Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная подготовка практического психолога




 

Профессиональная подготовка по специальности 020400 «Психология» с соответствующей специализацией (Психолог. Преподаватель психологии. Педагог-психолог. Клинический психолог и др.) осуществляется в высших учебных заведениях. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки психолога по специальности 020400 «Психология» при очной форме обучения – 5 лет. Специальность утверждена приказом Минобразования РФ от 02.03.2000 г., № 686.

В соответствии с полученными знаниями, согласно Государственному образовательному стандарту (утвержден 17.03.2000 г.), объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

Согласно требованию к профессиональной подготовке специалиста, он должен уметь адекватно ставить и решать задачи, соответствующие его квалификации, на основе накопленного объема знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска.

В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

диагностическую и коррекционную;

экспертную и консультативную;

учебно-воспитательную;

научно-исследовательскую;

культурно-просветительскую.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.

Задача основной образовательной программы подготовки специалиста – сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.

Согласно общим требованиям к профессиональной компетентности специалиста и в соответствии с основной образовательной программой подготовки психологов по специальности 020400 «Психология», подготовка должна находиться в полном соответствии с Квалификационной характеристикой выпускника (Госстандарт).

Приведем некоторые из ее положений согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (специальность 031000 «Педагогика и психология», квалификация педагог-психолог).

 

Квалификационная характеристика выпускника «Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ; содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; осуществлять мерыпоформированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; разрабатывать развивающие и коррекционные программы образовательной деятельности с учетом особенностей личности; проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.

Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты» (цит. по Госстандарту).

Выпускник по специальности 031000 «Педагогика и психология» подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

коррекционно-развивающая;

преподавательская;

научно-методическая;

социально-педагогическая;

воспитательная;

культурно-просветительная;

управленческая.

Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности психолога – выпускника по специальности 022700 «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии» предполагает, что по профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Объект клинической психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в разных областях человеческой деятельности.

В соответствии со своей фундаментальной и профессиональной подготовкой специалист может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:

диагностическую;

экспертную;

коррекционную;

профилактическую;

реабилитационную;

консультативную;

научно-исследовательскую;

культурно-просветительную;

учебно-воспитательную.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные и клинические практикумы, тренинга, групповые и индивидуальные консультативные практики, супервизии.

Профессиональная подготовка специалиста по психологии предполагает овладение знаниями в области методологии и методов психологической науки и практики, достаточный уровень профессиональной компетентности в таких вопросах, как общая характеристика методов психолого-педагогического исследования, взаимосвязь предмета и метода, квалификация методов, исследования и диагностика, научное и практическое исследование, исследовательские возможности и чувствительности применяемых методик, способы представления данных, методы статистической обработки данных, общая характеристика методов психолого-педагогических исследований, эксперимент и его виды, характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней, психологические тесты и их виды, технология создания и адаптации тестовых методик, метод эксперимента, оценки, обработка, анализ и интерпритация результатов исследования, составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных, организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.

Практический психолог должен владеть теорией и практикой осуществления основных форм психотерапевтического воздействия, которые базируются на знаниях основ психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Среди них теоретические основы психотерапии; сущность психотерапевтического процесса; медицинская и психологическая модели психотерапии; психологические механизмы терапевтического эффекта; техника и средства психотерапевтического воздействия; позиция терапевта и клиента; групповая и индивидуальная формы психотерапии; основные психотерапевтические подходы и технологии; основы психологии семьи и семейного консультирования; воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания, воспитание детей в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей; методы активного социально-психологического обучения; методы психологического воздействия; социально-психологический тренинг межличностного общения; стимулирование творчества активными методами обучения; технология и эффекты групповой дискуссии; социально-психологический тренинг сензитивности; психолого-педагогический тренинг, его цели, задачи, виды; организация и проведение деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр; психологическое консультирование; теоретические основы консультирования; техники и методы консультирования; этика практического психолога; групповые и индивидуальные формы работы; психолого-педагогическая коррекция; теоретические основы психолого-педагогической коррекции; основные направления в психолого-педагогической коррекции; анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции; методы и средства психолого-педагогического воздействия; групповые и индивидуальные формы работы; основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии; психопрофилактика и ее основные принципы.

Квалифицированная подготовка специалиста в области прикладной психологии невозможна без овладения навыками научно-исследовательской, научно-педагогической и научно-практической деятельности, которые приобретаются в ходе различных практик. Основными задачами практики как важнейшей части профессиональной подготовки специалиста являются:

закрепление теоретических знаний и получение необходимого практического опыта;

знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля;

воспитание профессиональной этики и стиля поведения;

обучение практическим методам психодиагностики и коррекционно-реабилитационной работы, а также преподавательской деятельности;

умение ставить цели и формировать профессиональные задачи, осуществлять кооперацию с коллегами по работе.

Практика проводится в школах, детских садах, оздоровительно-воспитательных центрах, детских базах отдыха, учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, педагогических училищах, колледжах. В результате прохождения практики студенты должны обладать представлениями и знаниями об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи, иметь важнейшие практические навыки в различных видах психолого-педагогической работы с ребенком, подростком и семьей. Практика ориентирует студентов на профессиональное и личное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, на формирование профессиональной позиции.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности «Педагогика и психология» определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов российской Федерации по педагогическому образованию. Положения об итоговой государственной аттестации пиков высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 031000 «Педагогика и психология».

Таким образом, образовательные требования к профессиональной подготовке специалиста-психолога определяются уровнем знаний и навыков в различных областях психологической науки и практики, готовностью к ведению научно-исследовательской, диагностико-коррекционной работы консультативной и просветительской работы. Практический психолог должен заботиться о постоянном повышении своего профессионального уровня. Практическая психология – стремительно развивающаяся область человеческой деятельности, в которой постоянно открываются новые знания,

разрабатываются новые направления исследований человеческой психики, конструируются новые методы и способы психодиагностики, создаются различные техники и технологии психологического воздействия. В связи с этим для поддержания высоких профессиональных стандартов практикующему психологу важно участвовать в разработке новых научно-исследовательских проектов, вести собственную исследовательскую деятельность, публиковать результате этих исследований в профессиональных журналах, знакомиться с новыми научными публикациями в периодической печати, участвовать в конференциях и семинарах, организуемых профессиональными сообществами психологов, посещать мастер-классы, тренинги, проходить стажировки у ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Важным моментом в профессиональной подготовке повышении квалификации и профессионального статуса практического психолога является супервизия.

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

 

Создание развернутой сети психологической службы в стране, расширение масштабов психологической поддержки населения требуют решения целого ряда задач. Одна из них связана с организацией работы практического психолога, обеспечением его необходимым инструментарием, методическим материалом и организацией специально оснащенного рабочего места. Специально оборудованный кабинет практического психолога может функционировать на базе обычного кабинета учебно-воспитательного, образовательного или муниципального учреждения, не требуя для этого специальных площадей, сверхсложной планировки или дорогостоящего инструментария. Кабинет практического психолога, его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы и снимают многие трудности профессиональной адаптации начинающих психологов.

Таким образом, одним из условий развития психологической службы, расширения сети учреждений по психологической поддержке и оказанию психологических услуг населению является не только научно-теоретическое, юридическое и методическое сопровождение этой деятельности, но организация на местах рабочего места практического психолога.

Кабинет психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия психолога с клиентом, в центре которого сосредоточены прежде всего интересы личности. Часто это непростые и глубоко интимные проблемы человека, которые, согласно одному из важнейших условий психологической помощи, являются анонимными. Однако далеко не всегда это условие может соблюдаться, особенно если работа практического психолога осуществляется вне специально оборудованного кабинета, в присутствии третьих лиц. В решении организационного пространства самого кабинета необходимо развести зону ожидания и консультативную зону. Важно также учитывать требования цветопсихологии, суть, которых сводится к обеспечению композиционной и цветовой целостности среды, ее визуального содержания, в котором должны найти свое место адекватное психологическому воздействию цветовое решение пространства, отражающее относительный покой, настроенность на диалог, доверительное общение. Цветовой климат выступает важной составной частью организации кабинета практического психолога и для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями, социально-психологическим тренингом. Эффект релаксации и снятия психоэмоционального напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, частоты изменений слайдовых изображений и светового оформления кабинета.

Все эти особенности организации эффективной деятельности психолога учитывает разработанный проект кабинета практического психолога. Он функционирует на базе обычного кабинета учебного образовательного, медицинского или муниципального учреждения и включает не только рекомендации по пространственно-цветовому решению и планировке различных зон, но также методический инструментарий и психодиагностические методики. Организация такого кабинета поможет начинающим психологам обрести свою профессиональную нишу для последовательного решения всего многообразия проблем психологической поддержки населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.