Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История этнографии 2 страница




Не так-то просто было решиться на переименование института и дисциплины в целом из этнографии в этнологию, если несколько поколений формировалась идентичность ученых как этнографов, а само слово «этнография» сохраняло свое достойное содержание. Критиков и обидных высказываний на этот счет было много до и после того, когда Президиум РАН в 1990 г. принял постановление переименовать институт, а союзников было очень мало. Мне было важно модернизировать дисциплину, вписать ее в мировое этнологическое и антропологическое знание, сохранив при этом цеховую основу нашей науки – ее этнографический метод [38].

 

Конец 1980-х – начало 1990-х гг. были временем разброда и даже раскола в некогда казавшемся дружном сообществе советских этнографов. Мне казалось, что создание национальной ассоциации и проведение дисциплинарных конгрессов необходимы для развития отечественной этнологии и антропологии и для исполнения координирующей роли института. Ассоциация этнографов (именно этнографов, чтобы не совершать насилие над всем отечественным сообществом!) и антропологов России была создана. Первый конгресс прошел в 1995 году в г. Рязани. В нем участвовало около 80 ученых, в том числе из Грузии и других новых государств. Сильно покусанные комарами в пойме р. Оки, где было место проведения конгресса, эти люди заложили новую традицию. VII Конгресс в 2007 г. в г. Саранске собрал более 700 участников! Эта традиция будет жить долго [39].

Двуязычие сохранилось, что ярко выражено в наименовании кафедр - Кафедра археологии, этнографии и источниковедения АлтГУ [40], Кафедра этнографии и музееведения ОмГУ [41], Кафедра антропологии и этнографии СПбГУ [42]:

В последние годы в России все чаще науку, изучающую народы Земли, их культуру и бытовой уклад, традиции и обычаи, начинают называть не этнография, что буквально означает "народоописание", как это было принято в нашей стране в XIX и в первой половине XX в., а этнология, т. е. "народоведение", как это принято в ряде научных школ Запада. Кафедра Петербургского университета и своим наименованием и своей учебной программой стремится продолжать традиции отечественной науки, заложенные в нашем городе с самого его основания. В понятие этнография кафедра по-прежнему, как это было в российской науке XIX в., вкладывает как эмпирическое, описательное содержание процесса изучения народов, так и теоретическое, этнологическое, осмысление закономерностей их развития и взаимодействия. Сегодня основным объектом внимания этнографии (этнологии) является биосоциальная общность - этнос (народ), а основной задачей этнографов - исследование вопросов, связанных с образованием этносов, их расселением, внутренними и внешними особенностями, их региональными и глобальными взаимосвязями.

[править] Предмет этнографии

Генерал Д. Макартур приветствует американо-индейские войска

Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие. Важное место занимает изучение этногенеза — истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям.

[править] Проблема понятия «этнос» в этнографии

Основная статья: Этнос

Еще в XIX веке возникают первые попытки объяснить, что означает понятие «этнос», «народ». Одним из первых попытался это сделать А. Бастиани. Он пришел к выводу, что типами существования этноса являются нация, народность, племя, как самодостаточные, самопроизводящиеся путем воспроизведения этнического самосознания и этнически однородных браков, целостные и устойчивые, односистемные образования[43]. Впрочем, такое объяснение не смогло удовлетворить исследователей, так как не учитывало факторы, например, этнокультурной и языковой ассимиляции.

Под влиянием трудов эволюционистов, а также трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, появляется новая теория — этносы как социальные группы, возникшие в ходе исторического процесса (в трудах марксистов он часто выглядел так — племя, народность, капиталистическая нация (а иногда и без этого периода), социалистическая нация).

В СССР также велись исследования на тему сущности понятия «этнос». Одно из основных теоретических положений было выдвинуто академиком Ю. В. Бромлеем, который выделил этнос как «этникос» в локальном смысле и этнос как этносоциальный организм[44].

В современной России исследованием проблематики «этноса» занимается, в частности, В. А. Тишков, который выстраивает свою теорию на основе зарубежных исследований. Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип».

Важнейшим понятием в современной этнологии и этнографии является понятие «этничности» как совокупности языковых, культурных и других признаков, отделяющую один социум от другого.

[править] Методы этнографии

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Основная статья: Полевая этнография

Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники[45].

Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием (Полевая этнография)

Полевая этнография — исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы [46].

Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа:

  • Стационарные — долгое проживание среди изучаемого народа, в результате чего этнограф более глубоко узнает его материальную и духовную культуру, а также быт. Из недостатков — малый охват территории, а следовательно и невозможность сравнительного исследования с другими областями (Яркими представителями были В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг, Н. Н. Миклухо-Маклай, Б. Малиновский и др.).
  • Экспедиционный — наиболее распространенный метод сбора этнографического материала, позволяет за короткое время (от нескольких недель до пары месяцев) собрать материал о быте, жилище, одежды, утвари то есть о том, что не требует стационарного наблюдения [47].

Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:

  • Наблюдение — метод, при котором исследователь вживается в изучаемое среду, различают простое — наблюдение со стороны или внутреннее, когда исследователь принимает участие в жизни изучаемого социума.
  • Опрос — метод сбора первичной информации. Этнограф сначала составляет вопросник, а потом беседует по нему с жителями.
  • Анкетирование — метод, при котором исследователь не лично беседует с информатором, а путем анкеты (через почту, путем раздачи листовок или прессы
  • Интервью — личная беседа с использованием вопросника.

Так же следует отметить:

  • Метод пережитков — изучение тех или иных явлений, которые еще остаются у народов, но потеряли свое прежнее значение.
  • Сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) метод, позволяющий путем сравнения выявлять общее в развитии народов, а также их причины.

[править] Хозяйственно-культурные типы

Российский этнографический музей

Основная статья: Хозяйственно-культурные типы

Давно было замечено, что народы, говорящие на разных языках имеют много общего в духовной и материальной культурах, а родственные наоборот, иногда очень отличаются. Именно поэтому были сформулированы понятия о «хозяйственно-культурных типах» и «историко-этнографических областях».

Хозяйственно-культурный тип (ХКТ) — комплекс особенностей хозяйства и культуры, сложившийся исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественогеографических условиях[48]

Все хозяйственно-культурные типы зависят в первую очередь от способа производства каждого конкретного общества, так как именно он определяет в конечном счете характер взаимодействия с окружающей средой. Именно поэтому, из-за различия в промыслах, изготовления пищи, утвари и т. д., появляются и особенности у разных народов (Ср.: наличие схожих верований у народов Поволжья и кельтов, а также со славянским населением — общность производства — земледелие, и связанный с ним, аграрный культ). От вида ХКТ зависит и социальный строй общества. Все хозяйственно-культурные типы можно разделить на 3 больших группы:

  • Группа с преобладающей ролью охоты, собирательства и рыболовства, т. н. «присваивающий» вид хозяйства
  • Мотыжные земледельцы и животноводы. Здесь экономика более устойчива, и носит регулярный характер. Становится возможным сохранять часть продуктов на время, появляется избыток, а следовательно и появление раннеклассовых отношений (например, рабовладение, без накопления, «избытка», оно было бы невозможно, ведь нечем было бы кормить рабов).
  • Плужные земледельцы. Главная особенность — использование при сельскохозяйственной работе тягловой силы животных. Производительность труда возрастает, именно этот тип был основным способом производства у классовых обществ Азии, Европы и Африки.

Эти три типа являются поверхностными (общими), и сами делятся на другие типы (например: охотники и собиратели лесов жаркого пояса, высокогорные скотоводы-кочевники и т. д.) [49]

[править] Историко-культурные области

Основная статья: Историко-культурные области

Историко-культурные области (историко-этнографические) — территории, население которых обладает похожей духовной и материальной культурой, связанные исторической судьбой, общностью экономического развития, возникших в результате тесного взаимного влияния. В отличии от Хозяйственно-культурных типов, историко-этнографические области зависят именно от территориальной близости, тогда как первые — от характера производства и среды обитания. Например, ХКТ пашенных земледельцев лесостепей и лесов умеренного пояса — это территории умеренного пояса Европы и стран Азии и Северной Америки (после колонизации).

[править] Антропологическая классификация

Основная статья: Антропогенез

Основная статья: Физическая антропология

Основная статья: Расовые классификации

Классификация основанная на внешнем (антропологическом) различии человечества. Согласно этой части народоведения народы делятся на расы, которые также имеют свои подтипы:

Антропологические типы человечества [50]
Европеоидная раса Монголоидная раса Негроидная раса Австралоидная раса Переходные группы
Североевропейские типы:
  • Атланто-балтийская
  • Беломорско-балтийская
Переходные типы:
  • Альпийская
  • Среднеевропейская
  • Восточноевропейская
Южные типы:
  • Средиземноморская
  • Индо-афганская
  • Балкано-кавказская
  • Переднеазиатская (арменоидная)
  • Памиро-ферганская
Азиатский тип
  • Континентальные монголоиды [51]
  • Арктическая раса [52]
  • Тихоокеанские монголоиды [53]
Американские расы
Негры Негрилли (пигмеи) Капоидная раса - Бушмены и готтентоты Веддоиды Австралийцы Айны Папуасы и меланезийцы Негритосы Между европеоидами и азиатской ветвью монголоидов:
  • Уральская раса
  • Лапоноиды
  • Южносибирская раса
  • Памиро-ферганская раса
  • Сибирский расовый тип [54]
Между европеоидами и американской расой:
  • Американские метисы
Между европеоидной и негроидной расами:
  • Мулаты
  • Эфиопская малая раса
  • Малые расы Западного и Восточного Судана
  • Южные синиды или Южноазиатская (малайская) раса

[править] Лингвистическая классификация

Основная статья: Лингвистика

Важным при изучении народов является лингвистическая классификация, которая делится на два типа - морфологический и генетический. Для этнографии особую важность имеет именно генетическая классификация, так как родство языков подразумевает и родство их носителей (за исключением, например, испанского и английского и некоторых других, где исторический процесс отличался) [55].

Языковая классификация
Типологическая (морфологическая) Генетическая
Языки флективного строя Языки агглютинативного строя Изолирующие языки Полисинтетические языки Индоевропейские языки Баскский язык Кавказские языки Уральские языки Алтайские языки Дравидийские языки Палеоазиатские языки Австронезийские языки Андаманские языки Сино-тибетские языки (китайско-тибетские) Афразийские языки Нигеро-конголезские языки Нило-сахарские языки Койсанские языки Языки Океании и Австралийские языки Языки индейцев Северной Америки Языки индейцев Южной Америки и другие

[править] Связь этнографии с другими науками

Несмотря на то, что этнография является частью исторической науки, она имеет много общего и с другими дисциплинами.

[править] Этнография и антропология

Теснейшими узами связана этнография с этой наукой. Несмотря на то, что физическая антропология изучает народы в их антропологическом многообразии, взаимодействие очевидно: иногда даже родственные народы и племена имеют отличия, объяснить которые только сравнением фольклора и письменными источниками нельзя. Лишь только изучением антропологических особенностей можно выделить те или иные гипотезы (например, таджики Памира в результате долгой территориальной изоляции обособились от остального населения, что наложило отпечаток и на их культуру). Важнейшее значение антропология имеет и при изучении этногенеза. Неслучайно кафедра этнографии в СПбГУ носит название Кафедра этнографии и антропологии[56].

[править] Этнография и философия

В свое время философию считали главнейшей из наук не случайно — какая ещё соединила в себе столько учений и мнений? Связана с ней и этнография. Трудно отделить труды Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера от нее. Ведь разве не философия их разрабатывала первой, выдвинув теории о религии? А труды К. Маркса и Ф. Энгельса? Взаимодействие наук просто очевидно. И сейчас ученые и исторической, и философской наук трудятся бок о бок.

[править] Этнография и социология

Основная статья: Этносоциология

Основатель социологии Э. Дюркгейм считается основателем и целой школы в этнографии (социологическая школа). Его учение об обществе, понятие социума применимы и в этнографии. Ведь что такое этнос, как не социум? Со своими культурными и историческими связями, общим мифом о происхождение и т. д.

Важно отметить, что методы этнографии по изучению народов, очень похожи на социологические — это и анкетирование, вопросник, наблюдение и т. д. Сегодня, обе науки тесно взаимодействуют друг с другом, используя совместные и отдельные работы. Современное изучение города (особенно мегаполиса) невозможно без социологии. Появилась новая дисциплина — этносоциология.

[править] Этнография и психология

Еще и раньше пытались объяснить те или иные верования психологией. Одними из первых были З. Фрейд и К. Г. Юнг.

Их труды подверглись жесткой критике (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей, Ф. Боас, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и многие другие). Главными причинами являются:

  • Если народы обладают индивидуальной психологией, то чем объяснить схожесть ритуалов с другими?
  • Понятие о мифе К. Г. Юнга. Но, если он вариантный и встречается у разных народов и племен, как это объяснить? Лишь одним образом мышления? Психология не находит ответы на эти вопросы.
  • Как объяснить те или иные характеристики поведения? Например, население США было грубым и невежественным, что изменилось? Психология? — нет, именно промышленный прогресс, а как следствие и наука повлияли на людей.

Таким образом, не сама психология влияет на этнографию, а наоборот, этнография помогает постичь и психологию. Ведь человек очень связан с материальной культурой, что накладывает отпечаток и на его мышление.

Основная статья: Этнопсихология

В 90 годы XX века возникает новое направление психологии в рамках народоведения - этнопсихология. По мнению сторонников этой дисциплины это связано с тем, что «начиная с 60-70 гг. нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу [57]».

Данные воззрения вызвали негативную реакцию у видных этнографов и этнологов. Так В.А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, пишет:

Последние фишки неофитов в сфере этнологии - это психологизация этноса и национализма, выросшие из уязвимой романтики С.М. Широкогорова. Этнопсихология, не порвавшая пуповину с этносом,- одно из наваждений, от которого придётся избавляться десятилетиями... Одна из российских этнопсихологов сокрушается... Может быть, страшит то, что критическое отношение к самому феномену этноса как организму со своей этнопсихологией может поставить вопрос хотя бы о более тонком инструментарии этнопсихоанализа (например, необходимость введения при опросе, кроме групп русских и удмуртов, референтной группы лиц смешанной национальности [58])? И тогда вся этнопсихология и " этнические характеры" осыпятся сверху донизу [59].

[править] Выдающиеся исследователи — этнографы

  • Итс, Рудольф Фердинандович
  • Гадло, Александр Вильямович
  • Токарев, Сергей Александрович
  • Бромлей, Юлиан Владимирович
  • Фрэзер, Джеймс Джордж
  • Леви-Стросс, Клод
  • Боас, Франц
  • Малиновский, Бронислав Каспар
  • Миклухо-Маклай, Николай Николаевич
  • Тайлор, Эдуард Бернетт
  • Морган, Льюис
  • Дюркгейм, Эмиль
  • Мид, Маргарет
  • Пропп, Владимир Яковлевич
  • Бенедикт, Рут
  • Гиренко, Николай Михайлович

[править] Литература

  • Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие.- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991
  • Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971
  • Токарев С. А. История русской этнографии. М.: Наука, 1966.
  • Токарев С. А. Истоки этнографической науки. М.: Наука, 1978.
  • Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа, 1978.
  • Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М.: МГУ 1952
  • Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: 1973
  • Пименов В.В. Основы этнографии: программа дисциплины. М.: МГУ 1988.
  • Пименов В.В. Основы этнологии: Учебное пособие. М., МГУ 2007.
  • Этнография. Ю.В. Юромлей, Г.Е. Марков. М, МГУ 1982
  • Громов Г. Г. Методика этнографических экспедиций. — М. 1966.
  • Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука 2003.

[править] См. также

  • Кафедра этнологии МГУ
  • Кафедра этнографии и антропологии СПбГУ
  • Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
  • Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого
  • Российский этнографический музей
  • Мифология
  • Этнология
  • История
  • Антропология

[править] Примечания

↑ Показывать компактно

  1. Коренное население Камчатки — Чукчи. Этнография Камчатки. Камчатский край, Петропавловск-Камчатский — краеведческий сайт о Камчатке
  2. С.А. Токарев. Истоки этнографической науки. М.: 1978 стр.15-1
  3. Там же стр. 33
  4. См. подр.: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей (Перевод и редакция М.М. Покровского) М.: 1948, есть более поздние переиздания
  5. См. подр.: Модестов В. И. Тацит и его сочинения. Историко-литературное исследование. СПб, 1864
  6. С.А. Токарев. Истоки этнографической науки... стр. 39
  7. archive.org
  8. С.А. Токарев. Указ. соч. стр. 47-49
  9. На русском языке вышла как «Миф и обряд в первобытной культуре». Смоленск.: Русич, 2000 — содержит лишь избранные страницы
  10. Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991 стр. 133
  11. С. А. Токарев. История зарубежной этнографии. М.: Наука, 1978
  12. Ratzel F. Anthropogeographie, 2-r Teil, 2-te Auflaqe, 'S. 393 Печ.по:Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., Высшая школа, 1978
  13. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., Высшая школа, 1978, Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991 стр. 136—137
  14. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., Высшая школа, 1978
  15. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение
  16. С. А. Токарев. История зарубежной этнографии. М.: 1978 стр. 211—219
  17. С. А. Токарев. История зарубежной этнографии. М.: 1978, стр. 226—228
  18. Боас Ф. Ум первобытного человека
  19. Малиновский Б. К. Основы этнографии. Варшава, 1946. С. 87. Печатается по: тс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991 стр. 140
  20. Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991 стр. 141
  21. Более подробная критика есть у С. А. Токарева: «Неправдоподобие всей этой концепции Фрейда бросается в глаза. Едва ли нужна даже и критика этого натянутого — попросту фантастического — предположения о сыновьях, съевших своего отца и тут же раскаявшихся. Экстравагантная гипотеза Аткинсона никем из этнографов не разделялась и не разделяется. Фрейд и сам в какой-то мере сознавал маловероятность своего предположения. В конце книги он неожиданно отступает от этой гипотезы и предлагает другую, менее фантастическую: быть может, говорит он, убийства и съедения отца и не было, а было лишь то самое, нам уже знакомое, подавленное желание смерти отца. „…Одних только импульсов, враждебных отцу, существования в фантазии желания убить его и съесть могло быть уже достаточно, чтобы вызвать моральные реакции, создавшие тотем и табу“».С. А. Токарев. История зарубежной этнографии
  22. История зарубежной этнографии. М., Высшая школа, 1978
  23. С. А. Токарев. История русской этнографии. М., Наука, 1966
  24. Кавелин Константин Дмитриевич
  25. Анучин Д. Н. О людях русской науки и культуры. 2-е изд. — М., 1952
  26. Р. Ф. Итс. Введение в этнографию. Л.: ЛГУ 1991 стр. 146
  27. Сейчас снова вернули церкви, все собрания раскиданы по другим музеям, частично утеряны и находятся в плачевном состоянии
  28. Ю. В. Бромлей. Современные проблемы этнографии. М.: 1981 стр.61
  29. Когда возник вопрос, кому написать эти статьи, директор Института востоковедения и главный ученый секретарь Президиума Академии наук СССР С. П. Толстов предлагая написать ту, или иную статью, приходил к выводу, что кроме С. А. Токарева писать некому. До сих пор знаменита фраза: «Сергей Александрович, ну как возьметесь? — Возьмусь, что делать)».
  30. Традиции связующая нить. А. Н. Красников/ С. А. Токарев. Религия в истории народов мира. М.: Республика 2005 г. стр. 7-16
  31. «Не могу же я говорить на лекциях то, что противоречит моим взглядам!»
  32. См. подр.: Валерий Тишков:

С историей и её цехом у антропологов сохранились многочисленные связи(этнологов, этнографов), в том числе содержательные (историческая этнография остаётся основным жанром отечественных исследований), институциональные (ИЭА и Кунсткамера как институты входят в Отделение историко-филологических наук, кафедры существуют в рамках исторических факультетов... и т.д.

Следует отметить, что ИЭА и Кунсткамера, относятся к данным факультетам и отделениям согласно решениям этнографов (этнологов), состоящих в них [1]. Также нельзя не отметить, что именно «раскол в этнографическом сообществе» породил «возникновение суррогатных учебников» - Садохина, Грушевицкой; Тавадова; Стефаненко и др.:

За последнее время появилось много учебников по этнологии других авторов (имеются ввиду не классические академические издания С.А. Токарева, В.Е. Маркова, В.В. Пименова), но они представляют собой или скромное творчество эпигонов советской этнографической школы, или неудачные и поспешные компиляции неофитов-ремесленников, готовых писать учебники по любому предмету, как только он оказывается в учебных планах вузов или школ. Пример первого варианта - учебник Т.В. Мастюгиной и Л.С. Перепёлкина, пример второго - учебник А.П. Садохина и Т.Г. Грушевицкой (неофитов-ремесленников)В.А. Тишков. Реквием по этносу

  1. В.С. Бузин, доцент кафедры этнографии и антропологии СПбГУ в предисловии к своей работе, пишет:

Около двух десятилетий назад в силу определённых изменений...стало проявляться стремление к переименованию в отечественной науке сферы знания, связанного с изучением такого явления, как этнос. Традиционное название «этнография» предлагалось сменить по «западному» образцу, поскольку оно якобы свидетельствовало о нашей отсталости: в то время как мы только описываем («графо»), там изучают («логос»). Эта тенденция получила резонанс, что выразилось в ряде переименований... Между тем сторонники такого переименования не учитывают (или не знают) того, что описание предмета уже представляет его изучение. Научное «графо» уже есть «логос»...Глупо утверждать, что география должна быть низшей ступенью геологии... Традиции отечественной науки не должны подвергаться ломке в угоду сиюминутности (Бузин В.С. От автора // Этнография русских: Учебное пособие / Под ред. В.И. Седых; Л.С. Лаврентьева.. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. — С. 3-5. — 421 с. — ISBN 978-5-288-04812-8)

  1. Парадоксы народоведения. peoples-rights.info. Проверено 05 Октября 2010.
  2. С.А. Токарев. Этнография народов СССР. М., 1958 стр. 3-10
  3. Р.Ф. Итс. Указ.соч. стр.5
  4. Этногафия и этнология в гуманитарном образовании. ahey.narod.ru. Проверено 05 Октября 2010.
  5. В.А. Тишков.Мои инициативы
  6. Там же. См. также Реквием по этносу
  7. История исторического факультета АлтГУ
  8. Кафедра этнографии и музееведения - Омский государственный университет
  9. Кафедра этнографии и антропологии - Исторический факультет СПбГУ - AbNews.ru - агентство бизнес новостей
  10. Прив.по: Племя, народность, нация: Социал.- филос. исслед. / Беркович Наум Арьевич. СПб.: Наука, 2001.
  11. Бромлей Ю. К. К вопросу о сущности этноса // «Советская этнография». 1970 г.
  12. Этнография //Большая советская энциклопедия /Гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. М.: Гос. науч. из-во «БСЭ», 1955. Т. 49. С. 249—255.
  13. Полевая этнография
  14. Громов Г. Методика этнографических экспедиций. — М.: МГУ, 1966 стр.10-12
  15. Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971 стр. 169
  16. Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971 стр. 169—221
  17. Классификация рас (фенотипов)
  18. Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики
  19. Арктическая (или эскимосская) малая раса
  20. Монголоиды (Азиатская раса)
  21. Сибирская раса
  22. Итс Р.Ф. Указ.соч. стр. 93
  23. Кафедра этнографии и антропологии
  24. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология
  25. См. также: Пример В.А. Тишкова с азербайджанским парнем родившемся в Москве, где историк ставит вопрос о его этничности - ведь он не владеет национальным языком, а по культуре и быту не отличается от других московских подростков.
  26. В.А. Тишков. Реквием по этносу. стр. 18-22

[править] Ссылки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.