Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эбразование родителей и уровень интеллектуального развития детей




Ивллема

человек, дифференцированных по уровню образования на пять групп (Л. Н. Борисова, 1974). Как и следовало ожидать, разрыв в уровне интеллекта между группами увеличивался по мере повышения уровня образования. При этом особенно заметные изменения происходят в развитии вербального (словесного) интеллекта, наиболее чувствительного к обучению (рис. 4.9).

IQ связан не только с образованием, но и зависит от условий, в которых происходит его получение. Сравнение результатов обследования учащихся, которые обучались в школах, отличавшихся по уровню преподавания и развития материально-технической базы, показало значительное влияние этих факторов на интеллектуальные достижения.

В свою очередь уровень образования отца и матери, как отмечают многие исследователи, — один из наиболее прогностичных показателей для развития интеллекта ребенка. Так, в уже упоминавшемся исследовании Н. С. Кантонистовой '1980), изучавшей близнецов и одиночно рожденных детей, было показано (примерно такие же результаты получены в многочисленных зарубежных работах), что соэффициент интеллекта детей уменьшается в соответствии со снижением обра-ювательного уровня родителей (табл. 4.10).

Па блица 4.10

 

"руппа Образование родителей п iQv IQp IQF
  Высшее   103,86 103,23 103,94
злизнецы Среднее   93,55 97,88 95,41
  Неполное среднее   89,24 95,4 91,45
)диночно Высшее   105,92 103,15 105,03
ожденные Среднее   98,36 99,09 98,72
  Неполное среднее   95,43 96,56 95,68

[римечание. IQV — коэффициент интеллекта вербального, IQp — коэффициент интел-екта практического, IQF общий коэффициент интеллекта.

Отметим, что уровень образования родителей положительно коррелирует с сказателями по шкалам, предназначенным для измерения родительской заботы детях. Высокообразованные родители наиболее благотворно влияют на семей-ую среду. При этом отцы стремились к развитию у своих сыновей независимо-ги и индивидуального своеобразия, а матери поощряли эти качества в дочерях. [о данным Брэдли с коллегами (Bradley et al., 1989), именно благоприятная се-ейная среда в первые три года жизни обладает большим прогностическим зна-гнием, нежели другие составляющие социоэкономического статуса. Даже пока-1тель дохода семьи уступает по своей значимости для когнитивного развития 1ким особенностям семейной среды, как отзывчивость родителей и возможность эльзоваться разнообразными игрушками.

Образование опосредует связь между интеллектом и другой весьма значимой >ставляющей социоэкономического статуса — профессией, ибо вполне понятно, го определенные виды деятельности, как раз именно те, которые имеют высокий •циальный престиж, доступны только в случае обладания соответствующим обра-


4.9. Интеллект и социокультурная среда



зованием. Одним из наиболее представительных исследований, раскрывающих связь между профессией человека и уровнем его интеллекта (хотя, очевидно, и не совсем верно отражающим современную ситуацию), можно назвать проведенное Т. Харрел-лом и М. Харреллом (Harrell, Harrell, 1945) обследование 18782 рекрутов, призванных на военную службу в воздушные силы армии США. Приведем лишь некоторые данные из списка, насчитывающего 74 профессии (см. табл. 4.11). Показатель интеллекта определялся с помощью «Армейского общего классификационного теста».

Таблица 4.11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.