Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально-этические нормы деятельности психолога-диагноста




Использование методик специалистами-смежниками

Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом специалист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие требования:

а) предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими; б) если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики; в) пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автоматически берет на себя обязательство по соблюдению профессиональной тайны; г) пользователь соблюдает все этические нормативы в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация; д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами; е) пользователь содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственность, 2) компетентность, 3) этическая и юридическая правомочность, 4) квалифицированная пропаганда психологии, 5) конфиденциальность, 6) благополучие клиента, 7) профессиональная кооперация, 8) информирование клиента о целях обследования, 9) морально-позитивный эффект исследования, 10) гражданственность и патриотизм.

Профессионально-этические принципы в психодиагностике 1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующихпсиходиагностические методики. Требование, чтобы психодиагностические методики использовалисьтолько достаточно квалифицированными пользователями, является пер-вым шагом по защите человека от их неправильного использования (и отпсихолога). Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят какдля конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для кон-кретного человека, которого он обследует. Психолог должен знать соот-ветствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, идолжен быть способным оценить репрезентативность норм, надежность,валидность, достоверность методики. Психодиагност делает выводы и даетрекомендации только после рассмотрения диагностической информации всвете другой, касающейся человека информации (в случае противоречия –необходимо отказаться, обосновав). Психолог должен знать границы своей компетентности и ограничен-ность используемых методов и не предлагать свои услуги, а также не ис-пользовать методики, которые не удовлетворяют профессиональным стан-дартам, установленным в отдельных областях практики и для определен-ных категорий методик. 2. Принцип личной ответственности. Вся полнота ответственности за правильность проведения методики иее результатов целиком лежит именно на психологе. 3. Принцип обеспечения суверенных прав личности. Достаточно сложный вопрос, касающийся посягательств на тайнуличности. Поскольку о сущности ряда тестов, раскрывающих эмоциональ-ные и мотивационные особенности, а также установки личности, человекуничего не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирова-ния, которые для него самого нежелательны, при этом не осознавая, что онделает. Основной этический принцип в данном случае гласит: человек недолжен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Человек перед обследованием должен быть предупрежден, кто будетиметь доступ к результатам обследования и какие решения могут бытьприняты. Если это несовершеннолетние дети, такое предупреждениедолжны официально получить родители. Исключение: когда проходят тестирование в обязательном порядке итесты утверждены. 4. Принцип объективности. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его ис-полнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности об-следуемого: симпатии и антипатии, собственное состояние или настроени 5. Принцип конфиденциальности Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна бытьстрого конфиденциальной: она должна быть доступной только для тех, длякого она предназначена. Требования конфиденциальности психологической информации, мо-жет нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностическихданных представляет опасность для обследуемого человека или общества. 6. Принцип психопрофилактического изложения результатов. При сообщении результатов самому испытуемому должны быть со-блюдены соответствующие меры предосторожности, направленные противих неправильного использования, неверной интерпретации или возможно-го появления невротически-депрессивных реакций или состояний. Если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое за-дание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практическиэквивалентной методики, (параллельные формы), чтобы убедить самогоиспытуемого, что ему представлен дополнительный шанс, и что результа-ты первого тестирования достаточно достоверны. Испытуемый также должен иметь возможность комментировать со-держание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или ис-правлять фактическую информацию. Если известно, что информация может быть использована во вред ис-пытуемому, для конфронтации или ухудшения положения, она может бытьпреподнесена в форме снижающей эту возможность или не предоставлять-ся совсем. Главная заповедь «Не навреди». 7. Принцип ненанесения ущерба (Принцип благополучия клиента). Результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использоватьво вред человеку, прошедшему тестирование. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора илипри приеме на работу, то данный принцип применяется вместе с принци-пом открытости результатов психодиагностики. 8. Принцип ограниченного распространения психодиагностическихметодик (принцип профессиональной тайны). Сертифицированные психологическим обществом профессиональныепсиходиагностические методики могут распространяться только среди ат-тестованных специалистов. Этот принцип преследует двоякую цель: неразглашение содержанияметодик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к такимметодикам должны иметь только специалисты, гарантирующие их пра-вильное использование и отвечающие за достоверность результатов. Со-хранение профессиональной тайны имеет большое значение для обеспече-ния корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психоди-агностические методики не должны публиковаться в научно-популярныхизданиях и поступать в открытую продажу. Свободный доступ к методи-кам может привести к тому, что они утратят свою диагностическую цен-ность.

16.Основные принципы и типы классификации психодиагностических методик. Средства, которыми располагает современная психодиагностика делятся на две группы: формализованные и малоформализованные методики.

К формализованным относятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала), стандартизация, надежность и валидность. Эти методики позволяют быстро собрать диагностическую информацию в короткие сроки, количественно и качественно сравнить индивидов между собой. Они экспериментальные.

К малоформализованным методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов Деятельности. Они проверке не подвержены. Эти методики дают очень ценный материал, сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые мало поддаются объективизации. Малоформализованные методики очень трудоемки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.