Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные требования к оценке состояния психологической 2 страница




Репетиция. Поскольку большинство размышлений — это внутренние репетиции, во время которых разыгрываются различные социальные роли, членов группы побуждают делиться своими «репетициями».

Преувеличение. При использовании техники преувеличения можно фокусировать вни­мание либо на движениях и жестах, либо на устных высказываниях. В каждом случае кли­ентов просят подчеркивать какие-либо элементы своего поведения, причем делать это постепенно и неоднократно.

Психодинамическое направление исходит из теории и практики психоанализа Зиг­мунда Фрейда. Психоанализ — метод разрешения невротического конфликта посредством осознания психотравмирующего фактора через анализ сопротивления и ассоциаций кли­ента. Теория Фрейда утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминиро­ваны психодинамическими конфликтами между инстинктами (ид), разумом (эго) и мора­лью (суперэго), которые часто не ладят между собой, приходят в столкновение. При этом главной структурой личности является «ид» (оно) — либидо, резервуар бессознательной


Приложение 19



энергии. Число конфликтов и способы разрешения придают форму личности и определя­ют многие аспекты поведения. В норме поведение человека является адаптивным благо­даря тому, что содержит малое количество конфликтов, или их эффективному решению. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к хроническому эмоциональному дискомфорту, личностным или психическим расстройствам.

Психоаналитическая терапия — это совокупность методов, которые раскрывают при­роду, содержание и динамику внутриличностиых конфликтов. Эти методы включают тол­кование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса, сопротивления и других психотерапевтических феноме­нов. Они позволяют добиться осознания пациентом своего конфликта и проработать его, то есть проследить, как конфликт порождает внутренние и межличностные трудности. Психоаналитик помогает пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, может обнаружить­ся, что враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родитель­ской фигуре» являются символическим, бессознательным отреагированием детских кон­фликтов с родителем.

Психоаналитическая теория предполагает, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются в раннем детстве и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Содержание стереотипов во многом определяется содержанием и динамикой периодов, реализующих различные задачи личностного разви­тия и кризисами, через которые проходит человек. То есть жизнь человека в этом смысле определяется его прошлым.

Психолог, работающий с клиентом, должен выделить содержание кризисов, способству­ющих возникновению проблем. Осознание истоков проблем самим клиентом ставится в центр всей работы, а ключевым моментом в этом процессе выступает инсайт как момент для начала личностного изменения. Кроме этого консультант выделяет преобладающие эмоци­ональные и поведенческие стереотипы, характеризующие адаптивную активность человека к социальному окружению. Устанавливает их связь друг с другом и с прошлым опытом че­ловека. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.

Защитные механизмы — открытые 3. Фрейдом процессы специфического изменения со­держания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособно­сти контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие, таким образом, о различных психологических проблемах и трудностях человека. В нсиходинамических тео­риях считается, что большинство защитных механизмов применяется для подавления сек­суального и агрессивного инстинктов и сохранения тем самым энергетического баланса меж­ду внешними (социальными) и внутренними (бессознательными) силами.

В настоящее время известно много разновидностей психодинамического направления в психотерапии. Это индивидуальная терапия Альфреда Адлера, аналитическая психоте­рапия К. Юнга, эгопсихология (Анна Фрейд), неофрейдизм (Карен Хорни, Эрих Фромм, Гарри Салливен). Для всех этих школ характерно больше внимания к «эго», социальным условиям развития и жизни личности, более широкий подход к движущим силам челове­ческого поведения.

В процессе беседы психолог, работающий на основе психодинамической теории, ис­пользует следующие приемы.

1. Анализ символов повседневности, например направленная ассоциация клиента на заданное слово.

2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые расска­зывают подсознательные чувства клиента. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.


476 __________________________________________________________________ Приложение 19

3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.

4. Анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения. Со­противление — психоаналитический термин, обозначающий закрытость пациента процес­су терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связан­ные с вытесненными конфликтами. Сопротивление означает своеобразную оппозицию клиента, его силы, противодействующие процессу и процедурам психоанализа. Сопротив­ление проявляется по-разному: клиент может молчать, его ответы однозначны, сухи и не­выразительны, он может избегать определенной темы, опаздывать на встречу и т. п. Ана­лиз сопротивления помогает выяснить действительные истоки проблем клиента.

5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос (трансфер) — психоаналитический термин, обозначающий особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и. кли­ентом, характеризующееся перенесением в процесс психоаналитического взаимодействия эмоционального опыта пациента, в частности проекцию на консультанта черт личности другого (значимого) человека. Перенос может быть положительным (чувство симпатии и привязанности) и отрицательным (чувство дискомфорта от общения с психологом).

Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Контрперенос (контртрансфер) — психоаналитический термин, обозначающий перенос на пациента собственного эмоционального опыта психотерапевта. Обратный перенос — это содержа­ние чувств психолога по отношению к клиенту. ПсихоЛог обязан идентифицировать, по­нять и проработать свои чувства к клиенту. Осознание своих чувств по отношению к кли­енту и умение обращаться со своими чувствами — составная часть работы практического психолога любого направления. Возможность для целеустремленной работы в аналити­ческой ситуации возникает при условии создания особого климата рабочего (терапевти­ческого) альянса. Терапевтический альянс — психоаналитический термин, обозначающий оптимальные, лишенные невротичности, разумные, десексуализированные взаимоотно­шения между консультантом и клиентом, основанные на доверии клиента к психоанали­тическому процессу.

Поведенческая психотерапия — направление в психотерапии, основанное на принци­пах бихевиоризма и рассматривающее психические расстройства как неэффективные фор­мы поведения человека в процессе адаптации к существующим условиям. Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиниера. Цель поведенческой психотера­пии — формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, по­зволяющих улучшить самоконтроль.

Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают се от других терапевтических подходов. Первое положение: в основе поведенческой тера­пии лежит модель научения — психологическая модель, которая фундаментально отлича­ется от психодипамической модели психического заболевания. Второе положение: при­верженность научному методу.

Из этих двух положений вытекают следующие выводы:

• многие случаи патологического поведения, которые прежде рассматривались как за­болевание или как симптомы заболевания с точки зрения поведенческой терапии, представляют собой пепатологические «проблемы жизни»;

• патологическое поведение является, в основном, приобретенным и поддерживается теми же способами, что и нормальное поведение. Его можно лечить, применяя пове­денческие процедуры;

• поведенческая диагностика в большей степени сосредоточивается на детерминан­
тах настоящего поведения, чем на анализе прошлой жизни;

• лечение требует предварительного анализа проблемы, стратегии лечения разраба­
тываются индивидуально к различным проблемам у различных индивидов;


Приложение 19



• понимание происхождения психологической проблемы (психогенеза) несуществен­
но для реализации поведенческих изменений.

Показания к применению поведенческой терапии:

• тревожные состояния, фобические расстройства;

• сексуальные нарушения (импотенция, вагинизм и др.);

• межличностные и супружеские проблемы (используются такие методы поведенче­ской терапии, как тренинг социальных умений и тренинг утвердительного поведения);

• хронические психические расстройства. Поведенческая терапия неэффективна при острых психических расстройствах;

• детская психопатология и нарушения (нарушения поведения, агрессивность, делии-квентность, аутизм, энурез).

В поведенческой коррекции используются методы, условно относимые к трем основ­ным группам.

1. Методы коитробусловливапия предполагают разрыв нежелательной установившей­
ся связи между условным раздражителем и реакцией и (или) замену ее новой. Практику­
ются такие приемы, как сочетание приятного для клиента воздействия с ситуацией, обыч­
но для него неприятной, либо, наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией,
обычно доставляющей удовольствие (например, при избавлении от вредных привычек).

Другим вариантом коитробусловливапия является парадоксальное (для клиента) со­четание с приятной или неприятной ситуацией не конкретного воздействия, а состояния. Например, человека обучают расслаблению, а затем ему, находящемуся в этом состоянии, предъявляют ситуацию, обычно вызывающую минимальную тревогу (а, следовательно, напряжение); когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к более стрессогенным ситуациям, предъявляя их в порядке нарастания силы негативных воздействий.

2. Оперантиые методы, базирующиеся на принципах, выделенных Б. Скипнером. В ос­нове этих методов лежит система наград (в психотерапии — жетоны), которые получаст клиент за те действия, которые терапевт считает желательными, вследствие чего, согласно идеям Скиннера, вероятность такого поведения возрастает. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самоиаград (в дан­ном случае клиент сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных).

3. Наблюдение замоделъю. К этой группе методов относятся те, что опираются на взгляды социобихевиористов. Согласно последним, человек научается через наблюдение. Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее. Например, если ребенок боится собак, то терапевт демонстрирует ему собственное бесстрашное общение с собаками (или чье-то другое) — ска­жем, подходя к собаке и гладя ее.

К конкретным методам поведенческой терапии можно отнести:

Систематическая десенсибилизация — техника, позволяющая погашать условные ав­тономные реакции. Методика включает несколько этапов: глубокая релаксация; составле­ние иерархии ситуаций, вызывающих страх; представление ситуации, занимающей самую низкую позицию в иерархии, наименее ассоциированную со страхом.

Например, у пациента выявляется страх высоты. Психотерапевт составляет «иерархи­ческую шкалу» — перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у пациента страх, начиная от слабого до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высо­та», потом вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфаль­та... Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие, актуальные для боль­ного детали.



Приложение 19


Пациенту предлагается вызвать у себя представление волнующих его сцен, начиная с менее значимых. Первую ситуацию больной представляет себе 15-20 секунд. Затем сле­дует представление успокаивающего характера и достигается релаксация (посредством метода Джекобсона). Так, переходя от ситуации к ситуации по «иерархической шкале», пациент достигает самой волнующей и учится купировать ее релаксацией.

Методы, основанные на угасании (иммерсия) ~ основаны на прямом предъявлении объек­та страха без предварительной релаксации. • Моделирование — обучение пациента желаемому поведению.

Тренинг утвердительного поведения и социальных умений — предназначен для неуверен­ных, пациентов. Основан на использовании реакции, антагонистической страху: активное самоутверждающее поведение несовместимо с чувствами страха и неуверенности. Главные технические средства — моделирование и ролевые игры.

Позитивное подкрепление — используются принципы оперантного обусловливания для установления связей между поведением и его последствиями.

Техника вызывания отвращения — используется принцип классического обусловлива­ния (алкоголизм лечат сочетанием спиртного с веществами, вызывающими рвоту и т. д.).

Наказание — следует после нежелательного поведения.

Процедуры самоконтроля — активная роль пациентов в определении целей лечения и в выполнении терапевтической программы.

Когнитивное реструктурирование — основывается на предположении, что эмоциональ­ные расстройства являются результатом дезадаптивных стереотипов мышления.

По мере развития теории и накопления практического опыта поведенческое направле­ние психотерапии сближается с идеями и методами когнитивной психологии.

Когнитивное направление в психотерапии. Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли. В своей клинической работе Келли то и дело приходил в изумление от того, с какой легкостью пациенты принимали фрейдовские концепции, которые он находил абсурдными. В качестве эксперимента Келли начал варьировать ин­терпретации различных психодинамических школ.

Оказалось, что пациенты принимают большинство предлагаемых принципов и готовы изменить свою жизнь в согласии с ними. Келли пришел к выводу, что интерпретации Фрей­да оказывались эффективными преимущественно потому, что расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить по-новому.

Успехи терапии, согласно Келли, объясняются тем, что удается изменить те способы, при помощи которых люди интерпретируют свой опыт. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что пользуются в своем мышлении неадекватными категория­ми. Например, некоторые люди полагают, что авторитетные фигуры всегда правы, поэто­му любая критика со стороны авторитетной фигуры действует на них удручающе.

Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных спосо­бов мышления. Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. Напри­мер, тревожная, депрессивная пациентка была убеждена, что расхождение ее мнения с мне­нием ее мужа вызовет в нем сильный гнев и агрессию. Келли настоял на том, чтобы она попробовала высказать мужу собственное мнение. Выполнив задание, пациентка убеди­лась в том, что это не опасно. Такие домашние задания стали обычными в практике Келли. Иногда Келли предлагал пациентам даже роль новой личности с новым взглядом на себя и на других — сначала на сеансах терапии, а затем в реальной жизни. Он использовал так­же ролевые игры.

Келли пришел к выводу, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление. Проблемы невротика лежат в настоящих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входит выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления. Келли был одним из первых психоте-


П риложение 19



рапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная терапия.

Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии явилось синтезом двух школ в теоретической и практической психологии: бихевиоризма и когнитивной психологии. Поведенческие терапевты всегда опирались па когнитивные возможности своих пациен­тов, например, способность пациента к воображению (при десенсибилизации). Тренинг социальных умений представляет на самом деле обучение не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладания с ситуациями страха.

У поведенческих и когнитивных терапевтов есть ряд общих черт.

1. Они центрированы на настоящем, а не на прошлом клиентов: поведенческие терапев­ты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные — на том, что думает че­ловек о себе и о мире в настоящем.

2. Они смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта — как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные — новым спо­собам мышления.

3. Они дают пациентам домашние задания с тем чтобы те практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов терапии.

4. И те и другие оказывают предпочтение практическому подходу, не обремененному сложными теориями личности.

Аарон Бек обратил внимание на то, что в переживаниях больных с депрессией постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Он заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях: 1) негативный взгляд на настоящее, сосредоточение на негативных сторонах всего происходящего; 2) безнадежность в отношении будущего, склонность видеть в нем только мрачные собы­тия; 3) сниженное чувство собственного достоинства, восприятие себя несостоятельным, недостойным и беспомощным.

Таким образом, необходимо изменить негативистическую когнитивную структуру, ко­торая повседневно порождает депрессивные переживания.

Другой представитель когнитивно-поведенческого направления Альберт Эллис исходит из установок о том, что тревога, чувство вины, депрессия и другие проблемы вызываются тем, что люди воспринимают некоторые события и ситуации как психотравмирующие, не­смотря на то, что таковыми они, возможно, и не являются. Студент расстраивается после неудачной сдачи экзамена преимущественно из-за того, что считает неудачу доказатель­ством своей неспособности,

Широкое распространение получили также другие направления, системы и школы пси­хотерапии и коррекции, в том числе следующие:

Рациональная терапия — метод психотерапии, направленный на коррекцию мышления клиента путем показа ему логических ошибок в его рассуждениях. Этот метод, предложен­ный Р. Дюбуа в 1912 году, входит практически во все виды психотерапии. Рациональная психотерапия опирается на способность клиента проводить сопоставления, делать выводы, убеждаться в обоснованности определенных точек зрения. Основная мишень воздействия в рациональной психотерапии — «искаженная внутренняя картина болезни», создающая до­полнительный источник стресса для больного. Изменение неправильных представлений достигается приемами логической аргументации, что отличает данный метод от других методов психотерапии. Основными формами рациональной психотерапии являются: объяснение и разъяснение (истолкование существа заболевания, причин его возникнове­ния и достижение более определенной картины болезни); убеждение (коррекция эмоцио­нального отношения к болезни, модификация личностных установок); переориентация (достижение стабильных перемен в установках относительно болезни); психагогика (не-



Приложение 19


реориентация более широкого плана, создающая положительные перспективы для паци­ента за пределами болезни).

Кроме названных методов, психологом части могут применяться и другие. Например:

музыкотерапия — воздействие на психику клиента при помощи специально подо­бранной музыки;

арт-терапия — воздействие произведениями искусства и самостоятельного творче­ства;

ребефинг — достижение измененных состояний сознания посредством холотропно-го дыхания в сочетании со специальным воздействием музыки, в результате чего происходит преодоление человеком страдания и обретение целостности отношений с окружающим миром;

спортивная терапия и т. п.

В процессе работы психолог активно использует методы психической саморегуляции, рассмотренные нами ранее.

Эффективным и относительно краткосрочным видом оказания психологической по­мощи является иейролингвистическое программирование (НЛП) — система методических приемов, позволяющих человеку посредством слова программировать себя и затем изме­нять эти программы. Это модель человеческих коммуникаций и поведения, которая мо­жет быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в пси­хотерапии и других видах деятельности с целью их оптимизации. НЛП рассматривается как наука и искусство совершенствования личности. НЛП затрагивает не только поведе­ние, но и образ мышления. Моделируя мыслительный процесс, развитие чувств и убежде­ний, иейролингвистическое программирование воздействует на все стороны личности. Но, прежде всего, оно занимается процессами общения людей. Основывается НЛП на следу­ющих постулатах:

Все формы человеческой активности имеют свои программы. Некоторые из программ имеют генетическое происхождение, другие сформированы путем самопрограммирова­ния, закрепления внушающих воздействий и стрессовых переживаний.

Большая часть программ не осознается, но отражается в глубинных структурах выска­зываний и в невербальном поведении человека.

Все неэффективные и патологические стереотипы поведения и мышления были в про­шлом целесообразными и полезными; они могут быть перепрограммированы согласно новому опыту и новым ситуациям.

Работа психолога с клиентом осуществляется на базе «процесса», а не содержания про­блем; примером работы на уровне процесса является невербальное «присоединение» к партнеру и реализация других приемов эффективных коммуникаций.

Эффективным методом групповой работы является групповой социально-психологиче­ский тренинг (СПТ). Проводимые в ходе СПТ ролевые и ситуационные игры, групповые дискуссии позволяют вследствие быстрого перехода из игрового плана в реальный, высо­кой интенсивности общения и участия в этом каждого члена группы существенно повы­шать социально-психологическую компетентность военнослужащих: формировать и раз­вивать умения и навыки в сфере общения, развивать способность адекватного и полного восприятия и понимания себя и окружающих, способность к правильной ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т. и.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.