Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление и оформление карты




 

Что же означает составить карту среднего или мелкого мас­штаба по картам более крупного масштаба? Не значит ли это, что надо просто перерисовать содержание крупномасштабных карт в более мелком масштабе? Или отсканировать картографическое изображение, провести ряд манипуляций на компьютере,связанных с уменьшением изображения, и задача решена.Такое решение было бы, ко­нечно, наиболее простым, если бы оно было правильным и прак­тически осуществимым.

Представим себе, что нам необходимо создать лист карты мас­штаба 1:100000 по имеющимся картам масштаба 1:25000, т. е. составить карту с линейным уменьшением исходного кар­тографического материала в четыре раза. Для этого, в соот­ветствии с разграфкой топографических карт, необходимо подобрать 16 листов карты масштаба

1:25 000 и перенести кар­тографический рисунок, нанесенный на них, всего лишь на один лист, причем размер листа карты увеличится незначительно.

Если на составляемую карту невозможно нанести полное со­держание исходной карты, то составитель вынужден отбирать элементы, подлежащие нанесению, а также производить отбор наиболее важных, существенных объектов местности, то есть,как мы уже знаем, провести картографическую генерализацию.

Чтобы карта не превращалась в случайный набор явлений, фактов, объектов или показателей, картографическая генера­лизация не должна быть результатом субъективного подхода со­ставителя карты. Генерализация должна подчиняться опреде­ленным общим правилам, направленным к тому, чтобы изобра­жение реально существующей местности было наглядным и выразительным применительно к конкретному назначению, масштабу и содержанию карты, а также особенностям карто­графируемой территории.Более подробно вопросы картографической генерализации будут рассмотрены в последующих разделах данного пособия.

Составить карту по традиционной, так называемой «бумажной» технологии - значит нанести на лист бумаги все элементы содержания будущей карты и подписать их названия. Составление тематической карты начинают с нанесения на основу узловых точек картографической сетки в заданной проекции, а также опорных точек, по которым затем будет производится масштабирование и трансформирование изображения исходной карты.

Техника составления долгое время состояла в перерисовке по клеткам всех элементов содержания с исходных картографи­ческих материалов. Для этого на исходном материале и листе бумаги строили сетку взаимно пропорциональных квадратов или прямоугольников, внутри которых содержание карты пере­рисовывали «на глаз». В этом случае проекции источника и проектируемой карты могут быть разными. Точность способа - 0,35-0,4 мм.

Естественно, что этот способ (называемый в литературе гра­фическим) требует больших затрат времени и сил, кроме того, он не всегда обеспечивает правильное изображение местности и необходимую точность.

Графический способ в настоящее время уходит в прошлое. Более распространенным является так называемый фотомеханиче­ский—способ составления по голубым копиям (отпечаткам).

Суть способа состоит в следующем. Картографический ма­териал фотографируют с нужным уменьшением до масштаба составляемой карты. С полученного негатива получают бледно-голубые копии на чертежной бумаге высокого качества. Таким образом, картограф получает для составления не чистый лист бумаги, а лист с изображением всего будущего содержания карты. Но это изображение еще не подверглось отбору и обобщению, его еще не коснулся процесс картографической генерализации, по­этому прообраз будущей карты представляет собой сложный и трудночитаемый чертеж, еще очень далекий от того, каким должна быть составляемая карта.

Бледно-голубой рисунок служит составителю основой, по ко­торой он может сравнительно легко и с большей точностью вы­делить элементы, подлежащие нанесению на карту, и показать их с необходимой для данной карты степенью подробности.

Голубой цвет для копий принят не случайно, так как в про­цессе генерализации не все элементы содержания, имеющиеся на исходном картографическом материале, окажутся нанесен­ными на будущую карту. Следовательно, если какие-либо эле­менты не будут вычерчены (закреплены) тушью на голубой копии, то они не должны появиться на карте, т. е. они должны быть такого цвета, чтобы при последующем фотографировании составленного оригинала действовали на фотографическую пла­стинку таким же образом, как и чистая белая бумага. Таким цветом как раз является голубой.

Изготовленные бледно-голубые копии монтируют на жесткую основу (например, на лист алюминия) и в целях улучшения ка­чества черчения подвергают специальной обработке. Основа с голубым абрисным изображением готова к составлению. В этом случае проекции источника и проектируемой карты должны быть одинаковыми. Точность способа - 0,2 мм.

Кроме перечисленных можно отметить существовавший ранее оптико-механический способ, с использованием оптических проекторов (например, универсальных топографических проекторов УТП-2), когда на подготовленную основу проецируется изображение источника и осуществляется его перенос. В этом случае проекции источника и карты сходны. Точность способа - 0,2 мм.

Далее переносят на основу элементы тематического содержания, которые могут быть перенесены с имеющихся картографических материалов одним из описанных выше способом.

В результате комплекса работ по составлению карты мы получаем так называемый авторский или составительский оригинал карты.

Авторский оригинал (а иногда и несколько его вариантов) изготавливаются в тех случаях, когда создаваемая тематическая карта имеет сложное содержание или изготавливается впервые. Авторский оригинал полностью соответствует будущей карте как по содержанию, так и по оформлению. Авторский оригинал выполняют в условных обозначениях и красках, предусмотренных в издании, в соответствии с указаниями, предложенными в программе карты и на мягкой основе.

Законченный и утвержденный авторский рукописный оригинал является основным картографическим источником для нанесения специального содержания на составительский оригинал без привлечения дополнительных источников. Если составление карты осуществляется фотомеханическим способом, то голубую копию монтируют на жесткую основу (например, лист алюминия) и покрывают специальным составом для улучшения качества черчения, в этом случае элементы географической основы на составительском оригинале вычерчивают в строгом соответствии с программой карты и в соответствующих условных обозначениях: гидрография – зеленым цветом, рельеф – коричневым, остальная контурная нагрузка – черным цветом.

Но на тематических картах, как было сказано выше, помимо элементов географической основы имеются и разнообразные элементы тематического содержания, окрашиваемые цветным фоном. В этих случаях на составительском оригинале фон не окрашивают, а в каждом контуре проставляют голубым цветом цифру или индекс, которые проставляются и в специальной поясняющей таблице условных обозначений.

Составительский оригинал подлежит корректуре, исправлению дефектов и подписывается исполнителем, корректором и редактором карты.

Если содержание будущей карты не сложное, то составительский оригинал не изготавливается, а его функции выполняет авторский оригинал.

Итак, рукописный составительский (или авторский) оригинал получен, и, если бы карта нужна была только в одном экземпляре, то задачу можно было бы считать решенной. Однако карты издаются в сотнях и тысячах тиражных оттисков, поэтому на данной этапе процесс создания карты не заканчивается.

На составительском оригинале площади, как правило, не окрашиваются, а не раскрашенная карта является неполноценной. Кроме того, составительский оригинал изготавливается на жесткой основе и к непосредственному использованию не пригоден.

Мало того, как и любой рукописный материал и составительский и авторский оригиналы несут на себе следы многочисленных дефектов черчения, исправлений и подчисток. Надписи, выполненные от руки, отличаются низким графическим качеством.

Поэтому в издание поступает не составительский, не авторский, а издательский оригинал, т.е. вычерченная только черной тушью высококачественным чистовым черчением или отгравированная на пластике копия с составительского оригинала.

4.3. Подготовка карт к изданию.

Последующие процессы включают изготовление издательских оригиналов, причем их количество, как и число специально изготовленных печатных форм на алюминии, зависит от числа штриховых и фоновых элементов содержания, которые будут впоследствии печататься одной краской, например рельеф - коричневой; гидрография – синей; условные знаки – черной и т.д. Следовательно, чтобы отпечатать карту, необходимо изготовить столько печатных форм, сколько на карте имеется штриховых и фоновых элементов, печатающихся различными красками. С готовых печатных форм делают пробные оттиски, которые носят название штриховой пробы и служат для контроля качества издательских оригиналов.

Оттиск штриховой пробы раскрашивается вручную так, как по своей фоновой окраске должна выглядеть создаваемая карта. Такой оттиск называется красочным оригиналом и служит для определения числа печатных форм фоновых элементов при издании.

Процесс подготовки карты к изданию заканчивается получением красочной пробы - оттиска карты, полученного со всех изготовленных печатных форм в тех цветах, которые предусмотрены программой карты. Это, по сути, полностью готовая карта, только не прошедшая процесса корректуры и исправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.