КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агрессия и идентификация с агрессором
О1 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) Это тройственное отношение Я к работе анализа приводит к тому, что помогающий анализировать Я материал часто выступает в форме сопротивления раскрытию содержаний Оно. Так или иначе защитные действия Я против вторжения Оно на его территорию приобретают характер активного сопротивления анализу. Воздвигаемая против инстинктов защита Я становится выражением прямого сопротивления аналитику. Было бы некорректно говорить о том, что А. Фрейд сводила все виды сопротивления анализу к защите Я как прямому сопротивлению аналитику. Отталкиваясь от идей основателя психоанализа, она принимала во внимание и такие виды сопротивления, которые обусловлены сопротивлением переносу и противодействиям, связанным с навязчивым повторением. Вместе с тем она считала, что каждая воздвигаемая в процессе анализа Оно защита может быть обнаружена лишь в форме сопротивления работе аналитика и что анализ сопротивлений Я позволяет наблюдать и вводить в сознание бессознательные защитные действия Я. Наряду с защитой против инстинктивных представлений (защитой, проявляющейся в форме сопротивления), А.Фрейд рассмотрела также защиту против аффектов. Первый вид защиты обусловлен конфликтом с производными Оно, пытающимися пробиться на территорию Я, чтобы получить доступ к сознанию. Второй вид защиты связан с тем, что Я активно защищается против аффектов, соотнесенных с инстинктивными импульсами. По убеждению А. Фрейд, в обоих случаях одно и то же Я может иметь в своем распоряжении ограниченное количество способов защиты, которое выбирается человеком в отдельные периоды жизни и в соответствии с его конкретной структурой.
Во всех своих конфликтах Я оказывается более или менее последовательным в использовании имеющихся в его распоряжении защитных средств. Понимание данного положения оказывается особенно ценным для практической аналитической работы. «Если мы знаем как конкретный пациент стремится защититься от всплывания своих инстинктивных импульсов, т. е. какова природа его обычных сопротивлений Я, мы можем составить представление о его возможной установке по отношению к собственным нежелательным аффектам. Если же у какого-либо пациента ярко выражены конкретные формы трансформации аффектов, такие, как полное вытеснение эмоций, отрицание и т.д., нас не удивит, если он применит те же самые способы для защиты от своих инстинктивных импульсов и свободных ассоциаций» [5, с. 30]. Используемые человеком механизмы защиты способствуют устранению тех опасностей, с которыми ему приходится сталкиваться на началь- 2О2 ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ных этапах своей жизни. Со временем те или иные механизмы защиты Я становятся постоянным способом реагирования человека на любые опасности, встречающиеся на его жизненном пути. В целом организация защиты является важной и необходимой частью развития Я. Другое дело, что человек начинает прибегать к использованию постоянных способов защиты даже в тех случаях, когда никакой опасности нет. Тем самым защитные механизмы Я могут играть патогенную роль и способствовать возникновению психических расстройств. Кроме того, направленные против прошлых опасностей те же самые защитные механизмы Я повторяются во время психоаналитического лечения в виде сопротивления. Подняв вопрос о роли защитных механизмов Я в жизнедеятельности человека, А. Фрейд рассмотрела конкретные проявления некоторых из них. С этой целью она предложила определенную классификацию защитных механизмов и выделила десять способов защиты, включающих в себя регрессию, вытеснение, реактивное образование, изоляцию, проекцию, интроекцию, борьбу Я с самим собой, обращение, сублимацию.
Для лучшего понимания роли выделенных А. Фрейд защитных механизмов в жизнедеятельности человека следует, видимо, кратко остановиться на рассмотрении некоторых из них, являющихся наиболее типичными и распространенными. Регрессия — возвращение к первоначальным примитивным способам мышления и поведения, к ранее пройденным этапам психосексуального развития, к более упрощенной манере самовыражения. Психоаналитики различают регрессию нормальной душевной жизни и патологические случаи регрессии. Регрессия является одной из важнейших психологических особенностей процесса сновидения и в то же время регрессия в виде возвращения к первым либидозным объектам нарциссического характера играет значительную роль при образовании неврозов. Вытеснение - процесс отстранения из сознания и удержания вне его психических содержаний, механизм защиты человека от конфликтов, разыгрывающихся в глубинах его психики. Вытеснение отчасти совпадает с регрессией, но в то же время отличается от нее, так как с точки зрения классического психоанализа вытеснение является топически-динамическим понятием, а регрессия - чисто описательным. В отличие от регрессии вытеснение имеет дело с пространственными отношениями, включающими в себя динамику психических процессов. Мотивом вытеснения является несовместимость какого-то представления человека с его Я. Вытеснение выступает в качестве психического механизма защиты и в то же время оно порождает невротический симптом, служащий заместителем того, чему помешало вытеснение. 2ОЗ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) Реактивное образование - реакция человека на вытесненное желание, способ реагирования индивида на амбивалентные чувства, один из защитных механизмов, связанный с изменениями в Я. В период детства формируются душевные силы, выступающие впоследствии как задержки на пути сексуального влечения и как плотины, сужающие его направленность. К таким задержкам, плотинам или реактивным образованиям относятся отвращение, чувство стыда, эстетические и моральные требования идеала. Речь идет об установке, противоположной вытесненному влечению и находящей свое отражение, например, в сострадании, совестливости, любви к чистоте. Эти реактивные образования при неврозе навязчивости представляют собой преувеличение нормальных черт характера, развившихся в течение латентного периода детства. Посредством реактивного образования при истерии амбивалентный конфликт разрешается таким образом, что ненависть к любимому лицу подавляется чрезмерной нежностью и боязнью за него.
Изоляция - один из механизмов защиты, используемый человеком с целью недопущения обострения внутрипсихического конфликта или патологического его разрешения. Благодаря изоляции происходит отделение представления, вызывающего мучительные переживания, от связанного с ним аффекта. Переживание не забывается, но лишается своего аффекта. Его ассоциативное отношение оказывается подавленным или прерванным, в результате чего само переживание остается как бы изолированным. Техника изоляции при неврозе навязчивости напоминает собой нормальный процесс концентрации внимания, используемый человеком для того, чтобы отделить все мешающее целостному восприятию. В нормальном состоянии Я должно совершать изолирующую работу, необходимую для определения направления течения мыслей. При неврозе навязчивых состояний Я становится более бдительным, а изоляция — более утонченной. Вынужденная изоляция страдающего навязчивостью пациента подкрепляется «магическими актами изоляции», которые становятся в качестве симптомов странными, бесполезными, приобретающими характер церемониала, но имеющими важное значение для самого невротика. Проекция - психический процесс, сопровождающийся вынесением субъективных переживаний вовне, наделением внешних объектов внутренними бессознательными желаниями, перенесением вины и ответственности за отвергаемые в себе наклонности на кого-либо другого, приписыванием другим людям собственных чувств, качеств, свойств и черт характера, которые не замечаются или не признаются человеком. Проекция выступает в качестве защиты индивида, выносящего вовне свои субъективные переживания, доставляющие ему страдания. Однако в случае психическо-
2О4 ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ го заболевания проецируемые вовне переживания оборачиваются против больного, поскольку в конечном счете они возвращаются к нему в форме терзающих его самоупреков, обостряющих его психическое состояние. Склонность к проецированию душевных процессов вовне усиливается там, где проекция дает преимущества душевного облегчения. Такое преимущество можно ожидать в случае, когда душевные движения вступают в конфликт: болезненный процесс пользуется механизмом проекции, чтобы освободиться от конфликтов, разыгрывающихся в душевной жизни. Интроекция - процесс включения внешнего мира во внутренний мир человека, установления таких отношений между ним и другим индивидом или предметом, при которых свойства и качества объекта переносятся субъектом вовнутрь. При интроекции человек как бы вбирает в свою психику представления о части внешнего мира, превращает их в объект бессознательного фантазирования. Он наделяет самого себя свойствами и качествами воображаемого объекта, идентифицирует себя с этим объектом, думает и действует с оглядкой на внутренний образ, возникший в результате интроекции. Интроекция объекта субъектом свойстве-на как детям, так и взрослым. В игровой форме дети часто отождествляют себя с каким-либо животным, подражают ему, принимают характерные для него позы, издают соответствующие звуки. Типичным примером интроекции может служить меланхолия взрослого человека, считающего реальную или воображаемую потерю любимого объекта причиной своего подавленного состояния. В этом случае человек упрекает себя за то, что произошла утрата объекта, обвиняет себя во всевозможных грехах, унижает собственное Я. Стремление к включению большей части внешнего мира в собственное Я особенно характерно для невротика. Вобрав внешний мир вовнутрь самого себя, невротик делает его объектом своих многочисленных фантазий. Сублимация - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых целей и объектов на социально и культурно приемлемые. Отказ от удовлетворения сексуальных и агрессивных влечений чреват такими негативными последствиями, которые могут обернуться психическим расстройством. Однако вынужденный отказ не обязательно ведет к неврозу. Существуют иные пути, не ведущие к заболеванию. Так, среди процессов и механизмов, защищающих человека от заболевания, имеется такой, который приобрел особое культурное значение. Благодаря переключению сексуальной и агрессивной энергии на другие области деятельности, т.е. благодаря сублимации освобождаются важные компоненты для всех видов культурной деятельности. Сублимация влечений оказывается источником научного познания, исследовательского интереса, художественного творчества и тем самым представляет собой выдающуюся 2О5 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) черту культурного развития. В отличие от других механизмов защиты Я, способных превратиться из нормальных в патологические, сублимация соотносится скорее с нормой, чем с неврозом. Таким образом, человек обладает способностью к использованию различных способов защиты от внутрипсихических конфликтов. Другое дело, что те или иные способы защиты Я могут выступать в качестве как охраняющих человека от излишних переживаний и обеспечивающих ему здоровье, так и задерживающих, ограничивающих, обедняющих его развитие и приводящих к психическим расстройствам. По мнению А.Фрейд, «задачей практикующего аналитика является определить, насколько они эффективны в процессах сопротивления Я и формирования симптома, которые он имеет возможность наблюдать у разных людей» [6, с. 38-39]. А. Фрейд уделила значительное внимание раскрытию существа защитных механизмов. В частности, она показала, что при неврозах навязчивости и истериях ненависть маленькой девочки к матери и ее зависть к пенису вначале вытесняются, а затем Я принимает меры против их возвращения, используя механизм реактивного образования. Ранее агрессивный по отношению к матери ребенок начинает проявлять к ней исключительную нежность и заботиться о ее безопасности. Зависть и ревность превращаются в бескорыстие и заботу о других. Создавая навязчивые ритуалы и меры предосторожности, ребенок защищает любимого человека от любых вспышек своей агрессивности, а также контролирует проявление своих сексуальных импульсов при помощи чрезмерно строгого морального кодекса. С точки зрения А. Фрейд, по своей эффективности вытеснение занимает уникальную позицию по сравнению с другими механизмами защиты. Оно способно справиться с мощными инстинктивными влечениями человека, перед лицом которых остальные защитные механизмы чаще всего оказываются непродуктивными. Правда, вытеснение оказывается одновременно и самым опасным механизмом защиты, поскольку может разрушить целостность личности и способствовать возникновению невроза. Последствия других способов защиты не менее серьезны, тем не менее они нередко остаются в пределах нормы или, проявляясь в многочисленных изменениях и искажениях Я, частично сопровождают невроз. Нельзя сказать, что А. Фрейд считала предложенную ею классификацию защитных механизмов единственно возможной, завершенной и всецело объясняющей выбор со стороны Я того или иного способа защиты. Она исходила из того, что скорее всего вытеснение используется главным образом при борьбе с сексуальными желаниями, в то время как другие способы защиты более пригодны для противостояния иным инстинктивным силам. Она не исключала и того, что иные способы защиты лишь гоб ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ завершают то, что оказалось не под силу совершить вытеснению или возвратилось в сознание при неудавшемся вытеснении. Ею был поставлен также вопрос о том, что, возможно, каждый защитный механизм связан с конкретной фазой детского развития и формируется с целью овладения конкретными инстинктивными побуждениями. Так, проекция и интроекция могут быть рассмотрены в качестве способов защиты, зависящих от дифференциации Я от внешнего мира, вытеснение и сублимация могут быть использованы лишь относительно поздно в процессе развития, а регрессия не зависит от стадий развития и является такой же древней, как сами инстинкты. Вместе с тем А. Фрейд признавала, что хронология психических процессов и классификация защитных механизмов остаются не до конца разработанными в психоаналитической теории. В понимании А. Фрейд защитные механизмы сами по себе не являются односторонне нормальными, поддерживающими здоровье или патологическими, болезненными. Они постоянно включают в себя и то, и другое, одновременно находятся на службе внутреннего инстинктивного преодоления и внешнего приспособления. Поэтому в своей исследовательской и терапевтической деятельности аналитик должен обратить внимание прежде всего на то, насколько развита защита Я. Такая позиция предполагает изучение следующих аспектов: • направлена ли защита против какого-то определенного влечения или • соответствуют ли используемые механизмы защиты тому или иному • распределена ли защитная деятельность равномерно и задействова • насколько удачна или неудачна защитная деятельность и сохраня
• осуществляется ли защитная деятельность независимо от объективно • насколько функции Я вторично повреждены защитной деятельностью, свидетельствует о том, что необходимо идти от рассмотрения отдельных механизмов защиты к пониманию их комбинации в типах характера 2О7 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А. ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) личности. Кроме того, вместо голословного различения нормальных и патологических механизмов защиты целесообразнее проверить их действенность с учетом следующих соображений: • действуют ли они в возрастном отношении слишком рано или дольше, • имеет ли место равновесие между теми или иными защитными меха • какова интенсивность их действия, поскольку ответ на вопрос, ведет ли • какова длительность действия защитных механизмов, так как никакой В классическом психоанализе рассмотрение защитных механизмов в большей степени соотносилось с сексуальными влечениями человека, чем с его агрессивными проявлениями. Лишь в 20-е гг. XX столетия 3. Фрейд обратился к изучению феномена агрессии и выдвинул гипотезу о наличии в человеке инстинкта деструктивности. Отталкиваясь от идей основателя психоанализа, А. Фрейд стала исходить из того, что нормальное и ненормальное эмоциональное развитие не может быть адекватно понято без соответствующего объяснения роли, которую играют агрессивные тенденции и установки в жизни ребенка и взрослого человека. В соответствии с подобной ориентацией она обратила внимание на механизм защиты, включающий в себя идентификацию с агрессором, когда ребенок или взрослый человек преображаются из того, кому угрожают, в того, кто угрожает. С точки зрения А. Фрейд, агрессивные проявления нормальных детей изучаются прежде всего в качестве особенностей их социального реагирования, в то время как агрессия ненормальных детей, характеризующихся задержками развития, регрессией в развитии и склонностью к правонарушениям, рассматривается в плане важного патологического фактора. Если в классическом психоанализе агрессивное поведение детей изучалось главным образом там, где оно было связано с сексуальным поведением, ограниченным прегенитальной сексуальностью, то в психоаналитической психологии Я особое внимание стало уделяться исследованию агрессивных импульсов Я. При этом, в отличие от тех психоаналитиков, которые считали агрессию продуктом влияния окружающей среды 2О8 АГРЕССИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ С АГРЕССОРОМ (Дж. Боулби) или говорили о депрессивной позиции младенца, порожденной тем, что объект любви (мать) может подвергнуться нападению и разрушению из-за того, что его любят (М. Кляйн), А. Фрейд придерживалась взгляда, согласно которому нежность и агрессия, эротичность и деструк-тивность соотносятся друг с другом и становятся психологически действенными только тогда, когда в структуре личности возникает центральная точка сознания, т.е. Я. По мнению А.Фрейд, наличие психического конфликта предполагает достижение сравнительно высокой стадии в развитии Я. Тогда агрессивные побуждения становятся несовместимыми с другими стремлениями. Агрессивные фантазии и желания представляются опасными, вызывают тревогу и вытесняются из сознания. В действие вступают защитные механизмы Я, используемые также для трансформации опасных прегенитальных сексуальных стремлений. Подавление агрессивных и деструктивных склонностей осуществляется как за счет механизма вытеснения, так и посредством иных защитных механизмов, включая реактивные образования, проекцию, направленность агрессии внутрь себя, сублимацию. В частности, агрессивные и деструктивные импульсы могут проецироваться вовне, не ощущаться как часть внутреннего мира ребенка и приписываться людям из внешнего мира, чаще всего тем же самым, на которых была направлена первоначальная враждебность. «Ребенок начинает сильно бояться ранее любимых людей, которым теперь приписывает роль агрессоров и преследователей [8, с. 373]. А.Фрейд признавала, что большинство защитных реакций используются человеком для борьбы с сексуальными и агрессивными влечениями. Среди них чаще всего используются такие, как отказ в удовлетворении, подавление, реактивные образования, проекция, идентификация, перевод влечения с объекта на себя, перевод пассивного влечения в активное. Вместе с тем она обратила особое внимание на еще одну защитную реакцию человека, которая может показаться на первый взгляд второстепенной, но в реальной жизни оказывается существенной и действенной. Причем эта защитная реакция связана не с либидо, а с агрессией. Речь идет об идентификации с агрессором как средстве перевода пассивного влечения в активное путем сочетания интроекции и проекции. Механизм идентификации с агрессором был рассмотрен А.Фрейд на целом ряде примеров, взятых и из ее аналитической практики, и из сообщений коллег, пытавшихся понять явное или скрытое проявление агрессивности у детей. В качестве иллюстрации действия данного механизма защиты можно привести следующий пример. Один из учеников начальной школы имел привычку гримасничать. Учитель жаловался на поведение мальчика, считая его ненормальным, год ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) поскольку когда этого ученика ругали или выносили ему порицание, то он начинал корчить такие гримасы, что весь класс не мог удержаться от смеха. Учитель полагал, что мальчик или насмехается над ним, или страдает тиком, приводящим к подергиванию лица. Мнение учителя нашло наглядное подтверждение, когда психолог стал свидетелем того, что мальчик начал строить гримасы непосредственно во время консультации. Однако, наблюдая за мальчиком и учителем, психолог обнаружил, что гримасы мальчика были карикатурным отражением гневного выражения лица учителя. Во время разговора ученик бессознательно копировал выражение лица своего учителя. У него имела место идентификация с агрессором, когда своими гримасами он отождествлялся с угрожающим внешним объектом. Физическая имитация угрожающего лица является ассимиляцией лишь одного элемента переживаемой тревоги. Но существуют, как считала А.Фрейд, и другие элементы, которые могут быть использованы при проявлении механизма защиты от агрессии. Ребенок может идентифицироваться не только и не столько с личностью агрессора, сколько с его агрессией. Типичным примером в этом отношении может служить использование ребенком игрушечного оружия, формы одежды или иных атрибутов, позволяющих ему идентифицироваться с мужественностью взрослого человека, будь то отец, учитель или воин, и тем самым защититься от слабости, унижения, реальных неудач. Воплощая агрессора, принимая его атрибуты или имитируя его агрессию, ребенок переходит от пассивности переживания к активному действию. Происходит изменение ролей, когда вместо лица, подвергающегося нападению, он становится фигурой, выступающей в качестве нападающего. С точки зрения А. Фрейд, идентификация с агрессором является нормальной стадией становления и развития Сверх-Я. Когда ребенок идентифицируется с исходящей от взрослых угрозой наказания, он делает важный шаг к формированию Сверх-Я. Интроекция качества других людей, будь то родители или воспитатели, способствует формированию Сверх-Я. Но, поскольку ребенок еще не признает в себе такую психическую организацию, как Сверх-Я, то нет ничего удивительного в том, что идентификация с агрессором ведет к активному нападению на внешний мир. К аналогичному защитному механизму прибегают и взрослые люди, что имеет место как в обыденной их жизни, так и во время психоаналитической терапии. В частности, на некоторых фазах сопротивления пациент может упрекать аналитика в скрытности. При этом вполне сознательно он может не воспроизводить свой личный материал, ожидая, что аналитик будет осуждать за такое поведение, которое не соответствует соблюдению основного правила психоанализа — «говорить все зна-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |