Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансформация русского традиционного костюма 3 страница




Растительные масла хранились в небольших глиняных сосудах с узким горлышком, иногда с носиком для слива, они назывались рыльничек, носник, кумган и др. Животный жир вытапливали в растворнике – небольшом суживающимся книзу горшке с трубчатым рыльцем. Яйца складывали в плетеные лукошки.

Для напитков использовалась в основном деревянная посуда. Металлическая сначала была медной – кружки, стопки, ковши, чайники, потом появилась чугунная и жестяная. Стеклянная посуда стала распространяться с начала XX в. Для приготовления сбитня использовался сбитенник, или сакла. По форме он представлял собой чайник, но имел вертикальную трубу посередине с поддувалом, в нее накладывали горящие угли, так готовили сбитень, так его и разносили по улицам для продажи.

С конца XVIII в., когда все шире распространялось чаепитие, стали использоваться глиняные и металлические чайники для кипячения воды и заварки чая. Но основной принадлежностью пития чая был все-таки самовар. Первые, собственного производства на Руси, самовары начали делать во второй половине XVIII в. в Тульской губернии, здесь существовали десятки заводов и небольших мастерских по их производству. Высокого качества тульские самовары пользовались большой популярностью, выражение «в Тулу со своим самоваром» стало метафорой неразумного действия. Самовар превратился в атрибут праздничного стола, он был показателем экономического благосостояния семьи. Были самовары цилиндрические, округлые, многоугольные и т.д., на ножках разных типов и с разными видами завершения, предназначенные не только для кипячения воды, но и для приготовления пищи (трех блюд сразу!). Исследователи насчитывают до 165 вариантов форм самовара. Он стал этнически знаковой вещью, одним из символов русской национальной культуры. Для заварки чая использовались глиняные, фаянсовые и фарфоровые чайники. Но, как указывалось выше, его не приняли (даже для кипячения воды) старообрядцы, и пить воду из «антихристова брюха» они отказывались.

Для приготовления киселя служили кисельницы – керамические, с рельефной глазурью внутри. Застывший кисель выкладывали для резки на блюдо узором вверх. Квас готовили в глиняных корчагах или деревянных кадках с отверстием внизу, закрытым пробкой, через него сливали сусло. Потом квас переливали для хранения и подачи на стол в сосуды разнообразных форм, например, в рученьки с рыльцем, ручкой-перехватом и крышкой, в лагун в виде деревянного бочонка с квадратным отверстием наверху или в изящный шаровидной формы кумган.

Для варки пива в хозяйствах был целый набор утвари и приспособлений: русло – большое длинное корытце, сливальник – деревянный круг с дырочками для слива и процеживания пива, лопатка для помешивания сусла, лейка со сливом, ковши больших размеров для вычерпывания сусла. Для семейного потребления пиво варили в глиняных корчагах, для мирских праздников – в общественных пивоварнях, где стояли огромные металлические чаны. Готовое пиво складывали в специальный сосуд, он назывался горлач.

Мед хранили в глиняных цилиндрических банках, одно из названий которой ставень, сделанную из него медовуху - в глиняном бочонке, он ставился горизонтально, наверху посередине имел отверстие, затыкавшееся фигурной пробкой. Для торжественного распития напитков служила парадная праздничная посуда, для пива – деревянные ковши в форме птицы, для вина – братины, представлявшие собой круглые чаши. Использовавшиеся для той же цели ендовы имели сливной носик. Вино разливалось в точеные стаканчики или в рюмки.

С утварью были связаны многочисленные обряды и представления. Характер ритуальных предписаний относительно утвари свидетельствует о двойственности ее символики, поскольку, с одной стороны, утварь может выступать в качестве оберега от нечистой силы, с другой, - быть ее атрибутом и вместилищем. В русской волшебной сказке, например, колдунья летает с помелом в руках в ступе. Но в большинстве случаев семантика утвари окрашена положительно. Утварь использовали в репродуктивной магии, разбивая горшки на свадьбе для появления потомства, в гадательной – лопнувший наутро выставленный в ночь на Пасху горшок предвещал смерть, в то время как разбитый нечаянно – счастье; сваха, отправляясь сватать девушку, трижды крутила ступу вокруг себя, кочергой открывали лицевую занавеску невесты во время свадьбы, клали нож под колыбель для защиты новорожденного и т.д. Поэтому большую роль – эстетическую, но изначально магическую - играла художественная отделка готового изделия, в частности, придание утвари антропо-, зоо- и орнитоморфного облика. По этой же причине на емкостях вырезали кресты, имевшие охранительное значение.

Традиции приема пищи. Пищу готовила большуха – старшая по статусу женщина в семье, обычно жена ее главы. Если семья была большая и женщин в ней было много, то они готовили еду посменно, а большуха руководила этим процессом. Во время полевых работ, если пища готовилась в поле, назначалась стряпуха, или кашевар.

Существовал строгий распорядок приема пищи. За день трапезничали в зависимости от разных факторов – времени года, напряженности работ, зажиточности и т.д. - от 3 до 5 раз. Завтракали сразу после подъема, летом в 4-5 часов, а то и раньше, зимой – в 5-6 часов. На завтрак, обычно, подавались остатки вчерашней пищи, оставшейся от ужина, как правило, каша, а также хлеб и жидкое блюдо - квас, молоко, чай. Чтобы пища была горячей, ее с вечера ставили на загнеток. По возможности обилен был обед, по традиции включавший не менее трех блюд. На первое подавалось жидкое блюдо, на второе, как правило, каша, на третье тот или иной напиток. На ужин иногда ели остатки обеда, но чаще готовили еду специально, причем побольше, чтобы часть оставить на утро следующего дня, отсюда и название утреннего приема пищи - завтрак. Были и промежуточные трапезы, особенно в летнее время: полдник – между завтраком и обедом, и паужин – между обедом и ужином. Повседневная пища была довольно однообразна, даже в зажиточной семье придерживались правила умеренности в питании, так называемых «разносолов» за обыденным столом не полагалось.

Более обильны были праздничные трапезы, когда на стол подавалось не два-три блюда, а гораздо больше, на Васильев вечер, например, в канун Нового года, их должно было быть 12. Особенно старались увеличить количество блюд, если предполагалось присутствие за столом гостей.

Перед приемом пищи обязательно молились. Хозяйка, а в большой семье назначаемая на каждый день стряпуха, должна была подавать еду на стол, но она не ела, а стояла рядом с трапезничающими, наблюдая за тем, чтобы все было в порядке. Она ели после всех и затем мыла посуду. Рассаживались за столом в определенном порядке. В большом углу под иконами садились глава семьи и его жена, рядом - старший из сыновей, остальные члены семьи тоже занимали место в зависимости от статуса, чем он был выше – тем ближе к большому углу. Иногда мужчины рассаживались по одну сторону стола на лавках, а женщины – по другую на скамейках. Детей, если семья была большая, сажали у печи за отдельным столом, с ними для пригляда садился кто-нибудь из старших.

Разрезание хлеба, обычно производимое старшим за столом, а им был хозяин семейства, составляло целый ритуал. Хозяин проводил по караваю крестообразно ножом, потом резал его, приложив к груди, толстыми ломтями («Большому куску и рот рад») и раздавал сидящим за столом. Ели из общей миски деревянными ложками, есть нужно было деловито, как и работать: «не спеши, но поторапливайся». Во время трапезы не допускались разговоры, а тем более шутки, хотя бывали и такого рода нарушения. За них хозяин, облизав ложку, мог ударить ею по лбу нарушителя. Исключением было праздничное трапезничанье, когда разговоры не только не осуждались, но даже предписывались. Если первое блюдо было с мясом, то его, сварив, вытаскивали из бульона, и, покрошив, возвращали обратно. Во время еды до определенного момента попавший в ложку кусок мяса надо было скидывать обратно, и только, когда старшим подавалась команда «Теперь с крошевом», мясо можно было есть. Завершали трапезу одновременно, затем все вставали, молились и выходили из-за стола. После обеда, обычно, недолго отдыхали, в теплое время года - поскольку вставали рано, а ложились поздно - некоторое время спали.

 

 

Глава 3.

СЕМЕЙНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.