, Героев России), кон­кретные победы своих войск, боевые знамена воинских частей, отдельные коман­диры и т. д.

Учитывая то, что символы воспринимаются как социальная ценность, при­тягательны и заразительны в эмоциональном отношении, возбуждают жела­ние обладать ими, входить в социальную группу обладателей и, следователь­но, способны продуцировать мотивы боевого поведения и повышать боевую активность военнослужащих, командирам, военным психологам следует внима­тельно изучать спонтанно возникшие и искусственно создавать боевые симво­лы.

Следует внедрять в повседневную боевую жизнь ритуалы, которые трансформи­ровали бы фрустрацию, тревогу, отчаяние (связанные, например, с неуспешным боем, гибелью боевых товарищей и т. д.) в чувство лютой ненависти к врагу, страс­тное желание отомстить, страх (возникающий, например, при ожидании боя) в высокий наступательный порыв. Эффективными средствами таких трансформа­ций являются такие ритуалы, как клятвы на могилах боевых товарищей, мобили­зующие митинги перед боем и др.

Таким образом, боевое поведение военнослужащих полидетерминировано. В его мотивацию, наряду с широкими социальными, групповыми и индивидуаль­ными мотивами, вплетены суеверия, субъективные продукты осмысления мифов и символов военного времени. Знать и учитывать психологические механизмы и эффекты их проявления значит во многом уметь управлять боевой активностью военнослужащих.


Глава 16. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов... ___________ 395

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое суеверие?

2. Чем суеверие отличается от предрассудка?

3. В каких формах проявляются суеверия в боевой обстановке?

4. В чем проявляется психологическая «траектория» влияния ритуалов на бо­евое поведение военнослужащих?

5. В чем проявляется регулирующий характер мифов и символов в отношении боевого поведения воинов?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Бэкон Ф. Новый органон. — Л., 1935.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М., 2001.

3. Захарик С. В. Формирование психологической устойчивости у воинов-де­сантников к влиянию факторов современного боя (на основе боевых дей­ствий в Афганистане): Дис... канд. психол. наук. — М., 1993.

4. Мезенцев В. А. О суевериях — всерьез. — М., 1989.

5. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен. — М., 1972.

6. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М., 1999.

7. Советский энциклопедический словарь. — М., 1990.

8. Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. - М., 1975. С. 307.

9. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. — М., 1957. Т 2.

10. Шумков Г. Е. Пьяная храбрость, или алкоголь в бою // Общество ревнителей военных знаний. 1909. № 1.


Глава 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-ПОЛЕВОГО БЫТА ВОЙСК И МЕТОДЫ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ

Война это не только совокупность ожесточенных столкновений с противником, смертельная опасность и величие героического подвига, постоянная работа ума командиров и самоотверженная инициатива бойцов. Война — это огромный «ку­сок» человеческой жизни со всеми ее прелестями и коллизиями, с возвышенной любовью и смрадом солдатских портянок, с величайшими гуманистическими тра­дициями человеческого братства и тотальной завшивленностью, кристально чис­тыми мечтами, надеждами и, нередко, нестерпимым голодом, невозможностью выспаться и т. д. В войне психологически хитро переплетаются экстремальность боевой деятельности и «ненормальная нормальность» повседневного «не боевого бытия» военнослужащих — военно-полевого быта. Психологам еще предстоит ра­зобраться, как соотносятся эти сферы военной жизнедеятельности. Ясно одно, ветераны войны из числа рядовых и младшего командного состава порой чаще вспоминают особенности быта, чем ожесточенные бои.

В соответствии с принятым в отечественной военной психологии системным подходом к пониманию субъекта боевой деятельности («военнослужащий — дея­тельность — среда»), быт составляет важнейший элемент целевого психологиче­ского ресурса.

От качества быта, его организации во многом зависят моральный дух войск и их боеспособность. Нередко недостаточное внимание к отдельным бытовым фак­торам (например, нехватка теплой одежды в условиях суровой зимы или плохо налаженное водоснабжение при передвижении по пустыне) чрезвычайно нега­тивно сказывались на ходе боевых действий или приводили к неоправданно боль­шим потерям. Солдатский быт можно отнести к важным слагаемым победы и при­чинам поражения [154].

К сожалению, психологические аспекты полевого быта до сих пор остаются за рамками военно-психологических исследований. Немногочисленные обращения к этой проблеме принадлежат историкам [39], писателям [47; 156; 140] и самим ветеранам войн [29; 55; 142; 188; 192; 195].

Что же представляет собой военно-полевой быт? Какие психологические функ­ции он выполняет? Какое влияние на ход боевых действий оказывают особенно­сти военно-полевого быта?


Глава 17. Психологический анализ военно-полевого быта войск...






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.