Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление карт




13-4886

Программа карты

Обычно программа карты включает следующие разделы:

♦ назначение карты;

♦ математическая основа;

♦ содержание карты;

♦ способы изображения и оформления;

♦ принципы генерализации;

♦ информационная база, источники и указания по их исполь­зованию;

♦ географическая характеристика территории;

♦ технология изготовления карты.

Исходным моментом для разработки программы служит зада­ние на карту, в нем указывается ее название (тема), масштаб, территория и назначение, например — «Эколого-географическая карта России масштаба 1:4 000 000 для высшей школы». Исходя из задания, определяют назначение карты. В данном примере речь идет о настенной карте, которая входит в серию вузовских карт науч­но-справочного типа. Ее предполагается использовать в препода­вании учебных курсов экологического, природоохранного, ресур­сного содержания. Отсюда вытекают требования к проектируемой карте. На ней достаточно подробно и на современном уровне изу­ченности должны быть отражены общая эколого-географическая обстановка и состояние природно-хозяйственных систем в стране, выделены особо неблагоприятные и проблемные в экологическом отношении районы, а также природоохранные территории. То, что карта входит в серию, сразу предопределяет ее проекцию и ком­поновку — они должны быть едиными для всей серии.

Разработка содержания карты предусматривает, во-первых, формулировку общих принципов картографирования, во-вторых, определение конкретных элементов содержания и, в-третьих, вы­бор способов их качественной и (или) количественной характери­стики. В приведенном примере в качестве общего принципа целе­сообразно избрать геосистемный подход, при котором основой для картографирования будут служить ландшафты разного таксономи­ческого ранга (от зон до провинций). Главное содержание карты составит показ экологического состояния рельефа, водных объек­тов, лесов, сельскохозяйственных земель (пашен и кормовых уго­дий), городов и промышленных центров, транспортных коммуни-


194 Глава XI. Проектирование, составление и издание карт


Составление карт \ 95


 


каций. Выбор того или иного способа характеристики экологичес­кого состояния объектов зависит от степени их изученности и на­личия данных. К примеру, можно использовать показатели превы­шения предельно допустимых нагрузок на окружающую среду, индексы загрязнения, балльные оценки или иные показатели.

В программе должны быть конкретно указаны способы изображе­ния и оформления каждого элемента содержания, градации шкал, принятые цвета и оттенки цвета, шрифты и размеры надписей и другие особенности цветового, штрихового и шрифтового оформле­ния карты. Целесообразно сопроводить их образцами оформления типичных участков. Разработка способов изображения и оформле­ния карт называется художественным проектированием карты, или картографическим дизайном. Привлечение методов компьютерной графики повышает эстетические качества и выразительность карт.

Указания по генерализации дают с учетом назначения и харак­тера использования карты. Нужно, например, принять во внима­ние, что карта будет демонстрироваться в аудитории и основные ее элементы должны читаться со значительного расстояния. Соот­ветственно определяют цензы и нормы отбора. Генерализация на­ходится в тесной зависимости от географических особенностей территории, поэтому в программу включают краткое географи­ческое описание и районирование территории, что позволяет обо­снованно дифференцировать параметры генерализации по райо­нам и по каждому элементу содержания.

Особое внимание в программе занимают оценка источников и указания по их использованию. В рассматриваемом примере это могут быть экологические и другие тематические карты отдельных терри­торий России, аэро- и космические снимки, данные государствен­ной службы наблюдений за состоянием природной среды, статисти­ческие сведения об антропогенном и техногенном воздействии про­мышленных, сельскохозяйственных предприятий и транспорта. Все картографические и некартографические материалы могут быть пред­ставлены в графической, текстовой или цифровой формах. Программа должна содержать конкретный перечень источников и баз цифровой информации, характеристику их надежности и доступности, а так­же рекомендации относительно последовательности использования. Особое внимание уделяется приемам и способам изображения ин­формации на слабоизученных территориях.

В заключительном разделе программы карты регламентируют-; ся технические приемы составления и издания, используемые техно*-


логии и программное обеспечение. Программу дополняют графи­ческими приложениями: макетом компоновки карты, схемой обес­печения источниками, схемой районирования, фрагментами ле­генды, примерами генерализации, образцами оформления и др. Кроме того, к программе прилагается планово-экономический расчет затрат на создание карты.

Аналогичным образом разрабатывают программы для много-листных карт, серий карт и атласов. При этом вначале составляют общую программу всей серии или атласа, формулируя общие тре­бования к ним, а затем — частные программы отдельных карт. Общие программы государственных карт обобщают в виде настав­лений или инструкций. В дополнение к ним редактор карты часто составляет редакционные указания — документ, детализирующий инструкции применительно к отдельным картам или листам.

Приступая к составлению карты, прежде всего проводят под­готовку источников. Если нужно, выполняют масштабирование, изменение проекции или даже системы координат (когда речь идет о старых картах), преобразование классификаций и легенд. Прово­дят предварительную обработку таблиц и текстовых материалов, а также определяют, что именно и в каком порядке будет наносить­ся с источников на составляемую карту.

Составление тематической карты начинают с создания геогра­фической основы, которая послужит затем для нанесения всего содержания. Основа должна иметь сетку меридианов и паралле­лей, на ней обязательно присутствуют береговая линия и гидро­графическая сеть, населенные пункты, административные грани­цы, дороги, в некоторых случаях — рельеф территории. Можно воспользоваться имеющейся бланковой картой или провести до-составление основы, выполнив, если нужно, ее генерализацию или детализацию, — все определяется назначением и тематикой составляемой карты.

Следующий процесс — составление легенды. В ее основу кладут ту или иную классификацию картографируемых явлений, уста­навливают вид и размер знаков градации и цветовую гамму шкал, выбирают фоновые окраски, кегль и вид шрифтов и т.п. Создание легенды — ■■ очень важный процесс, который дает возможность про­верить логику принятых классификаций. Легенда организует все

13*


196 Глава XI. Проектирование, составление и издание карт


Авторство в картографии 197


 


содержание карты, формализует состав изображаемых элементов, подчеркивает их иерархию, определяет детальность качественных и количественных характеристик.

Далее приступают к нанесению на основу тематического со­держания. Тут возможны разные приемы. Некоторые элементы пе­реносят с источников простым копированием, другие — перери­совывают с помощью фотомеханического проектора или от руки, руководствуясь ситуацией и координатной сеткой, третьи — нано­сят по координатам.

При компьютерном составлении предварительно отсканиро­ванную географическую основу выводят на экран в укрупненном масштабе, на нее накладывают тематическую информацию с дру­гих картографических источников путем масштабирования, про­ектирования или ручной перерисовки. Цифровую информацию (например, статистические данные) вызывают из баз данных или вводят непосредственно с клавиатуры. Все элементы содержания дают сразу в принятой легенде. Одновременно на карте размещают надписи, следя за тем, чтобы они хорошо соответствовали эле­ментам содержания.

В процессе составления карты выполняется генерализация изоб­ражения согласно принципам, изложенным в программе. Еще один очень важный «сквозной» процесс — согласование элементов содер­жания. Он предполагает учет разных географических закономернос­тей и взаимосвязей (зональных, гипсометрических, структурно-гео­логических, ландшафтных и иных), увязку элементов содержания вдоль границ, природных рубежей и структурных линий. При компь­ютерном составлении согласуют разные слои картографического изображения. При этом осуществляются разные виды согласования:

♦ взаимная увязка отдельных элементов географической основы;

♦ согласование основы и элементов тематического содержания;

♦ согласование однородных элементов содержания (в пределах одного тематического слоя);

♦ согласование различных элементов тематического содержа­ния (разных слоев) друг с Другом;

♦ согласование разных карт в составе серии или атласа.

Создание карты чаще всего выполняют не только картографы, но и специалисты по теме карты. Они готовят и представляют ис­ходные материалы, которые затем подвергаются картографичес­кой обработке. Различают следующие виды авторских и состави­тельских документов:


 

авторский эскиз — первоначальный набросок, отражающий общую идею карты и легенды и выполненный схематично, без соблюдения некоторых картографических правил, с воз­можными отступлениями от принятых условных знаков;

авторский макет — карта, выполненная на географической основе и точно передающая содержание, но составленная не в строгом соответствии с техническими требованиями гра­фического изображения;

авторский оригинал — рукописная карта, выполненная в пол­ном соответствии с легендой, с необходимой точностью, пол­нотой и детальностью;

составительский оригинал точный и полный по содержа­нию оригинал карты, составленный с учетом всех правил и требований и с высоким графическим качеством.

На всех этапах осуществляется редактирование, т.е. руковод­ство и контроль за всеми процессами создания карты. Редактор карты следит за правильным построением математической осно­вы, точным нанесением и взаимным согласованием элементов содержания и географических названий, правильным применени­ем условных знаков и способов оформления, соблюдением пра­вил генерализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.