КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патология нормальности и кризис психоанализа
Очевидно, что понимание психического здоровья и психических расстройств зависит в первую очередь от представления о природе человека. Поскольку природа человека рассматривалась Э.Фроммом через призму экзистенциальных дихотомий и исторических противоречий человеческого существования, соответствующих потребностей индивида и возможностей их удовлетворения, то можно было ожидать, что его представления о здоровье и болезни могли отличаться от официально признанных и широко распространенных в традиционной психиатрии и классическом психоанализе. Именно это и имело место в гуманистическом психоанализе, поскольку Э. Фромм акцентировал внимание не только на естественных потребностях человека, но и на его специфических (экзистенциальных) потребностях, вытекающих из особенностей положения индивида в мире. Прежде всего Э. Фромм исходил из того, что даже полное удовлетворение естественных потребностей человека не является достаточным условием для психического здоровья. Это здоровье зависит от удовлетворения чисто человеческих потребностей в приобщенности, преодолении ограниченности собственного существования, укорененности, идентичности, системе ориентации и поклонения. Если одна из основных потребностей остается нереализованной, возможно возникновение психического заболевания. Если такая потребность реализуется неудовлетворительным образом, не исключено развитие явного невроза или социальной ущербности. Таким образом, понятие психического здоровья выводилось Э. Фроммом из самих условий человеческого существования и оказывалось единым для всех Ч1 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА
времен и культур. «Психическое здоровье, — писал он, — характеризуется способностью к любви и созиданию, освобождением от кровосмесительной привязанности к роду и земле, чувством тождественности, основанным на переживании своего "Я" в качестве субъекта и реализатора собственных способностей, осознанием реальности вне нас и в нас самих, т.е. развитием объективности и разума» [34, с.330]. Итак, психическое здоровье зависит от адекватного удовлетворения специфических человеческих потребностей. Но от чего зависит возможность удовлетворения этих потребностей? Отвечая на данный вопрос, Э.Фромм исходил из того, что удовлетворение данных потребностей обусловлено рядом факторов, среди которых большое значение имеет способ организации общества. Здоров человек или нет, это в первую очередь зависит не от самого человека, а от структуры общества, в котором он живет. Так, здоровое общество способствует развитию способности человека любить других людей, осуществлять созидательный труд, обретать чувство собственного Я, основанного на ощущении своих творческих сил. Нездоровое общество, напротив, порождает взаимную вражду и недоверие, превращает человека в объект манипуляций и эксплуатации. В свое время З.Фрейд пришел к выводу о неизбежности конфликта между культурой, цивилизацией и психическим здоровьем, счастьем человека. Он полагал, что в первобытном обществе человеческое существо было более здоровым по сравнению с цивилизованным человеком, поскольку оно могло свободно удовлетворять свои инстинкты. С развитием культуры цивилизованный человек стал пользоваться плодами науки, техники и искусства, тем самым улучшив свое материальное положение, но оказался обреченным на невротизацию, поскольку созданная им культура играла первостепенную роль в подавлении, вытеснении его сексуальных и агрессивных влечений.
Размышления о том, что с развитием культуры и человеческой цивилизации как таковой происходит усиление невротизации человека, подвели 3. Фрейда к мысли о постановке диагноза, согласно которому многие культуры (возможно, и все человечество) стали невротическими. Он полагал, что попытка применения психоанализа к культурному сообществу не является ни бессмысленной, ни бесплодной. Правда, диагноз коллективных неврозов сталкивается с различного рода трудностями. В частности, пока речь идет об индивидуальном неврозе, можно говорить о контрасте между больным человеком и здоровым обществом. Но, какой фон может быть использован для сравнения, когда заходит речь о невротической культуре? Если решиться на терапию социального невроза, то располагаем ли мы таким авторитетом, который мог бы побудить все общество к лечению? ПАТОЛОГИЯ НОРМАЛЬНОСТИ И КРИЗИС ПСИХОАНАЛИЗА Основатель психоанализа только поставил эти вопросы, предоставив возможность поразмышлять над ними другим психоаналитикам. Сам он не рискнул давать на них какие-либо ответы и тем более не претендовал на терапию всего человечества. Вместе с тем, обратив внимание на имеющиеся затруднения методологического и мировоззренческого характера, он выразил надежду на то, что «однажды кто-нибудь отважится на изучение патологии культурных сообществ» [35, с. 133]. Э. Фромм был тем психоаналитиком, кто отважился на исследование патологии цивилизованного общества. В работе «Здоровое общество» (1956) он не только поставил вопросы о том, нормальны ли мы и может ли общество быть больным, но и высказал идею, в соответствии с которой здоровым является общество, соответствующее подлинным, а не искусственно навязанным потребностям человека. В XX в. существовали расхожие представления о том, что люди западного мира совершенно нормальны. Хотя некоторые личности страдали тяжелыми формами психических расстройств, тем не менее общий уровень душевного здоровья не вызывал особых сомнений. Считалось, что используя современные достижения науки и техники, а также вводя более совершенные методы психической гигиены, можно улучшить состояние здоровья людей. И если речь заходила об индивидуальных психических расстройствах, то они рассматривались, как правило, в качестве досадных патологических отклонений, подлежащих лечению с целью выздоровления заболевшего человека и возвращения его в лоно здорового общества. Многие психиатры, психоаналитики и психологи отказывались признавать, что общество в целом может быть психически нездоровым. Большинство из них полагали, что проблема душевного здоровья общества состоит лишь в том, что имеются неприспособленные к жизни индивиды, которым требуется медицинская помощь, способствующая их лучшей ориентации в жизни. В отличие от подобного видения психических расстройств в здоровом обществе, Э.Фромм поставил вопрос не об индивидуальной патологии, а о патологии нормальности в западном обществе.
Значительные масштабы распространения индивидуальной патологии в западной культуре, будь то убийства, самоубийства, деструктивные действия, наркомания и алкоголизм, свидетельствуют о том, что что-то неладно в современном мире. Причем именно в тех странах, которые ближе других подошли к цели материального обеспечения жизни, относительно равного распределения богатства и стабильной демократии, наблюдаются тяжелые симптомы психических отклонений. Обратив внимание на, казалось бы, видимый парадокс, Э.Фромм задумался над следующими вопросами. Нет ли чего-нибудь в корне неправильного в современном образе жизни людей и в целях, к достижению которых они стремятся? ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА Не ведет ли в материальном отношении обеспеченная жизнь человека к возникновению у него невыносимой скуки, болезненные попытки избавиться от которой сопровождаются самоубийствами и алкоголизмом? Отвечая на эти вопросы, Э. Фромм провел различие между индивидуальными и социальными психическими заболеваниями, в основе которого лежит дифференциация понятий ущербность и невроз. В том случае, когда человеку не удается достичь спонтанности, подлинного самовыражения и свободы, его можно считать ущербным, если исходить из того, что каждое человеческое существо стремится к непосредственности выражения своих чувств. В том случае, когда большинство членов общества не достигают подобной цели, можно говорить о социально заданной ущербности. Другое дело, что, будучи присуща многим людям, такая ущербность не осознается отдельным человеком в качестве неполноценности. В действительности же личность, с позиций отчужденного общества считающаяся здоровой, с гуманистической точки зрения оказывается больной, правда, не в плане индивидуального заболевания, а в смысле социально заданной ущербности.
Поскольку социальная ущербность возводится обществом в ранг добродетели, то она может усилить у человека ощущение уверенности в достигнутом успехе по обеспечению безопасности путем сходства с другими людьми. Ущербность не вызывает у него ни раздражения, ни презрения. Человек не испытывает глубоких переживаний и действует как автомат. Страдая от недостатка спонтанности и индивидуальности, он в то же время существенно не отличается от других людей, находящихся в точно таком же положении. Несмотря на свою ущербность, многие члены общества сохраняют здоровье, так как это общество предусматривает определенную модель поведения и предлагает соответствующие средства против явного проявления невротических симптомов. Правда, для некоторых людей предлагаемая обществом модель поведения оказывается неэффективной, в результате чего у тех, кто подвержен серьезной индивидуальной ущербности, может развиться невроз. Предоставляемые культурой средства стабилизации могут оказаться недейственными и для тех, кто честнее и чувствительнее остальных и кто именно в силу этих свойств не желает приспосабливаться к обществу и быть как все, но в то же время не имеет ни сил, ни здоровья, чтобы жить по-своему наперекор всему. Общество принимает различные меры против вспышки явных симптомов невроза, а человек обладает поразительной способностью приспособления почти к любым условиям жизни. Однако, как подчеркивал Э.Фромм, в качестве ответной реакции на бесчеловечное обращение с людьми, сопровождающееся их запугиванием и возникновением у них ПАТОЛОГИЯ НОРМАЛЬНОСТИ И КРИЗИС ПСИХОАНАЛИЗА чувства страха, подозрительности и одиночества, у них может развиваться апатия, наблюдаться деградация умственных способностей, накапливаться разрушительная энергия или возникать стремление к независимости и свободе, способное стать основой для создания более совершенного общества. Словом, если человек живет в условиях, не соответствующих его природе и душевному здоровью, то он может реагировать на них противоположными способами, вынуждающими его или деградировать, или создавать иные условия, согласующиеся с его потребностями. В рассматриваемом контексте Э. Фромм обратил внимание на феномен скуки, по отношению к которой можно выделить три категории людей: • способные продуктивно реагировать на стимулирующее раздражение • постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, обре • неспособные к возбуждению нормальными раздражителями, не умею В компенсированной или некомпенсированной форме хроническая скука является одной из основных психопатологий современного общества. Не будучи тяжелобольными, большинство людей страдают от недостатка продуктивности и постоянно скучают, если не находят каких-то способов стимулирования. Как правило, хроническая, компенсированная форма скуки не считается патологией. Это происходит потому, что, как подчеркнул Э.Фромм, в современном обществе скука становится массовым явлением, а такое широко распространенное заболевание, как патология нормальности, не считается болезнью. Многие люди пытаются компенсировать скуку интенсивной работой или различного рода развлечениями, включая телевидение, вечеринки, алкоголь, секс. Для некоторых из них выходные дни, свободное от работы время становятся ахиллесовой пятой, поскольку они не знают, чем заняться, что делать и как заполнить образовавшуюся пустоту. Одной из целей современного человека как раз и является стремление убежать от собственной скуки, причем даже секс, который, казалось бы, должен приносить наслаждение, не дает некоторым людям радости и становится для них не менее скучным, чем все остальное. При этом далеко не все люди открыто заявляют о своей скуке, внешне стараются выглядеть бодрыми, в результате чего появилась новая разновидность патологии «депрессия с улыбкой», олицетворяющая собой патологию нормальности. Признание социально заданной ущербности, способности человека реагировать различным образом на условия своего существования и пато-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |