Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зеркальный перенос




При идеализирующем переносе происходит не только терапевтиче­ское оживление идеализированного объекта Самости, но и реактивация грандиозной Самости, что может вести, по мнению X. Кохута, к возник­новению зеркального переноса. Данный вид переноса как раз и связан с реактивацией грандиозной Самости во время терапевтического процес­са, когда происходит оживление первичного нарциссизма. В этом смыс­ле он сродни идеализирующему переносу, хотя и имеет свои особенности. По выражению X. Кохута, зеркальный перенос «осуществляет терапев­тическое восстановление той стадии развития, в которой ребенок пыта­ется сохранить часть первоначального, всеобъемлющего нарциссизма при помощи концентрации совершенства и силы в грандиозной Самости и вывода всех несовершенных аспектов наружу» [14, с. 416].

Согласно воззрениям X. Кохута, формирование идеализированного объекта Самости и возникновение грандиозной Самости у ребенка проис­ходит одновременно. Однако обе эти тенденции развития, как и основная патология, имеют неравномерное распределение у разных людей. Соот­ветственно, анализ пациентов с нарциссическим нарушением личности может сопровождаться тем, что у одних из них развивается идеализирую­щий перенос, в то время как у других — зеркальный перенос.

Размышляя о сущности зеркального переноса, X. Кохут выделил три его формы, соответствующие специфическим стадиям развития грандиоз­ной Самости.

 

Перенос-слияние, т. е. слияние на основе расширения грандиозной Самости, представляющее собой такую архаическую форму, в которой пережива­ние Самости пациента распространяется также и на аналитика, воспри­нимаемого в качестве расширения Самости. Пациент относится к анали­тику как носителю грандиозности, эксгибиционизма, конфликтов, напря­жений и защит, вызванных проявлениями нарциссической структуры. Переживание пациентом своей грандиозной Самости выходит за преде­лы личности, происходит оживление ранней стадии его первичной иден­тичности с объектом. При этом пациент рассчитывает на обретение вла­сти над аналитиком, воспринимаемым как часть Самости.

'А 16'


ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА

Близнецовый перенос (своего рода «второе Я»), олицетворяющий собой менее архаическую форму, в которой пациент предполагает, что анали­тик похож на него или что психология аналитика сходна с его собствен­ной психологией. Активация грандиозной Самости пациента сопровож­дается его восприятием аналитика как тождественного ему или похожего на него. В отличие от переноса-слияния при близнецовом переносе уста­навливается не первичное единство, а подобие с объектом, степень отде­ления от которого определяется самим пациентом.

Зеркальный перенос (в узком значении термина), отражающий еще менее архаическую форму, в которой аналитик переживается пациентом в каче­стве отдельного человека, имеющего важное значение для него в рамках потребностей, вызванных к жизни его терапевтически реактивирован­ной грандиозной Самостью. В этом узком значении термина зеркальный перенос представляет собой восстановление фазы, в которой различные формы материнского участия в нарциссически радостных переживани­ях ребенка укрепляют его самооценку и придают ему реалистическую направленность.

Зеркальный перенос отражает потребность пациента в отклике, одоб­рении и поддержке со стороны аналитика, точно так же, как ребенок испытывает необходимость в удовлетворении соответствующей потреб­ности со стороны матери. При этой форме переноса пациент реагирует на аналитика лишь в той мере, в какой последний способствует или пре­пятствует сохранению его нарциссического равновесия. Аналитик притя­гателен и вызывает ту или иную реакцию лишь постольку, поскольку вос­принимается в качестве человека, выполняющего или фрустрирующего потребности пациента в подкреплении его грандиозности и эксгибицио­низма. Он важен пациенту лишь в качестве зеркала и эха для его реактивиро­ванной грандиозной Самости.

Таким образом, пациент может использовать аналитика в качестве продолжения своего собственного архаического влечения и эксгибицио­низма (перенос-слияние) или воспринимать его как отделенного от него носителя своего вытесненного совершенства (близнецовый перенос), или требовать от него отражения и подтверждения своего величия, а также одобрения своего эксгибиционизма (зеркальный перенос). В любом слу­чае аналитик может извлечь, по выражению X. Кохута, «терапевтическую выгоду», поскольку та или иная форма зеркального переноса позволяет пациен­ту мобилизовать и поддержать процесс переработки, направленный на постепен­ное сдерживание и обуздание чуждых его сознанию импульсов и фантазий.

Перенос-слияние и близнецовый перенос представляют собой восста­новление регрессивных позиций, занятых ребенком на инфантильной стадии его доэдипального развития, когда ему не удалось осуществить

484


ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС

переход на стадию зеркала. По мнению X. Кохута, эти виды переноса вос­станавливают не первичные стадии идентичности с объектом и первич­ные отношения с ним как со вторым Я (близнецом), а их вторичные про­явления в детстве, связанные с выявлением несостоятельности осущест­вляемых матерью функций зеркального отражения.

Что касается зеркального переноса в узком значении термина, то по сравнению с переносом-слиянием и близнецовым переносом он имеет более близкое отношение к терапевтическому восстановлению нормаль­ной фазы развития.

Основная задача терапевтической работы при возникновении зеркаль­ного переноса состоит в пробуждении и осознании пациентом инфан­тильных фантазий о собственном эксгибиционистском величии. В слу­чае переноса-слияния и близнецового переноса защита от чрезмерного нарциссического напряжения обеспечивается благодаря долгосрочно­му размещению нарциссических стремлений в аналитике, становящемся носителем детского величия и эксгибиционизма пациента. В случае зер­кального переноса в узком смысле слова пациент мобилизует свои гран­диозные фантазии и эксгибиционизм, полагая, что благодаря эмпатиче-скому участию аналитика, испытываемое им нарциссическое напряже­ние не достигнет опасного уровня. Во всех случаях присутствие слушающего, воспринимающего и зеркально отражающего аналитика укрепляет психологиче­ские силы пациента, поддерживающие связность его образа Самости, каким бы архаичным он ни был.

По мнению X. Кохута, потребность в аналитике возникает у пациента на основе образования его грандиозной Самости в детстве. «Эхо-зеркаль­ное» присутствие аналитика укрепляет психические силы пациента, оказы­вающие поддержку его Самости. Проработка соответствующего материала способствует осознанию пациентом как столкновений между его гран­диозными фантазиями и реальной Самостью, так и того, что жизнь пре­доставляет ограниченные возможности для удовлетворения нарцисси-ческо-эксгибиционистских желаний. Процесс проработки при зеркаль­ном переносе завершается такой трансформацией грандиозной Самости, в результате которой возрастает реалистическая самооценка пациента и увеличивается его способность к действию.

Проработка зеркального переноса является важной частью лечения пациентов с нарциссическим нарушением личности. Другое дело, что по мере развертывания терапевтического процесса аналитик может столкнуться, как предупреждал X. Кохут, с трудностями эмоционального характера, когда под влиянием собственных нарциссических потребно­стей для него окажется нетерпимой ситуация, в которой ему отводится роль зеркала инфантильного нарциссизма пациента.

16 - 3550 485


ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА

Так, при переносе-слиянии и близнецовом переносе для аналитика может стать непереносимым положение, когда пациент не будет рассмат­ривать его в качестве независимого существа. Результатом этого станет скука, недостаточное участие аналитика в его взаимоотношениях с паци­ентом и недостаточное эмоциональное отношение к нему. При зеркаль­ном переносе в узком смысле этого слова аналитику будет трудно понять нарциссические потребности пациента и, следовательно, он не сможет вовремя среагировать на них.

Несмотря на различного рода трудности, с которыми подчас прихо­дится сталкиваться аналитику в аналитическом процессе при возник­новении нарциссического переноса, он должен проявлять выдержку и не мешать установлению данного переноса посредством преждевре­менных интерпретаций. Кроме того, аналитик обязан, как подчеркивал X. Кохут, оставаться позитивно включенным в нарциссический мир паци­ента, поскольку «многие переживания пациента в силу их довербальной природы должны постигаться аналитиком эмпатически, а их значение должно быть реконструировано, по крайней мере приблизительно, пре­жде чем пациент сможет воскресить в памяти (через "наложение") ана­логичные более поздние воспоминания и связать текущие переживания с прошлым» [15, с.316].

Первоначальное выделение трех форм зеркального переноса (в широ­ком значении термина), осуществленное Х.Кохутом при чтении лекций в Нью-Йоркской психоаналитической ассоциации в 1968 г., основывалось на его генетических представлениях о стадиях созревания грандиозной Самости. Несколько лет спустя он внес дополнение к прежней классифи­кации нарциссических переносов, соотнеся зеркальный перенос с внеш­ними факторами, имевшими место в прошлом (в детстве) и действующи­ми в настоящем (терапевтический процесс).

В частности, X. Кохут выделил три способа установления зеркального пере­носа в процессе анализа: первичный, вторичный и реактивный. В соответствии с этими способами он предложил рассматривать терапевтическую моби­лизацию грандиозной Самости как возникающую непосредственно (пер­вичный зеркальный перенос), временно в качестве отступления от идеали­зирующего переноса (реактивная ремобилизация грандиозной Самости) или в виде повторения при переносе специфической генетической последо­вательности (вторичный зеркальный перенос).

Первичный зеркальный перенос возникает у пациента спонтанно, если аналитик не вмешивается в ход протекания терапевтического процесса. В рамках этого переноса аналитик может фиксировать специфические страхи и сопротивления, проявляющиеся у пациента. Среди первых могут наблюдаться такие, как страх неконтролируемой регрессии, страх потери


ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС

контакта с реальностью и др. Среди вторых — сопротивления, обусловлен­ные опасениями пациента, препятствующими установлению переноса.

Если страхи вызывают у пациента дискомфорт или мешают привлече­нию внимания архаичного объекта Самости к реактивированной гранди­озной Самости, то аналитику необходимо объяснить пациенту значение возникшей проблемы. Однако, как считал X. Кохут, объяснения аналити­ка должны содержать не генетический материал, а дружеское разъясне­ние пациенту движущих сил существующей ситуации, чтобы он почувст­вовал себя в безопасности, а его страхи и связанные с ними сопротивле­ния ослабли.

Реактивная мобилизация грандиозной Самости представляет собой отсту­пление от идеализирующего переноса, сопровождающееся активизацией архаического грандиозного представления пациента о себе. Она вызы­вает к жизни примитивные идентификации и регрессивные состояния пациента и может проявляться в его холодности, жестко защищаемой им враждебности, надменности, сарказме и молчании.

Подобные проявления реактивной мобилизации грандиозной Самости связаны с нарциссическои уязвимостью пациента и не являются терапев­тически нежелательными. Напротив, исследование этих состояний анали­тиком в терапевтическом процессе и адекватное понимание их пациентом имеет несомненную ценность для последнего. Другое дело, что аналитику, как полагал X. Кохут, нет необходимости сосредоточивать все свое внима­ние на регрессивной позиции пациента как временном регрессивном отсту­плении в процессе анализа, а имеет смысл направить свои усилия на выяв­ление общего направления терапевтического процесса и интерпретацию травматических событий, обусловивших регрессивное отступление.

Вторичный зеркальный перенос имеет генетические корни и связан с повторением последовательности событий в детстве пациента. Точно так же как в детстве за кратковременной попыткой к идеализации следу­ет возвращение ребенка к реактивированной грандиозной Самости, так и в процессе анализа наблюдается специфическая последовательность установления нарциссического переноса, когда за начальным периодом идеализации следует вторичный зеркальный перенос. Аналитик не дол­жен оставлять без внимания ни кратковременный период идеализации, ни последующее спонтанное смещение к грандиозной Самости, посколь­ку, как считал X. Кохут, при переносе наиболее важные психологиче­ские события прошлого повторяются именно в этой последовательности, т. е. от пробной идеализации инфантильного объекта через прерывание идеализации к повторному акценту на грандиозной Самости.

Важный аспект процессов переработки при зеркальном переносе включает в себя мобилизацию отщепленной или вытесненной грандиоз-

487

16*


ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА

ной Самости. При установлении зеркального переноса основная терапев­тическая деятельность вначале должна быть связана с раскрытием у паци­ента его инфантильных фантазий об эксгибиционистской грандиозности. Последующий анализ должен быть нацелен на включение во взрослую личность дезинтегрированных или вытесненных компонентов гранди­озной Самости.

В целом X. Кохут считал, что трансформация проявлений переноса у пациентов с нарциссическим нарушением личности происходит, как правило, в направлении от более архаичных форм (перенос-слияние, близнецовый перенос) к более продвинутым позициям (зеркальный перенос в узком смысле термина). Другое дело, что в процессе анализа может иметь место временная регрессия, скажем, от зеркального перено­са к переносу-слиянию. Причем подобная регрессия не обязательно при­водит к реальному действию пациента, а может ограничиваться тем, что находит отражение в форме его сновидений.

Однако во всех своих формах зеркальный перенос (в широком смыс­ле термина) создает для пациента ситуацию относительной безопасно­сти, позволяющей ему решать болезненную задачу сопоставления гран­диозной Самости и реальности. Кроме того, важнейшая функция такого переноса состоит в том, что он вызывает состояние, поддерживающее необходимую энергию терапевтического процесса.

С точки зрения X. Кохута, первичная цель процессов переработки при зеркальном переносе отличается от соответствующей цели при идеализи­рующем переносе. Если во втором случае эта цель заключается в усилении базисной нейтрализующей структуры психики, приобретении и усилении идеалов, то в первом случае она состоит в трансформации грандиозной Самости, в укреплении реалистической самооценки пациента.

Установление зеркального переноса в той или иной форме способст­вует пониманию пациентом того, что жизнь предлагает лишь ограничен­ные возможности для удовлетворения нарциссических, эксгибициони­стских желаний. Если такой перенос не развивается или если его уста­новлению препятствуют действия аналитика, связанные с отвержением зеркального переноса или преждевременными интерпретациями в связи с ним, то в этом случае грандиозность пациента остается сосредоточен­ной на его грандиозной Самости, а аналитик будет восприниматься им как чужой, враждебный, не имеющий возможности стать партнером. Следствием такого положения дел станет то, что защитная позиция паци­ента останется неизменной и не произойдет расширения его Я.

Пожалуй, следует обратить внимание на один дискуссионный аспект, связанный с тем, что некоторые западные психоаналитики усматрива­ли сходство между идеями X. Кохута об идеализирующем и зеркальном


ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ САМОСТИ

переносе с определенными концепциями М.Кляйн. Первая форма нар-циссического переноса соотносилась ими с пониманием М. Кляйн фено­мена «проективной идентификации», вторая — с трактовкой ею явления «интроективной идентификации».

X. Кохут признавал то обстоятельство, что рассмотренные им феноме­ны в теоретическом аспекте частично пересекаются с соответствующи­ми представлениями М. Кляйн. Однако в отличие от позиции М. Кляйн он исходил из того, что в терапевтическом отношении идеализирующий и зеркальный перенос отличны от проективной и интроективной иден­тификации.

Для X. Кохута идеализирующий и зеркальный перенос являются тера­певтически активированными формами двух основных позиций нар-циссического либидо, формирующихся после стадии первичного нар­циссизма. Эти позиции не связаны с тем, что соотносилось М.Кляйн с шизоидным и паранойяльным развитием младенца. Напротив, они пред­ставлялись X. Кохуту здоровыми и необходимыми ступенями инфантиль­ного развития. Поэтому и в процессе терапии фиксация на них или соот­ветствующая регрессия не воспринималась им в качестве чего-то болез­ненного или неблагоприятного.

Идеализирующий и зеркальный перенос рассматривались X. Кохутом как относящиеся к терапевтической активации не изолированных психи­ческих механизмов, типа проекции и интроекции (М.Кляйн), а стабиль­ных и прочных личностных образований, не зависящих от преобладания того или иного психического механизма. Поэтому он считал, что в про­цессе терапии пациент сперва должен научиться распознавать эти формы нарциссизма в их терапевтической активации и принимать их как здоро­вые и необходимые для развития, а затем — постепенно изменить, пере­строить их в более высокую организацию взрослой личности и использо­вать их для достижения, реализации зрелых целей и намерений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.