Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптимизация речевых процессов, письма и чтения




Уже были упомянуты проблемы, возникающие у левшат в связи с освоением не только устной, но и письменной речи. Как правило, обучение письму происходит у них с большим скрежетом: пропускаются и заменяются буквы, многие из них пишутся зеркально, слова пишутся слитно и т.д. В следующей главе мы поговорим более обстоятельно о взаимоотношениях левшат с пространством.

Здесь же приведем (в добавление к программе «Дельфины» и другим рекомендациям) несколько важных приемов, позволяющих преодолеть многие их проблемы, связанные с несформированностью речевого звукоразличенияфонематического слуха. Эта сфера психической деятельности, будучи одной из серьезных зон риска левшат, крайне пагубно сказывается на обучении в целом. Ведь эта сторона нашей речевой (и шире — психической) деятельности является основой для понимания и усвоения нами смысла сказанного.

При фонетико-фонематической недостаточности ребенок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему говорят, а то, что он «услышал». Например, вы ему говорите слово «лес», а он это воспринимает как «лиса», «влез», «лист»; вместо «игла» — «легла», «мгла», «взгляд».

Иными словами, в каком-то смысле он слышит речь других как иностранную: что-то понял точно, а что-то — приблизительно. Естественно, это самым неблагоприятным образом сказывается на понимании им смысла обращенной к нему речи.

На рисунке 10 приведена выдержка из нейропсихологического протокола, иллюстрирующая сказанное.

«Ясно, что наиболее чувствительными к недостаточности и несформированности у ребенка фонематического слуха становятся потом — в детском саду и в школе — письмо и чтение. А ведь на эти психические процессы ложится ответственность за оптимальное протекание любого обучения вообще.

Для реализации формирования неречевого, а затем и речевого звукоразличения у детей с фонетико-фонематической недостаточностью речи обратимся к специальным упражнениям, разработанным и многократно доказавшим свою валидность в отечественной логопедии и нейропсихологии.

 

 

Психолог: «Напиши, пожалуйста: “Мишина машина”».

(Ребенок начинает рисовать машину.)

 
 

Л.П.: «Вы же просили мышь. которая пляшет на машине!» (Фонематические замены: «напиши» — «пляши», «мишина машина» — «мышь на машине»).

Рис. 10. Выполнение инструкции Л.П. (8 лет)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.