Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смешанная сенсорно-афферептная моторная афазия (сочетание афферентной моторной афазии с сенсорной акустико-пюстической)




Сенсорно-афферентная форма афазии встречается достаточ- но редко и по степени проявления речевых расстройств всегда может быть квалифицирована как грубая или выраженная. Спонтанная и диалогическая речь больных легкая, выразитель- ная, без затруднений в приступе к слову. Вместе с тем, про- изношение слов у большинства настолько искажено, что со- здается впечатление, будто больной говорит на незнакомом иностранном языке.

Состояние элементарного и символического орального праксиса неполноценно, но сходно, тогда как артикуляторный праксис нарушен у всех больных. Нарушения артикуляторного праксиса различаются по тяжести и типу. В одних случаях в речи больных вообще отсутствуют многие звуки русского язы- ка (например, используются в спонтанной и диалогической ре- чи несколько согласных звуков: «п, р, н, т», которые в сочета- нии с гласными образуют псевдослова (типа «тото», «нетото», «неторато» и т. д.). В других случаях набор звуков полнее, но они произносятся нечисто. Эти искажения могут быть стан- дартными со стойкими артикуляторными заменами в виде or- лушения звонких согласных, смягчения твердых и, наоборот, упрощения аффрикатов, произношения звука «г» как южнорус- ское «х» или непостоянными, когда отдельные слова и слово-

 

сочетания могут произноситься правильно (чаще всего это

глаголы, наречия, местоимения, связки).

Нарушения звукопроизношения могут сочетаться с искаже- нием просодии русской речи, неправильной расстановкой уда- рения в словах и в предложениях. Наличие этих нарушений в сочетании со звуковым распадом слова, когда слова искажа- ются до неузнаваемости, делает речь похожей то на «украин- скую» («замэнку, полипэнку»), то на «испанскую» («лучело ли- чи бенье>) и пр.

Все эти особенности, свидетельствующие о распаде артику- ляторных схем или неполноценности артикуляторных укладов, дают основание диагностировать афферентную моторную афа- зию, но, в отличие от «чистой» ее формы, в смешанной не наблюдается поиска артикуляций. Частые повторы одних и тех же звуков в разных сочетаниях можно трактовать как своеоб- разное нащупывание правильного произношения. Подобный способ поиска артикуляторного уклада обусловлен также нали- чием симптоматики сенсорной афазии.

Сходство с сенсорной афазией у некоторых больных наблю- дается и в характере устной речи: она бедна существительны- ми и глаголами, изобилует вводными и служебными словами, нестойкими литеральными парафазиями. Слова могут иска- жаться до полной неузнаваемости, что в сочетании со склон- ностью к многоречивости обычно квалифицируется как «сло- весная окрошка>.

За очень редким исключением автоматизированная речь у больных этой группы нарушена, а попытки перечислить автоматизированные речевые ряды (даже числовой ряд до 10) представляют собой набор грубых парафазии, часто пе- реходящий в невнятное бормотание. Так же, по существу, недоступна речевая имитация. Нарушения выявляются на всех уровнях, начиная от повторения отдельных звуков и кончая словами и предложениями. Оценка этой функции на всех уровнях примерно одинакова, но в механизме наруше- ния повторения нашло отражение сочетание 2-х форм афазии, составляющих единый синдром смешанной сенсор- но-афферентной афазии. Для афферентной афазии в отра- женной речи характерны поиски артикуляторной позы, воспроизведения контура заданного слова без четкого арти- кулирования, улучшение повторения при беззвучной артику- л~торной подсказке, стойкие замены или искажения опреде- ленных звуков. Добавление к услышанному лишних звуков или звукосочетаний, нестойкие литеральные парафазии, ког- да повторение совершенно несходно с образцом и час

то не-

 

членораздельно, вербальные замены относятся к сенсорно- акустической части смешанной афазии.

Номинативная функция речи грубо нарушена. Оценки спо- собности называть предметы и действия почти полностью сов- падают. Полная неспособность называть различные объекты или их изображения обнаруживается у подавляющего боль- шинства больных. Подсказка и контекст не помогают. Но и в случаях, когда называние полностью недоступно, больные не отказываются от ответов. У некоторых больных иногда сохра- няются кое-какие остатки номинативной функции, когда не- которые объекты называются правильно или с парафазиями, но членораздельно. Подобные «псевдоправильные» ответы че- редуются с высказываниями, не имеющими ничего общего с требуемым наименованием. Соотношение их индивидуально раз- лично (зонт — зонт»; топор — мост», кувшин — хутью»; арбуз- опечек, аропеча, морок»). Составление предложений к сюжет- ным картинкам и пересказ прослушанного текста в какой-то мере удается только тем испытуемым, у которых получены лучшие результаты при исследовании номинативной функции и речевой имитации. Выполнение этих заданий грубо дефек- тно: обнаруживается обилие литеральных парафазии, вербаль- ных замен, отсутствие связей внутри предложения и между предложениями, незаконченность фраз, наличие совершенно нечленораздельных и фонетически плохо оформленных цепо- чек слов, неожиданные вставки несвязанных с текстом обрыв- ков предложений, неадекватные определения.

Сочетание сенсорной и афферентной афазии приводит к своеобразному механизму нарушения экспрессивной речи, ког- да особенно заметно нарушается речь намеренная, вызываемая обследующим, а не подсказанная ситуацией. Больные в какой- то степени способны что-то сообщить по собственной иници- ативе, но не могут воспроизвести услышанное, назвать объек- ты, ответить на конкретные вопросы. Соотношение намерен- ной и ненамеренной речи у больных с этой формой афазии выражено с наибольшей отчетливостью.

У большинства нарушается понимание речи, слухоречевая память, но в целом состояние импрессивной речи лучше, чем экспрессивной, хотя и отличается болыпей динамичностью.

В целом, общение с такого рода больными осуществляется с меньшими трудностями, что свидетельствует о болыпей со- хранности ассоциативных систем, определяющих значение слов. Очень редко встречаются случаи полной потери навыка чтен

ия — при самом тяжелом нарушении речи сохраняются кое-какие возможности понять написанное. Ошибки при чте-

 

нии сходны с ошибками при назывании объектов и речевой имитации. Как и в других видах устной речи, при чтении на- блюдаются отказы, нечленораздельное бормотание, грубые ли- теральные замены. При менее тяжелом речевом дефекте чте- ния встречаются вербальные паралексии, искажения отдельных звуков, редукция окончаний. Затруднения в громком чтении определяются трудностями произношения, доказательством че- го является большая сохранность чтения про себя. 'Но и чтение, не требующее произношения, тоже неполноценно. Степень выра- женности этой неполноценности может быть различной — от воз- можности только узнать привычную идеограмму, выбрать под- пись к картинке, найти заданное слово или букву и все это с ошибками и при ограниченном выборе, до тех, кто вышепе- речисленные задания выполняет легко, но не способны точно выполнить письменные инструкции. При менее выраженной сте- пени афазии встречаются случаи, когда больные, выполняя пись- менные инструкции (иногда даже точнее, чем устные), могут найти в тексте заданное слово, но для усвоения даже простого короткого текста требуется многократное повторное прочитывание.

Письмо при сенсорно-афферентной афазии также наруша- ется на всех уровнях: письмо под диктовку нарушается уже на уровне записи букв, а при переходе к записи слов, эти нару- шения нарастают. Помимо общих ошибок в виде пропусков букв, перестановок, замен, ошибок орфографии встречаются случаи, когда больные не отказываются от выполнения зада- ния, но пишут цепочки букв, мало напоминающие слова. Про- говаривание во время письма отсутствует, так как оно имеет отрицательное значение. Списывание удается большинству больных, как и частичная запись автоматизированных энг- рамм. Теменные симптомы при этой форме афазии, как пра- вило, отсутствует.

Сочетание двух афатических симптомокомплексов, их сли- яние в один комплексный сложный синдром, вызывающий тя- желую афазию, предполагает обширное поражение мозговой коры: задние отделы третьей лобной извилины, нижние отделы центральных извилин, островок, первую и вторую височные извилины, а также нижнюю теменную дольку левого полуша- рия у праворуких.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.