Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ландшафтное искусство эпохи капитализма




Япония

Китай

ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ПЕЙЗАЖНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Создавший единственные в России памятники рококо.

 

Регулярные сады Москвы

Кусково. Родовое поместье графов Шереметевых – Кусково находится в 10 км от центра Москвы. В 1743 г. здесь началось строительство ансамбля, которое продолжалось 30 лет.

Композиционным центром является дворец, расположенный на берегу обширного пруда с искусственным островом. Форма парка близка к квадрату, его пространство имеет трехчастное членение. Водные устройства не только украшали парк, но и были необходимы для осушения территории.

Архангельское. Строительство ансамбля развернулось 1780 – 90-е годы в период пейзажного стилевого направления. Однако парк имеет регулярную планировку. Назвать этот ансамбль переходным (подобно Ораниенбауму) нельзя, в нем органично слились архитектура, парк и природный ландшафт. Архангельское завершает этап развития русского регулярного паркостроения уже в период расцвета пейзажных парков.

 

Сады и парки Дальнего Востока принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией. Они относятся к пейзажному стилевому

направлению, где подчеркивается красота естественной природы.

 

Корни развития садово-паркового искусства Китая уходят в XII в. до н.э. В старых китайских парках стремились воспроизвести наиболее выразительные пейзажи этой страны: холмы вулканического происхождения, многочисленные озера и реки. Характерной чертой был глубокий символизм как отображение религиозных учений. В искусстве паркостроения Китая выделяются два главных направления: создание крупных императорских парков и небольших садов, расположенных при жилищах. Для украшения интерьера широко применяли карликовые деревья.

Китайские парковые пейзажи подразделялись на три типа:

- устрашающий (с драматическим содержанием);

- смеющийся (жизнерадостный, переполненный контрастами);

- идиллический(романтический, навевающий легкую грусть).

Создание различных типов пейзажей было возможно благодаря большому разнообразию композиционных приемов, умелому использованию законов воздушной перспективы и эффектов, сопровождающих смену года.

Элементы китайского сада.

Вода – обязательный компонент каждого китайского сада. Водоемы покрывали значительную часть территории (30-70%). Включение в композицию водных пространств требовало строительства каменных и деревянных мостов различных размеров. Живописные по цвету и изящные по архитектуре павильоны (иногда связанные крытыми галереями в единый комплекс) – излюбленный мотив в оформлении садов и парков Китая. Парковые участки визуально соединялись с помощью проемов в каменных стенах, так называемых проникающих окон.

Основные принципыкитайского садово-парковогоискусства:

- действовать в зависимости от местных условий;

- максимально использовать окружающую природу;

- отделять главное от второстепенного;

- использовать контрасты;

- в малом добиваться большого;

- учитывать гармонию пропорций;

- использовать постепенное раскрытие видов;

- учитывать время восприятия пейзажей.

Характерные особенности садово-паркового строительства Китая:

- обилие водных поверхностей;

- большое количество и продуманное размещение малых форм;

- активное использование камней;

- тщательный подбор растительности для создания продуманного пейзажа.

Ниже приведены примеры китайских парков.

Парк Ихэюань (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов площадью около 400 га при Летнем императорском дворце в 10км от Пекина. Начало его создания относится к XIV в. Сложная планировка парка Ихэюань сочетала в себе все типичные особенности ландшафтов и основные приемы паркового искусства Китая. Парк неоднократно подвергался разрушению и

вновь восстанавливался. В настоящее время он занимает площадь 270 га.

Парк Бэйхай ("Северное море") в центре Пекина. Из 104 га площади 54 га занимают озера. Этот парк при Зимнем дворце создан в старых традициях китайского садово-паркового искусства.

Садово-парковое искусство Японии не имеет столь давних традиций, как в Китае. Во времена проникновения буддизма в Японию (VI в.) многое было заимствовано у китайских строителей парков, но по духу японские сады отличаются от китайских. Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все ее разнообразие на незначительной площади сада. Японский сад развивался, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды:

- VI-VIII вв. – период, характеризуемый влиянием китайской культуры.

- IX-XII вв. – сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений, так и для созерцания, размышления и отдыха.

- XIII-начало XIV вв. – распространяются секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

- XIV-XVI вв. – период сближения II и III направлений и новым расцветом культуры. Это период садового искусства Японии считается классическим.

Сады последних двух периодов опирались на положение дзен-буддизма, согласно которому красота природы – одна из форм постижения истины. Сады должны были располагать к созерцанию с определенных мест – террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута. Основным композиционным принципом было создание гармонического равновесия всех элементов сада. Его можно сформулировать как отрицание равенства.

Японские мастера XVIII в. выделяли следующие типы садов:

- по характеру рельефа – плоский и холмистый;

- по сложности композиционного построения – син, гё, со.

- по основному компоненту – сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей.

Компоненты японского сада

Камни являются основой каждой композиции, их подбирают по форме, цвету, структуре, из них образуют группы. Вода присутствует в форме водоема, изображает спокойную реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом является водопад. В сухих садах вода изображается галькой и песком. Старинный японский сад не знал газона. Плотно утрамбованную землю часто покрывали песком и украшали бороздками, иногда в виде сложных

узоров. Для ходьбы использовали плоские камни, образующие дорожку. Деревья и кустарники подбирали по контрастности расцветки, отдавая предпочтение вечнозеленым. Японцы любили сакуру и персиковые деревья за их красоту во время цветения, клен – за красочность осенней листвы. Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Главное архитектурное сооружение располагалось в центре сада.

В японском саду особо ценится налет времени – мхи и лишайники на камне, блеклость тонов и окисленные металлы. В композиционном и цветовом решении сад рассчитан на статическое восприятие, его пространство построено по канонам живописи.

Характерной чертой японского сада является символизм, тесно связанный с образной трактовкой природы. Художественная задача сада – показать природу, нетронутую человеком, однако не скрывается, что эта задача решается мастерством человека.

В Японии сложились следующие типы садово-парковых объектов:

- светские сады при дворцах и монастырях;

- сады при монастырях;

- в XIV в. появляется новый вид сада – сад чайной церемонии. Церемонии проводились в небольших садах, имевших чайные павильоны. Назначение сада – способствовать сосредоточению и самоуглублению. Его основные элементы – каменная тропинка, водоем, колодец, каменный фонарь;

- устройство садов на небольшой территории отточило искусство выращивания карликовых деревьев – бонзай. С помощью специального режима выращивали деревья и кустарники нужного размера и формы, с определенным оттенком листьев. Деревья, скалы и камни, модели дворцов и храмов – все могло уместиться на блюде и украсить интерьер;

- в Японии шесть столетий совершенствуется искусство создания художественных композиций из цветов – икебана. Этот термин можно определить так: «сохранение цветов во второй жизни». Основу композиции составляют сочетание линий и контраст красок.

Лучшим произведением садово-паркового искусства, возникшего под влиянием идей секты дзен, является «Сад камней» при монастыре Рёандзи в Киото (к. XV – н. XV вв.). Площадь сада – 219 м2 (23х9 м). Создателем считается монах-художник Соами.

 

Европейский романтизм и классицизм (XVIII – нач. XX в.)

Пейзажные парки Европы XVIII – нач. XIX в

Утверждение капитализма в конце XVIII в. повлекло изменения в области материальной и духовной культуры. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе оказали решающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте. В садово-парковом искусстве появилась тенденция отхода от регулярных композиций и перехода к новому пейзажному стилевому направлению. Его главной чертой было воспроизведение красоты естественного ландшафта. Существенное влияние на формирование пейзажного стилевого направления Европы оказали китайские сады. Воспроизведенные в натуре естественные пейзажи первоначально были стилизованы под Китай.

Идея создания пейзажных парков получила наиболее яркое выражение в Англии, поэтому их иногда называют английскими. В 1740 – 1770-е гг. происходит становления пейзажного парка.

Формируются новые приемы обработки природных компонентов:

- вместо террас появляются холмы;

- вместо фонтанов и водных партеров – ручьи и пруды;

- боскеты заменяются рощами и древесными группами;

- партеры сменяют лужайки;

- трассировка дорог еще нарочита, рисунок их измельчен.

Наиболее характерной чертой пейзажных парков является живописность,

картинность. Маршрут приобретает важнейшее значение. Парки XVIII в. тесно связан с романтизмом – художественным направлением того времени, поэтому его часто называют романтическим. Парк насыщен романтическими руинами, надгробиями, мавзолеями. Тема возврата к сельской жизни выражена пасторальными мотивами сельских хижин, мельниц, молочен. В память о героических подвигах устанавливались колонны, обелиски. Возводились павильоны в античном, китайском, турецком и др. стилях. Пейзаж передавал меланхолическое настроение или идиллический покой. Он строился на контрастной смене впечатлений.

В XIX в. парковые приемы развиваются в сторону упрощения форм:

- дороги приобретают плавные изгибы, их рисунок становится спокойнее;

- пейзажи строятся без романтических сооружений;

- поляны часто имеют большие размеры и играют роль самостоятельных композиционных узлов;

- древесные группы трактуются как монументальные объемы;

- картинность остается.

В насаждения парка активно включаются экзоты – как результат декоративного садоводства, селекции и интродукции. Вторжение новых форм и красок иногда разрушает стилевое единство. Таким образом, садовое искусство XIX в. отразило противоречия времени.

Характерные черты пейзажного стилевого направления

Европы XVIII - нач. XIX вв.:

- новая трактовка природы и использование естественного ландшафта;

- постепенная эволюция направления и развитие своих стилей;

- сохранение регулярных элементов у дома и в отдельных узлах парка;

- использование приемов пейзажной живописи как метода построения;

- расширение функций ландшафтного искусства, направленных на

эстетическое формирование обширных сельскохозяйственных ландшафтов.

В числе первых ландшафтных европейских парков появился парк Стоу,

находящийся в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями – 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный архитектором Дж. Ванбергом. В 1717 г. его перестраивает архитектор Ч. Бриджмен, а в 1738 г. – У. Кент и Л. Браун.

Во второй половине XVIII в. пейзажные романтические парки создаются и в других странах Европы: Малый Трианон, Эрминонвиль – во Франции;

Верлиц, Мюскау – в Германии и др.

 

Ландшафтное искусство Европы II пол. XIX – нач. XX в.

Формирование и утверждение империализма сопровождалось развитием техники, промышленности и, в то же время – упадком архитектуры. КонецXIX - начало XX вв. – период огромного по масштабу инженерного переустройства городов. С ростом городов проявились и их негативные стороны – увеличивающаяся плотность застройки, промышленные загрязнения, разрыв с природным окружением. Это привело к необходимости создания озелененных территорий.

Ярким примером включения озелененных территорий в город явилась реконструкция Парижа, проведенная префектом Османом в 1852-1871 гг. В городах начинает расширяться сеть озелененных улиц, появляются бульвары, скверы, общественные парки, места загородного отдыха.

Озеленение улиц этого периода было тесно связано с устройством бульваров. Бульвары создавались на местах бывших укреплений. Одним из первых был бульвар в Париже, созданный в 1670 г. архитектором Вобаном на месте снесенных валов. В XIX в. бульвары появляются во многих европейских городах и становятся неотъемлемой частью городского озеленения и оживленным местом отдыха горожан. Бульвары того времени представляли собой оживленные магистрали, обсаженные деревьями. Монотонность нарушалась введением акцентов: цветников, скульптур, водных устройств и малых архитектурных форм. Они стали прообразом улиц современного города.

Скверы. Первые скверы появились еще в XVII в. в Лондоне и рассматривались как замкнутая территория для отдыха, расположенная внутри жилой застройки. Эту функцию скверы сохраняли на всем протяжении XIX в. В дальнейшем функции сквера расширяются – он предназначается не только для кратковременного пребывания людей, но и для художественного оформления архитектурных ансамблей. Сквер активно включается в структуру города, формируя его облик.

Общественные садыи парки появились в начале XIX в. К началу ХХ в. в Европе и Америке были созданы парки, ставшие не только памятниками садово-паркового искусства, но и местами отдыха, которые активно используются и в наши дни: Сефтон парк в Ливерпуле (арх. Э.Андре, 1867 г., площадь 156 га); Бют-Шомон в Париже (арх. Э. Андре Альфан и Барилье Дешан, 1864-1867 гг, площадь 25 га); Центральный парк в Нью-Йорке (арх. Л.Олмстед, 1857 г., площадь 300 га).

При всем разнообразии они имеют ряд характерных черт:

- свободная сетка плана;

- многофункциональность;

- функциональное зонирование территории;

- использование полян в декоративных целях и для отдыха;

- сочетание криволинейных дорог с прямыми деловыми дорогами;

- введение кольцевых периметральных маршрутов;

- расположение насаждений в основном по периметру парка;

- упрощение пространственных композиций;

- цветочное оформление парка носит формальный характер;

- введение большого количества экзотических видов, новых форм и сортов;

- создание внутренних садов – ботанических садов и моносадов.

Стремление к натурализации с одновременным введением формализованных цветников и бессистемным включением экзотов, лишающих парки единства художественного образа, характеризует упадок садово-паркового искусства.

Градостроительные концепции Европы конца XVIII – нач. XX вв.

В конце XVIII появилось много градостроительных утопий, развивавших идеи основоположника утопического социализма Томаса Мора. Среди них особое место занимают работы классиков утопического социализма Фурье, Оуэна и Сен-Симона.

В начале XIX в. были разработаны проекты идеальных городов-садов. По мнению Э. Хоуарда, в таком городе-саде соединяются положительные качества города и деревни. Он должен иметь форму круга диаметром 22 км. В центре города – общественный парк с главными зданиями и площадь-цветник с шестью расходящимися по радиусам бульварами шириной 125 м. Идея Хоуарда встретила поддержку различных слоев населения Англии.

В период с 1903 – по 1914 гг. было организовано строительство первого города-сада в 55 км от Лондона под названием Лечворс. Архитекторы Р.Эквин и Б. Паркер создали благоприятные для горожан условия жизни, однако

социальные идеи остались утопией.

 

Русский классицизм (XIX в.)

Во второй половине XVIII - начале XIX вв. в России развивается новое направление в архитектуре – русский классицизм. Новые эстетические позиции находят свое выражение в формировании пейзажных парков. Старые регулярные парки перестают стричь. Элементы регулярных садов украшают лишь небольшие по площади парадные части пейзажных парков царских загородных резиденций. Пейзажные приемы стали основой для формирования романтических. В их эволюции прослеживается много общих черт с европейскими парками.

Особенности русского паркостроенияXIX в.:

- крупномасштабность в решении пространства подчинена природе региона и отражает ее характерные черты;

- введение экзотов на отдельных территориях;

- цветочное оформление характеризуется орнаментальными клумбами и

пестрыми композициями, тяготеющими к дворцу или парковым постройкам.

Александровский сад (пейзажная часть) в Царском селе (сейчас – г. Пушкин)расположен в пригороде С.-Петербурга,. Он занимает площадь 109,6 га. Имеет сложную систему прудов и протоков, знаменит обилием архитектурных сооружений, построенных в различных стилях, богат разнообразными пейзажными картинами. Центральное место в композиции парка занимает район Большого пруда.

Этапы формирования пейзажной части парка:

- 1760-1770е гг. – арх. А. Ринальди, В. Неелов, Ю. Фельтен;

- 1780-1790е гг. – арх. Ч. Камерон, Д. Кваренги, И. Неелов;

- 1810-1820е гг. – арх. Л. Руска, В. Стасов;

 

Гатчина. Дворцово-парковый ансамбль расположен в 45 км от С.-Петербурга. Ансамбль состоит из 3х парков, последовательно расположенных и объединенных одной водной системой. Белое озеро – главный композиционный узел (площадь 30 га, протяженность 1500 м), а дворец – архитектурная доминанта. История его развития включает три периода:

- 1766-1781гг – владения графа Орлова. Арх. А. Ринальди.

- 1783-1801гг – владение Павла I. Арх. В. Бренна.

- 1844-1857гг – арх. Р. Кузьмин.

Павловский парк. Ансамбль парка (543 га) складывается с конца 1770-х до конца 1820-х гг. Парк состоит из 6 районов, каждый из которых характеризуется своим индивидуальным обликом, однако все они подчинены общей художественной идее – созданию образа северной русской природы.

В истории парка можно выделить три периода:

- 1779-1785 гг. – заложена планировочная структура – арх. Ч.Камерон.

- 1786-1800 гг. – парк приобретает все более парадный вид – арх. В.Бренна.

- 1803-1820 гг. – завершение ансамбля – художник П. Гонзаго, арх. Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, Т. де Томон.

Царицино – один из наиболее интересных подмосковных ансамблей, бывшая загородная резиденция Екатерины II с пейзажным романтическим парком. Время строительства можно разделить на два периода:

- 1776-1785гг – арх. В.Баженов создает ансамбль.

- 1790-1793гг – арх. Казаков перестраивает дворец.

Дворцово-парковый ансамбль остался незавершенным.

Софиевка. Ансамбль расположен в г.Умани, ранее принадлежал крупнейшему феодалу конца ХVIII в. Ф. Потоцкому. Площадь – 127 га, со зверинцем – 500 га. Парк состоит из 5 участков, в нем никогда не было дворца. Композиционная ось определялась руслом р. Каменки. В истории создания парка Софиевка можно выделить два основных периода:

- 1796-1800 гг. – в этот период работали садовник Заремба и инженер Метцель. За эти годы в целом сложился облик парка.

- 1859-1859 гг. – работали архитектор Макутин и академик архитектуры А. Штакеншнейдер, создавшие основные сооружения и завершившие ансамбль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.