Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агрессия и идентификация с агрессором




О1


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН)

Это тройственное отношение Я к работе анализа приводит к тому, что помогающий анализировать Я материал часто выступает в форме сопро­тивления раскрытию содержаний Оно. Так или иначе защитные дейст­вия Я против вторжения Оно на его территорию приобретают характер активного сопротивления анализу. Воздвигаемая против инстинктов защи­та Я становится выражением прямого сопротивления аналитику.

Было бы некорректно говорить о том, что А. Фрейд сводила все виды сопротивления анализу к защите Я как прямому сопротивлению аналити­ку. Отталкиваясь от идей основателя психоанализа, она принимала во вни­мание и такие виды сопротивления, которые обусловлены сопротивлени­ем переносу и противодействиям, связанным с навязчивым повторением. Вместе с тем она считала, что каждая воздвигаемая в процессе анализа Оно защита может быть обнаружена лишь в форме сопротивления работе аналитика и что анализ сопротивлений Я позволяет наблюдать и вводить в сознание бессознательные защитные действия Я.

Наряду с защитой против инстинктивных представлений (защитой, проявляющейся в форме сопротивления), А.Фрейд рассмотрела также защиту против аффектов.

Первый вид защиты обусловлен конфликтом с производными Оно, пытающимися пробиться на территорию Я, чтобы получить доступ к соз­нанию.

Второй вид защиты связан с тем, что Я активно защищается против аффектов, соотнесенных с инстинктивными импульсами.

По убеждению А. Фрейд, в обоих случаях одно и то же Я может иметь в своем распоряжении ограниченное количество способов защиты, кото­рое выбирается человеком в отдельные периоды жизни и в соответствии с его конкретной структурой.

Во всех своих конфликтах Я оказывается более или менее последо­вательным в использовании имеющихся в его распоряжении защитных средств. Понимание данного положения оказывается особенно ценным для практической аналитической работы. «Если мы знаем как конкрет­ный пациент стремится защититься от всплывания своих инстинктивных импульсов, т. е. какова природа его обычных сопротивлений Я, мы можем составить представление о его возможной установке по отношению к соб­ственным нежелательным аффектам. Если же у какого-либо пациента ярко выражены конкретные формы трансформации аффектов, такие, как полное вытеснение эмоций, отрицание и т.д., нас не удивит, если он при­менит те же самые способы для защиты от своих инстинктивных импуль­сов и свободных ассоциаций» [5, с. 30].

Используемые человеком механизмы защиты способствуют устране­нию тех опасностей, с которыми ему приходится сталкиваться на началь-

2О2


ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ных этапах своей жизни. Со временем те или иные механизмы защиты Я становятся постоянным способом реагирования человека на любые опасности, встречающиеся на его жизненном пути.

В целом организация защиты является важной и необходимой частью развития Я. Другое дело, что человек начинает прибегать к использо­ванию постоянных способов защиты даже в тех случаях, когда никакой опасности нет. Тем самым защитные механизмы Я могут играть патогенную роль и способствовать возникновению психических расстройств. Кроме того, направленные против прошлых опасностей те же самые защитные меха­низмы Я повторяются во время психоаналитического лечения в виде сопротивления.

Подняв вопрос о роли защитных механизмов Я в жизнедеятельно­сти человека, А. Фрейд рассмотрела конкретные проявления некоторых из них. С этой целью она предложила определенную классификацию защитных механизмов и выделила десять способов защиты, включающих в себя регрессию, вытеснение, реактивное образование, изоляцию, про­екцию, интроекцию, борьбу Я с самим собой, обращение, сублимацию.

Для лучшего понимания роли выделенных А. Фрейд защитных меха­низмов в жизнедеятельности человека следует, видимо, кратко остано­виться на рассмотрении некоторых из них, являющихся наиболее типич­ными и распространенными.

Регрессия — возвращение к первоначальным примитивным способам мышления и поведения, к ранее пройденным этапам психосексуального развития, к более упрощенной манере самовыражения. Психоаналити­ки различают регрессию нормальной душевной жизни и патологические случаи регрессии. Регрессия является одной из важнейших психологиче­ских особенностей процесса сновидения и в то же время регрессия в виде возвращения к первым либидозным объектам нарциссического характера играет значительную роль при образовании неврозов.

Вытеснение - процесс отстранения из сознания и удержания вне его психических содержаний, механизм защиты человека от конфликтов, разыгрывающихся в глубинах его психики. Вытеснение отчасти совпадает с регрессией, но в то же время отличается от нее, так как с точки зрения классического психоанализа вытеснение является топически-динамическим понятием, а регрессия - чисто описательным. В отличие от регрессии вытес­нение имеет дело с пространственными отношениями, включающими в себя динамику психических процессов. Мотивом вытеснения является несовместимость какого-то представления человека с его Я. Вытеснение выступает в качестве психического механизма защиты и в то же время оно порождает невротический симптом, служащий заместителем того, чему помешало вытеснение.

2ОЗ


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН)

Реактивное образование - реакция человека на вытесненное желание, способ реагирования индивида на амбивалентные чувства, один из защит­ных механизмов, связанный с изменениями в Я. В период детства форми­руются душевные силы, выступающие впоследствии как задержки на пути сексуального влечения и как плотины, сужающие его направленность. К таким задержкам, плотинам или реактивным образованиям относятся отвращение, чувство стыда, эстетические и моральные требования идеа­ла. Речь идет об установке, противоположной вытесненному влечению и находящей свое отражение, например, в сострадании, совестливости, любви к чистоте. Эти реактивные образования при неврозе навязчивости представляют собой преувеличение нормальных черт характера, развив­шихся в течение латентного периода детства. Посредством реактивного образования при истерии амбивалентный конфликт разрешается таким образом, что ненависть к любимому лицу подавляется чрезмерной неж­ностью и боязнью за него.

Изоляция - один из механизмов защиты, используемый человеком с целью недопущения обострения внутрипсихического конфликта или патологического его разрешения. Благодаря изоляции происходит отде­ление представления, вызывающего мучительные переживания, от свя­занного с ним аффекта. Переживание не забывается, но лишается своего аффекта. Его ассоциативное отношение оказывается подавленным или прерванным, в результате чего само переживание остается как бы изо­лированным. Техника изоляции при неврозе навязчивости напомина­ет собой нормальный процесс концентрации внимания, используемый человеком для того, чтобы отделить все мешающее целостному воспри­ятию. В нормальном состоянии Я должно совершать изолирующую рабо­ту, необходимую для определения направления течения мыслей. При нев­розе навязчивых состояний Я становится более бдительным, а изоляция — более утонченной. Вынужденная изоляция страдающего навязчивостью пациента подкрепляется «магическими актами изоляции», которые ста­новятся в качестве симптомов странными, бесполезными, приобретаю­щими характер церемониала, но имеющими важное значение для самого невротика.

Проекция - психический процесс, сопровождающийся вынесением субъ­ективных переживаний вовне, наделением внешних объектов внутренни­ми бессознательными желаниями, перенесением вины и ответственности за отвергаемые в себе наклонности на кого-либо другого, приписывани­ем другим людям собственных чувств, качеств, свойств и черт характера, которые не замечаются или не признаются человеком. Проекция высту­пает в качестве защиты индивида, выносящего вовне свои субъективные переживания, доставляющие ему страдания. Однако в случае психическо-

2О4


ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

го заболевания проецируемые вовне переживания оборачиваются против больного, поскольку в конечном счете они возвращаются к нему в форме терзающих его самоупреков, обостряющих его психическое состояние. Склонность к проецированию душевных процессов вовне усиливается там, где проекция дает преимущества душевного облегчения. Такое преимуще­ство можно ожидать в случае, когда душевные движения вступают в кон­фликт: болезненный процесс пользуется механизмом проекции, чтобы освободиться от конфликтов, разыгрывающихся в душевной жизни.

Интроекция - процесс включения внешнего мира во внутренний мир человека, установления таких отношений между ним и другим индиви­дом или предметом, при которых свойства и качества объекта переносят­ся субъектом вовнутрь. При интроекции человек как бы вбирает в свою психику представления о части внешнего мира, превращает их в объект бессознательного фантазирования. Он наделяет самого себя свойства­ми и качествами воображаемого объекта, идентифицирует себя с этим объектом, думает и действует с оглядкой на внутренний образ, возник­ший в результате интроекции. Интроекция объекта субъектом свойстве-на как детям, так и взрослым. В игровой форме дети часто отождествля­ют себя с каким-либо животным, подражают ему, принимают характер­ные для него позы, издают соответствующие звуки. Типичным примером интроекции может служить меланхолия взрослого человека, считающего реальную или воображаемую потерю любимого объекта причиной своего подавленного состояния. В этом случае человек упрекает себя за то, что произошла утрата объекта, обвиняет себя во всевозможных грехах, уни­жает собственное Я. Стремление к включению большей части внешнего мира в собственное Я особенно характерно для невротика. Вобрав внеш­ний мир вовнутрь самого себя, невротик делает его объектом своих мно­гочисленных фантазий.

Сублимация - переключение энергии с социально и культурно непри­емлемых целей и объектов на социально и культурно приемлемые. Отказ от удовлетворения сексуальных и агрессивных влечений чреват такими негативными последствиями, которые могут обернуться психическим расстройством. Однако вынужденный отказ не обязательно ведет к нев­розу. Существуют иные пути, не ведущие к заболеванию. Так, среди про­цессов и механизмов, защищающих человека от заболевания, имеется такой, который приобрел особое культурное значение. Благодаря пере­ключению сексуальной и агрессивной энергии на другие области деятель­ности, т.е. благодаря сублимации освобождаются важные компоненты для всех видов культурной деятельности. Сублимация влечений оказыва­ется источником научного познания, исследовательского интереса, худо­жественного творчества и тем самым представляет собой выдающуюся

2О5


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН)

черту культурного развития. В отличие от других механизмов защиты Я, способных превратиться из нормальных в патологические, сублимация соотносится скорее с нормой, чем с неврозом.

Таким образом, человек обладает способностью к использованию различных способов защиты от внутрипсихических конфликтов. Другое дело, что те или иные способы защиты Я могут выступать в качестве как охраняющих человека от излишних переживаний и обеспечивающих ему здоровье, так и задерживающих, ограничивающих, обедняющих его развитие и при­водящих к психическим расстройствам. По мнению А.Фрейд, «задачей практикующего аналитика является определить, насколько они эффек­тивны в процессах сопротивления Я и формирования симптома, которые он имеет возможность наблюдать у разных людей» [6, с. 38-39].

А. Фрейд уделила значительное внимание раскрытию существа защит­ных механизмов. В частности, она показала, что при неврозах навязчи­вости и истериях ненависть маленькой девочки к матери и ее зависть к пенису вначале вытесняются, а затем Я принимает меры против их воз­вращения, используя механизм реактивного образования. Ранее агрессив­ный по отношению к матери ребенок начинает проявлять к ней исклю­чительную нежность и заботиться о ее безопасности. Зависть и ревность превращаются в бескорыстие и заботу о других. Создавая навязчивые ритуалы и меры предосторожности, ребенок защищает любимого чело­века от любых вспышек своей агрессивности, а также контролирует про­явление своих сексуальных импульсов при помощи чрезмерно строгого морального кодекса.

С точки зрения А. Фрейд, по своей эффективности вытеснение зани­мает уникальную позицию по сравнению с другими механизмами защиты. Оно способно справиться с мощными инстинктивными влечениями чело­века, перед лицом которых остальные защитные механизмы чаще всего оказываются непродуктивными. Правда, вытеснение оказывается одно­временно и самым опасным механизмом защиты, поскольку может раз­рушить целостность личности и способствовать возникновению невроза. Последствия других способов защиты не менее серьезны, тем не менее они нередко остаются в пределах нормы или, проявляясь в многочислен­ных изменениях и искажениях Я, частично сопровождают невроз.

Нельзя сказать, что А. Фрейд считала предложенную ею классифика­цию защитных механизмов единственно возможной, завершенной и все­цело объясняющей выбор со стороны Я того или иного способа защиты. Она исходила из того, что скорее всего вытеснение используется глав­ным образом при борьбе с сексуальными желаниями, в то время как дру­гие способы защиты более пригодны для противостояния иным инстинк­тивным силам. Она не исключала и того, что иные способы защиты лишь

гоб


ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

завершают то, что оказалось не под силу совершить вытеснению или воз­вратилось в сознание при неудавшемся вытеснении.

Ею был поставлен также вопрос о том, что, возможно, каждый защит­ный механизм связан с конкретной фазой детского развития и формиру­ется с целью овладения конкретными инстинктивными побуждениями. Так, проекция и интроекция могут быть рассмотрены в качестве спосо­бов защиты, зависящих от дифференциации Я от внешнего мира, вытес­нение и сублимация могут быть использованы лишь относительно поздно в процессе развития, а регрессия не зависит от стадий развития и явля­ется такой же древней, как сами инстинкты. Вместе с тем А. Фрейд при­знавала, что хронология психических процессов и классификация защит­ных механизмов остаются не до конца разработанными в психоаналити­ческой теории.

В понимании А. Фрейд защитные механизмы сами по себе не являются односторонне нормальными, поддерживающими здоровье или патологи­ческими, болезненными. Они постоянно включают в себя и то, и другое, одновременно находятся на службе внутреннего инстинктивного преодо­ления и внешнего приспособления. Поэтому в своей исследовательской и терапевтической деятельности аналитик должен обратить внимание прежде всего на то, насколько развита защита Я.

Такая позиция предполагает изучение следующих аспектов:

• направлена ли защита против какого-то определенного влечения или
в целом против инстинктивной деятельности и инстинктивного удов­
летворения;

• соответствуют ли используемые механизмы защиты тому или иному
возрасту человека, т. е. являются ли они слишком примитивными или
слишком рано созрели;

• распределена ли защитная деятельность равномерно и задействова­
ны ли все механизмы защиты или она ограничена небольшим их коли­
чеством;

• насколько удачна или неудачна защитная деятельность и сохраня­
ет ли, воссоздает ли она равновесие между различными психически­
ми инстанциями;

 

• осуществляется ли защитная деятельность независимо от объективно­
го мира или зависит от него и в какой степени;

• насколько функции Я вторично повреждены защитной деятельностью,
«какие потери в способности достижения успехов связаны с поддержа­
нием инстинктивной защиты и овладением инстинктами» [7, с. 304].
По убеждению А. Фрейд, аналитический опыт работы с пациентами

свидетельствует о том, что необходимо идти от рассмотрения отдель­ных механизмов защиты к пониманию их комбинации в типах характера

2О7


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А. ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН)

личности. Кроме того, вместо голословного различения нормальных и патоло­гических механизмов защиты целесообразнее проверить их действенность с уче­том следующих соображений:

• действуют ли они в возрастном отношении слишком рано или дольше,
чем положено;

• имеет ли место равновесие между теми или иными защитными меха­
низмами в случае различных опасностей;

• какова интенсивность их действия, поскольку ответ на вопрос, ведет ли
защитная деятельность к внешнему приспособлению или к неврозу
зависит не только от выбора механизмов защиты, но и от интенсив­
ности их использования;

• какова длительность действия защитных механизмов, так как никакой
из них не должен действовать дольше, чем существует опасность, про­
тив которой он изначально направлен.

В классическом психоанализе рассмотрение защитных механизмов в большей степени соотносилось с сексуальными влечениями челове­ка, чем с его агрессивными проявлениями. Лишь в 20-е гг. XX столетия 3. Фрейд обратился к изучению феномена агрессии и выдвинул гипотезу о наличии в человеке инстинкта деструктивности.

Отталкиваясь от идей основателя психоанализа, А. Фрейд стала исхо­дить из того, что нормальное и ненормальное эмоциональное развитие не может быть адекватно понято без соответствующего объяснения роли, которую играют агрессивные тенденции и установки в жизни ребенка и взрослого человека. В соответствии с подобной ориентацией она обра­тила внимание на механизм защиты, включающий в себя идентифика­цию с агрессором, когда ребенок или взрослый человек преображаются из того, кому угрожают, в того, кто угрожает.

С точки зрения А. Фрейд, агрессивные проявления нормальных детей изучаются прежде всего в качестве особенностей их социального реаги­рования, в то время как агрессия ненормальных детей, характеризующих­ся задержками развития, регрессией в развитии и склонностью к право­нарушениям, рассматривается в плане важного патологического фактора. Если в классическом психоанализе агрессивное поведение детей изуча­лось главным образом там, где оно было связано с сексуальным поведе­нием, ограниченным прегенитальной сексуальностью, то в психоанали­тической психологии Я особое внимание стало уделяться исследованию агрессивных импульсов Я. При этом, в отличие от тех психоаналити­ков, которые считали агрессию продуктом влияния окружающей среды

2О8


АГРЕССИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ С АГРЕССОРОМ

(Дж. Боулби) или говорили о депрессивной позиции младенца, порожден­ной тем, что объект любви (мать) может подвергнуться нападению и раз­рушению из-за того, что его любят (М. Кляйн), А. Фрейд придерживалась взгляда, согласно которому нежность и агрессия, эротичность и деструк-тивность соотносятся друг с другом и становятся психологически дейст­венными только тогда, когда в структуре личности возникает централь­ная точка сознания, т.е. Я. По мнению А.Фрейд, наличие психическо­го конфликта предполагает достижение сравнительно высокой стадии в развитии Я. Тогда агрессивные побуждения становятся несовместимыми с другими стремлениями. Агрессивные фантазии и желания представля­ются опасными, вызывают тревогу и вытесняются из сознания. В дейст­вие вступают защитные механизмы Я, используемые также для трансфор­мации опасных прегенитальных сексуальных стремлений. Подавление агрессивных и деструктивных склонностей осуществляется как за счет механизма вытеснения, так и посредством иных защитных механизмов, включая реактивные образования, проекцию, направленность агрессии внутрь себя, сублимацию.

В частности, агрессивные и деструктивные импульсы могут проециро­ваться вовне, не ощущаться как часть внутреннего мира ребенка и при­писываться людям из внешнего мира, чаще всего тем же самым, на кото­рых была направлена первоначальная враждебность. «Ребенок начина­ет сильно бояться ранее любимых людей, которым теперь приписывает роль агрессоров и преследователей [8, с. 373].

А.Фрейд признавала, что большинство защитных реакций использу­ются человеком для борьбы с сексуальными и агрессивными влечениями. Среди них чаще всего используются такие, как отказ в удовлетворении, подавление, реактивные образования, проекция, идентификация, пере­вод влечения с объекта на себя, перевод пассивного влечения в актив­ное. Вместе с тем она обратила особое внимание на еще одну защитную реакцию человека, которая может показаться на первый взгляд второсте­пенной, но в реальной жизни оказывается существенной и действенной. Причем эта защитная реакция связана не с либидо, а с агрессией. Речь идет об идентификации с агрессором как средстве перевода пассивного влечения в активное путем сочетания интроекции и проекции.

Механизм идентификации с агрессором был рассмотрен А.Фрейд на целом ряде примеров, взятых и из ее аналитической практики, и из сообщений коллег, пытавшихся понять явное или скрытое прояв­ление агрессивности у детей. В качестве иллюстрации действия данного механизма защиты можно привести следующий пример.

Один из учеников начальной школы имел привычку гримасничать. Учитель жаловался на поведение мальчика, считая его ненормальным,

год


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН)

поскольку когда этого ученика ругали или выносили ему порицание, то он начинал корчить такие гримасы, что весь класс не мог удержать­ся от смеха. Учитель полагал, что мальчик или насмехается над ним, или страдает тиком, приводящим к подергиванию лица. Мнение учителя нашло наглядное подтверждение, когда психолог стал свидетелем того, что мальчик начал строить гримасы непосредственно во время консуль­тации. Однако, наблюдая за мальчиком и учителем, психолог обнаружил, что гримасы мальчика были карикатурным отражением гневного выра­жения лица учителя. Во время разговора ученик бессознательно копиро­вал выражение лица своего учителя. У него имела место идентификация с агрессором, когда своими гримасами он отождествлялся с угрожающим внешним объектом.

Физическая имитация угрожающего лица является ассимиляцией лишь одного элемента переживаемой тревоги. Но существуют, как считала А.Фрейд, и другие элементы, которые могут быть использованы при проявлении механизма защиты от агрессии. Ребенок может идентифици­роваться не только и не столько с личностью агрессора, сколько с его агресси­ей. Типичным примером в этом отношении может служить использова­ние ребенком игрушечного оружия, формы одежды или иных атрибутов, позволяющих ему идентифицироваться с мужественностью взрослого человека, будь то отец, учитель или воин, и тем самым защититься от сла­бости, унижения, реальных неудач. Воплощая агрессора, принимая его атрибуты или имитируя его агрессию, ребенок переходит от пассивно­сти переживания к активному действию. Происходит изменение ролей, когда вместо лица, подвергающегося нападению, он становится фигурой, выступающей в качестве нападающего.

С точки зрения А. Фрейд, идентификация с агрессором является нормаль­ной стадией становления и развития Сверх-Я. Когда ребенок идентифици­руется с исходящей от взрослых угрозой наказания, он делает важный шаг к формированию Сверх-Я. Интроекция качества других людей, будь то родители или воспитатели, способствует формированию Сверх-Я. Но, поскольку ребенок еще не признает в себе такую психическую организа­цию, как Сверх-Я, то нет ничего удивительного в том, что идентификация с агрессором ведет к активному нападению на внешний мир.

К аналогичному защитному механизму прибегают и взрослые люди, что имеет место как в обыденной их жизни, так и во время психоана­литической терапии. В частности, на некоторых фазах сопротивления пациент может упрекать аналитика в скрытности. При этом вполне соз­нательно он может не воспроизводить свой личный материал, ожидая, что аналитик будет осуждать за такое поведение, которое не соответст­вует соблюдению основного правила психоанализа — «говорить все зна-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.