Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды опросников, формы вопросов и представления результатов




Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений2, на которые обследуемый должен отвечать в соответ­ствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) зна­чительно варьирует. В некоторых опросниках до 20 заданий, в других — несколько

1 Левитов Н. Д. Психология личности. — М: Педагогика, 1956. — С. 169.

2 В англоязычной литературе обычно используется обобщающее понятие — item, которое у нас пере­
водится как пункт, вопрос, утверждение или задание.


сотен (например, MMPI состоит из 550 утверждений). Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направ­ленности можно подразделить на:

♦ опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттелла);

♦ опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);

♦ опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);

♦ опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);

♦ опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);

♦ опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следу­ет различать:

♦ опросники факторные, для конструирования которых используется фак­
торный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);

♦ опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-клю­
чевого принципа1 (например, ММРГ).

Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или не­скольких. Обозначим их как одномерные и многомерные. Фактически все опрос­ники могут быть использованы не только для индивидуального, но и при группо­вом обследовании. В последнее время достаточно широко распространено предъ­явление заданий опросников с помощью компьютеров, однако при этом нужно, как уже говорилось, помнить о необходимости их рестандартизации.

В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы во­просов (утверждений).

1. Вопросы, предусматривающие ответы типа «да—нет». Такие вопросы лег­
ко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обсле­
дуемых. Например: «Вы ходите медленно и неторопливо?» Варианты отве­
тов: «да», «нет».

2. Вопросы, предусматривающие ответы типа: «да», «нечто среднее», «нет».
Добавляется неопределенный ответ. Как правило, неопределенные отве­
ты неинформативны, а в опросниках со средней категорией ответов может
актуализироваться соответствующая установка, искажающая получаемую
информацию (см. об этом далее). Использование такой формы вопросов
связано с тем, что у некоторых испытуемых возникает раздражительность,
отказ от работы в том случае, когда их заставляют отвечать только утверди­
тельно или отрицательно. Например: «Я всегда в состоянии строго контро­
лировать проявление своих чувств». Варианты ответов: «да», «нечто сред­
нее», «нет».

1 Принцип конструирования тестов на основе эмпирического обнаружения некоторых психологиче­ских признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контроль­ных. Подробнее см.: Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999.


Рис. 5.1. Профиль личности

3. Вопросы, предусматривающие ответы типа «правда—ложь», или так назы­
ваемые альтернативные задания. По существу они мало отличаются от ди­
хотомических («да—нет»). Например: «Я ненавижу втискиваться в пере­
полненный автобус». Варианты ответов: «правда», «ложь».

4. Вопросы, предусматривающие ответы типа «нравится—не нравится» (одно
слово или фраза). Редко используемая форма вопросов. Например, «1) фо­
нарщики; 2) воротники из бобрового меха; 3) бас-барабан». Варианты отве­
тов: «нравится», «не нравится».

5. Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам
прилагаются шкалы: скажем, 7-балльная с крайними значениями «всегда»
и «никогда». Основные проблемы, возникающие при такой форме вопро­
сов, связаны с разным пониманием обследуемыми терминов, указывающих
на частоту, и возможностью появления установки на «крайние» ответы.
Например, «В присутствии подчиненных я стараюсь показать свое превос­
ходство». Варианты ответов: «всегда», «очень часто», «часто», «от случая
к случаю», «редко», «очень редко», «никогда».

6. Вопросы, предусматривающие ответы, являющиеся вариантами «да—за­
трудняюсь ответить—нет». Это могут быть такие ответы, как «обычно-
иногда—никогда», «согласен—не уверен—не согласен» и т. п. Подбор того
или иного варианта обусловливается смысловыми особенностями вопроса
(утверждения). Например, «Бывают периоды, когда мне трудно удержаться
от жалости к самому себе». Варианты ответов: «часто», «иногда», «никогда».

7. Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких
предложенных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это за­
вершающие предложение фразы, одну из которых и необходимо избрать.
Используются два, три и более вариантов выбора. Например, «Когда мне


Рис. 5.2. Дискограмма

нечего делать, я могу...». Варианты ответов: а) позвонить другу (подруге), чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием кроссвордов или чтением; в) пойти на джазовый концерт.

Получаемые с помощью личностных опросников данные приводятся в виде ко­личественных оценок, которые в многомерных шкалах, как правило, преобразу­ются в разного типа стандартизированные показатели. Результаты для нагляд­ности могут быть представлены, например, в виде «профиля личности» (рис. 5.1) или «дискограммы» (рис. 5.2).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.