Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортные средства




Под транспортными средствами принято понимать различные приспособления для облегчения возможностей перемещения людей и грузов. Несмотря на оседлый образ жизни, характерный для русского этноса, роль транспортных средств в его культуре была велика. Их принято делить на вьючные приспособления, предназначенные для переноски без использования тяги грузов усилиями человека или животных, сухопутный транспорт, перемещающийся при помощи силы животных (иногда человека) с использованием тяги и водный транспорт.

Средства для переноски тяжестей. Приспособления для переноски тяжестей были разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, одни были распространены чуть ли не повсеместно, ареал бытования других был довольно узок.

Широкую распространенность имели обычная веревка с петлей, которой захватывался груз (сено, дрова и др.) и переносился на плечах, а также коромысла (водонос, хлуд), обычно использовавшиеся для переноски воды в двух ведрах от водного источника. Существовало несколько типов коромысел. Один представлял собой сильно или слабо изогнутый уплощенный брусок дерева с вырезами или естественными изгибами на концах, благодаря которым дужки переносимых емкостей не соскальзывали с них. На юге такие коромысла делались составными – к средней овальной планке прикреплялись боковины с вырезами или крючками. Более развитый тип представляло собой коромысло с подвешенными к концам деревянными крюками, иногда оно делалось широким с вырезом для шеи, чтобы нагрузка равномерно распределялась на плечи. Для переноски больших деревянных ушатов использовали коромысло в виде двух палок: более длинную клали на плечи, другую, покороче, вставляли в отверстия ушата, посредине они были соединены короткой цепью.

При помощи этих приспособлений транспортировались жидкие, сыпучие, твердые и другие грузы. Обычно они помещались в емкости – деревянные, плетенные из разных материалов, из коры дерева, наконец, самые дорогостоящие металлические. Особенно широко были распространены деревянные емкости для переноски жидкостей – ведра, ушаты, кади, бадьи для поднятия воды из колодца.

Использовались плетеные емкости: из бересты или лыка, иногда украшенные орнаментом, – туеса, ведра-набирухи, из древесных корней – коренники, из прутьев – корзины разных форм и размеров. Для переноски тяжестей на дальние расстояния делались коробы, или пестери, плетеные из камыша, бересты, луба, их носили за плечами на лямках, кожаных или тканых. Особые пестери носили отходники – плотники, пимокаты, шерстобиты, овчинники, портные, у них в одном отделении лежали инструменты, в другом – продукты.

Слово крошни означало заплечную емкость для переноски соломы, сена, тяжелого жесткого груза, крошни представляли собой либо остов из гибких прутьев, оплетенных полосами бересты или лыка, либо при переноске соломы и сена – полукруги из прута, затянутые веревочной сеткой.

Для переноски дров служила побегушка в виде изогнутого сука с привязанной к нему веревкой для захватывания дров. Тяжелые грузы переносили при помощи горбуши, которая состояла из трех досок: нижняя служила упором для груза, верхняя с вырезом для шеи помещалась на плечах («горбу»), третья, прилегающая к спине, соединяла эти две доски. Носилки делались из двух жердей с дощатым (иногда с бортами) или переплетенным настилом для груза.

Для переноски и хранения жидкостей кроме деревянных служили глиняные емкости (для воды, молока, кваса) – кувшины, жбаны и др., их для прочности оплетали берестой или липовым лыком. Много было емкостей из тканей и кожи: мешки, тканые из грубой льняной или конопляной ткани, - для зерна и муки; котомки – холщовые (иногда плетеные) заплечные сумки, закрывающиеся клапаном, с одной или двумя холщовыми лямками; торбы, они могли также подвешиваться на морду лошади при ее кормлении.

Сухопутный транспорт с использованием тяги. Основная тягловой силой в русском традиционном хозяйстве всегда была лошадь, на юге, кроме того, в транспортные средства впрягались быки и волы, на севере европейской части и в Сибири отмечается также использование оленей и собак, в крайних случаях в качестве рабочего скота использовали коров. В составе сухопутного транспорта принято выделять волокуши, полозный и колесный транспорт.

Волокуши представляют собой один из самых примитивных видов транспорта, однако даже в концеXIX-начале XX в. они широко использовались в крестьянском хозяйстве, что объясняется простотой устройства, дешевизной и возможностью применения в условиях бездорожья. Волокуши запрягали в лошадь, хотя при необходимости их тащил и человек. Самой примитивной была волокуша, сделанная из ствола дерева с необрубленными ветками или из веток, связанных между собой, на них перевозили сено, солому, хворост. Более совершенной была волошенька (смычок, таска) в виде двух жердей, тонкие концы которых припрягали к лошади, а толстые волочились по земле, их скрепляли перекладиной, на нее не только накладывали груз, но и садился при необходимости ездок.

Концы этих жердей для лучшего скольжения могли иметь изогнутость, в том числе из корневого отростка – копани. Были специальные типы волокуш для перевозки сох и плугов, для передвижения людей в условиях бездорожья, например, олонецкая люлька - плетеное из лозы сиденье, прикрепленное к двум длинным шестам, ее тащили лошади.

Полозовый транспорт представляет собой этап развития волоковых средств передвижения, он использовался в зимнее время, а в заболоченных местах и в качестве летнего. Исходной формой этого транспорта были лыжи – деревянные, впереди изогнутые вверх полозья, которые человек одевал на ноги при помощи ремней в средней части. В некоторых местах в зимнее время лыжи были единственным способом передвижения, они также были обязательной частью зимнего охотничьего снаряжения. Лыжи делались из разных пород дерева, потому что у каждой были свои преимущества и недостатки, например, березовые или осиновые лыжи прочнее и «ходячее», зато еловые легче. Известны были лыжи, подбитые камусом – мехом, снятым с ног оленя, изюбра и т.д., даже коровы. Ворсом мех был направлен в сторону, противоположную движению, благодаря чему улучшалось скольжение, а при движении в гору лыжи не соскальзывали назад. Кроме скользящих лыж в некоторых местах использовались лыжи ступательного типа, они представляли собой деревянную овальную раму, переплетенную ременной или веревочной сеткой и предназначались для передвижения по очень рыхлому и глубокому снегу.

Но в основном полозовый транспорт делался под запряжку животного, обычно лошадь, но в некоторых районах, как уже говорилось, оленей или собак. Полозовый упряжной транспорт имел общее название - сани, в болотистых местах севера их использовали не только зимой, но и летом. В зависимости от назначения сани делались разных размеров, отличались конструкцией, внешним видом и отделкой. Но основные конструктивные детали их были одни и те же – два параллельно поставленных загнутых впереди полоза, на каждом укреплялось четыре-шесть копыльев – вертикальных стоек, на верхние концы копыльев насаживались четырехгранные брусья - нащепы, привязанные к копыльям вязовьем – ветками вяза, березы и т.п. К первой или второй паре копыльев крепились пеньковыми веревками сделанные из жердей оглобли, соединенные с конской упряжью

Простейшие сани без кузова предназначались для перевозки громоздких предметов, они назывались дровни. Если надо было вывезти бревна из леса, впереди дополнительно ставились меньшие по размерам подсанки. Сани для хозяйственных поездок - розвальни – имели кузов и по бокам отходящие к задней части жерди – отводы, которые не давали розвальням перевернуться. Дровни и розвальни имелись почти в каждом крестьянском хозяйстве, часто их делали сами крестьяне, тем более что при их производстве не использовалось ни одной металлической детали. Со временем на санях появились металлические крепления и полосы на полозьях, чтобы они меньше стирались.

Особое место среди зимних транспортных средств занимали специальные выездные сани, их делали мастера-ремесленники. Они могли предназначаться исключительно для праздничного катания на масленицу, свадьбу и т.п., и тогда имели декоративную отделку, назывались они кошева, или пошевни. У них были высокие борта из луба или другого материала и обязательные из-за большой скорости отводы. Впереди ставился облучок, или козлы для возницы, а сзади специальные сиденья для ездоков. Внутри они обивались сукном, холстом или кожей, под ноги мог быть положен ковер, снаружи такие сани украшались резьбой, многоцветной росписью, железными решетками – кудрями. Для дальних поездок и для занятия извозом использовались крытые повозки – кибитки, или возки, не имевшие особой отделки.

Для ручной перевозки грузов применялись салазки, конструкционно они были проще саней, впереди имелась веревка, за которую их тащили. На севере, как европейском, так и азиатском, в тундровой зоне русское население использовало заимствованные у местных народов нарты, конструкционно близкие к саням, но с некоторыми отличиями. Их запрягали в оленей или собак. Там же на севере в качестве транспортного средства использовалась кережа – небольшая дощатая лодка на одном полозе, ее тащил человек или собака.

Колесный транспорт использовался в то время, когда не было снега. Было известно два его типа: одноколка – с одной осью и двумя колесами, и двуколка – с двумя осями, на которые одевалось четыре колеса. Более архаичными были сплошные колеса, но уже со средневековья на Руси были известны колеса с гнутым ободом, который спицами соединялся со ступицей, одеваемой на ось. Ободья обычно делали из искривленных стволов березы. Со временем на обод стали насаживать железные шины, но стоили такие колеса дорого и не все хозяева могли себе их позволить. Хотя одноосные повозки были более архаичны, они использовались у русских крестьян и в начале XX в., причем со сплошными колесами, назывались эти повозки одр, колеса, медведка, двуколка, бричка и т.д.

Усовершенствованные двуколки на металлических рессорах, с приподнятым сиденьем, имели подножки, они назывались кабриолетами и предназначались для парадных выездов. Доступны кабриолеты были только зажиточным слоям населения.

У четырехколесных повозок (общее их название – телега), переднюю и заднюю части соединял брус - дрога. Чтобы передние колеса могли поворачиваться, здесь на оси делалась деревянная подушка и вставлялся железный или деревянный стержень, он назывался шкворень, или штырь, который проходил через передний брус и подушку. Чтобы телега легче катилась, втулку колеса и ось смазывали дегтем. В зависимости от назначения телеги имели разные конструкционные особенности (размеры, материалы кузовов, высоту бортов кузова и т.д.) и соответственно названия – сноповозка, полок, навозница, колесни, воз и др., иногда телеги назывались по месту изготовления – пензенская, уфимская, заволжская и т.д. Делали телеги мастера-тележники, иногда отдельным ремеслом было колесное дело, рукастый крестьянин часто телегу делал сам.

Зажиточные люди имели праздничные выездные четырехколесные повозки с приподнятым сиденьем – тарантас, ходок, дрожки, пролетку и др. Как и парадные сани, их украшали росписью, обшивали кожей, сукном.

Способы упряжи животных. В качестве основной тягловой силы у русских использовалась лошадь, как под верховую езду, так и для запряжки в транспортное средство. Используемые при этом способы упряжи вырабатывались на протяжении весьма длительного времени, для данного уровня технологического развития они были оптимальными.

Упряжь делали либо специалисты – шорники (ременную часть), седельники, хомутники, либо сами крестьяне-умельцы. Но обычно самодельными были какие-то ее части: например, ременная, часто вместо сыромяти изготавливавшаяся из пеньковых веревок или сплетенного липового лыка.

Упряжь под верховую езду включала: сыромятную с металлическими удилами уздечку, одеваемую на морду для управления животным (уздечка без удил называлась недоуздок, или оброть); седло, на которое садился ездок, представшее собой деревянный остов, обтянутый кожей, под которую могли подложить войлок; стремена, служившие опорой для ног и подачи команд лошади; подковы, набиваемые на копыта, чтобы они не скользили по гладкой поверхности. Во время верховой езды могли перевозить грузы в сумках и других емкостях, которые либо крепились к седлу, либо перебрасывались через круп лошади.

Упряжь, используемая для запрягания лошади в транспортное средство, была хомутно-оглобельно-дужного или постромочного типа. В транспорт могли запрягать одну лошадь или пару лошадей, при этом одна шла под дугой, эта лошадь называлась коренник, а другая, именовавшаяся пристяжной, шла рядом на постромках. В ямской гоньбе, в праздничных выездах зажиточной части населения практиковалась запряжка трех лошадей – знаменитая русская тройка, когда коренник был посредине, а пристяжные - по бокам. Известна была запряжка лошадей цугом, или гуськом, – одна за другой, эта упряжка практиковалась при езде по узким проселочным дорогам, особенно зимой.

При запряжке в транспортное средство на морду лошади одевалась уздечка, на шею - хомут, его деревянная основа обкладывалась мягкими материалами - соломой, холстом или войлоком, сверху она обшивалась кожей, внизу хомут стягивался веревкой - супонью. С обеих сторон хомута в специальные отверстия закреплялись гужи. Над хомутом крепилась деревянная дуга. От места соединения дуги с хомутом шли две длинные из обтесанных жердей оглобли, он крепились к собственно транспортному средству – саням или телеге. На спине лошади укреплялась седелка, состоявшая из деревянной или железной части, обшитой кожей, под седелку, чтобы не травмировать спину лошади, подкладывали потник, войлочный или из мешковины. К седелке прикреплялась подпруга, ременная, ковровая или сплетенная из пеньковых шнурков. На гребне седелки делалась выемка или крепилась скоба для чресседельника, он выравнивал упряжь, будучи закрепленным на правой и левой оглоблях. Для придерживания во время езды в нужном положении хомута на круп лошади одевалась прикрепленная к нему шлея из сыромятного ремня, либо плетеная из конского волоса и т.п. Для управления лошадьми использовались вожжи – ремни длиной 9-10 м из сыромяти, конского волоса, тканые.

Конская упряжь часто декорировалась, особенно предназначенная для праздничных выездов – на свадьбу, в гости, в церковь на престольные праздники, на масленичные катания. На ременные части набивались блестящие металлические заклепки и бляхи, тканые вожжи имели красивый орнамент, с седелки спускали кожаные кисти, дугу покрывали резьбой и росписью, на разные части упряжи подвешивали колокольчики.

На юге, где в качестве тягловой силы использовали волов, для запряжки их в сани или воз использовали яремно-дышловую упряжь. Основной его частью было ярмо, парное или одиночное в зависимости от количества запрягаемых животных. Оно состояло из верхней части, одеваемой на шею вола – чаши (ярма) и нижней – подгорла. Обе части соединялись наглухо в середине двумя вертикальными штырями – снозами, с боков вставлялись сверху притыки – штыри с искривлением наверху, они удерживалишею вола в ярме. К верхней части ярма крепилось кольцо с ремнем для крепления к дышлу воза или саней. Ярмо могло декорироваться резными геометрическими и растительными изображениями, росписью, бахромой из кожи.

Внимание к декору транспортных средств объясняется не только эстетическими соображениями. Более ранний и более глубинный их смысл был по происхождению магическим. Дорога, как локус, отдаленный от жилого культурного пространства, не могла не считаться несущей опасность для человека, здесь он лишался поддержки коллектива, здесь с ним могли происходить коллизии, для преодоления которых у него не хватало опыта. Орнамент должен был защищать и транспортное средство, и его владельца от враждебных потусторонних сил.

Многочисленны были обряды и представления, связанные с транспортными средствами: лошадь на ходу распряглась – значит, жена изменила. У некоторых групп русских сани использовались во время похорон как ритуальное транспортное средство, о чем свидетельствует предписание везти в них покойника на кладбище не только зимой, что естественно, но и летом.

Водные средства передвижения. Водный транспорт имел большое значение в условиях русского бездорожья, поскольку был относительно дешев и отличался большой грузоподъемностью. Потребности и возможности обусловливали наличие в русской традиционной культуре различных водных средств передвижения – от самых архаичных до совершенных в той степени, насколько это позволял уровень технологии традиционного хозяйства.

Самым примитивным водным средством было одиночное бревно, более развитым - плот из бревен, соединенных хомутами (кольцами из веток). Во время дальних плаваний на плоту сооружали навес для укрытия от непогоды, делали земляную насыпь для разведения костра, вдоль краев ставили перила. Дальнейший этап развития водного транспорта представляли д о л б л е н ы е из стволов дерева суда - колоды, комяги (так же называлось корыто для кормления скота), баты, дубаны и т.д. Для большей устойчивости их могли соединять попарно или с обеих сторон прикрепить к ним по стволу дерева. Поскольку размеры долбленок лимитировались диаметром ствола используемого дерева, для расширения бортов судна (это увеличивало его емкость и придавало большую устойчивость), их распаривали и разводили при помощи упоров. Такая лодка называлась челн, струг, плавник. Борта долбленого судна могли наращивать досками. Завершающим этапом этой эволюции стали д о щ а т ы е суда, которые в зависимости от конструкции и размеров назывались карбасы, лодьи, кочи, дощаники, гусянки, барки, илимки и т.д.

Водные средства транспорта могли перемещаться при помощи шестов, весел, парусов, либо бичевой, т. е. их тащили на канатах профессионалы – бурлаки. Бурлаки составляли артель с распределением ролей во время работы: впереди бичеву тащил самый сильный из них – шишка, далее шли остальные, у каждого на плече была широкая ременная лямка, соединенная с бичевой, последние два бурлака назывались косные, они освобождали бечеву, если она за что-нибудь зацепилась.

Русский народный календарь

Время и календарь. Время – одна из главнейших категорий человеческого сознания, без его исчисления невозможно бытие человека как социального существа. При множественности значения понятия время в русском языке главнейшее из них – продолжительность, длительность чего-либо, последовательная смена событий, состояний, явлений, измеряемая теми или иными единицами. Современное представление о времени как некой абстракции, могущей существовать вне человека/реальности, есть результат довольно позднего развития человеческой мысли. Долгое время способы исчисления его определялись конкретной событийностью, представления о времени были теснейшим образом связаны с реалиями конкретной действительности. А поскольку эти реалии были различными, в истории человечества формировались разные концепции времени: «Люди считают время так, как им нужно, и не применяют другие системы отсчета не потому, что не умеют, а потому, что не видят в этом практического смысла» (Л.Н.Гумилев).

Итак, существуют разные к о н ц е п ц и и в р е м е н и, иногда представляющие собой биполярные системы: объективное и субъективное, мирское и ритуальное, абстрактное и содержательное, существует также время генеалогическое, назывное, финалистское. В определенной степени все эти концепции совмещаются в делении на линейное время, характерное для развитых обществ, и циклическое, присущее первобытному мышлению. В линейной концепции время представляется в виде идущих друг за другом неповторяющихся событий, при циклическом событийность, представляющая собой некий ряд, повторяется.

В русской традиционной культуре представление о времени восходило к глубокой древности и время мыслилось как имеющее циклический характер, что отразилось в самой лексике, связанной с этим явлением. Слово «время» восходит к веремя, т. е. нечто вращающееся.

Но у любого народа хозяйственный, бытовой, праздничный распорядок жизни определялся календарем, под которым принято понимать способ измерения промежутков времени продолжительностью более суток, обычно в пределах года. История человечества знает великое множество календарных систем, но в основе их всех лежат некие универсалии, определяемые такими реальностями окружающего мира, как космические и биологические процессы – смена дня и ночи, семидневные фазы Луны, месячные регулы женщин, 10 лунных месяцев беременности, и т.д.

Эти универсалии являются основой и русской календарной системы при наличии определенной этнической специфики, имеющей многие архаичные черты, но характерные и для современного русского календаря. Наименьшей единицей в нем являются сутки – полный круг обращения Земли вокруг оси. Они равны дню и ночи, но в лексике русского языка сутки называются день, потому что ночное время, как бы не наполненное событиями (для человека, ибо он в это время обычно спит), не имеет значения (отсюда и выражения типа: «прошло пять/семь дней», хотя, строго говоря, суток). Поэтому прошедшее время определялось понятием «вчера», т. е. бывшее с вечера, а будущее – «завтра», то есть заутро, на следующее утро. Сам индивид ставил себя в этой последовательности как бы вне времени – одни события прошли, другие должны были начаться, не случайно в этом временном промежутке он находился как бы во времени ночи.

Месяц – время видимого нахождения луны на небе, и не случайно слово «месяц» обозначает и небесное светило, и календарную единицу в русском, английском, греческом, эскимосском, зулусском и ряде других языков. Неделя соответствовала одной фазе луны и имела протяженность в семь суток, поэтому в русской лексике некогда называлась седмицей.

Времена года – лето, осень, зима, весна, зависящие от поворотных сроков цикла вращения Земли вокруг Солнца, определялись по характеру растительности – появление и рост, расцвет, увядание, отсутствие. Примечательно, что у народов, проживающих в ареалах, где климатические условия стабильны, например, у бушменов, в традиционных календарях сезонность отсутствует. Самым важным сезоном в русском традиционном календаре было лето, что опять-таки отразила лексика: «прошло пять/семь лет». Следующий временной промежуток – год – соответствует одному обороту Земли вокруг Солнца, а на практике – полной смене сезонов.

Максимально большим промежутком в русской традиционной системе отсчета времени был век, в народных представлениях он определялся естественным сроком жизни человека, а по причине десятиричности системы счета в идеале век должен был составлять 100 лет.

Особенности календарного исчисления в русской народной традиции. В понятие «календарь» вкладываются два значения – идеальный отсчет времени более суток и продолжительностью в один год (хотя встречаются календари, рассчитанные на более длительный срок, например 12-летний календарь восточных народов) и конкретный предмет, по которому этот отсчет ведется.

Традиционная календарная система русского этноса, определяемая как русский народный православный календарь, имеет свои особенности, отличающие его от нашего современного календаря. Так, используемые сейчас названия месяцев пришли на Русь через Византию из Древнего Рима, большая их часть обозначает порядковый номер месяца: сентябрь – седьмой, декабрь - «десятый» и др., название март – от имени бога войны Марса, июль и август - от имен императоров Юлия Цезаря и Октавиана Августа. Народные же названия месяцев долгое время были иными, восходящими еще ко временам славянской общности, они отражали либо погодные условия данного месяца, либо приуроченные к нему работы. Название месяцев конца зимы-начала весны было связано с системой подсечно-огневого земледелия: февраль – сечень, март – сухой, апрель – березозол. Май назывался травень, и это название не простая констатация факта, поскольку важно было не появление травы само по себе, а то, что можно выгонять скот на пастбище и отпадала забота о корме для него. Июнь назывался хлеборост (нужны ли комментарии?), август – серпень (главное орудие страды), сентябрь – вересень (от версти – молотить), октябрь – листопад, ноябрь – грязник, декабрь – студень, январь - просинец (становится светлее, синеет). Как видим, названия весенне-летних месяцев в основном «рабочие», т. е. связанные с сельскохозяйственными трудами, а осенне-зимних – «природные», т. е. отражающие погодные их особенности.

Дни недели в русском календаре имеют славянские названия, кроме «субботы», происходящей от слова «шабаш» (иврит) – покой. Воскресенье долгое время называлось неделя, а современное «неделя», как уже указывалось, именовалась седмицей.

Традиционный календарь был приурочен к Святцам, т. е. основным событиям истории русской православной церкви, определяемым как «праздники», хотя, собственно, «праздных» дней среди них было немного. Поэтому при указании той или иной даты назывались не число и название месяца, как сейчас, а событие церковной истории или имя того или иного святого, причем названия этих дней существовали в двух формах – официальной церковной и народной – сокращенной и трансформированной. Например, день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) в народной лексике именовался Иван-головосек, день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (1/14 октября) – Покров день и т.д.

Народной христианской лексикой, в частности, определялись сроки хозяйственных работ, например, на озимом поле надо было «до Петрова дня взорать (вспахать), до Ильина – заборонить, до Спаса – посеять». Чтобы было легче руководствоваться этим календарем, крестьяне делали святых «ответственными» за погодное явление, ту или иную сферу хозяйственной или бытовой деятельности, конкретную земледельческую культуру или вид домашнего животного, давая им соответствующие прозвища: Иван- пшеничник (день св.Иоанна 8/21 мая, сеяли пшеницу), Прокопий- жатвенник (день праведника Прокопия Устюжского 8/21 июля, на юге начало жатвы), Лукерья- комарница (день мученицы Гликерии и Гликерии Новгородской, праведницы, приходился на 13/26 мая, когда обычно появляются комары), Марья- пустые щи (1/14 апреля, истощался запас продуктов и оставалась только кислая капуста, из которой варили щи), Феофан- проломи наст (день преподобного Феофана 12/25 марта, наст, образовавшийся на полях, становится тонким), Орина- разрой берега (день двух мучениц Ирин 16/29 апреля, талые воды подмывают берега рек), Агафья- коровница (день мученицы Агафии 5/18 февраля, покровительницы коров). Нередко это соответствие определялось созвучием, например, день св.Луки приходился на 22 апреля/5 мая, к этому сроку обычно приурочивали высев лука, и этот святой должен был способствовать его хорошему урожаю, а на Мокия 11/24 мая смотрели за погодой: если идет дождь, то все лето мокрым будет.

Следует иметь в виду, что в христианском календаре существует два вида дат. Одни имеют четкую привязку к календарю, это так называемые «праздники в числе», или непереходящие даты. Другое праздники называются переходящими, поскольку их местонахождение в календарном цикле определяется датой Пасхи в данном году. Эта дата высчитывается для каждого года по так называемым пасхалиям, она колеблется в промежутке от 22 марта/4 апреля до 25 апреля/7 мая. Соответственно ряд переходящих дат приходился на восьминедельный промежуток от Мясного воскресенья (предшествующего Прощеному воскресенью) до Пасхи, например, Чистый понедельник, следующий за Прощеным воскресеньем, Средокрестие, приходящееся на среду 4-й недели Великого поста, Вербное воскресенье, предшествующее пасхальному. И в то же время каждый день этого промежутка времени был связан с праздниками «в числе» – Сорок мучеников (9/22 марта), Алексей-с гор вода (17/30 марта) и др. С Пасхи до Троицы следовал семинедельный период тоже с некоторыми переходящими праздниками, например, Преполовение – среда 4-й недели или Вознесение, приходящееся на 40-й день по Пасхе, завершался этот период Духовым днем – понедельником после Троичного воскресенья. Была в русском народном православном календаре еще одна переходящая дата - Дмитровская суббота, приходящаяся либо на 26октября/8 ноября, если это субботний день, либо на ближайшую субботу, предшествующую этому дню.

Свои названия в народном календаре имели некоторые недели: сырная – масленичная, пестрые - последняя перед очередным постом и одна перед сырной неделей, они назывались так, потому что надо было обязательно поститься в среду и пятницу, страстная – завершающаяся Пасхой, Фомина – первая после Пасхи, куделица – первая на Филиппов пост, когда женщины начинали прясть и др. Были разные типы недель - обычные, как и все современные, начинавшиеся в понедельник и заканчивающиеся в воскресенье, и восьмидневные которые начинались в воскресенье и в воскресенье же заканчивались, например, пасхальная, продолжавшаяся от Пасхи до Фомина воскресенья. Естественно, предшествовавшие им недели были шестидневными.

Иногда время указывалось по более длительным промежуткам: на Святки - период от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января), по постам (например, на Петровки), а их было 4 в календарном цикле: Великий – от Чистого понедельника до Пасхи, Петровский – от Духова дня до дня Петра и Павла (29 июня/12 июля), Успенский – от Первого Спаса (1/14 августа) до Успения Богородицы (14/27 августа), Филипповский, или Рождественский – от Филиппова дня (14/27 ноября) до Рождества. Три поста имели постоянную протяженность: Великий – 7 недель, Успенский – 2 недели, Филипповский – 6 недель. Сроки Петровского поста колебались от 3 до 6 недель.

На протяжении истории русского народа и изменения его культуры подвергался изменению и календарь. Отсчет календарного времени долго велся от «сотворения мира». С 1700 г. по указу Петра I его стали вести, как и в Западной Европе, от Рождества Христова, разница между ними составляет 5508 лет. Тогда же началом нового года стало 1 января, до того год начинали с 1 сентября, а до 1492 г. – с 1 марта. Старообрядцы и после 1700 г. отсчитывали дни года с 1 сентября.

Однако еще одну традицию царь не посмел изменить – пользование юлианским календарем. Он был разработан в I в.до н.э. в правление Гая Юлия Цезаря, и его особенностью была система високоса, по которой на три года в 365 дней приходился один год в 366 дней. Эта система дает ошибку в одни сутки за 128 лет, юлианский календарь «убегал» вперед. В XVI в., когда ошибка составила уже 10 суток, по предложению папы Григория XIII была разработана более совершенная система летоисчисления – григорианский календарь. По ней високосными были только те вековые годы, число столетий которых делится на 4 без остатка (1600-й, 2000-й, 2400-й, но не 1700-й, 1800-й и т.д.). Разница грегорианского календаря с истинным составляет одни сутки за 3280 лет. На Руси григорианский календарь не принимался как католический, и введен он был только в 1918 г. советской властью, к этому времени разница достигла 13 суток. Русская православная церковь и сейчас пользуется юлианским календарем.

Народные календари. Что касается календаря как конкретного предмета, по которому велся отсчет времени, то в народном быту он представлял собой четырех- или шестигранный деревянный брусок, длиной примерно полметра, на конце которого могло быть отверстие с продетой в него веревочкой, чтобы вешать его на стену.

На гранях такого бруска наносились на равном расстоянии нарезки, которые обозначали дни года, напротив некоторых были те или иные изображения, напоминавшие о необходимости совершения в данный день определенных действий и служившие руководством в выполнении предписаний или запретов. Например, напротив дня Спиридона-солнцеворота (12/25 декабря) изображался солярный знак, предписывавший совершение обряда, который заключался в том, что обмотанное соломой и политое смолой колесо надо было поджечь и скатить с возвышенности. День Афанасия-ломоноса (18/31 января) был отмечен рисунком саней, потому что установившиеся крепкие морозы делали безопасным санный проезд через болота. Изображение сохи у черты дня Евдокии (1/14 марта) означало, что пора ремонтировать сельхозинвентарь для нового периода работ, день Марии Египетской (1/14 апреля), покровительницы полей, отмечался прямоугольничком – символическим изображением ее иконы, с которой в этот день совершался крестный ход по пашням. У риски дня Петра-поворота (12/25 июня) вырезался солярный знак, говоривший о начале второй половины года. День Петра и Павла (29 июня/12 июля) отмечался рисунком рыбы – святой Петр был покровителем рыбаков, у метки дня Иоанна и Прокопия Устюжских (8/21 июля) делалось изображение косы, как знака того, что пора начинать сенокос (на севере). День Флора и Лавра (18/31 августа) помечался изображением лошади, поскольку на эту дату приходился «лошадиный праздник». Естественно, что календари разных групп русского населения в силу различий климатических особенностей, хозяйственной специфики и других факторов имели свои отличия.

Существовал и еще один вид календарей – в виде узоров, вышитых на полотенцах, передниках, подвесах (орнаментированных кусках тканей, закрывавших нижнюю часть кроватей) и других тканых изделиях. Назывались эти узоры «круги», или «месяцы». Они состояли из «солнышка» - изображения цветка с 12 чередующимися лепестками и веточками, и описанного вокруг него «месяца» - незамкнутого кольца, разделенного поперечными полосками. Напротив некоторых полосок с внешней стороны были изображены так называемые «кривулины» - знаки в виде петель, кружков, крестов, кружков с крестами внутри и т.д. Вышивные календари строились по такому же принципу, как и деревянные. Поперечные полоски в кругах обозначали дни, а знаки у некоторых из них были символами предписаний, только в отличие от деревянных календарей уже не имевшие сходства с реальными предметами. К концу XIX в. семантика вышивных календарей была забыта, и эти орнаментальные мотивы сохранялись как сугубо декоративное явление.

Примечательная особенность некоторых деревянных календарей – их незамкнутость, она характерна и для календарей вышивных. Аналогичное явление было отмечено и для так называемых «глиняных календарей» – керамических сосудов с календарными знаками, обнаруженных в Среднем Поднепровье на поселениях черняховской культуры, часть памятников которой некоторыми исследователями считается славянскими. В частности, календарь сосуда из могильника у с.Ромашки исчислял, согласно реконструкции Б.А.Рыбакова, период с 2 мая по 7 августа.

На первый взгляд неполнота календаря – дефект, который приводит его в негодность, на самом деле это было его преимуществом. Дело в том, что наиболее заметные единицы времени, определяемые движением Земли вокруг Солнца и своей оси и Луны вокруг Земли (сутки, лунный месяц, год) несоизмеримы, поскольку каждая последующая единица не содержит полного количества предыдущих временных промежутков. Действительно, если сутки содержат 24 часа, то в лунном месяце 29 суток 12 часов 44 минуты 3,0 секунды, а в году (так называемом тропическом) 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. В этом сложность проблемы создания календаря, основанного на наблюдениях космических явлений.

А поскольку каждый цикл обращения Земли вокруг Солнца действительно содержит одинаковое количество времени, то здравый смысл подсказывает, что в каждом году должно быть одинаковое количество полных суток. Он же подсказывает, что количество их можно установить, ведя на протяжении длительного времени фенологические наблюдения – по времени прилета (отлета) птиц, таяния (становления) льда на водоемах, появления (увядания) растительности и т.п. Полученная таким образом цифра, скорее всего, будет составлять 365 суток. Между тем в году 365 суток и еще почти 6 часов, и календарь, созданный на 365 суток (такие известны в истории человечества), даст сбой на одни сутки за четыре года его использования. Эта ошибка не так уже велика (впрочем, народная мудрость утверждает обратное: «День потеряешь – годом не наверстаешь»), но за век, срок для истории человечества малый, она составит уже 25 суток, что докажет непригодность подобной календарной системы очень скоро.

Выход, причем уже в глубокой древности, был найден в создании неполного календаря (содержащего не все дни года), который был застрахован от такой ошибки благодаря ежегодной астрономической сверке. Как известно, точка восхода/захода солнца перемещается по горизонту, отклоняясь от линии восток-запад максимально к северу 21/22 июня и максимально к югу 21/22 декабря. Начало действия, «завода» неполного календаря устанавливалось по восходу/заходу солнца в определяемой благодаря визирам точке, после чего астрономические наблюдения приостанавливались на то количество дней, на которое был рассчитан имеющийся календарь. Когда же все метки-дни календаря исчерпывались, эти наблюдения возобновлялись до тех пор, пока восход/заход солнца в данной точке снова не сигнализировал о начале использования календаря.

О том, что эти наблюдения велись издавна, свидетельствуют древние мегалитические обсерватории, самая известная из них - Стоунхендж в Англии. В России такого рода астрономический «прибор» был обнаружен в Тульской области. Он представлял собой огромную каменную глыбу, называвшуюся местными жителями Конь-камень. Она имела в верхней части ровную поверхность, на которой в незапамятное время была выбита прицельная канавка, направленная в точку восхода солнца в день зимнего солнцестояния. Можно предположить, что вместо каменных, требовавших больших трудовых затрат сооружений, в качестве визиров использовались деревянные столбы. Ими могли быть обнаруженные во время раскопок некоторых древнерусских поселений деревянные идолы с солярными знаками.

Но вот вместе с христианством на Русь пришел юлианский календарь, который не требовал ежегодной астрономической сверки. Однако в народной среде распространился он далеко не сразу, и о том, что астрономические календарные наблюдения велись на Руси и в более позднее время, свидетельствует такой исторический источник, как Стоглавый собор 1551 г. В одной из его статей были подвергнуты осуждению те, кто «от бесовских научений… по звездам и по планитам глядают и смотрят дней и часов», т. е. для определения календарных дат вместо христианских святцев используют астрономические наблюдения. Естественно, что при использовании неполного календаря в годовом цикле должен существовать период «безвременья», его протяженность может быть разной, но в земледельческих обществах северного полушария, конечно, он приходился на холодное зимнее время, когда не было полевых работ, требующих точной выдержки сроков.

Народный календарь определял даты будней и праздников, агротехнические сроки, время выполнения обрядов и соблюдения запретов, кроме того, он имел еще и предсказательную функцию. По природным приметам в тот или иной день определялась погода на ближайшую или отдаленную перспективу, например, если на Благовещенье (25 марта/7 апреля) снег с крыши стаял, то на Егория (23 апреля/6 мая) он растает и на полях. Иногда эти предсказания выражались определенной формулой: «Если Евдокия напоит курицу, то Никола накормит корову», то есть теплый день 1/14 марта с лужами от тающего снега обещает раннюю весну и уже 9/22 мая можно будет выгнать скот на пастбище. Эти предсказания определяли стратегию ведения хозяйства: морозный день на Евдокию означал, что скот надо будет кормить в стойле недели две лишних, а значит, и корм надо расходовать экономней, а может быть, и прикупить, пока не вздорожал.

Календарь также использовали при определении перспектив погоды по небесным светилам: если на Евлампия (10/23 октября) рога месяца указывают на «полночь» (на север), то жди скорой зимы, полнолуние на Крещение (6/19 января) предвещает большой весенний разлив и т.д.

Кроме календарных наблюдений предсказания погоды могли производиться по поведению животных, рыб, насекомых, движению и состоянию небесных светил, направлению ветров, характеру растительности, даже по ощущениям самого человека. Известно было, что если «май с водой, то июнь с травой», много рябины - к суровой зиме, курица на одной ноге стоит - к стуже, собака катается - к дождю или снегу, медведь берлогу устроил в низине - весной воды будет мало, эхо в лесу далеко слышно - к хорошей погоде, звезды на небе крупные и яркие – к ведру, мелкие и тусклые – к дождю. Следили за направлением ветров, потому что от этого зависела погода, откуда и происходили их названия: мокрик - западный и юго-западный, он нес влагу, заморозник, или ледостав - северо-восточный, зимняк - восточный. Организм человека мог быть подсказчиком погодных явлений, особенно чутко на них реагируют люди старшего возраста (например, в костях ломота – к ненастью).

Тесное общение с природой вырабатывало у крестьянина буквально звериное чутье на погоду. Масса примет, например, говорила ему о дожде в ближайшее время - рыба из воды выпрыгивает, лошадь об изгородь трется, корова после пригона с пастбища сразу в хлев пошла, паук паутину не ткет, а забился в угол, кошка в клубок свернулась, соль в солонке отсырела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.