Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика военно-полевого быта




Психологически охарактеризовать военно-полевой быт — это значит дать ему определение, выявить социально-психологические функции, вскрыть закономер­ности и факторы его динамики и т. д. То есть недостаточно достоверно описать име­ющиеся во фронтовой жизни взаимоотношения и поведение людей, нужно еще рас­крыть и внутренний смысл, и общественное содержание повседневных явлений быта на войне.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия дает такое определение быту: «Быт — уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жи­лище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, обще­ние, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт)».

Экстраполируя эту дефиницию на военно-полевой быт, можно дать ему следу­ющее определение.

Военно-полевой быт— это уклад повседневной фронтовой жизни, не связанный с непос­редственным решением боевых задач, включающий как удовлетворение материальных по­требностей участников войны (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и осво­ение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения (фронтовой быт, быт воинской части, индивидуальный быт).

Военно-полевой быт — явление не отвлеченное. Он складывается и изменяется под влия-

!

нием общественных отношений в воюющем обществе, достигнутого уровня производства, вида боевых действий и используемых средств вооруженной борьбы, культуры команди­ров, характера взаимоотношений военнослужащих, а также географических, погодно-кли-матических и иных условий.

Подчеркивая эту зависимость, Е. С. Сенявская отмечает: «Конкретные быто­вые условия участников боевых действий определяются общими, социальны­ми и ситуационными факторами. К первым относятся тип и масштаб войны, ее длительность, мобильный или позиционный, наступательный или оборони­тельный характер. Немалое значение имеет также театр военных действий — с точки зрения климатических условий и времени года. К социальным факторам относятся принадлежность к роду войск и военной специальности (в том числе к элитным или обычным частям), а также к рядовому или командному составу. В ряду ситуационных факторов — ход военных действий (наступление, оборона, отступление); расположение на основном или второстепенном участках фрон­та; расстояние от переднего края (передовые позиции, ближние и дальние тылы и т. п.). С точки зрения совокупности факторов, влияющих на специфику быта, каждая из войн очень индивидуальна, — прежде всего, из-за различий в исто­рическом времени, в масштабе и длительности конфликта, в используемых тех­нике и вооружении, в степени мобильности и т. д., — хотя можно найти и нема­ло совпадений. При этом в любой войне бытовая проблема не только имеет важное самостоятельное значение, но нередко перерастает в проблему психо­логическую, подрывая или, напротив, укрепляя моральный и боевой дух лич­ного состава» [154, с. 88].


398 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

Военно-полевой быт отражает в материальной форме отношение общества к воюющей армии и поэтому служит своеобразной «болевой» точкой единения армии и общества. Если в этой точке возникает неблагополучие, оно быстро переносится в сферы управления войсками и боевой деятельности. Выдающий­ся психолог и социолог Н. Н. Головин еще в начале XX века открыл закон «раз­ложения армии от тыла к фронту», в котором зафиксировал этот феномен. Быт оказывает огромное влияние практически на все стороны жизни участни­ков боевых действий, на формирование образа жизни воинских коллективов и личности военнослужащего, выполняя важнейшие функции.

Известный отечественный физиолог Ю. П. Фролов, обобщая опыт Первой ми­ровой и гражданской войны в России (1918-1921 гг.), подчеркивал: «Как бы идеально ни был составлен стратегический план, как бы высока ни была цель войны, все же недостатки и перебои в питании должны губительно отзываться на состоянии работоспособности, а значит, и на конечном результате всех операций. То же самое, разумеется, касается и других вопросов снабжения, смежных с вопросами питания, а именно обмундирования, обеспечения обу­вью и т. д.». Он также указывает на то, что «отсутствие регулярной почты, к которой так привык современный человек, появление газет, разбирающих со­бытия уже давно минувших дней вместо того, чтобы освещать текущий момент, наконец, неизвестность о том, что делается с домашним хозяйством; наконец, половая необеспеченность, — все это, разумеется, является серьезным испыта­нием для всякого, даже наиболее стойкого бойца» [184, с. 40].

Логический анализ, обобщение, классификация проявлений бытовых условий на войне и их отражение в научных исследованиях позволяют выделить следу­ющие психологические функции военно-полевого быта:

1. Потребностная функция состоит в способности быта удовлетворять жизнен­но важные материальные и духовные потребности участников боевых действий.

Возьмем за основу для анализа теорию иерархии потребностей А. Маслоу1.

Он предложил все человеческие потребности расположить на пяти возраста­ющих иерархических уровнях:

1) физиологические потребности (в еде, питье, кислороде, физической актив­ности, сне, защите от экстремальных температур, в сенсорной стимуляции, жилище, интимных отношениях и продолжении рода);

2) потребности безопасности и защиты (в организации, стабильности, законе и порядке, предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх, хаос;

3) потребности принадлежности и любви (в любви, дружбе, принадлежности к группе);

4) потребности самоуважения (в компетентности, уверенности, достижениях, независимости и свободе; в престиже, признании, репутации, статусе, высо­кой оценке другими, признании);

А. Маслоу — американский психолог, родоначальник гуманистической психологии, с 1967 но 1968 г. был президентом Американской психологической ассоциации.


Глава 17. Психологический анализ военно-полевого быта войск... _______________________ 399

5) потребности самоактуализации (в полном использовании своих талантов, потенциала личности).

Маслоу доказывает, что потребности, расположенные на высших ярусах иерар­хии, как правило, не осознаются и не «включаются», пока не удовлетворены потребности нижних уровней. Физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности в бе­зопасности. Чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее. Средний человек в обычных условиях удовлетворяет свои по­требности в следующей степени: 85% — физиологические, 70% — безопасности и защиты, 50% — любви и принадлежности, 40% — самоуважения, 10% — само­актуализации. В необычных условиях (а к таким мы можем отнести и войну) эта иерархия может меняться [189, с. 487-495].

С этой точки зрения можно охарактеризовать влияние военно-полевого быта на удовлетворение потребностей участников боевых действий следующим об­разом: быт на войне так или иначе удовлетворяет все иерархические уровни потребностей военнослужащего — потребность в пище, жилище, комфорте, бе­зопасности, вхождении в социальную группу, уважении, самореализации.

Важность своевременного обеспечения участников боевых действий качествен­ным питанием и водой трудно переоценить. Наполеону, досконально знавшему психологию солдата, принадлежит своеобразная формула, указывающая один из главных путей влияния на него в боевой обстановке: «Путь к сердцу солдата лежит через желудок». Психологи США в годы Второй мировой войны прове­ли эксперимент по влиянию голода на осознание и удовлетворение других потребностей человека. Испытуемые (лица, отказавшиеся от участия в войне по религиозным и другим соображениям) подверглись пищевой депривации. По мере того как они начали терять в весе, они стали безразличными практи­чески ко всему, кроме еды. Они постоянно говорили и читали преимуществен­но о еде, забыли о женщинах и т. д. [189, с. 490].

Участники войны весьма часто испытывают чувство голода, особенно при вы­полнении боевых задач в отрыве от своего подразделения и части (в засадах, на блок-постах, при рейдовых действиях и выполнении задач регулирования дви­жения воинских частей и подразделений, совершающих марш, при ведении боевых действий в окружении, отступлении и т. д.). Причинами этому являют­ся высокие энергозатраты боевой деятельности, преимущественное пребыва­ние на открытом воздухе, высокие психические нагрузки, нехватка действи­тельно качественной пищи и т. д. Однако с психологической точки зрения, неудовлетворенность в пище в ходе выполнения боевых задач и в периоды пе­редышек между боями воспринимаются и оцениваются по-разному. Постоян­ное недоедание военнослужащих может интерпретироваться как результат во­ровства тыловых работников, недостаточного внимания командного состава к нуждам подчиненных и т. д.

Не случайно плохое обеспечение войск продовольствием мгновенно становит­ся козырем в психологических операциях противника. Так, в годы Первой ми­ровой английские специалисты психологической войны выпустили даже спе-



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


циальную листовку, в которой без всякой аннотации приводились суточные рационы английских и германских военнослужащих. Ее действенность оцени­валась очень высоко.

В поисках питания военнослужащие проявляют чудеса изобретательности (ло­вят рыбу, охотятся, занимаются собирательством и т. д.), а иногда преступают закон (воровство, грабеж). Как правило, в первую очередь на предмет пищи анализируются посылки из дома («Что там вкусненького?»).

Демонстрация по центральному телевидению голодных и вшивых российских солдат на блок-постах Чечни стала одним из главных факторов склонения об­щественного мнения в сторону необходимости Хасавъюртовских соглашений.

Отдельно стоит вопрос об употреблении в боевой обстановке спиртных напит­ков. Ни одна война не обошлась без водки. Официальные мотивы ее употребле­ния разнообразны. Среди мотивировок употребления спиртного преобладают:

• «за погибших боевых товарищей»;

• «за здравие именинников»;

• «за победу»;

• «от простуды»;

• «с устатку»;

• «за празднование»;

• «для сна»;

• «для расслабления»;

• «для храбрости» и др.

Однако все эти мотивировки чаще всего скрывают мотив отвлечься, уйти от травмирующих воспоминаний.

Давно доказано, что алкоголь крайне отрицательно влияет на успешность бое­вых действий.

Г. Е. Шумков в начале XX в. писал: «Напрасные надежды возлагают на пушки. Пушки только тогда страшны, когда бойцы, управляющие ими, морально и фи­зически сильны. И когда, открыв глаза, мы постараемся проникнуть в силу бой­цов во время сражений и сделаем попытку к изучению их деятельности в это время, тогда в первую голову мы сталкиваемся с вопросом об алкоголе в бою, ибо многие бойцы предпочитают идти в бой в пьяном виде, будучи уверены в том, что выпивка дает храбрость» [195, с. 1].

Заинтересовавшись вопросом о роли спиртного в жизнедеятельности участни­ка боевых действий, Шумков объективно, без предвзятости, с единственной це­лью — приблизиться к справедливому решению больного вопроса как в личной жизни воинов, так и в общем взгляде военного искусства на употребление алко­голя бойцами — исследовал эту проблему.

Вот как он описывает результаты своего исследования: «Выпил участник боя чарку. В голове зашумело, в глазах показался туман, в ушах неопределенный шум, заглушающий неприятельские выстрелы и разрывы. Но далее... просвис­тела пуля, вскоре прогудела другая, там третья, четвертая... Уже при первых полетах пуль туман в голове рассеивается. Немного погодя "хмеля" в голове


Глава 17. Психологический анализ военно-полевого быта войск...



как не было. Человек в этих условиях быстрее трезвеет, голова становится све­жей, как у невыпившего. Казалось бы все хорошо. Первоначальный хмель про­шел. На самом деле этим все не кончается. После быстрого отрезвления, при свежей голове и мыслях, развивается физическая слабость во всем теле. Буду­чи ослабленным, воин плохо владеет собой, скорее устает и подчиняется дви­жениям и поступкам других; скорее проявляются признаки страха и, не имея сил в себе сдерживать страховую реакцию, своим видом заражает соседей. Те начинают волноваться и терять самообладание, смотря на своего товарища. В этом состоянии выпивший скорее впадает в панический страх, столь опас­ный в бою». «Пьяный смотрит вперед стекловидными глазами, а что творится но сторонам он плохо видит и боковым зрением не руководствуется в своих замедленных и грубых действиях». «Алкоголь понижает выносливость и бое­вую деятельность, зоркость зрения и слух, точность расчета, понижает самооб­ладание..., способствует возникновению страха и паники». Алкоголик в бою «первым старается отстать, увернуться, скрыться в безопасное место, а при слу­чае бежать». Выпившие перед боем и получившие ранение, переносят их «зна­чительно хуже, чем люди трезвые, но получившие такие же ранения. В даль­нейшем лечение и заживление раны происходит медленнее и болезненнее, чем у трезвых».

Таким образом, «Алкоголь как напиток, понижающий боевую силу в боевой деятельности, должен быть исключен и выведен из употребления, как способ­ствующий ослаблению боевых сил и отдалению ожидаемого успеха и победы» [195, с. 1-27].

Недостатки в снабжении войск водой чреваты серьезными сбоями в работе пси­хики военнослужащих. Так, в ходе боев по ликвидации бандформирований, вторгшихся на территорию Дагестана в 2000 г., у ряда наших военнослужащих, отрезанных от источников воды, отмечались галлюцинации, возникали мира­жи озер и рек.

Эффективность действий военнослужащих на поле боя и их психическое состо­яние во многом определяются качеством обмундирования. Особенно важными являются такие свойства военной одежды, как хороший теплообмен, защита от дождя и влажности, легкость, удобность, прочность, маскирующие свойства, элегантность, модность. При равных прочих условиях из двух встретившихся в бою противников психологическое преимущество будет иметь тот, кто выгля­дит молодцевато, лихо. Если обмундирование под дождем впитывает влагу, становится тяжелым, затрудняет движения, сохнет в течение нескольких су­ток, если ботинки тяжелы, провоцируют потницу, если снаряжение не позво­ляет удобно разместить носимые боевые средства, это вызывает уныние, доса­ду, разочарование и т. д.

Не случайно в конце XIX — начале XX в. свойства обмундирования тщательно исследовались и оценивались как важнейший фактор успешности боевых дей­ствий войск.

Один из специалистов в области военной физиологии Ю. П. Фролов в начале XX в. писал: «Стоит лишь посмотреть, с какой заботой выбирается материя для


402 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

пошивки обмундирования, как оцениваются его качества, теплопроницаемость, промокаемость, легкость, как взвешивается каждый грамм нагрузки, выпада­ющий на пехотинца или кавалериста, сколько раз пересматривается размещение отдельных предметов обмундирования относительно центра тяжести бойца, — для того, чтобы убедиться, что именно здесь "путь к сердцу солдата"» [184, с. 40-41].

Не случайно, сам император России Николай II лично испытывал солдатское обмундирование, проходя в нем пешим маршем несколько десятков километ­ров. Ошибочное утверждение, что XX век стал исключительно веком машин, негативно сказалось на внимании к качествам военной одежды.

О важности добротного обмундирования на войне говорит то, что, несмотря на существование сильно эмоционально окрашенных суеверий, военнослужащие нередко снимают обмундирование с убитых сослуживцев и с противника.

Борьба мотивов немецкого солдата, нуждающегося в обмундировании и испы­тывающего угрызения собственности за преждевременные мысленные похо­роны раненого друга, хорошо показана в книге Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен». «Если Мюллеру очень хочется получить ботинки Кемме-риха, то это вовсе не значит, что он проявляет к нему меньше участия, чем че­ловек, который в своей скорби не решился бы и подумать об этом. Для него это просто разные вещи. Если бы ботинки могли еще принести Кеммериху хоть какую-нибудь пользу, Мюллер предпочел бы ходить босиком по колючей про­волоке, чем размышлять о том, как их заполучить. Но сейчас ботинки пред­ставляют собой нечто совершенно не относящееся к состоянию Кеммериха, а в то же время Мюллеру они бы очень пригодились. Кеммерих умрет — так не все ли равно, кому они достанутся? И почему бы Мюллеру не охотиться за ними, ведь у него на них больше прав, чем у какого-нибудь санитара! Когда Кеммерих умрет, будет поздно. Вот почему Мюллер уже сейчас присматривает за ними. Мы разучились рассуждать иначе, ибо все другие рассуждения искус­ственны. Мы придаем значение только фактам, только они для нас важны. А хорошие ботинки не так-то просто найти» [140, с. 184].

Участник боевых действий стремится всемерно усовершенствовать военную форму в сторону повышения ее функциональности и эстетических качеств. В 1980 г. командир 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцировав­шейся в Афганистане, на совещании руководящего состава воинских частей по­казал вариант формы одежды, переделанной из стандартного обмундирования. Она оказалась не только удобной, адаптированной к природно-географическим и погодно-климатическим условиям региона боевых действий, но и довольно элегантной, придавала военнослужащему бравый, лихой вид. Через двое суток весь личный состав дивизии спонтанно переоделся в новую форму одежды. Военнослужащие сами отрезали рукава курток, кроили из них карманы, при­шивали их, «расклешали» брюки, лихо заламывали панамы. У местных жите­лей сложилось впечатление, что за это время войска были заменены более под­готовленными, опытными военнослужащими.

Военно-полевой быт оказывает воздействие на психическое состояние войск через свою способность или неспособность обеспечивать здоровый образ жиз-


Глава 17. Психологический анализ военно-полевого быта войск... ______________ 403

ни (достаточный уровень активности, сон, личная и групповая гигиена, сома­тическое здоровье и др.).

Скопление большого числа людей, ограниченность в использовании средств личной и групповой гигиены, нарушение правил размещения войск на местно­сти (недостаточно частое мытье в бане, стирка нательного белья, сбои в сани­тарной обработке мест расположения войск, туалетов и т. д.) способствуют массовому завшивлению военнослужащих, размножению насекомых (кло­пов, клещей, тараканов, мух) и крыс и, как следствие, — распространению ин­фекционных заболеваний.

Так, во время боевых действий в Афганистане вшивость была широко распро­странена не только среди рядового, но и среди офицерского состава нашей ар­мии, имеет она место и в воинских подразделениях, сегодня участвующих в контртеррористической операции в Чечне. Вывести вшей па войне полностью практически невозможно. Поэтому участники боевых действий, после отчаян­ных попыток победить этого «врага», смиряются, проводя лишь мероприятия по уменьшению численности насекомых в своем белье.

Пример своеобразного «философского» отношения к вшам ярко показан Э. М. Ремарком.

«Хлопотно убивать каждую вошь в отдельности, если их у тебя сотни. Эти тва­ри не такие уж мягкие, и давить их ногтем в конце концов надоедает. Поэтому Тьяден взял крышечку от коробки с ваксой и приладил ее с помощью кусочка проволоки над горящим огарком свечи. Стоит только бросить вошь на эту ма­ленькую сковородку, как сразу же раздается легкий треск — и насекомому при­ходит конец.

Мы уселись в кружок голые по пояс (в помещении тепло), держим рубашки на коленях, а наши руки заняты работой. У Хайе какая-то особая порода вшей: на голове у них красный крест. Он утверждает, что привез их с собой из лазарета в Туру и что он заполучил их непосредственно от одного майора медицинской службы. Их жир, который медленно скапливается в жестяной крышечке, Хайе собирается использовать для смазки сапог и целые полчаса оглушительно хо­хочет над своей шуткой» [140, с. 189-190].

Негативно влияют на самочувствие военнослужащих мухи. Война создает бла­гоприятные условия для их бурного размножения. Мухи мешают отдохнуть, выс­паться, комфортно поесть, отправить свои естественные надобности. Некоторые участники боевых действий в Афганистане относят мух к самым негативным раз­дражителям.

Вот как рассказал один из участников боевых действий о своих впечатлениях, связанных с мухами:

«Бывало заходишь в туалет, а там — черным-черно от мух. Кажется, что они покрывают стены и пол в.несколько слоев и с удовольствием питаются лизо­лом, который, "по уму", их должен убивать. Первый же шаг вовнутрь ведет к тому, что вся эта несметная рать взвивается в воздух и атакует нарушителя их покоя. Мухи пытаются залезть в уши, нос, глаза, за шиворот, в рукава и даже


404______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых д ействий

в штанины. Когда представишь, откуда они только что взлетели, пулей вылета­ет из туалета. И ждешь вечера, чтобы выйти куда-нибудь за угол и сделать "грязное дело". А это, в свою очередь, ведет к размножению мух.

В условиях массового распространения таких заболеваний, как гепатит, тиф, дизентерия, муха, севшая на хлеб или другую пищу, напрочь лишает аппетита. Особенно неприятные ощущения вызывают мухи, роями кишащие на местах бывших боев. Кажется, что каждая из них только что взлетела с трупа и норо­вит залететь тебе в рот».

Нередко туалеты выносятся за пределы охраняемых территорий полевых лаге­рей и хождение в них воспринимается военнослужащими как небезопасное. Туа­леты в воинских частях, участвовавших в боевых действиях в Афганистане, не­редко представляли собой сооружения из столбов и мешковины, закрывающей человека до пояса. Военнослужащие, отправлявшие естественную нужду, испы­тывали чувство дискомфорта.

Между тем, еще в Первую мировую войну в германской армии делались туалеты в виде одиночных кабин — четырехугольных ящиков, опрятных, сколоченных из досок, закрытых со всех сторон, с великолепным, очень удобным сиденьем, сбоку у которых делались ручки для их переноски. Такие туалеты рассматри­вались не только как уборные, но и как место, где можно уединиться и прочи­тать письмо из дома, снять эффект «витринности» повседневного военно-по­левого быта.

Продолжая психологический анализ военно-полевого быта с помощью теорети­ческих положений иерархической концепции А. Маслоу, необходимо подчерк­нуть, что он должен обеспечивать определенный уровень безопасности воен­нослужащих. Безопасности не только от заболеваний, обморожения, тепловых и солнечных ударов, нападения опасных животных и укусов ядовитых насеко­мых, но и от противника. Военнослужащий, завершив участие в активных бое­вых событиях, должен иметь возможность качественно отдохнуть и поспать, чувствуя себя в безопасности. Для лиц, не имеющих боевого опыта, трудно по­нять, что участники боевых действий в перерывах между боями с удовольстви­ем используют каждую возможность поиграть в футбол, волейбол, домино. Для того чтобы отдых военнослужащего был полноценным, он должен чувствовать необходимую безопасность.

Быт способствует расширению психологических возможностей военнослужа­щих, когда создает условия для дружбы, любви, коллективного отдыха, сплоче­ния воинских коллективов, проявления различных способностей (музыкальных, артистических, спортивных и др.) участников боевых действий, проявлению различных граней их личности, самореализации как вооруженного защитника Отечества, гражданина, личности и др.

Война не может отменить самые высшие и светлые, казалось бы, сугубо «мир­ные» человеческие чувства. Здесь находится место для искренней и чистой любви, пылкой влюбленности, «затяжных» любовных романов, свадеб и разво­дов, «походио-полевых» жен и мужей и т. д. Некоторые любовные отношения


Глава 17. Психологический анализ военно-полевого быта войск... _______________________ 405

эмоционально переживаются не только их участниками, но и всеми, кто на­блюдает за развитием романа. Это оказывает положительное влияние па мо­ральный климат в воинских коллективах.

Особо стоит вопрос о способности военно-полевого быта удовлетворять сексу­альные потребности человека. Безусловно, это одна из базовых потребностей, в значительной степени определяющих поведение человека не только в мир­ное время, но и на войне.

Быт создает условия для прямого или косвенного удовлетворения этой потреб­ности. В зависимости от качества быта это удовлетворение может носить нормаль­ный или отклоняющийся характер. Если из быта целенаправленно исключается все, что обостряет сексуальную потребность (порнографические и эротические картины, фотографии и т. д.), это способствует ее некоторому затуханию, укреп­лению терпения военнослужащих. Сублимируют половые желания участников боевых действий возможности контактов и общения участников боевых действий с женщинами, олицетворяющими женскую чистоту, верность, преданность (ма­тери, сестры, жены бойцов, представительницы культуры и искусства и др.), пись­ма из дома от матерей и жен, употребление качественной еды, сладостей, напит­ков, сигарет, физическая работа, игры, развлечения и религия, ночные поллюции и умеренный онанизм, возможность сексуальных контактов с женщинами (меди­цинские работницы, сотрудники банно-прачечных комбинатов, кухонь и т. д.)1, некоторая часть которых предоставляет сексуальные услуги за деньги.

В том случае, когда сексуальные потребности военнослужащих полностью иг­норируются и дело «пускается на самотек», появляются отклоняющиеся и пато­логические формы их удовлетворения (изнасилование, мужеложство, педерастия, патологический онанизм и др.) [132].

2. Коммуникативная функция проявляется в способности быта формировать
вполне определенную систему общения и отношений военнослужащих, устанав­
ливать и поддерживать систему социальных статусов. Быт во многом определяет
степень общности или разобщенности командиров и подчиненных, частоту инте­
ракций между ними, возможность контактов с женщинами, родными и близкими.

Если командиры живут непосредственно с подчиненными, это до определен­ного уровня психологически объединяет их. Вместе с тем это нарушает имидж некой «особости» командира, наделенности его еще не до конца раскрытыми и понятыми подчиненными интеллектуальными, волевыми, управленческими, бо­евыми и другими качествами, благодаря которым он признается безусловным лидером. Если же различия в бытовых условиях офицеров и солдат достигают значительных величин, возможно проявление психологической разобщенности. 3. Фрейд, например, считал, что Первую мировую войну Германия проиграла именно из-за ярко выраженных бытовых различий и психологической разобщен­ности командного и рядового состава.

3. Рекреационная функция связана с возможностью быта структурировать жиз­
недеятельность военнослужащих на войне, выделяя в ней наряду с боевой актив-

Подробнее см. главу«Девиантное поведение на войне».


406 ______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

ностыо периоды «мирной жизни» и тем самым обеспечивая их отдых, восстанов­ление сил, израсходованных в процессе решения боевых задач.

Реализация этой функции непосредственно связана с режимом жизнедеятель­ности войск (сочетанием периодов боевой активности и отдыха) и условиями проживания (жилые дома граждан, нежилые помещения административных, спортивных учреждений и учреждений культуры, «кунги», специальные вагон­чики, блиндажи, землянки, перекрытые щели, пещеры, палатки, шалаши, соору­жения из плащ-палаток и т. д.).

Восприятие военнослужащими жилищных условий в боевой обстановке зави­сит скорее не от их реальных свойств, а от их сравнения с жилищными условиями различных категорий военнослужащих (генералов, офицеров и рядовых) и про­тивника.

4. Гедонистическая функция заключается в создании возможностей для развле­чений, получения наслаждения участниками боевых действий. Сюда входят кон­церты художественной самодеятельности и художественных коллективов, встречи с деятелями культуры и искусства, просмотр художественных фильмов, организа­ция работы полевых солдатских и офицерских клубов и т. д.

5. Функция личностного развития проявляется в предоставлении военно-поле­вым бытом возможностей для развития интеллектуальных, нравственных, эсте­тических и других качеств участников боевых действий. Важную роль в этом иг­рают деятельность полевых библиотек, радиообслуживание, обеспечение личного состава газетами и журналами, система политического, боевого и правового ин­формирования военнослужащих и др.

6. Психотерапевтическая функция связана со способностью быта снимать чрез­мерное напряжение, тягостные переживания и сомнения, продуктивно разрешать межличностные конфликты участников боевых действий. Реализации этой функ­ции способствуют организация телефонной связи с родными и близкими, беспе­ребойной работы почты, деятельности психологической службы и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.