Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комиссарова Т. С




Т.С. Комиссарова

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

Картография с основами топографии

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших педагогических

учебных заведений, обучающихся

по географическим и естественно-научным

специальностям

Москва

«Просвещение»

 


УДК 528 ББК 26.17 К63

Рецензенты: кафедра инженерной мелиорации и охраны окружающей среды Санкт-Петербургского Технического уни­верситета;

A. М. Берлянт — доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой картографии и геоинформатики МГУ;

B. Н. Кирюшкин — кандидат географических наук, доцент ка­федры географии и геологии РГПУ им. А. И. Герцена

К63 Картография с основами топографии: Учеб. для студентов

высших пед. учеб. заведений, обучающихся по геогр. и есте-ственно-научн. спец./Т. С. Комиссарова.— М.: Просвещение, 2001.-181 с: ил., карт.- ISBN 5-09-009848-4.

В учебнике рассматриваются вопросы традиционной и современной кар­тографии с основами топографии. Большое внимание уделено значению кар­тографических знаний, картографическому методу исследования, использова­нию карт как в исследовательской, так и в преподавательской работе, показаны методологическая роль картографии, ее практическое значение для формирования картографического мышления.

Помимо студентов, учебник может быть полезен учителям географии при подготовке к урокам, на которых изучаются соответствующие темы школьной программы.

--,. УДК 528

\ ' ББК 26.17

"sl ' © Издательство «Просвещение», 2001

j © Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2001 - Все права защищены

ISBN 5-09-009848-4


Предисловие

Вы открыли учебник, который называется «Картография с ос-, новами топографии». Судя по названию, это учебник о картах, о том, как с ними работать, как ими пользоваться. А нужны ли нам карты сегодня?

Картографическую информацию мы получаем ежедневно, начи­ная с карты погоды на экране телевизора. Карта — графический специальный язык географии, и феномен картографии в том, что эта древняя наука вечно молода. Молодость ее можно объяснить тем, что каждое поколение людей, нуждаясь в картах и географо-картографических знаниях, постоянно их совершенствует. Тому спо­собствует развитие техники и технологий. Именно с помощью кар­ты «останавливают» люди мгновение и современники узнают о событиях далекого прошлого, о границах суши и моря, о положе­нии русел рек, береговой линии озер, границах государств, о на­званиях различных объектов, так как карта сохраняет язык ее со­здателей. Язык же карты вырабатывается человечеством в процессе развития культуры.

Некоторые из картографических произведений являются шеде­врами и как произведения искусства. Имена Микеланджело, Дюре­ра связаны с созданием и оформлением карт. Известно, что мно­гие картографы — тончайшие графики, художники.

В наше время перехода от центрально-планируемой экономики к рыночной соответственно происходит децентрализация государст­венного управления и развитие самоуправления, существенным об­разом меняется информационная база управления социальным и экономическим развитием на всех уровнях. В информационном обеспечении этого управления пространственно распределенная графическая информация, особенно в виде тематических карт сред­него и крупного масштаба, начинает занимать ведущее место.

Указанные особенности картографии помогают оценить ее не­обходимость для полноценного системного географического и есте­ственно-научного образования, для умения принять грамотное уп­равленческое решение.

Цель курса «Картография с основами топографии» заключает­ся в том, чтобы в процессе усвоения предмета сформировать пред­ставление о специфическом графическом языке наук о Земле, об образах территории и явлениях, смоделированных и изучаемых в виде геоизображений, об открытиях, которые можно сделать по карте, обрабатывая информацию количественного и качественного характера.

Карта своеобразный документ общения, появившийся, веро­ятно, раньше письменности. Знание истории картографии представ­ляет собой аспект гуманизации знаний о Земле, ибо в основе по­нимания природы пространственных представлений лежат мотивы культуры и науки.

Знание языка карты, умение работать с геоизображениями как с графическими моделями, передающими территориальные законо­мерности отображаемых на карте явлений, достигаются при усло­вии картографической грамотности. Прикладное значение подобных знаний очевидно, так как карты — носители пространственно орга­низованной информации и средство обучения.


ТЕМА 1. КАРТОГРАФИЯ:

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель темы. Получить представление о триаде картография — геодезия — топография. Раскрыть сущность каждой науки: предмет исследования, связь с другими науками, практическое значение. Иметь представление о географическом пространстве и территории и их графическом образном изображении. Представлять научную и практическую значимость картографических знаний.

План изучения

1. Картография, сущность и предмет науки.

2. Геодезия. Топография.

3. Связь геодезии, топографии, картографии между собой, с гео­графическими и другими науками.

4. Представление о географическом пространстве и картогра­фия. Феномен графического образа.

5. Значение картографических знаний в науке и практике.

Демонстрационные и наглядные пособия: карта ми­ра, карта государства, план города, топографическая учебная кар­та, глобус, космический снимок Земли, репродукция старинной карты.

Картография — древняя и всегда молодая наука, имеющая соб­ственный предмет исследования: отображение и исследование про­странственного положения и взаимосвязей явлений природы и об­щества посредством их картографического изображения, путем создания и использования карт в научной и практической деятель­ности. На картах изображаются наши знания о самых разнообраз­ных явлениях, имеющих территориальное распространение.

Наши современные познания о Земле сложились постепенно. Развитие картографии шло вместе с общим развитием человечест­ва, а современный период неразрывно связан с историей прошлых веков. Карты — продукт человеческой культуры, они отражают уровень представлений об окружающем мире, развития науки и техники, хранят язык своей эпохи.

Ныне человечество увидело Землю из космоса и представляет ее теперь не как бескрайнюю и необъятную арену жизни, а как не­большую голубую планету, которую надо знать и беречь, «хорошо содержать», чтобы продолжать жить в гармонии с природой.

Общепринятое определение картографии, переходящее из одно­го учебника в другой, следующее: «Картография — наука о геогра­фических картах, включающая в свои задачи всестороннее изуче­ние географических карт, а также разработку методов и процессов их создания и использования»1.

Как любая сложная система знаний картография состоит из не­скольких разделов:

картоведение, которое изучает все виды карт, способы их исполь­зования, методологические и теоретические основы работы с ними;

математическая картография, которая занимается теорией про­екций, математическими элементами карт;

составление и редактирование карт, которые разрабатывают методы составления оригиналов карт, занимаются вопросами науч­но-технического руководства этапами подготовки составительских оригиналов;

оформление карт, которое изучает изобразительные средства, используемые при создании карт в законченном виде, подготовке их к изданию;

издание карт, которое разрабатывает полиграфические способы для передачи содержания карт, процессы воспроизведения и печа­тания тиражей карт.

Знакомство со структурой картографии объясняет, почему в го­сударственном стандарте терминов под картографией понимается «область науки, техники, производства, охватывающая изучение, создание и использование картографических произведений».

Такое определение согласуется с традиционным пониманием картографии как науки о картах, о методах их создания и исполь­зования. Однако оно определяет картографию на уровне исполни-тельско-технических действий, направленных на создание карты. Вряд ли можно полностью согласиться с таким определением кар­тографии как науки, поскольку оно явно неполное: действительно, получается, что картография изучает самое себя, т. е. карту, кото­рую она и создает.

Опираясь на философскую категорию пространства — времени, А. Ф. Асланикашвили2 разработал логико-методологическую систе­му картографии и уточнил представление о предмете этой науки.

Разумеется, существуют различные представления о сущности и задачах картографии. В них отражается ход научно-технического прогресса, внутреннее совершенствование науки и проблемы, воз­никающие вновь в этой области.

Картография — наука об отображении и исследовании явлений природы и общества посредством картографического изображения «как пространственных образно-знаковых моделей». Такое опреде­ление науки дает К. А. Салищев.

1 БСЭ.— 2-е-изд.— Т. П.— С. 278.

2АсланикашвилиА. Ф. Метакартография: основные проблемы.— Тбили­си, 1974.

Сходное с этим определение дает Н. К. Мукитанов: картогра­фия — наука об отражении и исследовании пространственных вза­имосвязей географических систем посредством их картографичес­кого моделирования.

Современная картография — это познавательная наука, иссле­дующая посредством карт пространственное размещение явлений природы и общества, их связи и динамику.

Обобщая сказанное, дадим окончательное определение:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.