Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная подготовка психотерапевта




Реализация каждой из перечисленных выше моделей психотерапевтического воздействия требует специальной профессиональной подготовки. Наиболее четко требования к подготовке психотерапевта сформулированы относительно моделей деятельности медицинской и психологической психотерапии.

Согласно Программе европейского сертификата психотерапевта (ЕСП), образование психотерапевта включает долговременную программу освоения теоретических курсов по различным дисциплинам, личный анализ и тренинг, а также продолжительную непосредственную психотерапевтическую практику. Возможность получения такого образования открывает врачам, психологам, социальным работникам новую профессиональную перспективу обучения психотерапии.

В системе обучения в рамках ЕСП на преподавание теории выделяется 765 ч, на практическую подготовку – 2135 ч. Личная психотерапия составляет 300 ч. В Положении о ЕСП говорится, что практика должна длиться не менее двух лет.

В наших условиях правильнее ориентироваться не на формальные сроки обучения, а на необходимость выполнения всей программы по часам. После получения сертификата рекомендуется ежегодное повышение квалификации в форме участия в двух декадниках по 108 ч каждый, что важно для необходимого подтверждения сертификата каждые пять лет. В дальнейшем достаточно ежегодного двухнедельного курса повышения квалификации.

Профессиональным психотерапевтам предоставляется возможность продолжить свое образование и обрести статус супервизора Профессиональной психотерапевтической Лиги или Лиги второй ступени. Можно заняться также научно-исследовательской работой и выполнить квалификационную диссертационную работу на соискание степени кандидата или доктора наук.

Практика под наблюдением супервизора может осуществляться по месту работы обучающегося. В качестве супервизора практики может выступать действительный член Профессиональной психотерапевтической Лиги или иной опытный специалист с соответствующим профессиональным образованием и полномочиями. Этот подход позволит врачам сократить путь получения сертификата специалиста-психотерапевта, откроет доступ в психотерапию другим профессионалам. Подготовка специалистов может вестись как на додипломном, так и на последипломном этапах образования [Макаров, 1999].

Таким образом, отличие подготовки практического психолога в области психотерапии заключается прежде всего в необходимости получения дополнительного специального образовательного сертификата на право ведения психотерапевтической деятельности. Это отличие состоит и в том, что сам специалист-психотерапевт выступает собственно инструментом психотерапии, сложным, чувствительным и ранимым, которому необходимо научиться сберегать свои энергоресурсы, выносить большие нагрузки, сохранять свою трудоспособность и повышать профессиональный рост. Психологу-психотерапевту надо уметь отрабатывать индивидуальные способы восстановления и развития «ментальной экологии» [Макаров, 1999], четко осознавать влияние окружающей среды, уметь восстанавливать внешние и внутренние ресурсы, управлять процессом релаксации, предупреждать «синдром сгорания». Продуктивная работоспособность психотерапевта во многом зависит от его умения управлять своей средой и даже конструировать ее.

Таким образом, в работе психотерапевта в персонифицированной форме воплощено представление об индивидуальной норме психического развития и психического здоровья. Это весьма важно, так как психотерапевт, занимаясь реконструкцией личности клиента, берет на себя часть ответственности за показатели его психического здоровья.

Эти же требования можно найти, когда речь идет о подготовке психотерапевтов в Американской психологической ассоциации [Роджерс, 1997]. Первым шагом в обучении ориентированных на клиента терапевтов явилась подготовка хороших терапевтов, а не терапевтов определенного толка. Намного важнее верность психотерапевта своему собственному опыту, чем совпадение его представлений с какой-либо из известных терапевтических ориентации. Основной упор делается на способность студента развить в себе хорошего терапевта. Еще одна тенденция состоит в том, чтобы дать студенту возможность приобрести опыт личного постижения психотерапии. Наиболее прямой путь достижения этого заключается в том, чтобы студент сам прошел курс терапии. Предполагается, что личный опыт терапии сделает психотерапевта более чувствительным к установкам и переживаниям клиента, а также придаст его действиям убедительность на более глубоком и значимом уровне.

Процесс подготовки практических психологов к работе в области психотерапии предполагает также отбор кандидатов для работы в качестве психотерапевтов. Так, комиссия Американской психологической ассоциации определила около 15 характеристик, наличие которых у кандидата является желательным. Перечислим некоторые из них, в наибольшей мере отвечающие и нашим представлениям о личности психотерапевта:

 

интерес к человеку как к личности, а не как к материалу для воздействия;

уважение личности другого человека;

понимание своих личностных характеристик;

терпимость и отсутствие надменности; чувство такта;

способность занимать терапевтическую позицию, устанавливать гибкие конструктивные взаимоотношения;

готовность принять на себя ответственность.

 

Позже, не отрицая правомочности отбора, К. Роджерс признал, что, возможно, следующим шагом в исследованиях станет скорее изучение формирования установок по отношению к другим, а не исследование структуры личности в качестве прогнозирующего показателя [Роджерс, 1997].

Одной из наиболее важных установок в психотерапевтическом воздействии должно быть безусловное принятие другого. Психотерапевт должен уметь работать с любым клиентом, пытаться решать любые запросы, идущие от клиента, кроме тех, которые граничат с нарушением юридических норм или направлены против другой личности. Терапевтическое взаимодействие требует от психотерапевта многих усилий, чтобы оставаться постоянно восприимчивым к чувствам и переживаниям клиентов, уметь использовать нужные слова, чтобы «разговорить» клиента, высвободить развивающие силы. Отсюда психотерапевтическая подготовка через собственную психотерапию, подготовка под наблюдением супервизора – специфические составляющие профессиональной деятельности практического психолога в области психотерапии.

Психотерапевтическая подготовка к работе практического психолога связана и с выработкой умений осуществлять недирективный подход в профессиональном взаимодействии с клиентом. Психотерапевтическое воздействие недирективного типа предполагает преобладание активности со стороны клиента, когда большую часть времени на консультативном приеме говорит именно клиент, рассуждая о своих проблемах. Все действия консультанта в этих случаях должны быть направлены на то, чтобы помочь клиенту ясно осознать свои чувства, установки и способы реагирования на ситуацию.

Такое ведение психотерапевтического процесса связано не только с выработкой определенных умений, но также с необходимостью соблюдения в работе с клиентом ряда психотерапевтических принципов, которые значительно повышают в глазах клиента эффективность психотерапевтического взаимодействия с психологом. Далее рассмотрим некоторые из этих принципов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.