Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный перечень вопросов. При назначении судебно-товароведческой экспертизы на разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:




При назначении судебно-товароведческой экспертизы на разрешение
эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Соответствуют ли фактические характеристики изделий (артикул,
сорт, размерные данные и пр.) указанным на ярлыке, этикетке?
Если нет, то в чем эти различия?

2. Как может быть расшифрована маркировка представленного
товара, что обозначают имеющиеся на ней цифры и буквы,
соответствуют ли данные маркировки фактическому качеству
изделий?

3. Соответствуют ли обозначенные на ярлыке, этикетке символы
характеристик товара (артикул, размер и др.) нормативным
данным, установленным для исследуемого вида товара? Если нет,
то какие имеются различия?

4. Соответствуют ли характеристики качества изделий аналогичным
показателям других изделий, представленным в качестве образца?
Если нет, то в чем различия?

5. Влияют ли дефекты, имеющиеся на представленных для
исследования изделиях, на качество и сортность, установленную
нормативами для данного вида товара? Если да, то как?

6. Допускают ли сертификаты качества реализацию товаров с теми
же дефектами, которые обнаружены на представленных для
исследования изделиях? Если нет, то при каких дефектах изделие
переводится в некачественное? Если да, то на сколько процентов
снижается качество изделий?

7. Соответствуют ли артикул, размер, сорт, указанные в
сопроводительных документах, фактическому артикулу, размеру,
сорту?

8. Соответствует ли фактическое качество данных изделий
требованиям стандартов, ТУ, установленным для этого вида
товара? Если нет, то в чем выражены отклонения? Возможна ли
реализация товара с выявленными дефектами?

9. Повлияли ли выявленные дефекты изделий на их потребительские
свойства? Если да, то находится ли степень снижения качества в
пределах установленных стандартом норм?

10. Соответствует ли упаковка товара требованиям стандарта, ТУ?
Если нет, то как она могла повлиять на снижение качества товара?

11. Соответствовали ли условия, в которых транспортировался товар,
установленным нормативной документацией? Если нет, то могло
ли произойти ухудшение качества товара вследствие неправильной
его транспортировки?

12. Могли ли повлиять конкретные условия хранения товара на
снижение его качества?

13. Подобраны ли изделия в комплект или набор по количеству,
размеру, расцветке, оттенку и другим показателям в соответствии с
установленными правилами? Если нет, то возможна ли их
дальнейшая реализация?

14.Производилась ли приемка товара с соблюдением правил,
предусмотренных ГОСТом? Если нет, то какие нарушения правил
допущены?

15. Обеспечивает ли действующая система нормативной документации
надлежащий контроль за качеством принимаемого товара?

Практика знает случаи, когда перед экспертом-товароведом ставятся
вопросы, не входящие в пределы его компетенции, об определении
принадлежности отдельных частей изделия единому целому, о
предприятии-изготовителе, способе изготовления и т.д. Например, не
составляли ли куртка и капюшон одно изделие; одинаковы ли кусок
веревки, изъятый при обыске у Н., и кусок веревки, обнаруженный на
месте происшествия? Подобные вопросы не могут быть решены
экспертом-товароведом, так как они относятся к категории
идентификационных задач и требуют для своего решения комплексного
исследования (трасологического, материаловедческого и пр.). Однако в
рамках этой задачи может быть выделена та часть, которая состоит в
установлении принадлежности двух и более объектов к одному артикулу,
модели. В данном случае вопрос к эксперту-товароведу может быть
предельно конкретизирован: не относятся ли капюшон и куртка к одной
модели; не относятся ли представленные куски веревки к одному
артикулу? Положительные ответы эксперта будут основой для

дальнейшего комплексного исследования. Отрицательные ответы эксперта
на эти вопросы делают ненужными идентификационные исследования.

Пред экспертом-товароведом зачастую ставятся вопросы о
предприятии-изготовителе какого- либо предмета. Этот вопрос не
относится к компетенции эксперта данного вида экспертиз, так как он
связан с процессом и организацией производства. Кроме того, по артикулу
изделия нельзя установить источник происхождения, поскольку изделия
одного и того же артикула выпускают различные предприятия.

Глава У 11

Судебная автотехническая экспертиза
§ 1. Общие положения

Научной основой судебной автотехнической экспертизы

__ о

(САТЭ) является судебная автотехника - своеобразная, интеграционная
отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-
транспортные и криминалистические знания о закономерностях дорожно-
транспортных происшествий (ДТП), методологии их исследования и
методах решения задач автотехнической экспертизы.

Предметом судебной автотехнической экспертизы являются
фактические данные о техническом состоянии транспортного средства,
дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников
происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об
обстоятельствах, способствовавших совершению преступления. Эти
данные эксперт устанавливает на основе своих специальных познаний.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной
экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по
предмету, объектам и частным методикам. С учетом этого можно выделить
следующие виды судебных автотехнических экспертиз:

1. судебная экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного
происшествия (исследование обстоятельств дорожно-
транспортного происшествия);

2. судебная экспертиза технического состояния транспортного
средства (исследование технического состояния транспортного

средства);

3. судебная экспертиза следов на техническом средстве и месте
дорожно-транспортного происшествия или транспортно-
трасологическая диагностика (исследование следов на
транспортных средствах и месте дорожно-транспортного

происшествия;

4. исследование технического состояния дороги, дорожных условий
на месте дорожно-транспортного происшествия;

8 В литературе встречается иное название рассматриваемой экспертизы - судебная
дорожно-транспортная экспертиза (СДТЭ). См. например, Суворов Ю. “Судебная
дорожно-транспортная экспертиза”. М. “Закон”. 2003. № 3.

5. исследование транспортных средств в целях определения
стоимости восстановительного ремонта и остаточной
стоимости. С учетом того, что этот вид экспертных
исследований не представляет большой сложности, мы не будем
подробно на нем останавливаться.

Наряду с вышеуказанными разработана еще инженерно-
психофизиологическая экспертиза участников дорожно-транспортного
происшествия.

При экспертизе психофизиологического состояния водителя
возможно решение следующих задач:

- установление возможности правильного (неправильного)
восприятия водителем создавшейся опасной (аварийной) дорожной
ситуации, возникшей непосредственно перед ДТП, а также
своевременной и правильной ее оценки;

- определение величины времени реакции водителя на появившееся
препятствие или реальную возможность возникновения опасности
для движения (в зависимости от конкретной обстановки
(ситуации), предшествовавшей ДТП);

- определение возможности у данного водителя предотвратить ДТП
(с учетом психологического воздействия на него конкретных
обстоятельств, при которых произошло ДТП);

- установление возможности своевременной и правильной оценки
данным водителем действий пешехода.

Исследование возможности водителя с точки зрения его психического
и физиологического состояния (и возможной патологии), а также его
профессионального умения принять и своевременно осуществить
правильное решение в сложной дорожной ситуации перед наступлением
дорожно-транспортного происшествия (в экстремальных условиях)
позволяют принимать более обоснованное решение о степени виновности
водителя транспортного средства в конкретном ДТП.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное
исследование дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров
движения транспортного средства, иных объектов и пешеходов в процессе
ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

В рамках экспертизы этого вида можно решить следующие задачи:

- определение скорости движения транспортного средства;

См. Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных
учреждениях Министерства юстиции РФ. Утвержден Приказом Минюста РФ от 14 мая
2003г. № 114. “Российская газета”. 31.мая 2003г. № 104 (3218).

С учетом того, что данный вид САТЭ не вошел в перечень существующих в судебно-
экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ экспертных специальностей,
сведения по ней приводятся в общих чертах.

- определение тормозного и остановочного пути, а также
остановочного времени транспортного средства;

- определение удаления транспортного средства, пешеходов и иных
объектов от места дорожно-транспортного происшествия в
заданные следствием моменты;

- установление технической возможности предотвращения ДТП
торможением и объездом в заданные следствием моменты;

- определение взаимного расположения транспортных средств в
различные моменты ДТП;

- определение времени преодоления транспортным средством
конкретных участков пути;

- установление момента возникновения опасности для движения,
требующего принятия экстренных мер по предотвращению
дорожно-транспортного происшествия (наезда на препятствие,
столкновения транспортных средств, опрокидывания и т.д.), если
при этом необходимы специальные познания в проведении
соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;

- определение взаимного положения транспортного средства и
препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую
возможность предотвратить происшествие;

- как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-
транспортной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности
движения;

- какие именно действия водителя по управлению транспортным
средством, начиная с момента возникновения опасности для
движения, могли предотвратить ДТП и какими именно
требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они
предусмотрены;

- установление технической возможности у водителя в момент,
указанный следствием, совершить действия, предписанные теми
или иными пунктами ПДД, во избежания происшествия;

- установление технической возможности у водителя предотвратить
ДТП путем снижения скорости движения транспортного средства
или объездом в момент, определенный следствием, когда водитель
должен был и мог предвидеть возникновение препятствия либо

опасности для движения;

- определение наличия (отсутствия) причинной связи между
действиями (бездействием) водителя по управлению транспортным
средством и последствиями технического характера (наезд,
столкновение, опрокидывание и т.д.) на основе использования
технических данных и учета объективных закономерностей;

- установление технической возможности предотвращения дорожно-
транспортного происшествия не только по исходным данным,

указанным следствием, но и по полученным экспертом расчетным
путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам
обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На
противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в
своем заключении;

определение причин и условий, связанных с организацией
дорожного движения, способствовавших совершению дорожно-
транспортного происшествия.

Судебная экспертиза технического состояния транспортного
средства
включает экспертное исследование технического состояния
транспортного средства, их систем и агрегатов, механизмов, узлов и
деталей в целях установления их работоспособности п, причин и времени

^ 12 /-

возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.

При производстве экспертизы указанного вида могут быть решены
следующие задачи:

- установление технического состояния транспортного средства, их
отдельных узлов, механизмов, систем, деталей;

- определение причин и времени возникновения неисправности,
возможности своевременного выявления их лицами,
ответственными за техническое состояние транспортного средства,
влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;

- установление причинно-следственных связей между
неисправностью и дорржно-транспортным происшествием, а также
обстоятельств, способствующих появлению неисправностей;

- установление технической возможности предотвращения ДТП
(наезда, столкновения, потери устойчивости и пр.) при
определенном техническом состоянии транспортного средства, их
отдельных узлов, механизмов, систем, деталей в момент ДТП;

- установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием
транспортного средства, которые способствовали или могли
способствовать возникновению дорожно-транспортного
происшествия.

Судебная экспертиза следов на транспортном средстве и месте
дорожно-транспортного происшествия
(транспортно-трасологическая
диагностика) включает в себя комплексное трасолого-автотехническое
исследование транспортного средства, различных объектов, следов и
обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и

Работоспособное состояние объекта - состояние, при котором значения параметров,
характеризующих способность объекта выполнять заданные функции, соответствуют
требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Неисправное состояние транспортного средства - состояние, при котором
транспортное средство не отвечает хотя бы одному требованию нормативно-
технической и (или) конструкторской документации.

характера движения относительно расположения транспортного средства,
пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления
места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.

В рамках данного вида экспертизы можно решить следующие задачи:

- определение механизма ДТП;

- установления механизма взаимодействия транспортных средств
при столкновении;

- установление механизма наезда на пешеходов (животных) и
неподвижные препятствия;

- определение угла взаимного расположения транспортных средств и
направления удара в момент столкновения;

- установление взаимного расположения транспортных средств
относительно границ и оси проезжей части;

- определение места столкновения транспортных средств или места
наезда на пешехода;

- определение части транспортного средства, которой нанесены
повреждения потерпевшему;

- определение по характеру повреждений на транспортном средстве
места нахождения потерпевшего в салоне, кабине транспортного
средства в момент столкновения;

- установление частей транспортного средств, контактировавших
между собой в первичный момент столкновения;

- определение наличия, времени и причины повреждения шин
транспортного средства, гибких тормозных шлангов и резьбовых
соединений;

- установление факта возникновения неисправности деталей

транспортного средства после ДТП.

При производстве исследования технического состояния дороги,
дорожных условий на месте ДТП могут
быть решены следующие задачи:

- исследование обстановки на месте дорожно-транспортного
происшествия: состояние дорожного покрытия проезжей части,
обочин, участка за пределами дорожного полотна;

- определение значений параметров и коэффициентов,
характеризующих движение транспортного средства и других
объектов на месте ДТП: коэффициента сцепления, сопротивления
перемещению транспортных средств и других объектов на
поверхности дороги (обочины), величины замедления при
торможении на данном участке, сопротивления качению и т.п.;

- установление условий видимости и обзорности с места водителя с
учетом данных о дорожной обстановке, имевшей место в момент
ДТП, объектов, ограничивающих видимость и обзорность, типа
транспортного средства, индивидуальных особенностей водителя
(роста и т.п.);

- определение состояния дороги в месте дорожно-транспортного

происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном
направлении, закруглений и т.д.

С 1990 г. действует Свод методической и нормативно-технической
документации, одобренный научно-методическим советом по судебной
автотехнической экспертизе в Российском федеральном центре судебной
экспертизы при Министерстве юстиции РФ. Каждому включенному в Свод
документу присвоен инвентарный номер, показывающий, для решения
каких задач он предназначен. Таким образом, сведена к минимуму
возможность применения в экспертной практике различных, порой
противоречивых методов исследования, допускающих решение одних и
тех же задач различными методами, в результате чего экспертны могут
давать противоположные выводы даже при одних и тех же исходных
данных. Все методы, включенные в Свод, прошли апробацию и
утверждены научно-методическим советом по судебной автотехнической
экспертизе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.