Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование адекватного образа мира




Другой особенностью системы, повышающей качество межличностных отношений, является способность членов общности адекватно воспринимать окружающий мир и формировать на этой основе реалистичную картину собственных поступков и действительности в целом.

 

Естественно, важную роль здесь играет способ коммуникации, принятый в данной семье, группе или учреждении, то, насколько он позволяет членам общности располагать полной и неискаженной информацией. Но этого еще недостаточно. Люди могут, например, прекрасно понимать друг друга, но пользоваться при этом информацией, неверно отражающей реальность. Ведь хорошо известно, как часто, общаясь друг с другом, люди строят свои суждения о мире на основе слухов, предубеждений, допущений и просто фантазий. Часто случается, что в рамках данной общности бытует свой специфический образ различных людей и событий, не имеющий ничего общего с реальностью.

 

Например, для малых групп характерна тенденция к унификации и уподоблению взглядов всех членов, поэтому на кого-то может оказываться весьма сильное давление со стороны остальных членов группы, если он мыслит не так, как они. В такой ситуации однажды сформированное и не обязательно точное представление о каком-то факте может надолго стать доминирующим в данной группе. Если какие-то конкретные люди попытаются изменить это представление или сделать его более реалистичным, они столкнутся с внушительным отпором. Но ведь известно, что картина мира, способ его отражения, понимания и оценки являются основой деятельности людей. Поэтому очень важно, чтобы их взаимоотношения в рамках общности и их поступки за ее пределами строились на прочном фундаменте.

 

Часто это дается нелегко, требует усилий и готовности идти на определенный риск, связанный с любыми переменами, в частности с необходимостью подчинить образ мира актуально существующей действительности. Действительность, как внутренняя, так и внешняя по отношению к данной системе, постоянно изменяется, и способность видеть эти перемены является условием, позволяющим "поспевать за жизнью", строить ее в соответствии со своими желаниями.

 

В системах, главной целью которых является, например, производство некоторого продукта, способность адекватно отражать действительность необходима для решения вполне конкретных задач. Если не удастся точно оценить потребности рынка, товары будут залеживаться в магазинах, если не удастся правильно определить возможности доставки материалов, необходимых для производства, могут наступить перебои в поступлении материалов, если перед началом выпуска продукции не обратить внимание на то, что станки устарели, а рабочие не обладают достаточной квалификацией, задание не будет выполнено. Результаты такого неадекватного отражения действительности проявятся не только в ухудшении межличностных отношений, но прежде всего в последствиях экономического характера. Эти последствия послужат сигналом, что "что-то не в порядке". Подобные вполне однозначные сигналы заставляют людей искать причины неполадок и изменять способы отражения реальности.

 

Гораздо хуже обстоит дело в ситуациях, когда отсутствуют какие-то явные и однозначные признаки изъянов в образе и оценке мира. Группа людей, изолированная от окружающих и старающаяся избегать активных контактов, может в течение длительного времени считать, что все вокруг относятся к ним враждебно и пытаются использовать их в своих интересах. Это убеждение будет тем сильнее, чем привычнее им вести себя в соответствии с подобным образом реальности, а любые возникающие у них переживания бессмысленности существования, неудовлетворенности жизнью и пр. будут лишь подтверждать, что мир таков, каким он им представляется. И даже если члены такой группы, обмениваясь подобными суждениями, в определенной степени будут поддерживать друг друга и чувствовать некоторое удовлетворение от этого, они не смогут по-настоящему исправить свои жизненные ситуации. Более того, такое единство может помешать им предпринять какие-то конструктивные шаги, чтобы изменить свое положение в жизни.

Эта проблема приобретает особое значение, когда сталкиваются члены разных групп, в какой-то мере изолированных друг от друга. Типичным примером подобной ситуации могут быть школа и взаимоотношения учителей и учеников. Очень часто в обеих группах существуют укоренившиеся представления и суждения относительно друг друга. Иногда, правда, эти суждения слегка изменяются под влиянием каких-то важных событий. Однако и в таких случаях всегда в конце концов можно сказать, что "исключение подтверждает правило", и вернуться к прежним представлениям. Часто такие устойчивые и неизменные суждения о членах другой группы подчеркивают различия и барьеры между ними и отдаляют людей друг от друга.

Убежденность в том, что "они все такие", мешает правильно воспринимать конкретных людей, видеть их индивидуальные особенности. Ярлыки, которыми мы награждаем других, мешают нам их понимать. Подобные ситуации могут быть следствием чрезмерной привязанности к какой-то группе, уверенности в том, что "мы все такие". Если мы хотим сформировать у себя адекватный образ реальности, нужно постоянно работать над этим, приобрести навык, время от времени проверять, действительно ли мир таков, каким мы его себе представляем. Нередко так случается, что только некоторые члены целого сообщества озабочены сбором и обработкой информации об окружающем мире. В таких случаях очень важно, чтобы остальные члены системы могли контролировать этот процесс и принимать участие в совместной выработке картины мира, а не передавали, пусть даже из самых лучших побуждений, "монопольное право" на добывание истины отдельным личностям.

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ

Люди отличаются друг от друга по способу взаимоотношений с окружающими. Можно выделить присущие каждому конкретному человеку определенные повторяющиеся стереотипы поведения и характерный для него способ установления отношений. Однако человек не всегда может придерживаться без каких-либо ограничений того стиля, к которому привык и который ему подходит. Устойчивость и жесткость некоторых навыков подчас затрудняет контакты с людьми. Эти навыки и привычки укореняются в человеке под влиянием прошлого опыта и проявляются в стереотипах мышления, восприятия и поведения. Сформированные в прошлом, они становятся частью личности и "всплывают" в актуальных ситуациях, "требуя", чтобы индивид воспользовался ими. Человек ощущает их как некоторую внутреннюю потребность.

 

Типичные схемы поведения в ситуациях межличностных контактов можно определить как ориентацию на людей, от людей, против людей, стремление занять позицию над людьми или под ними. Другими словами, имеется в виду готовность сближаться с людьми, избегать их, бороться с ними, доминировать над ними или подчиняться им. Анализ того, какие индивидуальные схемы поведения проявляются в контактах с теми или иными людьми, позволяет более полно охарактеризовать состояние этих контактов. Хорошим подспорьем для этого может стать одна из возможных типологий стилей отношений с другими людьми, приводимая ниже. Автором ее является известный психолог Уильям Шутц, который многие годы занимался изучением межличностных отношений и разработкой психологических средств воздействия на отношения с целью усовершенствования форм совместного существования людей. Предлагаю вам познакомиться с основными положениями этой типологии.

Хотелось бы начать изложение концепции Шутца с утверждения, что люди нуждаются друг в друге. Эта потребность настолько значима, настолько глубоко укоренилась во всей нашей жизни, что большая часть того, что было когда-либо написано о человеке, на самом деле так или иначе связана с этим фактом – нужде людей друг в друге.

 

Существует очень много разнообразных определений этой потребности и еще больше способов ее удовлетворения. Каждый из нас, внимательно посмотрев на себя или на других, может увидеть, что люди различаются, например, по тому, насколько охотно они проводят время в компании. Различаясь по степени готовности и желания проводить время с другими, люди могут иметь большую или меньшую потребность привязываться к окружающим.

 

Мы можем отличаться друг от друга и по готовности и стремлению влиять на других, а также на ситуации межличностного общения. Одни с большей легкостью контролируют свои отношения с окружающими и влияют на них, другим это удается хуже.

 

Еще один момент, на который следует обратить внимание при глубинном анализе индивидуальных различий, – это то, какой эмоциональный климат наиболее характерен для ситуаций общения данного конкретного человека с другими людьми. Одни предпочитают отношения, связанные с очень интенсивными переживаниями, "горячими" страстями, другие лучше чувствуют себя в более "прохладной" атмосфере, когда переживания не столь сильны, а эмоциональная вовлеченность слабее.

 

Итак, три основных вида индивидуальных потребностей и желаний, связанных с разными формами межличностных отношений, это:

  • потребность в близости (привязанности) к людям,
  • потребность влиять на людей,
  • потребность в эмоциональной вовлеченности.

 

Каждому из нас свойственны индивидуальные и специфические для каждого вида потребностей модели поведения. Совокупность этих моделей Шутц в своей книге называет основной установкой личности в межличностных отношениях.* Такая установка характеризует наиболее устойчивые и привычные для данного индивида формы поведения. Естественно, что в повседневной жизни трудно полностью реализовать подобные модели и ожидания, поскольку разным людям свойственны разные стили поведения.

* По-видимому, имеется в виду работа Шутца: Schutz William С. FIRO (Fundamental Interpersonal Relations Orientation). A three-dimensional theory of interpersonal behaviour. N.Y., Holt., 1960. – Прим. ред.

Каждый человек старается, часто неосознанно, вести себя в соответствии со своей индивидуальной установкой, а то, что происходит между людьми, по существу является результатом согласования разнородных стремлений. Ведь нередко характер поведения человека в межличностных отношениях отличается от его индивидуального стиля или модели. Кто-то значительно чаще, чем ему бы хотелось, оказывается в одиночестве. Другой имеет чересчур незначительное влияние на поступки других. Третий слишком мучительно переживает эмоциональную холодность, сложившуюся в той среде, где он живет. Бывает, что в отношениях двух или более людей возникают недоразумения и конфликты из-за того, что для этих людей характерны разные модели "привязанности", "влияния" и "эмоциональной вовлеченности ".

 

То, что такие различия существуют, – факт совершенно обычный в повседневной жизни, и если люди стремятся к улучшению своих взаимоотношений, они должны научиться успешно разрешать проблемы, возникающие в связи с этими различиями. Часто источники таких проблем как бы скрыты за видимым поведением и реакциями. Чтобы успешно справляться с каждодневными проблемами, нужно уметь видеть их глубинный, скрытый смысл, понимать внутренние потребности людей, определяющие их стиль взаимоотношений с окружающими.

 

Можно выделить в плане анализа два аспекта этих потребностей. Один из них связан с рассмотрением позиции "Я" – по отношению к другим, то есть того, что наиболее характерно для данного человека в его поведении с другими, что хотелось бы ему делать по отношению к ним.

 

Второй аспект: другие – по отношению ко мне; он характеризует то, чего данному субъекту хотелось бы от окружающих, и то, что соответствует его желаниям.

 

Таким образом, каждый из трех видов потребностей может быть рассмотрен с точки зрения того, что индивид хотел бы делать по отношению к другим, что бы он хотел "давать", и с точки зрения ожиданий индивида от других, то есть того, что он хотел бы "получать".

 

Описывая каждую из потребностей, мы будем пользоваться примерами несколько гиперболизированных стереотипов поведения, которые могут быть продиктованы стремлениями к "привязанности", "влиянию на других" и "эмоциональной вовлеченности". Эти примеры можно как бы расположить на крайних полюсах шкал. Для каждого из трех видов потребностей мы приведем по четыре описания, два с позиции Я → Другие, два – с позиции Другие → Я. Мы надеемся, что каждый сможет найти свое место внутри этих шкал, место, которое лучше всего характеризует поведение, направленное на удовлетворение той или иной потребности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.