Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы генерализации




Факторами генерализации являются масштаб карты, ее назна­чение, тематика и тип, особенности и изученность картографиру­емого объекта, способы графического оформления карты. Факто­ры определяют подходы к генерализации, ее условия и характер.

Назначение карты. На карте показывают лишь те объекты, ко­торые соответствуют ее назначению. Изображение других объек­тов, не отвечающих назначению карты, только мешает ее воспри­ятию, затрудняет работу с картой. Если, например, школьная учеб­ная административная карта предназначена для демонстрации на

9-4886


       
 
   
 


Рис. 7.1. Влияние назначения карты на генерализацию. Фрагменты на­стенной школьной (а) и настольной (б) справочной карт одной и той же территории.

классной доске, то на ней сохраняют лишь самые важные элемен­ты содержания (крупные города, границы и т.п.). Их изображают крупными знаками со значительным обобщением без излишней детализации. Если же аналогичная административная карта имеет справочное назначение и используется в настольном варианте, то она должна содержать максимум возможной для данного масшта­ба информации об административном делении, населенных пунк­тах, путях сообщения (рис. 7.1).

Влияние масштаба проявляется в том, что при переходе от более крупного изображения к более мелкому сокращается площадь карты. Выше уже говорилось, что показать в мелком масштабе все детали и подробности невозможно, и поэтому неизбежны их отбор, обобще­ние, исключение (рис. 7.2). Одновременно с уменьшением масштаба увеличивается пространственный охват, что также сказывается на генерализации. Объекты, важные для крупномасштабных карт (на­пример, местные ориентиры), теряют свое значение на картах мел­кого масштаба и, следовательно, подлежат исключению.

Тематика и тип карты определяют, какие элементы следует показывать на карте с наибольшей подробностью, а какие можно более или менее существенно обобщить или даже совсем снять. Так, на геологической или почвенной картах очень важно деталь­но изобразить гидросеть — она непосредственно связана с темой


1:10 000 Высота сечения рельефа 2,5 м

Рис. 7.2. Генерализация содержания топографической карты с уменьше­нием масштаба от 1:10 000 до 1:50 000.

карты. Зато можно сильно генерализовать дороги и населенные пункты, оставив лишь некоторые для общей ориентировки, а ад­министративные границы — совсем исключить. Но на картах эко­номической тематики, напротив, необходимо подробно показать населенные пункты, пути сообщения и административное деле­ние. А вот речную сеть можно дать обобщенно, сохранив лишь реки, пригодные для судоходства.

Карты разного типа также имеют разную генерализацию. Наи­более подробны аналитические карты инвентаризационного типа, а наиболее обобщены и генерализованы синтетические (напри­мер, карты районирования), и в особенности карты-выводы, кар-

9*


132 Глава VII. Картографическая генерализация


Виды генерализации \ 33


 


ты-умозаключения. Они по самой сути своей не предполагают осо­бой детальности.

Особенности картографируемого объекта (или территории).

Влияние этого фактора сказывается в необходимости передать на карте своеобразие, примечательные характерные элементы объек­тов или территории. Например, в степных или полупустынных рай­онах необходимо показать все мелкие озера, иногда даже с пре­увеличением, если они не «помещаются» в масштаб, — это очень важно для засушливых территорий. Но вот в тундровых ландшаф­тах, где встречаются тысячи мелких озер, многие из них можно исключить при генерализации, здесь важно правильно отразить общий характер озерности территории.

С той же точки зрения важно сохранять характерные очерта­ния объектов, например даже на самой мелкомасштабной карте показать Самарскую излучину Волги, или типичную конфигура­цию полуострова Канин Нос, или узкие очертания фьордов и т.п. Это один из наиболее субъективных факторов генерализации, ведь решить, что «характерно» и «типично», а что — нет, может толь­ко сам картограф-составитель, формальные критерии тут работа­ют плохо.

Изученность объекта. При достаточной изученности объекта изображение может быть максимально подробным (для данного масштаба и назначения карты), а при нехватке фактического ма­териала оно неизбежно становится обобщенным, схематичным. Фактор изученности тесно связан с качеством и полнотой источ­ников, используемых для картографирования. Поэтому наиболее генерализованы карты гипотетические и прогнозные, составлен­ные по неполным данным, когда объект недостаточно изучен и имеются лишь примерные (или не вполне достоверные) сведения о закономерностях его распространения. Впрочем, гипотетические карты и должны быть схематичными.

Оформление карты. Многоцветные карты (при прочих равных условиях) позволяют показать большее количество знаков, чем карты одноцветные. При хорошем качестве печати и правильном подборе фоновых окрасок, значков, штриховок на одной карте можно путем наложения совместить до шести взаимно перекры­вающихся слоев без особого ущерба для читаемости. На одноцвет­ной карте или карте с ограниченным набором красок это сделать трудно или даже невозможно, следовательно, необходима генера­лизация содержания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.