Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Мы благодарны своим учителям за научную школу и счи- таем своим долгом сказать это на первой странице книги




Мы благодарны своим учителям за научную школу и счи- таем своим долгом сказать это на первой странице книги.

Л. И. Вассерман С. А. Дорофеева

Я. А. Меер сон

 

Нейропсихология в нашей стране по праву считается одной из наиболее разработанных областей научной психологии, за- воевавшей международное признание и авторитет. Как одна из фундаментальных наук о мозге, нейропсихология, наряду с нейрофизиологией, вносит огромный вклад в решение слож- нейших задач взаимоотношения мозга и психики человека. Как самостоятельный раздел биологической психологии, име- ющий свою теорию, методологию поиска и методы исследо- вания, нейропсихология изучает мозговые механизмы слож- ной психической деятельности, соотнося представления о структуре и системной организации высших психических фун- кций, психологических процессов и эмоциональной регуляции поведения человека с данными о строении и функциональной организации различных отделов больших полушарий головно- го мозга. И в этом нейропсихология играет чрезвычайно важное значение для развития смежных психологических, медицинских и педагогических дисциплин: общей и дифференциальной пси- хологии, психологии индивидуальных различий, психодиагно- стики, неврологии, нейрохирургии, психиатрии и дефектологии. К современным междисциплинарным связям нейропсихологии несомненно следует добавить теорию систем, теорию информа- ции и распознавания образов, компьютерные науки и др.

Но нейропсихология интенсивно развивается не только как фундаментальная научная дисциплина, но и как область пси- хологической практики. Б. Ф. Ломов (1984), говоря о связи психологии с другими научными дисциплинами, объектом которых является человек, подчеркивал, что потребность в тео- рии психологии, ее методах и результатах конкретных иссле- дований возникает прежде всего при решении прикладных задач. Особенно значимым это является для изучения инди- видуальных особенностей личности на основе методов психо- логической диагностики, в которой Б. Г. Ананьев (1980) видел универсальный способ оценки «... состояний, свойств и возмож- ностей «единичного» человека, практической работы с каждым отдельным человеком в целях его воспитания и обучения, про- филактики и лечения».

Как прикладная область психологической науки и составная часть медицинской психологии в целом, нейропсихология имеет несколько направлений, объединенных общей теорией, методами исследования и основными задачами, которые могут

 

быть сформулированы как изучение клиники локальных пора- жений мозга для разработки проблем локализации высших психических функций и мозговых основ их нарушения и вос- становления (Тонконогий И. М., 1973).

Развиваясь на стыке клинической неврологии и психологии, нейропсихология обеспечивает психологическими методами диагностику локальных поражений головного мозга и этим су- щественно дополняет общее клиническое обследование больных преимущественно в нейрохирургической, неврологической и психиатрической клиниках. Поэтому имеются все основания для выделения клинической нейропсихологии (Тонконогий И. М., 1973; Корсакова Н. К., Московичюте Л. И., 1988), которая в со- ответствии с реальными потребностями практики становится все более необходимой и значимой для организации комплекс- ного и высокоэффективного обследования больных в клинике сосудистой, травматической и онкологической патологии моз- га, нейроинфекций и эпилепсии, в практике дефектологии и медицинской педагогики. В последние годы методы нейропси- хологической диагностики начинают основательно использо- ваться в психиатрии, где решаются вопросы дифференциальной диагностики, выявления инициальных форм деменции в позд- нем возрасте, квалификации дефектов при эндогенных психо- зах, оценки эффектов психофармакотерапии и многие другие.

Как одну из важнейших областей прикладной психологии следует рассматривать и интенсивно развивающуюся в послед- ние годы нейропсихологию детского возраста, тесно связанную с проблемами восстановительного лечения и обучения.

Можно с уверенностью сказать, что несмотря на все боль- шую технизацию диагностического процесса, использование самых современных методов нейрофизиологии, нейрорентге- нологии, ультразвукового сканирования и др., теория и методы нейропсихологической диагностики не только не теряют своего значения, но, напротив, становятся все более необходимыми для клинических психологов и врачей, дефектологов и педаго- гов, для всех работающих 4 больными детьми, взрослыми и пожилыми людьми, с инвалидами вследствие дефектов разви- тия мозга. Эти потребности определяются многими и хорошо известными факторами, среди которых ведущими являются задачи экспертизы, восстановительного обучения и реабилита- ции.

Кроме традиционного клинического применения, идеи и методы нейропсихологии привлекают все большее в

нимание специалистов в области моделирования психических процес- сов, психолингвистики, разработчиков различных распознаю-

 

щих систем и приборов, экспертов в области профотбора и профориентации, преподавателей психологии в высших учеб- ных заведениях.

Таким образом, клиническая нейропсихология способствует решению задач тонической диагностики очагов поражения мозга, более ранней и точной дифференциации общемозговых и локальных синдромов (с выявлением структуры последних), оценки эффективности лечения и психологической коррекции нарушений высших психических функций в результате болез- ни (или нейрохирургической операции), а также дефектов их развития. В этом плане она может рассматриваться как со- ставная часть клинической медицины.

Связующим звеном, объединяющим достижения фунда- ментальной, в том числе экспериментальной нейропсихологии с различными областями практики (и прежде всего медико- психологической), является нейропсихологическая диагности- ка, ее методы.

Основоположниками отечественной нейропсихологии по пра- ву называют Л. С. Выготского, заложившего теоретические и экс- периментальные основы этой науки еще в 20 — 30-х гг. и его ученика и последователя А. Р. Лурия (1902 — 1977).

А. Р. Лурия на протяжении более 50 лет последовательно разрабатывал различные проблемы теоретической и приклад- ной нейропсихологии, что нашло отражение в его многочис- ленных монографиях, изданных в нашей стране и за рубежом. Его заслуга в деле создания нейропсихологии как самостоя- тельной научной дисциплины, ее теории, понятийного аппа- рата и методов исследования трудно переоценить~. Но, воз- можно, главной заслугой А. Р. Лурия является создание ней- ропсихологической научной школы, которую с полным основанием следует называть «нейропсихологической школой Московского университета». В период ее расцвета в 60-х — на- чале 80-х гг. большой вклад в развитие теории и практики нейропсихологии внесли ученики и последователи А. Р. Лурия: Е. Д. Хомская, Т. В. Ахутина, Л. С. Цветкова, Н. К. Корсакова, В. В. Лебединский, Э. Г. Симерницкая и др. Их работы, осо- бенно в области экспериментальной нейропсихологии и пси- хофизиологии, психолингвистики, психологических основ вос- становительного обучения, нейропсихологии глубоких структур мозга и детской нейропсихологии хорошо известны по мно- гочисленным публикациям Московского университета.

1 О вкладе А Р. Фурия в развитие нейропсихологии, об этапах его творческого

пути неоднократно писали его ученики и соавторы (

Хомская Е. Д„1987, и

др.).

 

В 1987 г. Е. Д. Хомской издан первый учебник по нейроп- сихологии, в котором воспроизведена и схема нейропсихоло- гического исследования А. Р. Лурия, дополненная рядом патопсихологических методик (нетрадиционных для классиче- ского нейропсихологического эксперимента), которая переиз- дана с альбомом стимульных материалов в 1994 г.

Существенный вклад в развитие отечественной нейропси- хологии внесла ленинградская нейропсихологическая школа, возглавлявшаяся Н. Н. Трауготт и И. М. Тонконогим. Твор- ческое содружество ученых: врачей, нейропсихологов и ней- рофизиологов Института эволюционной физиологии и био- химии им. И. М. Сеченова и Психоневрологического инс- титута им. В. М. Бехтерева позволило реализовать многие научно-исследовательские проекты, непосредственными участ- никами которых являлись и авторы этой книги. Благодаря сотрудничеству со специалистами в области сенсорных сис- тем и математического моделирования, теории информации и распознавания образов теория нейропсихологии была обо- гащена новыми представлениями о мозге, как о системе, воспринимающей, хранящей и перерабатывающей информа- цию, об операциях, необходимых для реализации той или иной функции (или функциональной системы). В традици- онный понятийный аппарат нейропсихологии были введены новые (ставшие ныне классическими) понятия, такие как опе- ративная память, фильтрация сообщений, помехоустойчивость, статистическое кодирование информации, распознавание обра- зов, пространственное преобразование признаков объектов, принятие решений и другие (Тонконогий И. М., 1973). Тео- ретические и экспериментальные исследования, выполненные на хорошо верифицированном клиническом материале, по- зволили сформулировать новые подходы к пониманию ме- ханизмов, обеспечивающих надежность работы мозга, а представления об операциях, реализующих отдельные «звенья» или «этапы» в сложной организации памяти, узна- вания, принятия решения и т. п. обогатили нейропсихоло- гию не только новыми. методологическими принципами, но и способствовали разработке принципиально новых методов исследования, в том числе и специальной эксперименталь- ной аппаратуры (Тонконогий И. М., 1973; Вассерман Л. И., 1983; Меерсон Я. А., 1986). В свою очередь новые нейроп- сихологические методики впервые позволили выявлять слабо структурированные или скрытые нарушения высших п

сихи-

> Е. Д. Хомская. «Нейропсихология». Изд. МГУ, 1987.

 

ческих функций, в частности узнавания, что существенно расширило диапазон эффективного применения нейропсихо- логической диагностики при тех формах патологии мозга, при которых ранее нейропсихологические исследования каза- лись малоперспективными, например при эпилепсии (Вассер- ман Л. И., 1989, 1995), шизофрении и аффективных пси- хозах (Ткаченко С. В., Бочаров А. В., 1991), хроническом алкоголизме (Ерышев О. Ф., Меерсон Я. А., Тархан А. У., 1996).

Многолетняя работа в области клинической психодиагно- стики и нейропсихологии, опыт разработки и применения но- вых методических приемов привел нас к убеждению в том, что луриевский метод, разработанный более 40 лет назад, на новом «витке спирали» развития нейропсихологической диаг- ностики по ряду практических критериев не отвечает в полной мере современным требованиям к нейропсихологическому экс- перименту. Признавая несомненную теоретическую обоснован- ность методик «батареи», которую называют «луриевской» и высокие достоинства принципа качественного анализа (синд- ромальный анализ, выделение общего фактора и т. п.), все же отметим, что метод А. Р. Лурия в целом не обеспечивает стан- дартных условий эксперимента и анализа результатов иссле- дования, хотя применение стандартных процедур исследования и анализа результатов нейропсихологической диагностики со- вершенно не исключает качественного анализа и построения всей той сложной (индивидуально трудно воспроизводимой) технологии принятия диагностических решений, которая со- ставляет основной теоретический принцип метода А. Р. Лурия.

Отсутствие нормативных данных и оценочных систем при- менительно к нейропсихологическим методикам делает сомни- тельным воспроизводимость результатов и возможность их ис- пользования в сравнительных исследованиях. Высказывая ча- стично эти критические замечания еще в начале 80-х гг. (Вассерман Л. И,, 1983), мы со временем убедились в их спра- ведливости, отмечая несомненный интерес к сравнительным нейропсихологическим исследованиям в нашей стране и за ру- бежом, необходимость учета эффективности психофармакоте- рапии и динамики восстановительного лечения больных, а также сопоставление результатов нейропсихологической диаг- ностики больных с различными формами патологии головного мозга и т. п. Очевидно, что реализация указанных задач прак- тически невозможна без стандартных фо

рм исследования и анализа результатов. Примечательно, что аналогичные крити- ческие замечания по отношению к луриевскому методу выска- зывают и зарубежные нейропсихологи (Golden С. et al., 1978,

 

1980; Purisch А. а. Sbordone R., 1986) — авторы известного (но не бесспорного) набора методик — «LURIA — NEBRASKA NEUROPSYCHOLOGICAL BATTERY», разработанного на пси- хометрической основе. Косвенно такой же точки зрения при- держивается и Э. Г. Симерницкая (1995), одна из наиболее последовательных учениц А. P. Лурия, предпринявшая попыт- ку разработать на «компромиссной основе» нейропсихологиче- скую методику экспресс-диагностики для детей «Лурия 90» (Симерницкая Э. Г., 1991), в которой сочетаются качествен- ный и количественный анализы результатов при относительно стандартной процедуре исследования.

Одна из первых в нашей стране попыток разработки стандартизированного набора диагностических нейропсихо- логических методик была предпринята нами совместно с И. М. Тонконогим (1974). Второй, существенно перерабо- танный вариант, издан в 1987 г.' и быстро стал библи- ографической редкостью. В набор были включены только хорошо апробированные нами, валидные и адекватные для диагностики нарушений высших психических функций, методические приемы, разработанные в разные годы и разными авторами, в том числе и А. P. Лурия. Многие из субтестов были модифицированы в связи с задачами стандартизации. Около 25% проб и заданий — оригиналь- ные авторские разработки.

Методические рекомендации нашли широкое применение в клинической психологии, медицине и педагогике; с помощью сокращенного варианта сенсибилизированных методик набора за прошедшее десятилетие был выполнен ряд масштабных ис- следовательских проектов, в том числе в эпилептологии (Вассер- ман Л. И. 1989, 1995). Вместе с тем стала очевидной необхо- димость переработки набора: уточнения нормативных данных, инструкций и оценочных шкал, введения новых проб и зада- ний, модификации и создания дополнительных стимульных материалов.

Так укрепилась идея написания давно планировавшегося практического руководства по методам нейропсихологической диагностики, которое бы аккумулировало знания и опыт авто- ров именно в этой области. Поэтому в предлагаемой вниманию читателей книге так кратко (схематично) представлены вопро- сы теории, методологии и нейропсихологической синдромоло-

~ Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, Н. H. Траутотт. «Стандартизированный набор диагностических нейропсихологических ме- тодик». Методические рекомендации Института им. В. М. Бехтерева.— 1987, 42 с

., 27 рис.

 

гии, тем более что они фундаментально изложены в работах А. Р. Лурия (1969, 1973), Е. Д. Хомской (1987). Вопросы кли- нико-психологической феноменологии нарушений высших пси- хических функций детально представлены И. М. Тонконогим (1973). Также не анализируются вопросы собственно «техноло- гии» принятия топико-диагностического решения, т. е. соотне- сения результатов, полученных с помощью различных проб и заданий (которые весьма многозначны), с особенностями нару- шения той или иной функциональной системы. Эти задачи, яв- ляясь стержневыми для клинической нейропсихологии, частич- но решаются в работах А. Р. Лурия, но в целом являются пред- метом отдельного анализа.

Вместе с тем, в монографии, наряду с детальным описа- нием методов нейропсихологической диагностики, весьма важ- ное место занимают содержательные характеристики синдро- мов нарушений речи органического генеза (афазий), как наи- более часто встречающиеся, и паттернов их диагностики с оригинальной оценочной системой. Все это отражает не только своеобразие ленинградской (санкт-петербургской) клинико- психологической школы в нейропсихологии, но и огромный опыт практической лечебно-восстановительной работы с боль- ными.

Существенное место в общем объеме книги отводится ней- ропсихологической диагностике в детском возрасте. Эта глава подготовлена детским психиатром и нейропсихологом А. Н. Кор- невым.

В последней главе книги в качестве примера приводятся результаты использования сенсибилизированного варианта схемы для многомерной нейропсихологической диагностики больных с различными формами эпилепсии и шизофрении.

В заключение отметим, что существует большое количе- ство публикаций авторов по различным аспектам представ- ленных в книге материалов, которые практически невозмож- но включить в указатель литературы практического руковод- ства. Многие вопросы, связанные с нейропсихологической диагностикой и разработкой новых методов исследования, не- однократно обсуждались с нашими коллегами: С. И. Кайдано- вой, Е. П. Кок, В. М. Смирновым, которым авторы благодар- ны за научную поддержку и сотрудничество. Авторы неиз- менно признательны специалистам по сенсорным системам Г. В. Гершуни и А. В. Бару, теории информации и мате- матическому моделированию И. И. Цуккерману за творче- ское сотрудничество в разработке новых методов диагности- ки локальных поражений м

озга. Большую помощь в обсле-

 

довании больных, разработке и апробации методов нейроп- сихологической диагностики оказали наши ученики: Н. С. Ха- занова, А. Г. Зальцман, А. С. Тархан и С. В. Ткаченко. Авторы искренне благодарны им за это, так же как научным сотруд- никам и врачам отделений восстановительного лечения не- врологических больных и хирургического лечения эпилепсии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, на базе которых проводились многолетние исследования.

Авторы также благодарны художнику А. М. Гусарову, со- здавшему рисунки — стимульный материал к методикам. Из- дание этой книги было бы весьма затруднительным без фи- нансовой поддержки Российского государственного научного фонда (РГНФ). Авторы пользуются случаем принести Фонду свою искреннюю благодарность.

 

Глава I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.