Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика психологической готовности к школьному обучению




 

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный [Гуткина, 2000].

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Характерной особенностью интеллектуальной готовности к школе, которая обеспечивает «высокий уровень обучаемости», является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует развитии способности удивляться, острой любознательности, постоянной потребности в новых впечатлениях. Логическая форма мышлений хотя и доступна шестилеткам, но еще не типична, не характерных для них. Тип их мышления специфичен: даже приобретая черты обобщенности, оно остается образным.

Эмоционально-волевая зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Среди факторов, обеспечивающих развитие волевой регуляции поведения дошкольников, – воспитание мотивов достижения цели, овладение детьми содержанием требований взрослых посредством «словесных инструкций, знаковых средств» (Выготский). Управление синим поведением у шестилетнего ребенка зависит в большой мере от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм и правил поведения.

К социальной зрелости относятся потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детстких групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Социально-психологическая готовность детей к школе включает сформированность таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, учителем, т.е. качеств, обеспечивающих адаптацию к новым социальным условием и освоение новой социальной позиции.

Формирование психологической готовности к школе связано с организацией в школе работы с детьми старшего дошкольного возраста, что предполагает воспитание положительного, эмоционального отношения к занятиям, сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности в освоении учебных умений, а также развитие способности к ролевому и личностному общению. Успех этой работы во многом зависит и от своевременной диагностики уровня психологической готовности ребенка к школе.

На основании выделенных выше компонентов готовности к школьному обучению создаются тесты определения школьной зрелости. Среди наиболее известных тестов готовности к школьному обучению, применяющихся в нашей стране, широкое применение получили «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека» [Йирасек, 1978] и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе» [Витцлак, 1986]. Описание этих тестов мы приводим в данной главе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.