Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хп. Сюжетные и последовательные картинки




Эти задания обычно используются для исследования осо- бенностей мышления. Нарушения мышления встречаются при различных по локализации очагах поражения мозга и среди методов их диагностики выделяются приемы, имеющие опре-

1 Стимульный материал предложен р. М. Грановской и И. М. Бе- резкой (1974).

 

деленное топико-диагностическое значение. Здесь приводятся пробы, адекватные, в частности, для выявления элементов си- мультанной агнозии, но в основном — дефектов функциониро- вания лобных долей мозга (Фурия А. Р., 1969). Обычно ис- пользуются два типа заданий. Для одних необходимо уча- стие системы речевых связей (субтест # 108), для других непосредственное участие устной речи менее обязательно. Последние имеют большее значение при исследовании боль- ных с выраженными нарушениями речи.

'108. Понимание смысла сюжетных картинок. Предъявляются последовательно 3 сюжетные картинки. Ис- пытуемый должен в лаконичной форме оценить в целом сю- жет каждой из них и составить по нему короткий рассказ (2— 3 фразы). Время экспозиции каждой картинки не ограничи- вается. Пробы наиболее эффективны при относительной сохранности у больных экспрессивной и импрессивной сторо- ны речи.

При анализе результатов важно отметить, в какой мере больной выделяет существенные признаки изображения или делает импульсивные заключения о сюжете на основе случай- ных признаков, активность, инициативность, критичность и другие особенности. Рис. 23а, 236, 23в.

Для облегчения анализа результатов этой пробы целесооб- разно ответы больного фиксировать в протоколе. Возможны также наводящие вопросы, касающиеся деталей сюжета, дей- ствий персонажей и т. п. Особенности рассказа по сюжетной картинке важно учитывать и при оценке речевого статуса боль- ного, ориентировки в пространственных взаимоотношениях между деталями сюжета и т. д.

'109. Последовательные картинки Предъявляется набор последовательных картинок — б серий (каждая серия из 4 составляющих). Испытуемого просят раз- ложить картинки в определенной последовательности друг за другом так, чтобы они соответствовали определенному сюжету или логике развития действия. Картинки предъявляются обыч- но в неопределенном порядке, например, 3, 1, 4, 2. В наборе 2 варианта последовательных картинок, в одном из которых события разворачиваются в единой конкретной ситуации (рис. 24а, 24б, 24в). В другом — такая ситуация отсутствует (рис. 25а, 25б, 25в).

При анализе результатов учитываются такие особенности выполнения заданий, как способность к выделению сущест- венных признаков каждого сюжета, трудности словесной форму-

 

лировки сюжета (сохранность операций «внутренней речи»), им- пульсивность в принятии решения, критичность и другие данные.

Каждую из картинок серии рис. 24 можно с успехом ис- пользовать как сюжетную для составления рассказа.

При динамическом наблюдении за больным могут бьггь ис- пользованы и другие варианты сюжетных и последовательных картинок, доступных больным по сложности восприятия.

Описанные пробы этого раздела могут быть дополнены экспериментами на понимание коротких текстов (в том числе с переносным смыслом, например рис. 4), на решение про- стых задач, пробами на понятийное и логическое мышление и другими, отражающими особенности мыслительных опера- ций и имеющими значение для тонической диагностики ло- кально-органических поражений мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.