Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графические схемы и диктанты




Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к графическим диктантам и схемам. База для их освоения была уже заложена при ваших совместных усилиях по выполнению диктантов двигательных: один шаг вперед — два шага направо, повернуться направо—налево, на 180 градусов и т.д.

Графический диктант. Ребенок на листе бумаги в клетку «пишет» диктант, например, одна клетка вверх, три клетки направо, две клетки вниз и т.д.

Составление и работа с картами и планами (комнаты, квартиры и т.д.).

Развитие такого рода навыков начинается с формирования ориентировки на листе бумаги и графического воспроизведения направлений.

При необходимости проведите аналогию листа бумаги с вертикальным домом, у которого покажите верх, низ, все углы, потом положите дом на лист бумаги и проведите аналогию в горизонтальной плоскости. После этого на листе бумаги сначала взрослый подписывает названия соответствующих направлений и углов, а потом по памяти это проделывает ребенок.

` «Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Ребенок сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».

` «Покажи направление». Научите ребенка показывать направления рукой в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем — по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.). Потом та же процедура делается с помощью карточки со стрелкой. Ребенок должен среди нескольких карточек с изображением различным образом ориентированных стрелок выбрать ту, которая соответствует заданному направлению.

` «Проведи линию». По инструкции взрослого ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаша от бумаги. Например, начинаем из центра листа (ставим точку), проводим волнистую линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол и т.д.

На следующей этапе проводится работа в тетради в клеточку (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым).

Необходимо также предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

` «Расставь знаки». Обозначьте на строке четыре точки. Ребенку нужно поставить знак «+» от первой точки снизу, от второй — сверху, от третьей — справа, от четвертой — слева. Аналогично — с двумя-тремя разными знаками. Например: «Нарисуй крестик под первой точкой, треугольник над второй, а кружок справа от третьей и т.д.».

` «Стрелки». Обозначьте на строке четыре точки. От первой точки провести стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от третьей — влево, от четвертой — вверх. Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо?

` «Соедини точки». На двух строчках отметьте по 8 точек. Мысленно сгруппируйте точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них. Предложите ребенку выполнить следующие задания.

- В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.

- Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

- В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (правый нижний угол).

- В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (правый верхний угол).

Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

` «Графические диктанты». Графические диктанты выполняются на бумаге в клеточку.

Взрослый диктует: одну клетку вправо, две — вниз, одну — влево. Более сложный вариант — по диагональным направлениям, например, одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну — налево вниз. Постепенно переходите к более сложным орнаментам и фигурам.

` «Графические супердиктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:

— сначала, например, ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем — левой;

— аналогично этому он рисует в направлениях, противоположных тем, которые называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен ребенку как игра «Непослушный ученик»;

— после того как ребенок научился выполнять графические диктанты одной рукой, переходим к их двуручному «написанию»: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в противоположную сторону, после этого правая рука — по инструкции, а левая — в противоположную сторону, и наоборот;

— еще один вариант выполнения: по команде рисуется часть направлений в соответствии с инструкцией, а другая часть — в противоположном направлении, затем снова в том же направлении и т.д.

Обязательно предложите ребенку самому подиктовать «Графические диктанты» вам или другим детям, а потом проверить работу.

` «Составь план». Нарисуйте абсолютно реалистический план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате, на поляне или в квартире. Сыграйте с ним в «холодно—горячо». Поменяйтесь ролями.

Далее проделайте то же, но с более схематическим планом. Затем совместно с вами, а потом и самостоятельно ребенок составляет план, например, комнаты, квартиры, класса, улицы и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.