КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страх, ужас, тревога
О I6 Переживания и формы их проявлений Напряжение и трансформация энергии соотносились Г. С.Саллива-ном с переживаниями человека. Поэтому нет ничего удивительного, что проблематика переживаний была объектом его пристального внимания. При осмыслении данной проблематики он исходил из того, что переживание представляет собой внутренний компонент явлений, в которые вовлечен живой организм. Как таковое переживание — это нечто испытанное, прожитое.
Г. С. Салливан проводил различие между явлением, в которое вовлечен живой организм, и его переживанием. Явление и его переживание - это разные составляющие человеческого опыта. Когда человек видит какой-то предмет, он способен воспринять его контуры, очертания, цветовую гамму, исходящие из него световые волны или запахи. Представление об этом предмете человек идентифицирует с его понятием, однако восприятие предмета не является самим объектом. Внешний объект лишь вызывает в человеке то, что приводит к взаимодействию с ним. Но акт восприятия объекта зависит от индивидуальных изменений состояния человека. Таким образом, объективная реальность не тождественна актуальному состоянию психики, а человеческий опыт связан с переживаниями, возникающими в процессе взаимодействия живого организма с окружающей средой. Г. С. Салливан исходил из того, что в основе психики лежит переживание, которое может быть представлено в различных формах. При этом он выделил три формы переживания: прототаксис, паратаксис и синтаксис. Данные формы переживания являются не чем иным, как специфическими формами внутренней переработки событий внешнего мира. Различия между ними заключаются в степени и характере переработки того, что связано с взаимодействием человека с различными явлениями или с его участием в каких-то событиях.
Прототаксические переживания — простейшие, примитивные переживания, возникающие раньше других и составляющие основу памяти. Они связаны с чувствительностью живого организма, являющейся одним из каналов приобретения первичного опыта. Прототаксис характерен для первых месяцев жизни младенца и представляет собой разрозненный ряд кратковременных состояний чувствующего организма. Эти кратковременные состояния чувствительности определенным образом связаны с зонами взаимодействия с окружающей средой. Метафорически Г. С. Салливан представил свою идею следующим образом: все чувствующее — это безгранично светящаяся приборная доска; комбинация лампочек, загорающихся на ней и обозначающих любое дискретное переживание, — это как раз и есть прототаксис. Прототаксические переживания отражают первый опыт, полученный младенцем, который смутно ощущает предшествующие и последующие состояния и не улавливает между ними никакой последовательной взаимосвязи. Младенец еще не осознает себя существом, отличным от окружающего мира. Любое его переживание является недифференцированным фрагментом и не имеет каких-либо четких границ. Это означает, что в своей целостности и неразличимости прототаксические переживания размыты до космических масштабов, хотя и связаны с кратковременными состояниями «схватывания» младенцем окружающего мира и самого себя МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА как некоего единого целого. Можно сказать, что прототаксические переживания отражают общее состояние организма на протяжении значительного отрезка времени и воздействие событий на зоны взаимодействия. Паратаксические переживания - кратковременные, ничем не обусловленные состояния организма, возникающие в процессе развития младенца и связанные с разрушением первичной недифференцированной целостности. Хотя целостность переживаний разрушена, тем не менее между их различными аспектами еще нет никакой логической связи. Они как бы сосуществуют вместе, наряду друг с другом или самостоятельно в зависимости от обстоятельств. Различные аспекты переживаний совершенно неупорядочены, воспринимаются как сопутствующие друг другу и не соотносятся между собой. Полученный ребенком опыт не подвергается ни осмыслению, ни сопоставлению. Все переживаемое им воспринимается в плане естественного хода событий. Прослеживание каких-либо взаимосвязей и взаимозависимостей отсутствует и, следовательно, ни о каком логическом ходе мысли не может быть и речи. Паратаксические переживания представляют собой, таким образом, внутренний процесс, которому еще не свойственен поэтапный характер.
Синтаксические переживания -наиболее развитые, связанные с постижением и использованием ребенком языковых средств, способствующих установлению межличностных отношений. Эти переживания характеризуются включением ребенка в процесс групповой деятельности и накоплением социального опыта. По мере своего развития ребенок вступает в межличностные взаимодействия, оперирует принятыми в данной социокультурной среде символами, понимает их значение и в своих переживаниях устанавливает соответствующую связь как между собой и окружающим миром, так и между событиями прошлого, настоящего и возможного будущего. Первые переживания синтаксического типа относятся к таким формам коммуникативного поведения ребенка, как жесты и речь. С того момента, когда структурирование переживаний в форме существительных и глаголов приходит в соответствие со словарным значением соответствующих слов, язык ребенка становится синтаксическим переживанием. По мнению Г. С.Салливана, первые примеры синтаксических переживаний возникают в период между 12-м и 18-м месяцем жизни ребенка, когда вербальные знаки, т.е. слова и символы, структурируются и приобретают коммуникативный характер. В целом отличие синтаксических операций от любых других процессов, происходящих в психике человека, заключается в том, что они действуют со строгой ориентацией на других людей. Синтаксис представляет собой вид переживаний, обеспечивающий возможность предугадывать ход событий, а также осуществлять настоящую межличностную коммуникацию.
ПЕРЕЖИВАНИЯ И ФОРМЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ С точки зрения Г. С. Салливана, когда говорится о человеке как психической сущности, то это означает, что речь идет, прежде всего, о переживании. Уже обращалось внимание на то, что для него переживание может быть рассмотрено в плане переживания напряжения и переживания трансформации энергии. К данному аспекту рассмотрения добавляется понимание того, что переживание происходит в трех формах или видах — прототаксическом, паратаксическом и синтаксическом. Кроме того, осмысление переживаний осуществлялось Г. С. Салливаном в контексте напряжений, связанных с потребностями человека. Так, чередование потребности младенца и ее удовлетворения соотносилось с переживанием прототаксического вида. В целом любое переживание паратаксическо-го или синтаксического вида воспринималось как насквозь проникнутое элементами недавнего прошлого, а также будущего. Г. С. Салливан полагал, что эти элементы оказывают существенное влияние на способ трансформации напряжения в проявления активности, т.е. на способ, благодаря которому скрытая в напряжении возможность становится реальным действием. И наконец, осмысление переживаний соотносилось им с тревогой человека как психическим явлением, что составляло важный аспект межличностной теории и что будет рассмотрено более подробно в дальнейшем. Переживание подразумевает определенные ощущения, испытываемые живым организмом. Оно носит скорее общий, чем локальный характер. Вместе с тем первоначально речь идет о переживании каких-то процессов или явлений, воздействующих на одну или несколько зон взаимодействия, присущих человеку. В связи с таким пониманием переживаний Г. С. Салливан апеллировал к понятиям оральности, анальности, генитальности, которые была использованы 3. Фрейдом. Однако если основатель психоанализа размышлял об оральной, анальной, фаллической и генитальной стадиях психосексуального развития ребенка, то Г. С. Салливан предпочитал говорить о зонах взаимодействия, связанных с переживаниями живого организма, будь то оральная или анальная зона.
На первый взгляд может показаться, что терминологические различия не столь существенны, чтобы говорить о какой-то специфике представлений Г. С. Салливана. Однако в действительности с использованием понятия «зоны взаимодействия» в контекст рассмотрения переживаний человека непосредственно вводился межличностный аспект, который в классическом психоанализе не присутствовал в явном виде, хотя и подразумевался, поскольку З.Фрейд рассматривал эмоциональные связи между ребенком и его родителями. Для Г. С. Салливана первоначальные переживания ребенка, несмотря на свою биологическую природу, тесно связаны с межличностным кон- i8 текстом, предопределенным наличием материнской фигуры. Переживание новорожденным ребенком голода является прототаксическим, связанным с физиологической потребностью и необходимостью в ее удовлетворении. Со временем это переживание начинает включать в себя как воспоминание, так и предвосхищение удовлетворения, являющегося результатом адекватного поведения. Плач ребенка, обусловленный ощущением голода, вызывает появление соска матери, который постепенно приобретает дифференцированный характер и становится предвестником предвосхищающего удовлетворения. Тактильные и температурные ощущения, возникающие в области оральной зоны взаимодействия, наряду со зрительным образом соска, становятся некими знаками, свидетельствующими о приближении момента удовлетворения голода. Формирование структуры переживаний у ребенка рассматривалось Г. С. Салливаном с точки зрения того значения и знака, которые возникали в процессе развития человеческого существа в контексте межличностного взаимодействия. Знак и значение переживания представлялись ему чрезвычайно важными аспектами, способствующими пониманию вербального поведения. Для Г. С. Салливана знак - это модель переживания событий, дифференцированная в рамках общего потока переживаний или за его пределами. Знак выполняет функцию дифференциации компонентов, присутствующих в прототаксическом переживании систематически возникающих потребностей и их удовлетворения. Он символизирует определенную структуру и процесс развития переживания. Знак, как и поведение, обусловленное им, относится к категории переживаний. Переживание всегда принадлежит живому организму, а знак всегда находится внутри переживания, т.е. никогда не находится вне его, в рамках объективной реальности. Знак является таковым только при условии существования интерпретатора, который в состоянии связать его с существующим явлением. Так, для матери плач младенца является знаком, свидетельствующим о наличии у него какой-то потребности или переживании тревоги. Он символизирует потребность младенца в заботе вообще. По мере развития ребенка для него знаком может стать запрещающий жест, характеризующий материнскую фигуру. Впоследствии запрещающие жесты как знаки распространяются на всех значимых людей, занимающих важное место в структуре межличностных взаимоотношений. На новом уровне функционирования психики появляются, по выражению Г.С.Салливана, «знаки знаков», которые можно назвать символами. Структура символов подразумевает присутствие множества сигналов, воздействующих на поведение человека, а символы образуют с сигналами сложные модели взаимозависимостей. Все это имеет прямое отношение ПЕРЕЖИВАНИЯ И ФОРМЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИИ к структуре переживаний человека, претерпевающей изменения в процессе развития ребенка. Г. С.Салливан подробно рассмотрел переживания ребенка, связанные с соском матери. В процессе этого рассмотрения он пришел к заключению, что в зависимости от типа взаимодействия все многообразие соответствующих переживаний можно классифицировать следующим образом: • взаимодействие с хорошим и приносящим удовлетворение соском, нахо • взаимодействие с хорошим, но не приносящим удовлетворения соском, • взаимодействие с неподходящим соском, находящимся между губами, • взаимодействие с плохим соском, который, с точки зрения младенца, Таким образом, благодаря идентификации различий между воспринимаемыми ребенком объектами, точнее говоря, схватываемыми им типами соска или некоторыми аспектами взаимодействия между младенцем и средой в структуре поведения появляются элементы, повышающие его эффективность. Со временем способность младенца к идентификации достигает определенного уровня, на котором он приобретает возможность обобщать переживания, характеризующиеся различными зонами взаимодействия. На этом уровне присущие ребенку переживания начинают выходить за пределы прототаксиса. По мнению Г. С. Салливана, переживания ребенком «хорошей матери» приобретают паратаксический вид. Формы переживаний обобщаются таким образом, что присущая им общность, а также существующие различия в процессе восприятия (схватывания) объединяются в виде продуктивного опыта. Происходит переход от прототаксической формы переживаний к их паратаксической форме. Следует отметить, что размышления Г. С. Салливана о хорошем и неподходящем соске напоминали собой психоаналитические рассуждения М. Кляйн о «хорошей» и «плохой» материнской груди. Собственно говоря, подобно М.Кляйн, Г.С.Салливан также использовал понятия плохой и хорошей матери. В этом отношении их позиции близки друг другу, если говорить о переживаниях младенца, предопределяющих его благополучное или тревожное состояние. Однако в плане расстановки исследовательских акцентов данные позиции отличались друг от друга, поскольку интерес М. Кляйн был смещен в плоскость раскрытия существа МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА младенческой параноидно-шизоидной позиции, которая, по ее мнению, имела место в раннем инфантильном развитии, в то время как Г. С. Салли-ван пытался понять примитивнейшую прототаксическую форму переживаний и возможность ее перехода к паратаксису в процессе взаимодействия ребенка с его окружением. Из всех видов человеческих переживаний наиболее неопределенным, но весьма значимым является, по мнению Г. С. Салливана, переживание одиночества. Первым из компонентов, вызывающих переживание одиночества, является возникающая в период младенчества потребность в контакте, в более широком значении выраженная в потребности в заботе. В процессе последующего развития ребенка переживание одиночества будет выражаться в форме потребности иметь приятелей, друзей, учителей, а затем и в виде потребности в принятии в группу, сообщество. Важным компонентом переживания одиночества становится потребность в близких отношениях с другим человеком. Переживание одиночества может остаться относительно неизменным на протяжении всей жизни человека. Как бы там ни было, но в его основе лежат переживания тревоги, возникающие уже в младенческом возрасте. Поскольку тревога представлялась Г. С. Салливану исключительно важным феноменом как в исследовательском плане, так и в терапевтическом отношении, то нет ничего удивительного в том, что он уделил значительное внимание изучению данной проблематики, что нашло свое отражение, в частности, в его статье «Значение тревоги в психиатрии и в жизни» (1948). Особое внимание было уделено им моменту зарождения тревоги как психического феномена, обладающего парализующей силой. Как известно, некоторые психоаналитики пытались провести различия между феноменами, вызывающими беспокойство у человека и описываемыми в таких терминах, как «страх», «боязнь», «испуг», «тревога». Так, З.Фрейд полагал, что страх относится к состоянию, не предполагающему внимания к объекту, боязнь — к тому, что указывает на объект, а испуг— к тому, что подчеркивает действие опасности, когда нет готовности к страху. К. Хорни различала страх и тревогу исходя из того, что в случае страха опасность очевидна, объективна, в то время как в случае тревоги она скрыта и субъективна. В своих размышлениях о беспокойствах ребенка Г. С. Салливан использовал такие понятия, как «страх», «ужас», «тревога». Однако он не стремился к проведению каких-то четких различий между ними, считая, что в данном случае нет необходимости в прояснении содержательных и тер- СТРАХ, УЖАС, ТРЕВОГА минологических нюансов, поскольку само по себе это ничего не дает и только запутывает и без того сложное понимание переживаний беспокойства. Не случайно он сознательно абстрагировался от какого-либо строго научного определения тревоги, поскольку полагал, что данный феномен не поддается определению. Аналогичное отношение было у него и к понятию страха. Во всяком случае Г. С. Салливан полагал, что между тревогой и страхом нет существенных различий, так как страх является таким же неуловимым психическим состоянием, которое возникает у ребенка. Другое дело, что при рассмотрении беспокойств ребенка ему приходилось не только прибегать к использованию разных понятий, но и с их помощью описывать те или иные процессы и состояния, требующие содержательного осмысления, в результате чего так или иначе прояснялось его собственное понимание страха, тревоги, ужаса. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, наряду с отказом от проведения четких различий между страхом и тревогой, ему тем не менее приходилось говорить о специфике того и другого, а в ряде случаев, как это имело место, в частности, при рассмотрении стадии детства (этот вопрос будет освещен позднее), ему пришлось прибегнуть к выявлению различия между ними. Г. С. Салливан исходил из того, что с самого раннего возраста человек демонстрирует поразительную способность испытывать страх перед предметами и событиями, таящими в себе опасность для жизни. Сразу после рождения младенец сталкивается с угрозой прекращения доступа кислорода, а повторное возникновение данной угрозы в дальнейшей жизни человека сопровождается переживанием страха, которое можно охарактеризовать понятием ужаса. Страх является чувственным аспектом напряжения, порождаемого угрозой жизни или биологической целостности организма. Ужас представляет собой высокую интенсивность страха. Если подходить к проблеме страха с точки зрения взрослого человека, то, согласно Г. С. Салливану, можно говорить о четырех способах, позволяющих снять напряжение страха: • устранение вызывающих страх обстоятельств; • избегание этих обстоятельств; • нейтрализация ситуации, порождающей страх; • игнорирование ситуации угрозы или игнорирование риска. Что касается новорожденного, то плач при рождении, т.е. вибрация воздуха, сопровождающаяся установлением дыхательного цикла, является первым проявлением активности младенца, вызывающим общее напряжение заботы у матери, имеющей целью избавление ребенка от вызывающих страх обстоятельств. С точки зрения прототаксических переживаний младенца, его плач, толкающий мать на проявление соответствующей заботы, представляет собой подходящий способ избежания или устранения вызывающих страх опасностей. В отличие от страха, возникновение тревоги рассматривалось Г. С. Сал-ливаном с точки зрения эмоциональных нарушений, имеющих место у личности, с которой некоторым образом связан младенец. Он отмечал то обстоятельство, что фактически не может сказать, на каком этапе периода младенчества появляется тревога. Однако он утверждал, что состояние тревоги может возникать у младенца при наличии двух условий: насильственного вторжения в зоны его контакта с окружающей реальностью и наличия у матери определенных эмоциональных нарушений. Последнее обстоятельство оказывает предопределяющее воздействие на формирование общей структуры тревоги и проявление активности, существо которых познается только через рассмотрение тревоги. Таким образом, в понимании Г. С. Салливана тревога связана с областью межличностных взаимоотношений. Она не порождена ни опасностью взаимодействия с физико-химической средой, ни конституцией младенца. Тревога младенца является следствием тревоги матери и проистекает из процесса межличностного сосуществования с ней или другим человеком, осуществляющим комплекс различных действий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка. Так, если мать испытывает тревогу, связанную с чем угодно, она неизбежно возникнет и у младенца. Тревога матери может быть связана с ситуацией кормления, с грудным ребенком или с чем-то иным, вызывающим у нее беспокойство. Например, в случае получения телеграммы, содержащей серьезные вопросы, касающиеся престижа или спокойствия матери, у кормящей женщины может возникнуть тревожное состояние, которое в свою очередь вызовет тревогу у младенца, проявляющуюся, по крайней мере с ее точки зрения, в форме неожиданных затруднений процесса кормления. Исходя из подобного видения межличностных взаимоотношений, Г. С. Салливан выдвинул еще один исходный принцип (теорему): «Напряжение тревоги, переживаемой матерью, вызывает тревогу у младенца» [7, с. 65]. Если напряжение страха может быть снято благодаря использованию одного из четырех способов, какими располагает взрослый человек, то, по мнению Г. С. Салливана, ни в период младенчества, ни на протяжении всей жизни человек не может ни исключить, ни устранить обстоятельства, способствующие появлению тревоги, изначально возникающей как следствие материнской тревоги. У младенца нет возможности сделать что-либо для устранения источника тревоги, как нет шанса избежать ее. Тревога - это переживание, охватывающее весь организм в целом. Она не обязательно может быть связана с какой-то отдельной зоной взаимодействия. СТРАХ, УЖАС, ТРЕВОГА Однако она может быть ошибочно локализована в конкретной зоне взаимодействия, например, в оральной зоне, когда по ошибке тревога ребенка связана с материнским соском. Как бы там ни было, частое переживание тревоги может иметь, по убеждению Г. С. Салливана, серьезные разрушительные последствия для процесса развития человека. Причем первое проявление тревоги незначительно отличается от бесчисленного множества мучительных последствий наличия тревоги в человеческой жизни. Предпосылки, способствующие возникновению тревоги, обусловлены особенностями сосуществования младенца с окружающей средой. Вызывающее тревогу напряжение является результатом сосуществования как младенца, так и матери с личностной средой. Изначально младенец не обладает способностями, позволяющими ему снять тревогу. Своими действиями он может удовлетворить потребность в еде, но разрядка тревоги таким образом оказывается невозможной. Как утверждал Г. С. Салливан, младенец не располагает возможностью осуществлять действия, направленные на снятие тревоги. Дело в том, что появление тревоги обусловлено действиями другого лица. Поскольку же возможности младенца манипулировать другим человеком ограничиваются исключительно способностью вызывать заботу о себе путем демонстрации возникающих потребностей, то тревога оказывается неуправляемой. Казалось бы, другой человек, т.е. родитель, может отреагировать на потребность беспокойного ребенка. Но в действительности он не располагает возможностью это сделать, поскольку, по мнению Г. С. Салливана, именно родительская тревога вызывает тревогу у ребенка. На этом основании американский психиатр пришел к выводу, в соответствии с которым спецификой тревоги является ее неуправляемость. Как уже отмечалось, плач ребенка служит стимулом, вызывающим заботу со стороны матери, стремящейся оградить его от различного рода беспокойств. Однако, как замечал Г. С. Салливан, с точки зрения концепции тревоги плач ребенка часто не только не способствует улучшению состояния младенца, но и ухудшает его. При звуках детского плача может возрастать тревога матери, мешающая ей проявлять заботу, что в свою очередь усиливает тревогу младенца. В такой ситуации единственно эффективная стратегия поведения матери состоит в том, чтобы перестать волноваться. «Тревога препятствует как осуществлению материнских функций, так и проявлению младенцем поведения, направленного на реализацию потребности, невозможность удовлетворить которую порождает страх; поэтому если возникновение потребности совпадает по времени с присутствием у него тревоги, то он оказывается перед необходимостью преодолевать двойное препятствие, поскольку и тревога, и потребность остаются не только неразрешенными проблемами, но, как следовало ожидать, обостряются» [8, с. 76]. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА Для Г. С. Салливана тревога - это напряжение, противоположное напряжению потребностей и активности, направленной на их удовлетворение. Она противоположна и возникающему у матери напряжению заботы. Словом, тревога мешает удовлетворению потребностей. Кроме того, она исключает процесс предвосхищения. Чем более тревожен человек, тем менее эффективно действует его функция предвосхищения, отвечающая за выбор оптимального способа действия. В этом смысле тревога представляется важным феноменом, осмысление которого вызывает значительные трудности, но становится необходимым с точки зрения лучшего понимания того, каким образом человеческое существо справляется с трудностями, встречающимися на жизненном пути, как происходит становление личности и в каком направлении может осуществляться развитие индивида. Как замечал Г. С. Салливан, «способность переживать тревогу не является специфически человеческой, но роль тревоги в интерперсональных взаимоотношениях столь бесконечно велика, что выделение ее из всего разнообразия видов напряжения приобретает особое значение» [9, с. 69]. Тревога представляет собой тенденцию, дезинтегрирующую межличностные взаимоотношения. Она мешает претворению в жизнь актов трансформации энергии и играет значительную роль в разрушении межличностной ситуации. Результатом тревоги оказывается или снижение активности, направленной на удовлетворение потребностей, или отказ от достижения цели. По мнению Г. С. Салливана, уровень испытываемой человеком тревоги во многом является ведущим фактором, детерминирующим межличностные отношения. И хотя сам по себе уровень тревоги не играет роли двигателя, запускающего межличностные взаимоотношения, тем не менее он задает направление их развития. Разрядка напряжения тревоги связана с переживанием межличностной безопасности. В отличие от возможности удовлетворения потребности в голоде, соответствующее поведение младенца не приводит к разрядке напряжения, т. е. можно сказать, что потребность в безопасности или свободе от тревоги изначально отличается от всех остальных потребностей. Она отличается от потребности в контакте с физико-химической средой, поддерживающей целостность организма и беспрепятственное функционирование жизненно важных процессов. В понимании Г. С. Салливана, потребность в межличностной безопасности является не чем иным, как потребностью в избавлении от тревоги. Если тревога младенца способствует нагнетанию страха, переходящего в ужас, то не означает ли это, что его жизнь находится под угрозой? Отчасти это действительно так, однако, как полагал Г. С. Салливан, в условиях возникновения ужаса, связанного с младенческой тревогой, ДИНАМИЗМЫ на передний план начинают выступать так называемые динамизмы, которые защищают младенца. В качестве таковых действенными оказываются динамизмы, связанные со способностью младенца впадать в состояние апатии и сонной отчужденности. В состоянии апатии напряжение потребностей ослабевает и остается на уровне, достаточном для поддержания жизнедеятельности организма. В состоянии сонной отчужденности снижается чувствительность к межлич-ностно обусловленному напряжению тревоги. В обоих случаях срабатывают защитные механизмы, облегчающие состояние младенца. Разница между ними состоит лишь в том, что апатия является защитным динамизмом, обусловленным наличием нереализованной потребности, в то время как сонная отчужденность - защитным динамизмом, порожденным переживанием длительной интенсивной тревоги. Таким образом, осмысление Г. С. Салливаном процесса зарождения тревоги как психического феномена и возможностей снижения, разрядки напряжения тревоги с необходимостью приводило его к рассмотрению того, что было названо им динамизмом. Поскольку его представления о динамизмах играли важную роль в межличностном подходе к исследованию проблем психического здоровья и психических расстройств человека, то следует обратиться к рассмотрению данной проблематики.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |