Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихологические критерии (паттены) для диагностики различных форм афазий




Диагностика афазий — наиболее сложный процесс в нсй- ропсихологической и афазиологической практике, несмотря на достаточно полное синдромологическое описание разных форм афазий в литературе (Вейн Э. С., 1964; Фурия А. Р., 1969; Тонко-

1 Л. Я. Балонов, В. Л. Детлин. «Слух и речь доминантного и не- доминантного полушария».— Л. 1976. 218 с.

5'

1з1

 

ногой И. М„1968; Цветкова Л. С„1985; Шкловский В. М Визель Т. Г„1985 и др.).

Помимо так называемых «чистых» и смешанных форм су- ществуют различные степени проявления речевых расстройств внутри одной формы афазии. Не всегда представляется возмож- ным выявить ведущий симптом в синдроме афазий. Затрудняет диагностику и то, что многие дефекты речи при разных формах афазии проявляются как бы одинаково, хотя механизмы, лежа- щие в их основе, разные. Редко учитывается характер динамики речевых расстройств в процессе спонтанного и направленного восстановительного обучения. Следует обратить внимание на особенности клиники и динамики афазий в зависимости от ха- рактера заболевания. Известно, что А. Р. Лурия создавал свою классификацию афазий преимущественно на основе анализа нарушений высших психических функций у больных в нейро- хирургической клинике, где эти нарушения были обусловлены опухолевым процессом, либо черепно-мозговой травмой (Лу- рия А. Р., 1946, 1969). Характер афазий в клинике сосудистой церебральной патологии отличается большим разнообразием и дифференцированностью форм, степенью выраженности и час- тотой встречаемости отдельных проявлений речевой патологии.

Учитывая все эти факторы, используя наш значительный и многолетний клинический опыт в афазиологии, для об- легчения дифференциальной диагностики предлагаются пат- терны разных проявлений афазий. Это наборы наиболее ди- агностически значимых симптомов нарушений речи и оцен- ки степени их выраженности, с помощью которых можно достоверно и надежно определить синдромы разных форм афазий и степень их выраженности, а также проследить ди- намику восстановления и сопоставить результаты различных специалистов в том случае, если они используют те же под- ходы. Паттерны составлены на все основные синдромы афа- зий, которые встречались в клинике восстановительного ле- чения больных с сосудистой патологией мозга Института им. В. М. Бехтерева, хотя, возможно, они не исчерпывают всего многообразия нарушений речи при афазии'.

~ Синдромологический анализ афазий, представленный нами, составлен с изложением механизмов нарушения речевых функций при разных ее формах, а критерии диагностики основаны на более чем 30-летнем опыте научно-исследовательской и логопедической работы с больными в отделении восстановительного лечения и реабилитации неврологических больных Психоневрол

огического института им. В. М. Бехтерева. 2Клинико-психологическое (феноменологическое) описание речевых рас-

стройств у постинсультных больных представлено в монографии И. М. Тон- коногого «Инсульт и афазии«(Л., 19б8).

 

При описании эфферентной и афферентной моторной афа- зии акустико-гностической, смешанных форм выделены 4 сте- пени проявлений речевых расстройств: грубые, выраженные, умеренные и легкие.

В паттернах динамической, акустико-мнестической, семан- тической и амнестической афазий нет грубой степени выра- >кенности нарушений, так как при всех этих формах относи- тельно сохранной остается экспрессивная речь. При разработке паттернов динамической афазии в целях более тонкой диффе- ренциальной диагностики учитывались варианты разных ее проявлений с учетом морфо-функциональных уровней пораже- ния мозга. Такое дробное деление форм афазий и степеней их выраженности имеет большое значение как для определения топики поражения, так и для подбора более точных и адек- ватных методов и приемов восстановительного обучения.

Составляя паттерны различных форм афазий, мы исполь- зовали оригинальную оценочную шкалу речевых нару1пений, разработанную и описанную нами выше, дополнив ее более структурированным описанием качественных характеристик отдельных параметров речевой функции применительно к каж- дой отдельной форме афазии и разных степеней выраженности речевых расстройств (последние обозначены как и в оценочной шкале баллами, где 3 — грубые дефекты, 2 — выраженные, 1— легкие, а 0 — отсутствие нарушений).

На основе описания паттернов и оценки степени их выра- женности представляется удобным построение так называемых профилей, которые могут весьма наглядно отражать суть ре- чевого дефекта, а также служить материалом для статистиче- ской обработки и сопоставимости результатов, в особенности при компьютеризации (автоматизации) диагностического про- песса. Последнее обстоятельство важно подчеркнуть, поскольку разработка и реализация реабилитационных программ наибо- лее адекватна, как показывает опыт, с использованием форма- лизованных историй болезни (реабилитационных карт)~, которые с помощью персональных компьютеров составляют «банк дан- ных», включающий, в частности, и нейропсихологическую ин- формацию, и диагностические критерии — банк знаний», моде- лирующий опыт высококвалифицированных специалистов- нейропсихологов и логопедов (Вассерман Л. И. с соавт., 1997). Таким образом, речь может идти о возможности разработки нейропсихологической экспертной системы.

А. Балунов. «Банк данных постинсультных больных: факторы,

~л"

а®Шие на эффективность реабилитационного процесса». Журн. не-

вр~патол. и психиатрии им. Корсакова, 1994, # 3, с. 65. 133

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.