Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русского народа




ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБЛИКА

Как и в большинстве регионов мира этнокультурный облик русских с рубежа XIX-XX вв. стал претерпевать кардинальные изменения. Причиной этого были процессы бурного индустриального развития и урбанизации, приводящие к распространению общемировых форм культуры и тем самым нивелировке этнокультурных различий как между этносами земли, так внутри самих этносов.

Изменялись особенности этнических процессов происходящих и у русских. Если на первых этапах этнической истории для них была характерна в основном внутриэтническая дифференциация, проявлявшаяся в формировании этнографических и субэтнических групп, то в последующее время начали преобладать консолидационные процессы. Этому способствовали интенсивные миграции населения, а также развитие средств массовой информации – печати, а затем радио и телевидения.

В значительной степени стерлись различия между этнографическими группами, за исключением тесно связанных с природной средой, в частности, жилищно-хозяйственных комплексов. Что же касается субэтносов, то они в своем большинстве фактически растворились среди общерусского этнического массива. Примечательно, что в материалах переписи 2002 г. фигурируют только три русских субэтноса – поморы, казаки и камчадалы, хотя в действительности их число значительно больше. Возможный в будущем процесс регенерации субэтнических общностей русского народа будет связан в первую очередь со стремлением лиц, относящих себя к ним, получить определенные политические, социальные и экономические преимущества.

Кардинальные изменения претерпела русская традиционная культура.

Для верхов эти изменения начались довольно рано – с петровских реформ, ориентировавших социальную элиту русского общества на следование западноевропейским нормам культуры. Очень быстро трансформировался быт, архитектура, одежда и пища, изменения коснулись даже вербального общения в дворянской среде, когда нормой его становится использование французского языка.

Что же касается народных масс, то значительную роль в изменении их культуры, долгое время сохранявшей традиционные формы, сыграла отмена крепостного права в 1861 г. и последовавший после нее процесс бурного развития промышленного производства. В результате быстро увеличивалась численность и доля в составе жителей страны городского населения, ориентированного на общемировые формы культуры. Горожанами постепенно становилась значительная часть сельского населения, избыток которого был значителен уже с сер.XIX в. Немалую роль в этом процессе сыграла столыпинская реформа, приведшая к разорению части крестьянства и превращению его в городской пролетариат. Культура индустриального общества активно вторгалась в сельскую среду, вытесняя, хотя далеко не полностью, формы культуры традиционной.

При общей тенденции разрушения традиционной культуры были и времена ее временной регенерации, например, в конце 1910-начале 1920-х годов, когда в результате сначала Первой мировой войны, затем двух революций и гражданской войны упал уровень жизни населения и его платежеспособность, и произошел рецидив натуральных форм хозяйства. Но затем сильнейший удар по ней был нанесен коллективизацией рубежа 20-30-х годов XX в., которая привела не только к разрушению основ крестьянского уклада, но и в значительной степени к изменению менталитета русского этноса. Тенденции вытеснения традиционной русской культуры способствовал и быстрый рост у русских именно в советское время доли горожан и соответственно снижение доли сельского населения, которое в 1939 г. составляло 62,2%, в 1959 г. – 45%, в 1989 г. – 22%, в 2002 г. – 23,3%.

Трансформация традиционной культуры имела свои особенности. Одни ее элементы практически полностью исчезли, другие сохранились, причем степень их сохранности весьма различна. Кардинальные изменения характерны для хозяйственной деятельности, особенно в общественном производстве, меньше они затронули личные хозяйства колхозного в советское время крестьянства. Большей степенью сохранности отличаются сельских жилищно-поселенческие комплексы, что сказалось в особенностях планировки населенных пунктов и крестьянских усадеб, употребляемых материалов, техники строительства. Вместе с тем в интерьере жилых строений произошли значительные изменения – отоплении и освещении, используемой мебели и утвари. Исчезли некоторые виды хозяйственных построек, уменьшились размеры существующих. Традиционная одежда с распространением покупных тканей и форм так называемого общеевропейского покроя почти полностью вышла из употребления. К настоящему времени в широком повседневной бытовании сохранились только некоторые общие виды ее – шапка-ушанка, сапоги и валенки, тулупы и полушубки. При значительном распространении заимствованных продуктов и блюд характерно сохранение этнических традиций питания, в частности, значительное употребление мучных и крупяных блюд, в том числе и хлебных изделий.

Более существенные, нежели в сфере материальной культуры, изменения коснулись общественных отношений и духовной культуры. К началу 30-х годов полностью исчезла такая форма хозяйственного объединения, как крестьянская община. Навязанная крестьянскому населению колхозная система только отчасти воспроизводила общинные отношения. Произошли изменения в семейной сфере – повысился брачный возраст, подавляющее большинство браков стало заключаться по взаимному согласию молодых, почти исчез такой тип семьи, как большая, численность малых семей уменьшилась из-за снижения уровня рождаемости.

В обрядности жизненного цикла наблюдается почти полное исчезновение родильных обрядов, большее их количество присутствует в современной свадьбе, хотя и в игровой форме. Примечательно, что погребальная обрядность, особенно в сельской местности, не только сохранила свою структуру, но значительное количество характерных для нее ритуальных действий.

Отправление календарной обрядности, тесно связанной с христианской религией, в послеоктябрьский период подверглось преследованию и более или менее последовательно совершалось только людьми старших возрастов. Лишь особо значимые праздники, например, Пасха, Троица отмечались значительной частью населения. Но при этом, как правило, совершалось небольшое число приуроченных к ним обрядовых действий: окрашивание яиц и выпечка куличей к Пасхе, украшение построек ветвями деревьев на Троицу.

В советское время предпринимались попытки создания новой, безрелигиозной, обрядности - как жизненного цикла, так и календарной. Некоторые вошли в традицию – участие в демонстрации 1 мая и 7 ноября, военно-праздничное шествие в День Победы, профессиональные праздники.

Целенаправленная борьба с христианством принесла свои плоды – количество верующих резко сократилось. Примечательно, что в области дохристианских верований у части населения, особенно в сельской местности, до сих пор сохраняется комплекс связанных с ними представлений – заговорная традиция, наличие лиц, считающихся специалистами в сакральной сфере – колдунов и знахарей, вера в существование домовых, леших и прочих существ так называемой низшей демонологии.

В настоящее время именно в сельской среде продолжают бытовать традиционные формы культуры, прежде всего в материальной сфере, но в определенной степени в рамках общественных отношений и духовной культуры.

Рекомендуемая литература

Основная литература

Русские (отв.ред. В.А.Александров, И.В.Власова, Н.С.Полищук)/Народы и культуры. М.,1997.

Народы Европейской части СССР (под ред. В.А.Александрова, К.Г.Гуслистого, В.К.Соколовой; отв.ред. К.В.Чистов). Т.I/Народы мира. М.,1964.

Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры (отв.ред.К.В.Чистов). М.,1987.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.,1991.

Материалы и исследования по этнографии русского населения европейской части СССР/ТИЭ, нов.сер. Т.LVII. М.,1960.

Русские: Историко-этнографический атлас. Вып.1. М.,1967. Вып.2. М.,1970.

Бузин В.С. Этнография восточных славян. СПб.,1997.

Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.,1989.

Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1991.

Русские: Этносоциологические очерки. М.,1992.

Литература к разделам




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.