Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киев • Харьков • Минск




Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара

Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

Учебных заведений, обучающихся по направлению

Допущено Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов высших

и специальностям психологии

300.piter.com Издательская программа

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж


эБК 88.492я7 /ДК 159.9.072(075) Б91

Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

ISBN 5-94723-045-3

Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области. В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Значительное место отводится как теоретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности.

ББК 88.492я7 УДК 159.9.072(075)

ISBN 5-94723-045-3. © ЗАО Издательский дом «Питер», 2003


Оглавление

Предисловие............................................................................ 6

Глава 1 История психодиагностики. Введение

1.1.Предыстория психодиагностики.......................................... 8

1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое
тестирование........................................................................ 12

1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных

различий............................................................................ 13

.. 1^1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла............................ 17

1.2.3. Вклад А. Бине в измерение интеллекта............................ 19

1.2.4. Чарльз Спирмен и структура интеллекта......................... 24

1.3. Психодиагностика в XX в................................................ 26

1.3.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г.

до конца 1920-х гг............................................................ 26

1.3.2. Кризис..................................................................... 37

1.3.3. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг.......... 39

1.3.4. Развитие психодиагностики в 1940-е гг............................. 50

1.3.5. Развитие психодиагностики в 1950-е гг............................. 56

1.3.6. Развитие психодиагностики в 1960-е гг............................. 63

1.3.7. Развитие психодиагностики в 1970-е гг............................. 69

1.3.8. Развитие психодиагностики в 1980-е гг............................. 73

1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг............................. 77

 

1.4. Тестирование вобразовании........................................... 81

1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР...... 84

Заключение............................................................................. 95

Глава 2 Психодиагностика как наука

2.1. Понятие психодиагностики................................................... 99

2.2. Предмет и структура психодиагностики................................ 101

2.3. Психодиагностика и смежные направления
исследований........................................................................ 105

 

2.3.1. Психодиагностика и дифференциальная психология.. 105

2.3.2. Психодиагностика и психометрия................................. 106

2.3.3. Психодиагностика и психологическая оценка.................. 107

2.4. Психодиагностический метод

и диагностические подходы..................................................... 108

2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики......... 112

2.5.1. Понятие теста. Виды тестов........................................ 113

2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты.............. 114

2.5.3. Об «объективных» тестах личности.............................. 120

2.5.4. Адаптация зарубежных тестов..................................... 124

 

2.6. Психологический диагноз............................................. 126

2.7. О диагностике черт личности

и «измеренной индивидуальности»............................................ 131


2.8. Психодиагностический процесс.................................... 139

2.8.1. Этап сбора данных............................................... 139

2.8.2. Этап переработки и интерпретации....................... 141

2.8.3. Этап принятия решения......................................... 143

2.9. Этика психодиагностического обследования............... 147

Заключение........................................................................ 148

Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста

3.1. Определение количества заданий (спецификация теста).... 151

3.2. Разработка заданий..................................................... 153

3.3. Оформление теста....................................................... 156

3.4. Пилотажное исследование........................................... 157

3.5 Анализ заданий............................................................. 158

3.6. Определение надежности теста.................................... 161

3.7. Факторный анализ........................................................ 162

3.8. Валидность теста......................................................... 166

3.9. Стандартизация теста................................................... 167

Заключение........................................................................ 176

Глава 4 Измерение интеллекта

4.1. Подходы к определению интеллекта............................ 178

4.2. Тесты для измерения интеллекта, их виды................... 181

4.3. Структура интеллекта................................................... 182

 

4.3.1. Иерархические теории структуры интеллекта...... 182

4.3.2. Модель интеллекта по Терстоуну......................... 184

4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду......................... 186

4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку............................ 188

4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу.......................... 189

4.3.6. Модель интеллекта по Стернбергу....................... 192

4.3.7. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня 195

 

4.4. Распределение тестовых оценок интеллекта................ 196

4.5. Интеллект и наследственность..................................... 197

4.6. Интеллект и биологическая среда................................ 209

4.7. Интеллект и половые различия.................................... 211

4.8. Интеллект и питание..................................................... 212

4.9. Интеллект и социокультурная среда............................ 215

 

4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом... 223

4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей

в семье и очередностью их рождения................................ 231

4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты.................. 237

4.13. Интеллект и личность................................................. 248

Заключение........................................................................ 252

Глава 5 Личностные опросники

5.1. Виды опросников, формы вопросов и представления
результатов....................................................................... 255

5.2. Проблема достоверности личностных опросников.

Факторы, детерминирующие ответы на вопросы............... 258

5.2.1. Фальсификация и установки на ответы............... 258


5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов...... 262

5.2.3. Психометрический парадокс................................. 265

5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих
ответ 267

5.3. Личностные опросники и теории личности 276

Заключение 283

Глава 6 Проективная техника

6.1. Предыстория проективной диагностики....................... 285

6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования....... 287

 

6.2.1. Проекция как психологический феномен............. 287

6.2.2. Проективная гипотеза и проективные методики,

их виды 290

6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295

6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода

к диагностике личности 299

6.4. Бессознательное и проективные методики.................. 308

6.5. Проективные методики или «объективные тесты»?...... 315

6.6. О разработке проективных методик............................. 318

Заключение......................................................,................ 320

Литература................................................................................................ 322

Алфавитный указатель............................................................................. 347

Приложение.............................................................................................. 351


Предисловие

Сегодня достаточно трудно назвать ту область психологии, по которой не было бы адано ни одного учебника. Психологическая диагностика в нашей стране оказа-:ась обделенной, несмотря на то что интерес к ней достаточно велик, а соответ-твующие учебные курсы преподаются уже более двух десятилетий не только в •ниверситетах, занимающихся подготовкой будущих психологов, но и при обу-[ении студентов многих других специальностей, например социологов, медиков, [едагогов. Немногочисленные учебные пособия (всего 3!), несмотря на их извест-юсть и популярность у студентов, не могут заменить систематизированного из-южения истории, теорий и важнейших проблем психологической диагностики. Гем более, что эти пособия в основном сосредоточены на раскрытии частных во-фосов и порой страдают отсутствием методологической проработки важнейших троблем этого направления психологической науки. Не восполняют образовав-пейся пустоты и отдельные, крайне редкие (я смог вспомнить только три книги!) тереводы зарубежных работ, в которых традиционно обходятся без рассмотрения тредмета психодиагностики, ее метода, взаимосвязей с другими областями пси-сологического знания и многого другого из того, что делает науку наукой, а не;редоточием, пусть интересных, сведений об эмпирических данных и разработках.

Предлагаемый вниманию читателя учебник по психодиагностике — результат моего давнего интереса к этому направлению психологических исследований. Его юявлению предшествовали статьи и книги, посвященные «открытию» этой науки для тогда не вполне искушенных в ней психологов1, опыту работы с некоторыми методиками2 и, наконец, попыткам конструирования системы психодиагностического знания3. Не следует сбрасывать со счетов и многолетний опыт преподавания как общего курса психодиагностики, так и спецкурсов по ее отдельным проблемам в учебных заведениях Украины, России и Белоруссии.

Также хотелось бы сказать несколько слов о некоторых особенностях данного учебника. Во-первых, я долго не мог принять решение о том, помещать ли в текст книги описание соответствующих тестов в тех главах и разделах, в которых о них идет речь. Обычно достаточно полное описание тестов (во всяком случае, важнейших из них) присутствует в любом зарубежном руководстве по психодиагностике. С одной стороны, подробное знакомство с тестами уместно в контексте рассматриваемых проблем психодиагностики и могло бы облегчить читателю понимание ряда вопросов. С другой стороны, в отечественной литературе наиболее

1 Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1979.

2 См. напр.: Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Рор-
шаха). — Киев: Здоров'я, 1979; Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Н. Исследование надежности опросни
ка Р. Кеттелла 16 PF // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 5.

3 Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психоди
агностике // Вопросы психологии. — 1994. — № 5; Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справоч
ник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001.


Предисловие

известные зарубежные тесты неоднократно описаны, в том числе и автором этих строк. В итоге было принято решение о том, что описание тестов не включается в учебник, а для более детального их рассмотрения читатель может обратиться к ранее опубликованному «Словарю-справочнику по психодиагностике» (СПб., Питер, 2001).

Во-вторых, обычно авторы учебников, и это правильно, стараются избегать дискуссий, полемики. Мне это удалось не в полной мере, ибо процесс окончательного оформления психодиагностики в самостоятельную ветвь психологического знания еще нельзя признать завершенным.

Передавая на суд читателя первый на «постсоветском пространстве» учебник по психодиагностике, я считаю своим долгом выразить глубокую благодарность своим многочисленным студентам, аспирантам и слушателям, благожелательное отношение которых, их вопросы, а иногда возражения и недоумение способствовали работе над этой книгой. Я также не могу не сказать о своей признательности сотрудникам редакции психологической литературы Издательского дома «Питер» за неизменно дружелюбное и уважительное отношение ко мне и моей работе над этим учебником.

Я буду рад всем замечаниям и пожеланиям читателей, которые могут для этого воспользоваться электронной почтой или заглянуть на мой Web-сайт:

[email protected]; www.lbvs.kiev.ua/psydiag

Л. Бурлачук Киев, 2002 г.


Глава 1 История психодиагностики, Введение

Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большем количестве лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам.

Платон


Жизнь — это серии тестов.


Автор неизвестен


Многолетняя традиция написания учебников и учебных пособий обязывает автора начинать с разъяснения предмета той науки, основные достижения и проблемы которой он желает раскрыть читателю. Это вполне оправдано для тех областей науки, в которых в той или иной степени разработан понятийно-категориальный аппарат, сложились относительно устойчивые представления о предмете и методе. В мировой психодиагностике, а уж тем более в отечественной, по день нынешний происходит то, что можно уподобить процессу кристаллизации, несмотря на общепризнанность самостоятельности, независимости этого направления исследований. Исходя из сказанного, а также будучи уверенным в том, что этот учебник по психодиагностике отнюдь не первая книга по психологии, оказавшаяся в руках читателя, постараемся подойти к пониманию предмета (и метода) этой науки через ее историю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.