Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Географическое изучение территории по сериям карт комплексного атласа




Цель задания:

Развитие навыков использования атласов в качестве источников ин­формации о территории.

Порядок выполнения задания:

1. В Географическом атласе для учителей средней школы выбрать район для составления географического описания (администра­тивный район России, зарубежное государство, природный ре­гион материка). По желанию обучающихся атлас может быть за­менен.

2. Просмотреть все карты атласа, включающие район географичес­кого описания. Составить список карт (название, масштаб, стра­ницы атласа). Изучить содержание карт, отметив сопоставимость легенд, характеристик, показателей.

3. Выявить контурную совместимость основных карт природы. Для этого на прозрачную основу нанести для ориентирования основ­ные элементы географической основы карт атласа (границы рай­она, речная и озерная сеть, основные населенные пункты). Затем прозрачную основу совместить с картами недр и рельефа и наме­тить основные орографические элементы местности (хребты, пред­горья, плато, равнины, низменности и т.д.).


4. Сопоставить содержание прозрачной основы с орографическими элементами местности с контурами карт явлений сплошного рас­пространения (почвы, растительность, ландшафты) и на основа­нии совместного изучения контурной нагрузки набора карт про­вести границы природного районирования.

5. По сериям климатических и гидрологических карт установить осо­бенности климата и водообеспеченности намеченных природных районов. Выписать соответствующие количественные показатели в обобщенном виде.

6. По сериям экономических карт и карт населения установить осо­бенности хозяйственного использования территории (промышлен­ные пункты, сельскохозяйственные земли и т.д.) и характер на­селения (людность населенных пунктов и их административное значение, национальность и т.д.). Отметить на схеме природного районирования основные особенности районов социально-эко­номического характера.

7. Составить географическое описание местности на основе сведе­ний комплекса карт атласа. Описание должно содержать: геогра­фическое положение района, особенности рельефа и геологичес­кого строения местности, характер почвенного покрова и расти­тельности, особенности промышленности и сельского хозяйства, транспортные связи и т.д.

8. В географическом описании все элементы природы, населения и хозяйства даются в обобщенном виде с выделением взаимосвязей взаимообусловленностей. Недопустимо простое перечисление све­дений, почерпнутых с карт атласа.

9. Географическое описание должно быть кратким, четким и носить комплексный характер. Оно должно содержать ту характеристику территории, которая позволила бы читателю уяснить наиболее важные особенности ее географического положения, ландшафта, хозяйственной освоенности.

Результат выполнения задания:

Географическое описание района (4-6 м.п. с); схема районирования территории с комплексной легендой. Возможно дополнение описания графическими построениями (изменение градиентов климата с высотой, диаграммы промышленного развития и т.д.).


Лабораторное задание 3 Анализ школьного атласа

Цель задания:

Научить оценивать атласы специального назначения в соответствии с их спецификой.

Порядок выполнения задания:

1. Подобрать комплект учебных материалов по географии в соответ­
ствии с годом обучения:

6-й класс — начальный курс географии;

7-й класс — география материков и океанов;

8-й класс — физическая география России;

9-й класс — экономическая и социальная география России;

10-й класс — экономическая и социальная география мира.

2. Проанализировать содержание учебника, практикума и програм­
мы года обучения с точки зрения целесообразности соответству­
ющих картографических иллюстраций.

Установить:

♦ необходимый для обучения территориальный набор карт;

♦ необходимый для обучения тематический набор карт;

♦ круг задач школьного практикума, решение которых предус­матривает обращение к атласам.

Продумать:

♦ необходимую для данного года обучения детальность общеге­ографических карт;

♦ приемлемую для данного года обучения сложность характерис­тик на тематических картах.

Анализ учебника, программы и практикума дополнить списком всех упоминавшихся в них географических объектов. Возможно допол­нить список по материалам возрастной литературы.

3. Провести анализ соответствующего школьного атласа по обычной

схеме:

♦ выходные данные, размер и объем атласа;

♦ масштабы и проекции карт, градусные сетки;

♦ типовые компоновки листов, включение фотографий и графиков;

♦ последовательность размещения карт;

♦ тематика карт, построение легенд;

♦ использование одинаковых способов изображения для взаимо­связанных явлений;

♦ подробность изображения явлений.

4. В анализе особо выделить читаемость карт, доходчивость изобра­
жения, привлекательность и занимательность карт атласа. При этом
отметить высоту шрифтов, размещение подписей для однознач-



ного прочтения, различимость тонов и оттенков, использование геометрических, символических и наглядных условных обозначе­ний и т.д.

5. Тщательно сопоставить содержание учебника, практикума и учеб­ных программ с соответствующим географическим атласом. Со­поставление выполняется по всем темам и элементам содержа­ния, включая топонимическую нагрузку.

6. Подготовить критическую оценку атласа, суммируя материалы ана­лиза учебника, учебного пособия, программы и географического атласа. При этом отметить:

 

♦ универсальность, т.е. отражение всех основных вопросов школь­ного курса географии;

♦ наглядность, т. е. оптимальное соотношение объема необходи­мой информации и степени генерализаций;

♦ информативность, т. е. органическое дополнение картографи­ческой информации текстовыми пояснениями, снимками, схе­мами и т.д.;

♦ актуальность, т. е. отражение современных социально-экономи­ческих явлений и наиболее острых экологических проблем;

♦ новизну, т. е. включение в атлас карт новой тематики по срав­нению с предыдущими изданиями.

Результаты выполнения задания:

Текст, содержащий критическую оценку школьного атласа с пози­ций школьной программы (4—6 м.п. с). Текст должен содержать конкрет­ный сравнительный материал школьного учебника и карт атласа. Жела­тельно сопроводить анализ обобщающими таблицами.

Например:

♦ для общегеографических' карт атласа (количество объектов на
материке, в государстве, в районе и т.д., названных в учебни­
ке — нанесенных на карту).

 

Объекты Учебник Атлас
Реки Озера Населенные пункты и т.д.    

для тематических карт атласа (степень совпадения отражения темы в учебнике и в атласе).


 

 

Содержание учебника Темы карт
геоло­гия рельеф климат воды почвы расти­тель­ность и т.д.
Геология Рельеф Климат Воды Посевы Растительность и т.д.         _---------    

Отметьте: х — хорошее совпадение сведений; • — удовлетворитель­ное совпадение сведений; «пусто» — несогласованность.

Лабораторное задание 4 Подготовка программы атласа

Цель задания:

Получение навыков моделирования атласа до его создания.

Порядок выполнения задания:

1. Установить тематику, назначение и территориальный охват атла­са. Например, «Комплексный атлас широкого назначения «Мой Край» (при выполнении задания возможно установить иные кри­терии для разработки программы).

2. Определить круг возможных потребителей атласа и сформулиро­вать их запросы. Например, использование атласа «Мой Край» в школьном образовании; для внеклассной краеведческой работы; в агитационно-пропагандистской работе; для организованного туризма; для самостоятельного туризма.

3. В соответствии с намеченной темой атласа и возможностями его использования составить программу атласа.

Примерный план программы:

♦ круг заинтересованных организаций и разработчиков атласа; рас­пределение обязанностей;

♦ назначение атласа, круг потребителей;

♦ название атласа;

♦ основные картографические материалы и статистические ис­точники;

♦ общие технические данные — размер атласа, его объем, двух­сторонняя или односторонняя печать; цветная или одноцвет­ная печать; обложка, переплет и т.д.;


структура атласа, титульные листы, разделы;

♦ математические особенности: масштабы карт, проекции, гра­дусные сетки и т.д.;

♦ включение в атлас текста, иллюстраций и табличных данных;

♦ типовые компоновки листов;

♦ организация редакционно-составительских работ и оформле­ния атласа;

♦ список карт с указанием: последовательности их составления и размещения в атласе;

♦ подробное описание содержания каждой карты с указанием сте­пени генерализации и принципа построения легенд.

 

4. Выполнить макет компоновки атласа. Макет создается на плотной бумаге в натуральную величину. Он комплектуется из страниц с типовыми компоновками листов атласа (контур изображаемой тер­ритории, основные элементы географической основы, размеще­ние заголовков легенд, дополнительных карт, фотографий и т.д.); возможно использование тиражных оттисков типовых компоновок.

5. При создании макета атласа возможно использовать клапаны, вы­ходы изображения за рамку карты, смещение ориентировки карт и другие приемы, позволяющие наиболее выгодно разместить на листе атласа изображаемую территорию без уменьшения масшта­ба карты или увеличения размеров атласа.

6. Программа атласа и макет компоновки дополняются таблицей об­щих для всех (или большинства) карт атласа условных обозначе­ний и образцами основных карт.

Результат выполнения работ:

Программа атласа (до 10 м.п. с), макет компоновки, таблица общих условных обозначений, образцы карт.

Лабораторное задание 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.