Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предыстория психодиагностики 1 страница




История психодиагностики, Введение

Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способно­сти к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большем количестве лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответ­ственно своим природным задаткам.

Платон

Жизнь — это серии тестов.

Автор неизвестен

Многолетняя традиция написания учебников и учебных пособий обязывает автора начинать с разъяснения предме­та той науки, основные достижения и проблемы которой он желает раскрыть читателю. Это вполне оправдано для тех областей науки, в которых в той или иной степени разрабо­тан понятийно-категориальный аппарат, сложились отно­сительно устойчивые представления о предмете и методе. В мировой психодиагностике, а уж тем более в отечествен­ной, по день нынешний происходит то, что можно уподо­бить процессу кристаллизации, несмотря на общепризнан­ность самостоятельности, независимости этого направле­ния исследований. Исходя из сказанного, а также будучи уверенным в том, что этот учебник по психодиагностике отнюдь не первая книга по психологии, оказавшаяся в ру­ках читателя, постараемся подойти к пониманию предмета (и метода) этой науки через ее историю.

Ни одна наука не возникает внезапно, на пустом месте. Еще задолго до ее появления образуется совокупность идей, представлений и суждений, основанных на вековом челове­ческом опыте познания себя самого и окружающего мира. Концентрация тех знаний, которые позднее вобрала в себя психодиагностика, происходила во многих сферах челове­ческой жизнедеятельности.


Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существу­ющих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые необходимо было даже нашим далеким предкам. Ведь для проведения, скажем, успешной охоты на крупного зверя требовалось известное распределение обязан­ностей между ее участниками исходя из их физических (и не только!) возмож­ностей.

В Библии отражены способы диагностики по особенностям поведения. В Кни­ге Судей Бог советует полководцу Гедеону (Кн. Судей, 7:5-7), как нужно отби­рать воинов для битвы:

7.5 Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком
своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на
колени свои и пить.

7.6 И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной на­
род наклонялся на колени свои пить воду.

7.7 И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас...

С давних времен люди пытаются создать упорядоченную систему для описа­ния множества индивидуальных проявлений. Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372-287 гг. до н. э.), в которой описываются «ти­пы», т. е. присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хва­стуна» и др. Такие типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от его характерных черт, к опре­деленному типу и в конечном счете прогнозировать его поведение.

Различные типологии, разрабатывающиеся с древних времен, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития кото­рой: от типов темперамента Гиппократа — к Галену, который наделяет их нрав­ственными характеристиками; затем — к Канту, стремившемуся отделить свой­ства темперамента от других психических особенностей; и наконец — к таким со­временным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и другими исследователями.

История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств исполь­зования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения инди­видуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время сис­тема отбора охватывала разные «способности» — от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких столетий.

Хорошо известно, что разного рода испытания широко практиковались в Древ­ней Греции, Спарте, рабовладельческом Риме. В 413 г. до н. э. примерно 7000 уце­левших солдат Афинской армии, потерпевшей поражение на Сицилии, были бро­шены в каменные карьеры возле Сиракуз: для многих из них жизнь и освобожде­ние из плена зависели от их способности повторить стихи Еврипида.

Приведем еще один пример, относящийся к Древней Греции. Выдающийся философ и математик того времени Пифагор в основанную им школу допускал лишь тех, кто прошел через череду сложных испытаний. Он придавал особое зна-


чение смеху и походке, полагая, что они отражают характер человека. Желающий учиться у Пифагора попадал (разумеется, не случайно) в разные экстремальные ситуации. Он должен был продемонстрировать присутствие духа, достоинство и ночью в страшной пещере, и выставленный на всеобщее осмеяние.

Таким образом, стремление к обнаружению и учету индивидуальных различий в истории человечества прослеживается с незапамятных времен. Конечно, не все индивидуальные различия (например, физические, физиологические) изучают­ся психологической наукой. Предметом ее интереса являются в первую очередь индивидуально-психологические различия. Разумеется, будет явным преувели­чением сказать, что в столь отдаленные от нас времена индивидуально-психоло­гические качества служили основой отбора людей для той или иной деятельно­сти. Однако, как ни парадоксально это звучит, именно тогда реализовался цело­стный подход, к которому мы стремимся и которого не можем достичь сегодня, глубоко «увязнув», например, в анализе взаимодействия физиологического и пси­хологического. Вместе с тем нельзя забывать о том, что эта целостность была след­ствием несовершенства знания о человеке.

Индивидуально-психологические различия были как бы равны всем прочим различиям и, взятые вместе, выступали основой для определения, скажем, при­годности к государственной деятельности или обучению. Кстати, как увидим да­лее, известная рядоположенность разного уровня проявлений индивидуальности реализовалась и в первых тестах, предложенных основателями научной психоди­агностики Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом (о них см. ниже).

Надо «...отдавать предпочтение самым надежным, мужественным и по возможности самым благообразным; но, кроме того, надо отыскивать не только людей благородных и строгого нрава, но и обладающих также свойствами, подходящими для такого воспи­тания <...>.У них, друг мой, должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях трудолюбивого».1

Так отвечает Сократ на вопрос о том, каких правителей нужно выбирать для ого, чтобы государство было могущественным и процветающим.

Вероятно, первым человеком, разработавшим нечто близкое тесту для измере-:ия ума, был испанский ученый Хуан Хуарт (1530-1589). Его книга, Ехатеп de ngenios, изданная в 1575 г., посвящена выявлению дарований у детей. Впослед-гвии эта книга переиздавалась 27 раз на разных европейских языках и латыни, лавными измерениями, индивидуальными различиями, которыми интересовал-я Хуарт, были понимание, память и воображение.

Ближе к нашему времени, в конце XIX — начале XX в. широкую известность риобретают такие «науки», как френология, физиогномика, графология. Заслу-ивают они упоминания здесь потому, что объединяет их поиск средств диагно-^ики индивидуальных особенностей личности. В качестве примера достаточно >слаться на френологические изыскания, инициатором которых был австрий­ки анатом Ф. Галль.

Ъатон. Соч.: В 3 т. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - С. 347.


   
 
 
 


Анна Анастази

Родилась в 1908 г. в Нью-Йорке. В 1924 г. поступила в Барнард-кол­ледж, где через четыре года получила степень бакалавра. С 1928 г. — доктор философии (Колумбийский университет). Работала в Бар­нард-колледже, затем — в Нью-Йорке. Профессор психологии Выс­шей школы искусств и наук Фордхэмского университета. Президент Американской психологической ассоциации (1971). Для нескольких поколений психологов имя Анастази — своего рода синоним пси­хологического тестирования. Ее книги знают все студенты, изуча­ющие психодиагностику. Неоднократно переизданное «Психологи­ческое тестирование» переведено на многие языки мира, в том чис­ле на русский.


С точки зрения френологии развитие разных участков мозга влияет на форму черепа, соответственно изучение его поверхности — путь познания индивидуаль­ных особенностей. На черепе были обнаружены «шишки», величина которых счи­талась связанной с развитием ума, характерологическими свойствами. Нечто по­добное, но на иной «теоретической» основе и другими «методами», существовало в физиогномике и графологии. Эти исследования, воплощая давнюю мечту чело­века о средствах диагностики индивидуальных особенностей, достаточно быстро утратили свой «научный» статус, но оставили после себя ряд идей, которые были реализованы позднее, а также стимулировали поиск в других направлениях.

По свидетельству Анны Анастази (1982), первые исследования умственной отсталости, также начавшиеся в XIX в., отделение таковой от психических забо­леваний, сыграли свою роль в становлении психологического тестирования.

В связи с этим невозможно не вспомнить исследования французских врачей Жана Эскироля (1772-1840) и Эдуарда Сегена (1812-1880). Заинтересованный в дифференциации умственной отсталости от психического заболевания, Эски­роль одним из первых вводит критерии их четкого разграничения, а также пред­лагает классификацию уровней умственной отсталости. Первоначально он попы­тался использовать физические критерии, в частности размер и строение черепа, но эти попытки не имели успеха. Позднее Эскироль сумел правильно установить тот факт, что особенности речевого развития индивидуума могли бы быть психо­логическими критериями для дифференциации уровней умственной отсталости (что и было использовано спустя полвека при разработке шкалы Бине—Симона). Эскироль никогда не пытался работать с больными детьми, он считал обучение лиц с умственной отсталостью пустой тратой времени.

Эдуард Сеген, изучив работы Эскироля, а также опираясь на уже имевшийся к тому времени опыт обучения умственно отсталых детей, приходит к противопо­ложному выводу. Он полагает, что умственно отсталые индивидуумы могут до­стичь определенных результатов в своем развитии, и основывает в Париже для их обучения школу (ставшую в скором времени знаменитой). Психологи и педагоги со всего мира съезжались в эту школу, чтобы отдать дань восхищения результата­ми, достигнутыми детьми, которых учили под руководством Сегена. Для нас наи­более интересно то, что среди учебных приемов, которыми он пользовался, была так называемая доска Сегена, которая требовала от учащегося вставить с макси-


мальной быстротой различные фигуры произвольной формы в соответствующие им по форме прорези на доске. Эта и другие методики, предложенные Сегеном, впоследствии разрабатывались как невербальные тесты интеллекта, а некоторы­ми из них продолжают пользоваться и в настоящее время.

Как хорошо видно, жизнь все более настойчиво требовала создания объектив­ных инструментов для определения умственной отсталости. В таких инструмен­тах нуждалась и система образования в связи с проблемой отбора детей, которые не могли учиться в общеобразовательных школах. Тогда и были предприняты попытки создания наборов сенсомоторных тестов, результаты которых отлича­лись бы на различных уровнях развития умственных способностей.

Вполне понятно, что для измерения индивидуальных различий необходимо располагать соответствующими математико-статистическими процедурами. Ос­новы психологической статистики закладывались в трудах бельгийского матема­тика Ламберта Кьютела. Он первым начал использовать статистические процеду­ры применительно к разного рода общественным явлениям, таким, например, как рождения людей, суициды, браки и т. п. Эта новая область была названа ее авто­ром моральной статистикой. Правда, Кьютел в изданной им в 1835 г. книге Sur L 'Нотте с известным скептицизмом писал о возможности приложения статиста--геского аппарата к психологическим переменным.

1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование1

Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проник-

ювением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея кван-

ификации психологических наблюдений родилась достаточно давно, в 30-х гг.

[IX столетия. Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, ко-

орый полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в

остоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было вве-

ено понятие психометрии. Однако психологические замыслы философов, есте-

гвоиспытателей и математиков тех лет начали обретать кровь и плоть лишь век

тустя. Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по

:ихофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важ-

зйшее направление исследований в экспериментальной психологии того време-

л. Очень скоро психология попытается, и небезуспешно, говорить на «матема-

гческом языке» не только в области ощущений, ее взгляд обратится к измерению

шее сложных психических функций.

В связи со сказанным интересно отметить, что стимулы к изучению индивиду-ьных различий исходили и от ученых, весьма далеких от психологии, физиоло-и и медицины. В 1816 г. Фридрих Бессель, астроном из Кенигсберга, прочел в

десь и далее термином «психологическое тестирование», как это принято за рубежом, обозначает- 1 то направление психологических исследований, которое связано с измерением индивидуальных азличий.


1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 13

«Астрономическом журнале» о том, что ассистент Королевского астронома был уволен из Гринвичской обсерватории из-за профессиональной непригодности. Причина его увольнения была в том, что он неоднократно отмечал время «паде­ния» звезд почти на секунду позже своего начальника. Заинтересовавшись этой историей, Бессель провел исследование и обнаружил заметную разницу между временем реакции на «падение» звезды у различных людей. Он предложил вычис­лять своего рода «уравнение наблюдателя», которое существует для каждого из тех, кто наблюдает за звездами. Таким образом, астрономия в известном смысле побудила физиологов и психологов к изучению индивидуальных различий во времени реакции.

Наиболее значительный вклад в направление, получившее название «менталь­ной хронометрии», внес голландский физиолог Ф. Дондерс (1818-1889). Он пред­положил, что время, затрачиваемое на реакцию свыше определенной Гельмголь-цем скорости прохождения нервного импульса (определялась при раздражении участков нерва, отстоящих от мышцы на разных расстояниях), следует относить к психическим процессам. Он выделил несколько типов реакций. Реакция А — испытуемый знает, какой раздражитель будет воздействовать и какой реакцией нужно на него отвечать. Реакция В — на разные раздражители обследуемый отве­чает разными движениями. Реакция С — при предъявлении нескольких стимулов необходимо было реагировать только на один из них. Вычитая А из В (простая психическая реакция), Дондерс получал, как он предполагал, скорость таких пси­хических процессов, как выбор и представление. В том случае, когда из С вычита­лось А, получалось время различения, а при вычитании С из В — время выбора. Основным в этих исследованиях является то, что психическое становилось осо­бой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.

М. Г. Ярошевский (1976) высказывает мнение о том, что дифференциально-психологическое изучение человека не простое логическое развитие эксперимен­тальной психологии, оно складывается под влиянием запросов практики, в пер­вую очередь медицинской и педагогической, затем — индустриальной. С этим в какой-то мере следует согласиться, но необходимо помнить и о том, что экспери­ментальная психология не может быть противопоставлена психологии индивиду­альных различий. Процесс развития экспериментальной психологии, а сегодня это очень хорошо видно, неумолимо приводит ее к проблеме личности, а тем са­мым — к индивидуальным различиям.

1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных различий

Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения — тест.

Одна из основных целей Ф. Гальтона — измерение человеческих способностей. Основная проблема, интересующая этого ученого, — это наследование способно­стей. Будучи убежденным в том, что человеческая раса подвержена вырождению и нуждается в улучшении путем целенаправленного отбора, он стремится создать метод измерения способностей для селекции людей: «Психометрия, это необхо-


   
 
 
 

Френсис Гальтон

Родился в 1822 г. в Бирмингеме. Его детство прошло в богатой семье, все члены которой были увлечены наукой. Его мать была дочерью Эразма Дарвина, крупного ученого, приходившегося дедом Чарльзу Дарвину. Степень бакалавра Ф. Гальтон полу­чил в Кембриджском университете (1844) после несколько бес­системного изучения медицины, а затем математики. Получив большое наследство, был избавлен от необходимости заботить­ся о научной карьере. Предпринимает длительные путешест­вия, отчеты о которых и метеорологические наблюдения при­несли ему множество почетных званий, избрание в Королев­ское Общество и общественное признание. В начале 1860-х гг. его все больше начинают занимать вопросы наследования фи­зических особенностей и ума человека. Идея улучшения человеческой породы приво­дят Гальтона к психометрии или измерению ума, соответствующим психологическим и психофизиологическим исследованиям. Эмпирические исследования Гальтона осуще­ствлялись одновременно с развитием математико-статистического аппарата. Он от­крыл коэффициент корреляции, создал первые тесты для измерения ума. Непреходя­щее значение исследований Гальтона для психологической науки состоит в том, что благодаря его пионерским работам возникла наука об индивидуальных психологиче­ских различиях и их измерении. Умер Гальтон в 1911 г., своим завещанием обеспечив финансирование исследований в области биометрии и евгеники.

цимо твердо сказать, значит искусство охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц. Пока фе­номены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, эни не могут приобрести статус и достоинство науки»1.

Основываясь как на собственных наблюдениях, так и положениях философ-;кого учения Дж. Локка, Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей;енсорного различения можно оценить ум (интеллект) человека. В 1883 г. он формулировал свою идею измерения ума: «Вся воспринимаемая нами информа-1ия о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем юлее тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем боль-ие у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллек-уальной деятельности».

Ф. Гальтон совершенствует уже известные экспериментально-психологиче-кие приемы определения порогов чувствительности, времени реакции, создает овые. Некоторые из них, такие как свисток для определения предела восприя-ия высоты звука и линейка для зрительного различения длины, существуют до их пор и названы его именем.

В 1884 г. на Лондонской международной выставке медицинского оборудова-ия, средств и методов охраны здоровья Ф. Гальтон ознакомил широкую публи-у с созданными им тестами. Измерить свои «способности» мог любой из посети-элей открытой им антропометрической лаборатории (Ф. Гальтон полагал антро-ометрию искусством измерять физические и умственные свойства людей), естирование проводилось по семнадцати показателям, в числе которых были ада кисти и сила удара, острота зрения, объем легких, различение цветов, запо-

lalton Fr. Psychometric Experiment. - Brain. - 1879. - V. 2. - P. 148-157.


1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тести рование___ ij*

минание объектов и др. После закрытия выставки в 1885 г. Ф. Гальтон перевез свою лабораторию в Музей Южного Кенсингтона и на протяжении шести лет про­вел измерения у 9000 человек.

Особо следует отметить, что Ф. Гальтон оказался новатором и в области ста­тистических процедур в психологии, без которых невозможен анализ данных по индивидуальным различиям. В 1888 г. он предлагает метод вычисления коэффи­циента корреляции (статья на основе доклада 1888 г. опубликована в следующем году). Он пишет: «Два изменчивых органа считаются коррелированными, когда изменение одного из них сопровождается, в общем, большим или меньшим изме­нением другого органа и в том же направлении. Так, длина руки считается корре­лированной с таковой ноги, потому что человек с длинной рукой имеет обычно длинную ногу, и наоборот».

Гальтон вычислял коэффициент корреляции в антропометрии и в исследова­ниях наследственности. Статистическое изучение явления регрессии в наслед­ственности непосредственно связано с понятием корреляции: «Регрессия объяс­няется следующим образом. Ребенок частично наследует от своих родителей, ча­стично от своих предков. Говоря вообще, чем дальше назад идет его генеалогия, тем многочисленнее и разнообразнее становятся его предки, пока они не станут отличаться от группы людей, одинаковой по Численности, взятой из расы в целом. Средний рост их будет такой же, как и расы, иначе говоря, он будет средний». Это и есть открытый Гальтоном закон регрессии. Он также рассчитал, что если каж­дая особь наследует от обоих родителей половину своих особенностей, от двух дедов и двух бабок — одну четверть и т. д., то в результате получается убывающий ряд, сумма членов которого стремится быть равной единице. В этом суть закона наследования свойств предков потомками. Гальтон пытался понять наследствен­ность в свете корреляции и полагал, что семейное сходство — частный случай об­ширной области корреляции. Получается так, что наследственность есть корре­ляция между степенью родства и степенью сходства. Естественно, что он распро­странял этот закон и на наследование интеллекта. Хотя эти гальтоновские законы представляют сегодня лишь исторический интерес, тем не менее для своего вре­мени это были новаторские работы. Гальтон также ввел метод математического описания «огивы» (дуги), изображающей кривую Гаусса. Работами в этом направ­лении закладывался психометрический фундамент психодиагностики.

Здесь уместно вспомнить о человеке, с которым Гальтон бок о бок работал дол­гие годы. Это Карл Пирсон (1857-1936), который был блестящим математиком и биографом Гальтона. Пирсон совершенствовал математический аппарат для вы­числения корреляции. В результате появился широко известный сегодня даже студентам коэффициент корреляции по Пирсону. Им также был разработан не­параметрический коэффициент rf-квадрат. Эти коэффициенты широко использу­ются в психодиагностических исследованиях, благодаря им устанавливается тра­диция использования количественных методов в разработке и применении пси­хологических тестов.

Являясь создателем первых тестов интеллекта, Ф. Гальтон также был первым, кто поставил вопрос об измерении личностных (характерологических) особен­ностей. В 1884 г. Ф. Гальтон публикует статью «Измерение характера», в которой


IО Глава 1. История психодиагностики. Введение

отмечает необходимость изучения не только ума, но и прочих психических свойств: «Я считаю ненормальным, что искусство измерения умственных свойств достиг­ло высокого развития, тогда как занятия другими свойствами мало развиваются или просто не рассматриваются»1.

Для измерения характера, имеющего, по мнению Ф. Гальтона, «нечто опреде­ленное и длительное», т. е. известное постоянство, предлагается использовать сфигмограф, аппарат Моссо для определения артериального давления, другие приборы. Точное измерение характера дает «статистика поведения каждого чело­века в малых ежедневных делах». Исследования Ф. Гальтона в этом направлении, хотя и незавершенные, стимулировали разработку инструментов измерения не­когнитивных свойств личности.

Помимо прочего. Ф. Гальтон, изучая «ассоциации идей», оказался у истоков проективной техники диагностики личности (подробно об этом см. гл. 6). В 1878 г. — в Nineteenth Century, а в следующем году — в Brain Ф. Гальтон публи­кует результаты проведенных им ассоциативных экспериментов и высказывает соображения, оказавшиеся пророческими: «Мой метод состоит в том, чтобы на краткий период времени обеспечить свободную игру сознания до тех пор, пока через него не пройдет пара или около того мыслей, и тогда, пока следы или эхо этих мыслей еще медлит в мозгу, вернуть внимание к ним, сразу и полностью вновь пробудив их; задержать, исследовать их и точно зарегистрировать их явление».

Первый опыт ученого проводился во время длительной прогулки. Он устано­вил, что за данный период времени его внимание привлекли 300 различных объек­тов (хотя он и не позволял себе «фантазирования»). Ф. Гальтон пишет о том, что ему удалось лишь самым «неопределенным» путем собрать те многочисленные «мысли», которые «прошли» в его сознании. Перед ним прошли фрагменты всей его жизни, множество прошлых событий. Спустя несколько дней опыт был повто­рен. Разнообразие мыслей также было велико, но многие из них повторялись. Для проверки природы ассоциаций и частоты их повторения предпринимается реша­ющий эксперимент. Был составлен список из 75 слов. Одно за другим Ф. Гальтон читал эти слова и ожидал, фиксируя время хронометром, пока не появятся две ассоциируемые с тем или иным словом мысли. Вторая ассоциация всегда исходи­ла из экспериментального слова, а не из первой, вызванной им ассоциации. Этот опыт повторялся четыре раза с интервалом в один месяц. Всего исследователь записал 505 «ассоциированных идей», на их образование потребовалось 560 се­кунд, в среднем их было около 46 в минуту, 29 мыслей повторялись в 4 опытах, 36 — в трех, 57 — в двух, 107 — только в одном опыте. В итоге Ф. Гальтон прихо­дит к следующим выводам:

♦ частота повторяющихся ассоциаций много выше ожидаемой: «Дух посто­
янно путешествует по знакомым дорогам, однако память не сохраняет впе­
чатлений от этих экскурсий»;

♦ ассоциации глубоко индивидуальны: «Измеримо видно, сколь невозможно
вообще для двух взрослых людей сблизить свои умы до полного согласия»;

Gallon Fr. Measurement of Character // Fortnightly Review for August. - 1884. - V. 34. - P. 179-185.


       
   
 
 

Джеймс Мак-Кин Кеттелл

Родился в 1860 г. в Истоне (Пенсильвания). Бакалавр Лафай-етского колледжа (1880), доктор философии (Лейпцигский университет, 1886). Работал в качестве ассистента у В. Вундта (1883-1886). Обращается к изучению индивидуальных разли­чий под непосредственным влиянием Ф. Гальтона, встреча с которым произошла после того, как он покинул вундтовскую лабораторию. Первый в мире профессор психологии (Пен­сильванский университет, 1887-1891). Президент Американ­ской психологической ассоциации (1895). В 1917 г. уходит в отставку, не считая возможным отказаться от своих пацифист­ских взглядов. В этом же году основывает Американскую пси­хологическую корпорацию, которая становится первым изда­тельством тестов. С этого времени оставляет преподавание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.