Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О некоторых специфических характеристиках женского Эдипова комплекса




ЖЕНСКОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ

Жанин Шассгё-Смиржёлъ

 

Мы здесь имеем расхождение с поразитель­ным утверждением Фрейда, согласно кото­рому понятие «Эдипова комплекса», строго говоря, применимо лишь к ребенку мужско­го пола, и что столько у ребенка мужского пола имеет место фатальное роковое соединение любви к одному из родителей и ненависти к другому как к сопернику*. Мы вынуж­дены быть plus royalistes que le roi1.

Фрейд. О женской сексуальности (1931)

Я не вижу никакой причины сомневаться в том, что в жизни девочки, как и мальчика, Эдипова ситуация в реальности и фантазме представляет собой решающее событие».

Джонс. Фаллическая фаза (1932)

Приходится с сожалением признать, что в своей теории Эдипова комплекса Фрейд отводит отцу центральное место в Эдиповом комплексе мальчика и, в то же время, сильно преуменьшает его роль в Эдипе девочки. Действительно, если мы обратимся к работе Фрейда «О женской сексуальности», ответом на которую была статья Джонса «Фаллическая фаза», то увидим, что позитивный Эдипов комплекс у девочки может и вовсе отсутствовать. А если он существует, то зачас­тую представляет собой точную копию отношения к матери, «за исключением того, что связано со сменой объекта, любовная жизнь едва ли приобретает хотя бы одну новую черту на второй фазе (фазе позитивного Эдипова комплекса)», -пишет Фрейд в «Женской сексуальности». Согласно Фрейду, позитивный Эдип устанавливается у девочки не по причи­не ее любви к отцу и женских желаний, а вследствие ее мужских желаний, зави­сти к пенису, который она стремится получить у его обладателя — отца. Устано­вившись, наконец, он имеет тенденцию к своему упрочению, создавая «позицию полной безопасности» («Женственность»), некую «гавань» («Угасание Эдипова комплекса»). Поскольку у девочки отсутствует страх кастрации, у нее нет при­чин ни отказываться от всемогущего Сверх-Я, ни создавать его «Угасание Эдипо­ва комплекса».

В период, предшествующий смене объекта и когда эта смена происходит, отец «совершенно не отличается от неприятного соперника» («О женской сексуально­сти»); к тому же, соперничество с отцом при негативном Эдипе не слишком выра­жено и не симметрично эдипову соперничеству мальчика за обладание матерью. Девочка не идентифицируется с отцом в своей гомосексуальной любви к матери.

Если мы оставим область нормального и невротического развития, чтобы об­ратиться к психозам, то обнаружим место гомосексуальности, отводимое Фрей­дом в теории бредовых состояний.

Желания пассивного подчинения отцу, опасные для Я, создают ядро бреда у муж­чин. Среди них ведущую роль играет желание иметь ребенка от отца. Мы всякий раз поражаемся, что фактически то же самое желание иметь ребенка от отца, если оно возникает в ходе нормального развития девочки, согласно теории Фрейда, является не первичным, связанным с самой женственностью, а вторичным — за­местителем зависти к пенису.

Парадоксально, но отец, по-видимому, занимает более важное место в психо­сексуальной жизни мальчика, чем девочки, будь он объект любви или соперник. К этому я вполне могла бы добавить, развивая до конца мысль Фрейда, что отец значит для мальчика гораздо больше, чем когда-либо значил для девочки.

Но, обладая такими чертами гения, как подлинно научный дух, любовь к прав­де и великодушие, Фрейд никогда не считал свои труды по женской сексуально­сти истиной в последней инстанции, оставляя возможность для дискуссий, при­глашая своих учеников последовать за ним в изучении «черного континента». Разве он не сказал, например, в заключение конференции, темой которой была «Женственность», одной из последних, посвященных данной проблеме: «Если вы хотите больше узнать о женственности, обратитесь к собственному опыту; спро­сите поэтов или же дождитесь, пока наука окажется в состоянии предоставить нам более глубокие и согласованные сведения».

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть некоторые спе­цифически женские характеристики эдиповой ситуации, не имеющие анало­гов у мужчин, попробовать прояснить их глубинные мотивы, сделать из них выводы и описать последствия. Поэтому попутно мне неизбежно придется затро­нуть многие связанные с психосексуальной жизнью женщины темы, такие как зависть к пенису, женский мазохизм, Сверх-Я, угасание Эдипова комплекса у де­вочки... Конечно, не может быть и речи о том, чтобы рассмотреть эти темы каж­дую по отдельности и, тем более, давать исчерпывающие ответы. К тому же нам придется выделить лишь те аспекты, которые напрямую связаны с затронутой здесь темой, имеют отношение к той же проблематике.

Учитывая большое количество обсуждаемых вопросов, мне неизбежно придет­ся производить в изложении материала некоторые искусственные сокращения.

Так, я буду делать акцент на особом характере отношения девочки к отцу, не учитывая при этом должным образом длительную предысторию этого отноше­ния и, в частности, проблемы идентификации, в свою очередь, связанные с гомо­сексуальностью, о которых пишет Джойс МакДугалл.

С другой стороны, трактовка некоторых женских позиций как «специфических» требует их сравнения с мужскими. Подобное сравнение может носить лишь имп­лицитный характер.

Большинство авторов психоаналитических исследований сходятся в при­знании того, что женщина проходит через многочисленные препятствия на пути к эдиповой и генитальной зрелости, и, как мы знаем, Фрейд, изучая женскую тему, в конце концов, пришел к тому, чтобы вернуться к утверждению универ­сальной роли Эдипова комплекса в качестве «ядра неврозов».

Что касается авторов в целом, не разделяющих взглядов Фрейда на психосек­суальное развитие девочки, они выделяют в качестве главной проблемы страхи за собственное Я, с которыми девочка сталкивается, и нарциссические страхи, кото­рые пробуждает женская позиция.

Я же в данной статье хотела бы показать некоторые черты женского Эдипова комплекса, не имеющие аналога у мужчин, и то, что они являются источником специфического чувства вины, присущего женщине в определенный период ее психосексуального развития: период смены объекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.