Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий




Семинарское занятие по теме «Психометрические основы психодиагностики»

Время - 8 часа.

Цель: сформировать у студентов систему знаний о технологии конструирования тестов как основном инструменте психодиагностики.

Форма проведения:

· выступления с докладами;

· ответы на вопросы.

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы формирования научного статуса теста как метода исследования. Классическая теория тестов.

2. Характеристика эффективных психологических тестов.

3. Понятие надежности и классическая теория тестов, недостатки классической концепции надежности.

4. Современная теория тестов — теория ответов на задания тестов (JRT), преимущества, недостатки.

5. Индивидуально–ориентированное тестирование.

Литература:

Рекомендованная литература:

 

Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. Кн 1.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

Цель выполнения самостоятельной творческой работы — приобретение опыта комплектования диагностической батареи и составления психологического диагноза.

Для проведения психодиагностического обследования студент должен самостоятельно найти двух человек (для студентов очного отделения) или одного человека (для студентов очно-заочного и заочного отделений). В качестве обследуемых целесообразнее всего выбирать людей, имеющих какую-либо проблему, решающих какую-то жизненную задачу или сложную жизненную ситуацию.

На первом этапе работы после ознакомления с запросом обследуемого или связанных с ним лиц собираются данные о параметрах деятельности или состояния обследуемого человека (жалобы, проблемы анамнестические данные). В результате создается синтетическая картина объекта психодиагностики на феноменологическом уровне, после чего возможна формулировка психодиагностической задачи. При этом выдвигаются гипотезы о психологических причинах, обусловливающих установленное на первом этапе состояние.

На следующем этапе работы с клиентом осуществляется проверка выдвинутых гипотез. Для этого составляется психодиагностическая батарея, адекватная выдвинутой гипотезе (или гипотезам). Методики для диагностики должны отбираться с учетом возраста обследуемого человека, запроса и гипотез и должны охватывать основные подструктуры личности, а именно сферу направленности, темперамент, характер, способности (прежде всего, интеллектуальную сферу как общую способность), Я-концепцию (например, самооценку, самоотношение, особенности самосознания).

Далее проводится психодиагностическое обследование данного человека, интерпретация и оценка состояния психологических переменных с точки зрения нормы. При необходимости могут выдвигаться новые гипотезы и осуществляться их проверка.

На последнем этапе работы составляется психологический диагноз или диагностическое заключение, то есть развернутое описание психологического статуса обследуемого человека. Это заключение рекомендуется структурировать в соответствии с подструктурами личности, то есть описать психодинамические особенности, способности, индивидуально-стилевые особенности, особенности Я-концепции и мотивационно-потребностные. Психологический диагноз должен содержать элементы прогнозирования состояния и развития обследуемого. В наиболее полном варианте должны быть сформулированы рекомендации по оказанию психологической помощи.

Данная работа в окончательном варианте, который предоставляется преподавателю, должна быть иметь следующую структуру:

1. Социально-демографические характеристики обследуемого человека.

2. Психодиагностический запрос.

3. Анамнестические данные.

4. Психодиагностическая задача и состав психодиагностической батареи.

5. Результаты диагностики (этот раздел составляют обработанные протоколы обследования по выбранным методикам с кратким заключением по каждой методике).

6. Психологический диагноз, то есть структурированное психографическое описание обследованного человека с прогнозом и выделением путей психологической помощи.

7. Использованная литература (а именно «точные адреса» методик — автор, название печатного издания, издательство, место и год издания, страницы).

Примечание: Стимульный материал методик и их описание приводить в работе не нужно.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.

2. Ануфриев А. Ф.Психологический диагноз. — М., 2006.

3. Бехтерев В. М. Объективная психология. — М., 1991.

4. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Псикладная психологическая диагностика. — Калуга, 2003.

5. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. — М., 2000.

6. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2001.

7. Вассерман Л. И., Дюк В. А., Иовлев Б. В., Червинская К. Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. — СПб., 1997.

8. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. — М., 1994.

9. Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. — М., 1998.

10. Дерюгин П. П. Социальная диагностика межличностных отношений. — СПб., 2001.

11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 2000.

12. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. — СПб., 1994.

13. История психологии. 1910-1930 гг. Период открытого кризиса. Тексты./Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — Екатеринбург, 1999.

14. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л., 1984.

15. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении российских, европейских и американских традиций. — М., 2000.

Практическое занятие № 1 по теме 5 «Диагностика психофизических и психодинамических особенностей личности»

Отрабатываемые вопросы: диагностика темперамента.

Задания:

1. Провести самодиагностику свойств темперамента с помощью опросника EPP-S Г. Айзенка.

2. Провести самодиагностику свойств темперамента с помощью опросника В. М. Русалова (ОСТ или ОФДСИ).

3. Провести самодиагностику свойств темперамента с помощью опросника формально-динамических характеристик поведения Я. Стреляу (ОФДХП).

4. Провести самодиагностику свойств темперамента с помощью теста МКД Мира-и-Лопеса.

Литература:

1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. — СПб., 2001. — С. 327 – 337.

2. Личностный профиль по Айзенку. Руководство к сокращенному варианту (Eysenk Personality Profiler – Sort). — «Когито-центр», М., 1999.

3. Мира-и-Лопеса Е. Графическая методика исследования личности./Под ред. Н. А. Розе-Грищенко. — СПб., 2003.

4. Русалов В. И. Опросник структуры темперамента. — М., 1992.

5. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). — «Смысл», М., 2005.

Форма отчетности: обработанные протоколы самоиследования с заключением по каждой методике; общее закдючение о свойствах темперамента.

Практическое занятие № 2 по теме 6 «Диагностика общих и специальных способностей»

Отрабатываемые вопросы: диагностика способностей.

Задание: Знакомство и практическая работа с методикой оценки общих и специальных технических способностей Дж. Фланагана.

Литература:

Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. — СПб., 2003.—Сс.244-268.

Форма отчетности: обработанные протоколы самоиследования с заключением по методике.

Практическое занятие №3 по теме 7 «Диагностика умственного развития и интеллекта»

Отрабатываемые вопросы: диагностика умственного развития и интеллекта.

Задание: Знакомство и практическая работа с тестом Д. Векслера (взрослый и детский варианты).

Студенты делятся на пары, в которых один из них выступает в качестве экспериментатора, второй является испытуемым.

Литература:

1. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера (WIJS). — СПб., 1992 (МГП "ИМАТОН").

2. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. — СПб., 1994 (МГП "ИМАТОН").

Форма отчетности: обработанные протоколы самоиследования с заключением по методике.

 

Практическое занятие № 4 по теме 7 «Диагностика умственного развития и интеллекта»

Отрабатываемые вопросы: диагностика умственного развития и интеллекта.

Задание: Знакомство и практическая работа с тестом Равенна.

Литература:

Дж. К. Равен, Дж. Х. Курт, Дж. Равен. Руководство к прогрессивным матрицам Равенна и словарным шкалам. — М., «КОГИТО-ЦЕНТР», 1997.

Форма отчетности: обработанные протоколы самоиследования с заключением по методике.

Практическое занятие № 5 по теме 8 «Диагностика личностных свойств»

Отрабатываемые вопросы: диагностика личностных свойств с помощью многофакторных опросников.

Задания:

1. Знакомство и практическая работа с Калифорнийским психологическим опросником.

2. Знакомство и практическая работа с отечественными адаптациями самоактуализационного теста.

Литература:

1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы ис­следования супружеских отношений. — М., 1987.

2. Гау Х. Г. Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (CPI). /Перев. И. М. Дашкова и Н. А. Курганского. Науч. ред. Батурин Н. А. — Челябинск-СПб., 1995.

3. Гозман Л. Я., Кроз М. В. и Латинская М. В. Самоактуализационный тест. — М., 1995.

4. Калина Н. Ф. О самоактуализации личности / Приложение в книге А. Маслоу. Психоло­гия бытия. — М., 1997. — С. 283-300.

5. Опросник личностной ориентации (ЛиО). Практическое руководство. — М., 2002.

Форма отчетности: обработанные протоколы самоиследования с заключением по методикам.

Практическое занятие № 6 по теме 8 «Диагностика личностных свойств» Отрабатываемые вопросы: проективные методы исследования личностных свойств.

Задания: Знакомство и практическая работа со следующими методиками:

1. Рисуночная методика (например, «Несуществующее животное» или «Дерево»).

2. Цветовой тест Люшера.

Литература:

1. Акимова М. К., Алехина Т. Н., Таратута Ж. В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное». //Психологическая диагностика, № 4. — М., 2004, СС. 47-57.

2. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М., 1997.

3. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития ребенка.// Психологическая диагностика, № 4. — М., 2004, СС. 58-72.

4. Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи. — М., 2000.

5. Грот-Марнат Г., Робертс Л. Рисуночные тесты «Рисунок человеческой фигуры» и «Дом-дерево-человек» как показатели самоуважения: количественный подход.// Психологическая диагностика, № 4. — М., 2004, СС. 73-77.

6. Маховер К. Проективный рисунок человека. — М., 2000.

7. Проективные графические методики: Метод. рекомендации. / Составители Е. В. Романова и Т. И. Сытько. — В 2-х частях. — СПб., 1992.

8. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992.

9. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. — СПб., 2003.

10. Тест дерева и его применение в психодиагностике. / Составитель Соловьева С. Л. — СПб. (Психоневрол. ин-т им. Бехтерева), 1993.

11. Тимофеев В. И., Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. — СПб., 1994.

12. Хоментаускас Г. Т. Методика «Рисунок семьи». //Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. — М., 2000.

Форма отчетности: обработанные протоколы самоиследования с заключением по методикам.

Практическое занятие № 7 по теме 9 «Диагностика эмоционально–мотивационной сферы и психических состояний»

Отрабатываемые вопросы: проективная диагностика мотивационной сферы.

Задание: Знакомство и практическая работа с методикой МД-решетка Шмальта.

Литература:

Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта. Серия "Библиотека практического психолога", вып. 5 — М., 1998. (КОГИТО-ЦЕНТР).

Форма отчетности: обработанные протоколы самоиследования с заключением по методике.

Практическое занятие № 8 по теме 9 «Диагностика эмоционально–мотивационной сферы и психических состояний»

Отрабатываемые вопросы: проективная диагностика мотивационной сферы.

Задания: Знакомство и практическая работа с:

1) Тестом юмористических фраз;

2) Методом Цветовых метафор

Литература:

1. Павленко Е. В. Тест юмористических фраз (Методическое руководство по использованию). — СПб., 1994. МГП "ИМАТОН"

2. Немов Р. С. Психология Том 3. — М., 1995. — С. 460-464.

3. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. Методическое руководство. — СПб.: ГП «Иматон», 2001.

Форма отчетности: обработанные протоколы самоиследования с заключением по методике.

Практическое занятие № 9 по теме 10 «Диагностика межличностных отношений»

Отрабатываемые вопросы: диагностика межличностных отношений.

Задания:

1. Ознакомление с принципами и методами социометрической диагностики.

2. Проведение социометрии в учебной группе. Студентам предлагаются материалы исследования структуры взаимоотношений какой-либо другой учебной группы студентов

Литература:

1. Кузьмин Е. С. Методы исследования в социальной психологии. — Л., 1968.

2. Энциклопедия психологических тестов. Том 4: Общение. Лидерство. Межличностные отношения. Составитель А. Москвина. — М., 1997 — С. 5-20.

Форма отчетности: обработанные матераилы иследования с заключением по структуре взаимоотношений в учебной группе.

 

Практическое занятие № 10 по теме 11 «Патопсихологическая диагностика»

Отрабатываемые вопросы: патопсихологическая диагностика.

Задание: Знакомство и практическая работа с отечественными адаптациями теста–опросника MMPI. Невротические и психотические нарушения и их проявления в профиле MMPI.

Для работы студентам предлагаются обработанные протоколы исследования личностных особенностей других людей. Необходимо написать заключение по результатам диагностики.

Литература:

1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследова­ния личности. — М., 1994.

2. Козюля В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков: Краткое руководство. — М. 1994.

3.Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности./Методическое руководство. — М., 1990.

4.Энциклопедия психологических тестов. Составитель А. Москвина. Том 2: Личность. Мо­тивация. Потребность. — М., 1997 — С. 196-206.

Форма отчетности: заключения по методике.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ:

 

1. Современное понятие психодиагностики и ее место в структуре психологических методов.

2. Основные этапы в развитии психодиагностики.

3. Психологический диагноз и принципы его построения.

4. Классификации психодиагностических методик.

5. Психометрические требования к психодиагностическим методам.

6. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности.

7. Профессионально-этические нормы в работе психодиагноста.

8. Теория личности как основа психодиагностики.

9. Основные индикаторы и методы диагностики темперамента.

10. Методы диагностики познавательных функций.

11. Измерение уровня и структуры интеллекта.

12. Диагностика общих и специальных способностей.

13. Психодиагностика личностных особенностей.

14. Диагностика мотивационной сферы.

15. Принципы и методы диагностики индивидуального самосознания.

16. Диагностика межличностных отношений.

17. Психодиагностика состояний.

18. Методы проективной диагностики.

19. Проективная цветодиагностика.

20. Рисуночные тесты.

21. Графические методы психодиагностики.

22. Психодиагностика в целях профориентации и профотбора.

23. Психодиагностика типов личности.

24. Классическая теория тестов. Характеристика эффективных психологических тестов.

25. Особенности «обратной связи» в практике психодиагностики.

26. Тест Равенна.

27. Интеллектуальный тест Кеттелла.

28. Тест Векслера.

29. Школьный тест умственного развития.

30. ТСИ Амтхауэра.

31. Семантический дифференциал Ч.Осгуда.

32. Репертуарные решетки Дж.Келли.

33. Методика Д.Кейрси.

34. Тест креативности Е.Торренса,

35. Опросник для родителей АСВ.

36. ПДО Личко.

37. Гиссенский личностный тест ГТ.

38. СЖО.

39. Опросник УСК.

40. MMPI и его отечественные адаптации.

41. Hand-тест.

42. Методика Розенцвейга.

43. Шкала реактивной тревожности Спилбергера-Ханина.

44. Методика «Звезды и волны».

45. Методика Томаса.

46. Тест Э.Ландольта.

47. Тест Мира –и-Лопеса.

48. Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича.

49. Опросник Лири.

50. Методика Фидлера.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

(темы, помеченные звездочкой (*) читаются на заочном отделении)

 

№ п/п Наименование темы Распределение часов
Всего Аудиторная работа Сам. работа
Лекции Семинар Практич. занятия
 
Раздел 1. Методологические основы психодиагностики
1. Предмет и задачи психодиагностики     —    
2. Классификация психодиагностических методов     —    
3. Психометрические основы психодиагностики        
4. Профессионально-этические нормы в психодиагностике     —    
Раздел 2. Методы и методики психодиагностики
5. Диагностика психофизиологических основ личности        
6. Диагностика общих и специальных способностей        
7. Диагностика умственного развития и интеллекта        
8. Диагностика личностных свойств        
9. Диагностика эмоционально-мотивационной сферы и психических состояний        
10. Диагностика межличностных отношений        
11. Патопсихологическая диагностика        
12. Планирование психодиагностического обследования      
  Экзамен          
  ВСЕГО:          

 

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

В процессе освоения дисциплины применяются следующие методы обучения:

1.Наглядный метод

2. Глоссарный метод

 

Ведущие формы преподавания: лекции и семинары, включающие групповую и индивидуальную работу студентов над рекомендованной литературой и лекционным материалом.

 

Материальное обеспечение курса:

ü материалы к лекциям по курсу в электронной форме (для студентов заочного обучения);

ü список литературы по темам;

ü образовательные ресурсы Интернета

 

Методические рекомендации (материалы преподавателю):

Учебный курс «Психодиагностика» читается студентам всех форм обучения. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование всех организационных форм обучения: лекций, семинаров и практических занятий. Информационная обеспеченность дисциплина достаточно высока, так как имеется три базовых учебника по психодиагностике (Акимовой, Бурлачука и Бодалева и Столина). Однако эти учебники содержат материал, касающийся теоретических разделов курса. Практическое знакомство с методиками, как правило, должен обеспечить преподаватель. И здесь следует проявить особую осторожность при рекомендации студентам книг, являющихся сборниками психодиагностических методик, поскольку в этих сборниках очень часто встречаются неточности при описании методик, небрежность в изложении, а иногда и просто ошибки. Поэтому целесообразно обеспечить работу с первоисточниками — методическими материалами и рекомендациями, разработанными самими авторами методик. Большую помощь в отборе этих пособий может указать аннотированный указатель психодиагностических методик, приведенный в учебном пособии Тютюнник Е. И., Яковлевой И. В., Тютюнника А. В. «Психодиагностика» или в книге «Диагностика здоровья. Психологический практикум» под. Ред. Никифорова Г. С., СПБ., 2007, Приложение 2.

Работу изучению дисциплины рекомендуется начать с анализа учебной программы учебной дисциплины.

При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Особенности и содержание материала разделов и тем. Первый и частично третий разделы в программе носят теоретический характер, второй и четвертый разделы имеют четко выраженную практическую направленность.

В первом разделе целесообразно уделить достаточное внимание истории психодиагностики, особенно отечественной психодиагностики, показав драматичность ее развития в нашей стране.

В первом разделе очень важной является тема, посвященная психометрическим основам психодиагностики. Следует учесть, что, как правило, она является достаточно сложной для усвоения. Сложным для усвоения также, как правило, является и третий раздел. Он требует знания основ математико-статистического анализа материала исследований.

2. Связь между отдельными темами. В первом разделе курса все темы взаимосвязаны, поскольку по мере изложения материала освещаются основные вопросы теоретических основ психодиагностики. Во втором разделе темы являются относительно самостоятельными, так как они посвящены рассмотрению методов исследования отдельных сторон личности и групп людей. Однако необходимо помнить о целостности человека и искусственности «разложения» его на составные элементы, с одной стороны. С другой стороны, часть методик является комплексной и отнесение ее в тот или иной раздел является условным, так как диагностируются особенности, относящиеся к нескольким сторонам личности. Третий раздел курса конкретизирует психометрию и неразрывно связан с первым разделом, в котором были заложены основы понимания необходимости предъявления к методикам и сущности психометрических требований. Четвертый раздел курса предназначен осветить основные тенденции развития психодиагностики, что подразумевает хорошее знание ее истории и состояния на современном этапе.

3. Логика структурирования материала в программе. Учебная программа построена по принципам «от общего — к частному» и «от теории — к практике». При изложении тем второго (конкретного, методического) раздела рекомендуется также следовать этим принципам и начинать изучение методик с наиболее общих, диагностирующих несколько свойств в данном блоке личности, а потом уже переходить к монодиагностике.

4. Ключевая терминология (основные понятия) по данному курсу приведены в глоссарии.

5. Технология преподавания отдельных тем. Подавляющее большинство тем данного курса преподаетсяв форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами. Кроме этого, учебным планом по многим темам предусмотрены семинарские и практические занятия, которые проводятся в описанных выше формах активного обучения.

Подготовка к занятиям осуществляется в три этапа.

1. Этап диагностики. На этом этапе преподаватель на основе наблюдения или специальных методик оценивает: уровень мотивации студентов, степень их познавательного интереса, способности и возможности студентов учебной группы в среднем. Преподаватель также определяет конкретные условия, в которых ему придется проводить занятия: расстановка, мебели, наличие аппаратуры, раздаточного и демонстрационного материала.

2. Этап прогнозирования – предположения преподавателя по поводу возможного развития событий во время занятия.

3. Этап проектирования. На этом этапе преподаватель составляет сценарий учебного занятия, который составляется путем осуществления нескольких оперативных действий: замысла учебного занятия, формулирования его целей, определения содержания учебного занятия, организации деятельности преподавателя и студентов.

На этапе проектирования составляется план учебного занятия, например, по такой схеме: вступление (установление контакта с аудиторией, обоснование важности изучаемой темы) – основная часть (активизация познавательной деятельности, сообщение учебной информации, управление восприятием и закреплением информации) – заключение.

Поскольку данный курс представляет собой цикл лекций, семинаров и практических занятий, подготовка к проведению занятий должна обеспечивать именно эти формы обучения.

При подготовке к изложению материала курса преподаватель должен учитывать, что акцент в данном курсе делается не только на ознакомлении с различными средствами распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, а на методологических основах создания достоверных психодиагностических методик.

При проведении семинарских занятий необходимо использовать методы и приемы, повышающие познавательную активность студентов. Поэтому целесообразно обращать внимание студентов на противоречия в различных подходах, на проблемы и не решенные до настоящего времени вопросы.

При проведении практических занятий очень важно знакомить студентов с концептуальными основами конкретных методик, показывать взаимосвязь теоретических положений, рассматриваемых в базовых курсах общепрофессиональных дисциплин (таких как «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Математические методы в психологии» и т.п.), и особенностей тех или иных конкретных психодиагностических методов и методик. Необходимо подробно останавливаться на возможностях и ограничениях рассматриваемых методик. Важно работу с каждой методикой доводить до логического конца — написание заключения и, может быть, конкретные рекомендации, вытекающие из психодиагностических результатов.

Методические указания студентам

1. Аудиторные занятия

Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной.

Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.

Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда — необходимость постоянной работы над этими видами записи.

Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.

Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный «багаж».

Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.

Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

Реферат (от латинского — referre докладывать, сообщать) представляет собой краткую запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы воспроизвести эти идеи перед соответствующей аудиторией.

Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Для этого надо иметь свое собственное твердое мнение на определенную тему, то есть хорошо знать материал.

При подготовке и защите реферата особенно важно определить четкое назначение работы, установить задания самому себе. Излагаемое должно быть полностью осознано составителем. Если еще можно как-то мириться с неясными местами в конспекте, то в реферате это недопустимо. В случае, если неясные места все же остаются, их преднамеренно выносят на обсуждение. Реферат, таким образом, становится плодом коллективного творчества, поскольку его идеи формулируются не только автором, но и аудиторией.

Поэтому полезно, чтобы коллектив слушателей и оппоненты были заранее подготовлены. Иными словами, к обсуждению реферата должны готовиться не только составитель реферата, но и аудитория, и что особенно важно, готовиться в контакте друг с другом. В этом случае очень полезно размножить реферат на той или иной множительной технике (ксерокс, компьютер и проч.) и дать заранее с ним ознакомиться коллегам по студенческой группе.

Подчеркнем, что реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Реферат может стать вспомогательным материалом для устного выступления с элементами импровизации.

При проведении занятий со студентами необходимо учитывать специфику учебного материала, который изучается в различных темах.

2.Самостоятельная работа

В процессе изучения учебной дисциплины "Психодиагностика" студенты должны выполнить самостоятельную творческую работу.

Самостоятельная творческая работа состоит из следующих заданий:

1. Студенты самостоятельно проводят психографическое исследование личности двух человек (для студентов очного отделения) или одного человека (для студентов очно-заочного и заочного отделений).

2. В процессе исследования студент должен провести диагностику следующих особенностей:

· Сфера направленности

· Темперамент

· Характер

· Особенности интеллектуальной сферы

· Самооценка, самоотношение, особенности самосознания

Выбор методик диктуется особенностями конкретной ситуации обследования и производится студентом самостоятельно.

3. Кроме психодиагностических данных, для контекстного понимания жизненной ситуации необходимо собрать и использовать биографические данные обследуемого, его анамнез.

4. Обследуемыхстуденты выбирают самостоятельно, соблюдая при этом ряд условий:

а) для очногоотделения обследуемыми должны быть представители как мужского, так и женского пола; для студентов очно-заочного и заочного отделения пол обследуемых может быть любым;

б) возраст испытуемых должен позволить провести полидиагностику всех структур личности.

5. В итоге работы студент представляет протоколы исследования и психографическое описание обследуемых.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. — СПб., 2003.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб., 2003.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психологической диагностике. — СПб., 2002.
  4. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А.Бодалева, В. В. Столина. — М., 2000.

 

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1997. — Глава V.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.

3. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. — М., 2006.

4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М., 2001.

5. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. — М., 2001.

6. Болотова А., Макарова И. Прикладная психология. — М., 2001.

7. Бурлакова Н.С., Олешкович В.И. Проективные методы. — М., 2001.

8. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб., 1997.

9. Диагностика здоровья. Психологический практикум. / Под ред. Никифорова Г. С. — СПб., 2007.

10. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.

11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. — СПб., 2003.

12. Клайн П. Справочное руководство по конструированию психологических тестов. — Киев, 1994.

13. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. — М., 2001.

14. Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб, 2001.

15. Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г.Шмелева. — М., Р.-Д., 1996.

16. Проективная психология. Пер. с англ. — М., 2000.

17. Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. К.М.Гуревича. — М., 2000.

18. Тютюнник Е. И., Яковлева И. В., Тютюнник А. В. Психодиагностика: Учебно-методичесое пособие. — СПб., 2006.

19. Рабочая книга практического психолога для специалистов, работающих с персоналом. / Под ред. А.А.Бодалева. — М.,2003.

20. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб., 2001.

21. Шапаров В.Д., ТимченкоА.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. — Р.-Д., 2002.

22. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. — М.–СПб., 2002.

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.